Посредники

 

Генерал Алешин
Генерал Алешин

После того как в Москве были арестованы вагоны с контрабандой, пришедшие на адрес ФСБ, и в связи с этим разгорелся грандиозный скандал, стоивший постов нескольким генералам, контрабандные пути оказались под угрозой. Первыми это почувствовали посредники — проверенные люди, отвечающие за работу с клиентами и прохождение от 100 до 300 контейнеров с контрабандой в месяц. Одним из них, как мы можем предположить, могла являться Наталья Ерисковская. «Она — бывший сотрудник УФСБ по Приморскому краю, — рассказывает оперативный сотрудник одного из приморских силовых ведомств Михаил. — Работала первое время через Хасанскую таможню. После того как начальник отдела Хасанского УФСБ Дмитрий Сотник ушел в аппарат Приморского ФСБ, сюда перебралась и Наталья Ивановна Ерисковская».

 

Принимая товар на китайской территории, контрабандисты получают 100 процентов предоплаты за свои услуги. Суммы все время меняются в зависимости от таможенных ставок. К примеру, если официально за один контейнер с китайским ширпотребом таможенные платежи составляли 65 тысяч долларов, то ставка контрабандистов за полный цикл доставки из Китая до Москвы составляла лишь 25 тысяч долларов с контейнера. «Сюда входила дорога морем из китайского порта до Находки плюс передвижение по железной дороге из Находки до Москвы, — вспоминает оперативник Михаил. — Около шести тысяч долларов составляла таможенная пошлина за товары хозяйственной группы, под прикрытием которых шла кожгалантерея. Оплата посредникам — от двух до трех тысяч долларов с контейнера. Все остальное, а это около 16 тысяч долларов, — чистая прибыль, которую получали таможенные контрабандисты Лысак и товарищи».

 

С одного контейнера оплата посредникам 2—3 тысячи долларов, а прибыль контрабандистов — 16 тысяч долларов
С одного контейнера оплата посредникам 2—3 тысячи долларов, а прибыль контрабандистов — 16 тысяч долларов

Не забывали контрабандисты и сотрудников таможенных органов. По некоторым данным, только в Находке ежемесячно выделялось 65 тысяч долларов на то, чтобы таможенники закрывали глаза на контрабанду. Все было отлажено, но после арестов контейнеров в Москве, проведенных следователем Павлом Зайцевым, на другом конце страны, во Владивостоке, началась настоящая паника — посредники пытаются обезопасить оставшийся груз. Как это происходит, ясно из имеющейся в распоряжении «Новой» расшифровки телефонного разговора: 1 — голос, похожий на голос Натальи Ерисковской, 2 — китайская предпринимательница Рая.

 

1. Рая <…> на всякий случай сбрось мне, пожалуйста, все номера своих контейнеров. Напротив каждого контейнера напиши вес, количество мест и что там находится. <…>

 

2. Я не поняла, какие? Нетронутые, арестованные?

 

1. Нетронутые. Нетронутые.

 

2.<…>  Там вообще-то проблема еще не остановилась? <…>  Не наша проблема, я имею в виду проблема в Москве.

 

1. В Москве все очень плохо, вот поэтому я тебе и говорю, работать начнем через Финляндию, чтобы не стоять, иначе мы будем с тобой без денег совсем.

 

Железный Бах

 

«Московскую проблему» все-таки удалось решить после того, как дело для расследования было передано в саму ФСБ. Очевидно, было кому похлопотать: ежемесячно контрабандисты отправляли в столицу России около двух миллионов долларов. Все остальное оседало в их карманах. «Посчитайте сами, сколько это получается, — говорят наши собеседники. — От тридцати до пятидесяти миллионов долларов ежемесячно чистой прибыли, не учтенной, не зарегистрированной только непосредственно порт Восточный приносил. При этом в контрабанде участвовали практически все таможни Дальнего Востока».

 

Но в 2004 году на контрабандистов обрушилась еще одна напасть — таможня переходит под контроль Министерства экономического развития и торговли, а руководитель МЭРТа Герман Греф делает ставку на увеличение таможенных сборов по всей России. Собеседование с новыми руководителями таможенных управлений в округах министр проводит лично, и судьба главного дальневосточного таможенника Виктора Вугляра предрешена. С кандидатом на должность начальника Дальневосточного таможенного управления Эрнестом Бахшецяном вместо положенных 15—20 минут Греф общается почти два часа. «Перед тем как отправиться во Владивосток, меня три дня во всех функциональных управлениях центрального аппарата ФТС знакомили с состоянием дел, — вспоминает Бахшецян. — Мягко говоря, оно не радовало. 2004 год был единственным годом в истории Дальневосточного управления, в котором оно не выполнило план по сбору платежей. Денег брали гораздо меньше в бюджет, чем это следовало бы делать, исходя из объема товарооборота, исходя из данных статистики».

 

На новое место службы Эрнест Бахшецян прилетел в ноябре 2004 года. В многостраничных служебных документах опытный таможенник сразу же нашел первые, скажем так, нестыковки.

 

«Например, в 2004 году в Находкинской таможне за товары народного потребления, которые перевозились в сорокафутовом контейнере, в среднем в год бралось чуть больше пяти тысяч долларов налоговых платежей, — рассказывает Бахшецян. — В то же время за совершенно однотипные товары, которые оформлялись во Владивостокской таможне, в среднем платеж составлял двенадцать с половиной тысяч долларов. Разница в два с половиной раза…»

 

На Уссурийской таможне внимание Бахшецяна привлек грузовик с фруктами. Из декларации было видно, что в фуре яблок и апельсинов намного больше, чем официально заявлено. Немало удивил и вес самого тягача. «Вес грузовика был заявлен тонн на пять больше, чем это было на самом деле. Ну и соответственно на эти пять тонн была уменьшена налогооблагаемая база», — вспоминает генерал.

 

Новый начальник сразу определил для себя, ЧТО нужно менять в первую очередь. Был рассчитан минимальный уровень рентабельности, переступая за который предприниматель, по сути, должен был работать себе в убыток, но тем не менее работал. А это для любого таможенника означало только одно — здесь идет контрабанда.

 

Особое подозрение вызывали приходящие в морской порт Находки суда, по документам перевозящие строительные материалы, тротуарную плитку и цемент. Одновременно на железнодорожную станцию Находки, которая находится рядом с портом, подгонялись специальные рефрижераторные вагоны. «Причем плитка и цемент приходили на теплоходах с включенными холодильными установками, но никто из таможенников, а также контролирующих милиционеров, сотрудников ФСБ не задался вопросом: а зачем кирпичи возить в холодильниках?» — говорит Эрнест Бахшецян. Это, конечно, были не стройматериалы, а китайское мясо.

 

Бахшецян дал поручение начальнику Находкинской таможни полковнику Котлярову пресечь этот контрабандный канал. Но указание, по словам генерала, было проигнорировано. Тогда начальник ДВТУ поднял все документы по Находке и был поражен: «При Котлярове в Находкинской таможне существовала технология таможенного оформления, которая позволяла «пробрасывать» мясо, практически не оставляя следов. Объем ввоза мяса — 10 тысяч тонн в месяц. То есть примерно 120 — 130 тысяч тонн в год, но не меньше ста. Соответственно уровень налогообложения был доллар за килограмм, считайте: 120—130 миллионов долларов в год «терялось» только на мясе».

 

В августе 2005 года начальнику ДВТУ поступает оперативная информация о поставке очередной контрабандной партии мяса в Находку. Задерживать криминальный груз Эрнест Бахшецян направил своего первого заместителя Александра Воробьева. Как и предполагалось, вместо заявленных стройматериалов на теплоходе Simper Fidelis обнаружили около трех тысяч тонн мяса. «Схема была достаточно простой. В контейнер закладывалось мясо, затем выставлялось два-три ряда заявленного официального товара», — объясняет принцип работы контрабандистов оперативник Михаил.

 

Товар был арестован, а ниточки расследования привели к Геннадию Лысаку. «У меня в журнале записей посетителей есть одна запись, по-моему, за январь 2006 года, — вспоминает Бахшецян. — Написано, что приходил депутат Законодательного собрания Приморского края Геннадий Иванович Лысак, который представлял интересы ряда участников внешнеэкономической деятельности. И он мне говорил, что, если я не ослаблю административного давления, этого нажима на теневые потоки, они будут вынуждены переориентировать их на другие участки границы».

 

Это был первый тревожный звонок для нового начальника ДВТУ. Но генерал не поддался на шантаж, а контрабандисты попробовали сдержать слово. Китайское мясо начали возить через Польшу, но местные таможенники почувствовали неладное, и очень скоро на границе было арестовано 72 контейнера. Разразился международный скандал, и к Бахшецяну снова пришли договариваться.

 

А потом, как предполагаем мы и наши источники, состоялась знаменательная встреча силовиков. Была ли она на самом деле, или это наветы, стоит разобраться компетентным органам, мы лишь приводим расшифровку беседы, записанной на диктофон. «Есть оперативная информация, что с Бахшецяном встречался бывший руководитель УФСБ по Приморскому краю господин Алешин», — предполагает наш оперативник Михаил. Ходят слухи, что на этой встрече двух генералов Бахшецян якобы в очень резкой форме отказал начальнику Приморского УФСБ Алешину в какой-то его просьбе.

 

Подстава

 

На оперативника Юрия Мельникова завели уголовное дело
На оперативника Юрия Мельникова завели уголовное дело

Из справки, подготовленной аналитическим отделом Олега Елисеева, следует, что 2005 год — год активного противостояния контрабандистов и генерала Бахшецяна — стал для теневиков самым провальным. До Бахшецяна государство в день теряло по четыре миллиона долларов. И когда стало понятно, что с начальником Дальневосточного таможенного управления договориться невозможно, была разработана многоходовая комбинация.

 

«Была встреча организована в составе Шамахова, бывшего первого заместителя начальника Федеральной таможенной службы, Иванова, бывшего сенатора от Приморского края, и Бахшецяна. На этой встрече, насколько я знаю, Бахшецяну представили схему провоза товаров через таможню — чистого, белого провоза. Единственное условие — это сокращение сроков растаможки», — рассказывает оперативник Михаил.

 

Эрнест Бахшецян подтверждает, что такая встреча действительно имела место: «Да, сенатор Иванов действительно приходил ко мне летом 2005 года. Он до занятия должности сенатора был вице-губернатором Приморского края, курировал внешнеэкономическую деятельность. Соответственно он был совершенно в теме. Более того, он и не скрывал, что является лоббистом той группы лиц, которые обеспечивают логистику поставок около 80 процентов товаров народного потребления. Иванов сказал, что те люди, которых он представляет, не могут больше нести такие потери от этого жесткого административного прессинга. И сказал, что они решили согласиться с требованиями, которые предъявляю я, и начать высветлять потоки».

 

«Высветлять потоки» контрабандисты решили с помощью трех фирм: «Сэнкант», «Фрибур» и «Аргау». Все три компании были заявлены с чистой историей — «Фрибур» специализируется на товарах народного потребления, «Сэнкант» — на строительных материалах, «Аргау» — на товарах хозяйственной группы. Объем запланированных грузоперевозок был впечатляющим. Но для начальника ДВТУ главным было не это, а таможенные платежи, которые обязаны платить эти фирмы.

 

«Иванов представил мне расчет платежей, исходя из той номенклатуры товаров, который заявлялся, — 18 тысяч долларов с контейнера. Я проверил и согласился, что уровень налогообложения исчерпывающий. Иванов попросил одного — конвертировать достоверность декларирования с их стороны на скорость таможенного оформления с моей стороны. Это одна из прямых задач таможенной службы, конечно, я согласился», — говорит Бахшецян.

 

Работать эти три фирмы начали с октября 2005 года. Ежемесячно через границу они ввозили около 330 контейнеров. При этом «Фрибур», возивший китайский ширпотреб, платил в бюджет официально установленную таможенную ставку 18 тысяч долларов за контейнер, «Сэнкант» за строительные материалы — 8 тысяч долларов, «Аргау» за хозяйственные товары — 6 тысяч. Важная деталь: из 330 вагонов около 200 приходилось на китайский ширпотреб, а значит, и таможенные платежи в первый месяц работы этого официального канала были самыми большими. Но дальше начинает происходить что-то странное.

 

«В ноябре у них выплаты примерно уравнялись, а в декабре ситуация поменялась резко наоборот, — листая свой отчет, рассказывает аналитик Олег Елисеев. — У «Сэнканта» контейнеров стало больше, значительно больше, и соответственно за них были по 8 тысяч платежи, а у «Фрибура» количество контейнеров резко сократилось. И здесь надо отдать должное Бахшецяну — он остановил 42 контейнера, следующих в адрес «Сэнканта», видимо, логически понимая, что там никакие не строительные материалы, не товары хозяйственных групп, а там другие товары. И во всех контейнерах оказались товары народного потребления».

 

Когда первый заместитель начальника ДВТУ Воробьев по указанию Эрнеста Бахшецяна арестовал эти контейнеры с ширпотребом, контрабандистам стало окончательно ясно: проблему нужно решать жестко. Начальник службы собственной безопасности ДВТУ Игорь Литвинов вспоминает об аналитическом докладе, подготовленном Олегом Елисеевым. В этом документе профессиональный аналитик Елисеев, опираясь исключительно на статистику, делает недвусмысленный вывод: несмотря на резкий рост таможенных платежей, контрабанда в Дальневосточном регионе продолжается, и деятельное участие в этом принимает ряд высокопоставленных руководителей таможенного управления. О новом руководителе ДВТУ там не было сказано ни слова. Но было принято решение — эту ситуацию использовать в свою пользу.

 

5 лет лишения свободы

 

Март 2006 года. Эрнест Бахшецян на коллегии Федеральной таможенной службы в Москве. За результативную работу и большой вклад в наполнение государственного бюджета премьер-министр Михаил Фрадков награждает его именными часами. Бахшецян еще не знает, что во Владивостоке начальник оперативной таможни Сергей Мурашко и руководитель службы собственной безопасности таможенного управления Игорь Литвинов уже написали рапорта в управление ФСБ по Приморскому краю. В них они обвиняют своего начальника в содействии контрабандистам.

 

«Если судить, что материалы, то есть заявления, подписанные Литвиновым Игорем Ивановичем и Мурашко Сергеем Николаевичем, в один день попали на стол к Алешину, в один день прокурор все это дело санкционировал, и уже судья вынес вердикт, чтобы Бахшецяна арестовать, — тут, по-моему, сразу все ясно», — говорил бывший сотрудник ДВТУ Сергей Кадач.

 

Генерала Бахшецяна задержали в мае 2006 года во Владивостоке, прямо у трапа самолета, когда он возвращался из Москвы. Арест проходил громко, с участием сотрудников ФСБ в масках, под вспышки фотокамер и в присутствии корреспондентов ведущих телеканалов страны. Ни у кого не должно было быть ни малейших сомнений: генерал — самый главный контрабандист на Дальнем Востоке.

 

За все время следствия, а потом и судебного разбирательства, а это без малого четыре года, два из которых генерал Бахшецян провел в СИЗО, сотрудники спецслужб пытались найти на него компромат, секретные счета, шикарные коттеджи, элитные квартиры. Но были поражены, когда ничего этого не оказалось. А бывшие подчиненные начальника ДВТУ, ставшие главными свидетелями обвинения, Сергей Мурашко и Игорь Литвинов, на суде больше показывали свою профессиональную некомпетентность.

 

Из показаний С.Н. Мурашко, начальника Дальневосточной оперативной таможни.

 

Судья. Я правильно понял, что оперативная информация была, но пресекать — вы не пресекали?

 

Мурашко. Да. Опять же оперативная информация поступила к нам в оперативную таможню в начале ноября.

 

Судья. 4—5 месяцев у вас было. <…> Почему не пресекалась деятельность, когда вы обладали информацией об этой деятельности?

 

Мурашко. Хочу пояснить, если это возможно, о том, что функциональной обязанностью оперативной таможни, правоохранительных подразделений таможен является выявление, пресечение, предупреждение преступлений. Преступления, как мы все знаем, совершаются физическими лицами, поэтому задача правоохранительных подразделений не пресечь движение товара, не схватить этот товар, а привлечь к уголовной ответственности физических лиц. Преступление — контрабанда, совершенная с прямым умыслом, очень тяжело доказуема.

 

В 2008 году Приморский суд приговорил Эрнеста Бахшецяна к пяти годам лишения свободы. Несколько месяцев назад генерала освободили условно-досрочно.

 

…Аналитический отдел Олега Елисеева был ликвидирован — как ставший абсолютно не нужным. Против Юрия Мельникова возбуждено уголовное дело о разглашении служебной информации — оперативника заподозрили в широкой огласке незаконных методов работы сотрудников спецслужб и таможни, расследование до сих пор не завершено. Бывший сотрудник службы собственной безопасности Дальневосточной таможни Сергей Кадач умер — не выдержало сердце. Дальневосточное таможенное управление пришлось покинуть еще нескольким десяткам высокопрофессиональных сотрудников. Основным мотивом их вынужденного ухода стало сочувственное отношение к генералу Эрнесту Бахшецяну.

 

Руководитель УФСБ по Приморскому краю Юрий Алешин получил очередное звание — генерал-лейтенанта и переведен в Москву в центральный аппарат ФСБ. Начальник службы собственной безопасности ДВТУ Игорь Литвинов стал генерал-майором и назначен руководителем Южного таможенного управления. Уволенный в апреле 2006 года по представлению Эрнеста Бахшецяна Сергей Мурашко — восстановлен в должности руководителя Дальневосточной оперативной таможни. Прокурор Приморского края Аникин, подписавший постановление на арест начальника ДВТУ, сегодня возглавляет управление по борьбе с коррупцией в Генеральной прокуратуре. Бывший депутат Геннадий Лысак находится в международном розыске. По некоторой информации, он за границей, но продолжает через доверенных лиц вести свой высокодоходный бизнес.

 

(Продолжение следует)

 

Часть 1. С чего все началось и как вдруг чуть не закончилось

 

Артем Иутенков,

«Новая газета», № 123, 24.11.10

http://novayagazeta.ru/data/2010/132/20.html

.