20 июля 2010 года исполнилось 65 лет открытию сквозного движения на железнодорожной линии Комсомольск-Ванино. Решив в этот день подготовить небольшой фоторепортаж лишь по случаю прихода юбилейного поезда, мне пришлось искать ответ на вопрос: «Почему, изучая историю ДВЖД, можно запутаться в датах и даже поставить под сомнение, а действительно ли именно 20 июля в Ванино пришел первый поезд?»

 

16 июля

 

В 1995 году на здании ж/д вокзала Ванино был установлен Памятный знак, где увековечена дата – 20 июля 1945 года… Чтобы узнать о ней как можно больше, я обратилась к различным источникам и окончательно запуталась. О чем же поведали мне книги, интернет и старожилы?

 

«Учитывая приоритетный характер строительства № 500, на более поздние сроки была перенесена сдача в рабочую эксплуатацию некоторых других ж/д линий, сооружаемых НКВД СССР. Высвободившиеся ресурсы НКВД СССР и прежде всего многие тысячи заключенных были направлены на восток. Всего в сооружении рельсового пути принимало участие более ста тысяч строителей  - вольнонаемных и заключенных. Были среди них и представители репрессированных народов - чеченцы, татары, немцы Поволжья, после 1945 года - военнопленные японцы. Трудились здесь и так называемые женщины-«указницы», получившие срок за небольшое опоздание на работу или утерю документов.

 

Трудовой коллектив стройки  № 500 ценой невероятных усилий выполнил поставленную задачу: 15 июля 1945 года произошла смычка рельсового пути западного и восточного участков. Начальник Управления строительства генерал Ф.А. Гвоздевский забил последний «золотой» костыль на рельсовом пути Комсомольск-Ванино. А через час к каменному вокзалу станции Кузнецовский прибыл первый пассажирский поезд. И 16 июля, поздним вечером, первый поезд с берегов Амура подошел к берегам Татарского пролива. Его приветствовали гудками стоявшие у причалов порта Ванино океанские суда, готовые принять в свои трюмы грузы, предназначенные для охотского побережья, Камчатки, Сахалина.

 

В начале августа 1945 года специальная правительственная комиссия приняла дорогу, паромную переправу через Амур и береговые сооружения в порту Ванино во временную эксплуатацию. По ней сразу же пошли составы, превратив Советскую Гавань в крупный опорный пункт нашего флота и десантных войск, проводивших операции по освобождению Южного Сахалина и Курил от японских милитаристов...»

 

Под этой информацией стоит ссылка на авторов: Валерию Буркову, директора Музея истории Дальневосточной железной дороги при ДЦНТИ ДВОСТ ж. д. и Людмилу Гинзбург, хранителя фондов музея.

 

Эта же дата подтверждается и в юбилейном издании от 2007 года «Дорога сквозь века», посвященном 110-летию ДВЖД. В книге написано: «16 июля поздним вечером первый поезд с берегов Амура подошел к берегам Татарского пролива».

 

Не доверять им у меня нет причин, но ведь на памятной доске стоит совсем другая дата?

 

19 июля

 

Ищу дальше. Попадаю на «Календарь знаменательных дат Хабаровского края», в котором говорится: «15 июля 2010 г. - 65 лет со дня ввода в рабочую эксплуатацию железной дороги от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани... Железная дорога была построена в рекордно короткие сроки. А если мосты и другие искусственные сооружения магистрали вытянуть в длину, то они составят гигантский мост через Татарский пролив на Сахалин. После завершения строительства правительственная комиссия для приёма дороги во временную рабочую эксплуатацию на специальном поезде проехала по всей трассе протяжённостью 464 километра. Поезд отошёл от станции Пивань (тогда начальной точки железной дороги) 15 июля 1945 г. По пути он останавливался на всех крупных станциях и в Ванино – конечную точку – прибыл 19 июля. А 20 июля в порту состоялся митинг, посвященный завершению строительства железной дороги. Первые эшелоны, прошедшие по железной дороге Комсомольск-на-Амуре - Ванино, были воинскими - с техникой, вооружением, личным составом. В постоянную рабочую эксплуатацию дорога была введена через год – в декабре 1946 г».

 

Как видите, появилась еще одна дата?! А потому, я продолжаю свои поиски, чтобы понять, когда же прибыл первый поезд?

 

20 июля

 

В Википедии - свободной энциклопедии Интернета сказано: «20 июля 1945 года из Комсомольска-на-Амуре в бухту Ванина прибыл первый поезд».

 

И в книге В. Зуева, посвященной 100-летию ДВЖД «Комсомольская магистраль» (издана в 1996 г.) стоит эта же дата. Вот что написано в главе «Штурм Сихотэ-Алиньского перевала»: «Конечным пунктом укладки пути оказался оставленный разрыв на перегоне Сихотэ-Алинь – самая большая скалистая выемка Пик…Люди работали, словно в муравейнике, по 10-12 часов в смену, но не только из-за патриотических побуждений, а и в силу того, что при перевыполнении норм им сокращали срок (день шел за три) и давалась прибавка в рационе.

Руководители всех рангов находились здесь, систематически проверяя ход стройки. За ним регулярно следили командующий ТОФ Юмашев и начальник ГУЖДС Френкель. Разговор с ними по телеграфу проходил ежедневно. Суточные сводки ложились на рабочий стол Сталина…

 

12 июля с двух сторон вглубь выемки двинулись путеукладочные поезда. Права уложить последние метры трассы удостоились путейские бригады Соленковой и Бархатной… 15 июля укладывается последняя решетка. Права забить последние костыли удостоены руководители строительных управлений…».

 

Далее в главе «Открытие сквозного движения» есть продолжение данному событию: «…Утром 20 июля 1945 года  на станцию Кузнецовский  под звуки духового оркестра к каменному вокзалу  прибыл первый пассажирский  поезд, с портретом Сталина, украшенным цветами и зеленью с берегов Амура. Эстафетный поезд со знатными людьми стройки восторженно встретили тысячи строителей магистрали. У могилы А.П.Кузнецова состоялся митинг покорителей перевала. Выступили генералы Гвоздевский и Петренко, руководители стройтрестов – Кочура, Успенский, Филимонов, инженеры – Черников, Рябов, Леонов, Кондратьев, механизатор Железняк, изыскатели – Татаринцев, Маккавеев, Павлов, знатные стахановцы - заключенные Иванов, Сидоров, Козлов, Гизатулин, Кочуба, Колодяженко, Левашенко, Самар, Дятала и др. После банкетного обеда в 12.00 эстафетный поезд с лучшими строителями двинулся к берегам Тихого океана. 20 июля было открыто сквозное движение от станции Пивань-Пристань до станции Ванино…».

 

Как видим, и здесь 20 июля называется днем, когда в Ванино прибыл первый поезд. Но вот я обращаюсь к книге В.Зуева  «Первопроходцы восточных магистралей России», изданной в 2000 г. В главе «Штурм Сихотэ-Алиня» (стр.400) написано: «…15 июля 1945 года на ст.Кузнецовский  в горловине выемки Пик прошла смычка рельсового пути западного и восточного участков. Начальник управления строительства №500 генерал Ф.А.Гвоздевский  забил последний «золотой» костыль... А через час к каменному вокзалу  ст.Кузнецовский прибыл первый пассажирский поезд. Эстафетный поезд со знатными людьми стройки восторженно встретили тысячи строителей магистрали. Выйдя из вагонов, гости увидели на склоне сопки выложенный из камня огромный силуэт Сталина, а на противоположном отсеке выемки  - надпись из камня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». Затем люди подошли к могиле А.П.Кузнецова, поклонились его праху. Здесь же состоялся митинг покорителей перевала. Затем эстафетный поезд двинулся к берегам океана. 20 июля 1945 года открылось сквозное движение поездов Комсомольск-Совгавань…».

 

Как видим, один и тот же автор  называет две разные даты - в первом случае поезд на ст.Кузнецовский прибыл 20 июля, в другом - 15 июля?! Если, действительно, 15-го, как упоминается и в других источниках, то получается, что до порта Ванино от Кузнецовского перевала поезд шел 5 дней?

 

И на эти вопросы еще предстоит ответить, как и о станции, и о вокзале. Ведь на самом деле поезд торжественно встречали у морского вокзала порта Ванино…

 

Татьяна Седых,

редактор газеты «Мое побережье»

Ванино 21 июля 2010 года

.