Уважаемый Виктор Иванович!

Уважаемые народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн)!

Дорогие товарищи!

 

I

 

Е. Борисов
Е. Борисов

Сегодня мы открываем новую страницу жизни нашей республики. Исторически мы стоим на пороге нового этапа нашей совместной работы.

 

Безусловно, это огромная ответственность.

 

В полной мере осознавая эту ответственность, я хочу, прежде всего, искренне поблагодарить за оказанное мне высокое доверие Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, в соответствии с законодательством предложившего мою кандидатуру для наделения полномочиями Президента Республики Саха (Якутия).

 

Главное в любой деятельности – это результат. А результат зависит от правильно поставленных задач. Подводя итог нашей с вами совместной работы под руководством Вячеслава Анатольевича Штырова, можно уверенно сказать, что задачи, сформулированные в самом начале этой работы, при активном содействии Государственного Собрания (Ил Тумэн), предприятий и организаций, всего населения республики – последовательно решаются.

 

Короткий по меркам летописцев, но очень насыщенный отрезок времени с 2002 по 2010 годы, по сути, совпал с началом возрождения Российской Федерации.

 

Это был период, имеющий колоссальное значение для Республики Саха (Якутия) с позиции определения стратегических подходов и практических решений по многим  ключевым вопросам. Прежде всего, речь шла о необходимости оздоровления хозяйственного комплекса и бюджета республики, об эффективном и разумном управлении государственной собственностью, о планомерной диверсификации экономики и развитии, наряду с горнодобывающей, новых бюджетообразующих отраслей.

 

Способствуя нормализации деятельности существующих и созданию новых предприятий с эффективным управлением, за эти годы мы избавились от  просроченных задолженностей по заработной плате, провели большую работу по возрождению отраслей промышленности, по привлечению инвестиций для модернизации производственной базы и увеличения объемов добычи полезных ископаемых. Сохранили положительную тенденцию роста основных макроэкономических параметров. Реструктурировали все внешние долги республики. Четко определили приоритеты развития региона, с учетом дальнейшей интеграции с экономикой Дальнего Востока и всей страны – посредством реализации наших инвестиционных проектов.

 

В рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года в республике ведется строительство железной и автомобильных дорог, разрабатываются месторождения нефти, газа, угля, золота, ведутся проектные работы по другим направлениям. За каждым из этих проектов стоит расширение инфраструктуры, новые рабочие места, доходы в бюджет, которые направляются на выполнение социальных обязательств, на создание стабильной основы для роста благосостояния населения республики.

 

Мы можем гордиться тем, что в непростой экономической ситуации наши стратегические планы перешли в категорию реальных дел.

 

Мы, наконец-то, избавились от рискованной зависимости от одной горнодобывающей отрасли,  отошли от порочной практики действий методом проб и ошибок.

 

За минувшие годы мы создали механизмы полноценного функционирования органов местного самоуправления. Отрегулировали через заключение мировых соглашений давние имущественные разногласия с Правительством РФ. Наладили конструктивные взаимоотношения с федеральными и местными органами власти, которые в первую очередь были ориентированы на формирование эффективной системы межбюджетных отношений, на выполнение бюджетных обязательств на всех уровнях власти, на усиление контроля над использованием государственных средств.

 

Долгосрочный программно-целевой метод управления экономикой региона, избранный руководством республики, позволяет нам решать проблемы комплексно и более эффективно. Сегодня руководством страны переосмыслена сама роль Республики Саха (Якутия), ее геополитическая значимость, как для Дальнего Востока, так и для всей России. Создание на базе головного вуза республики Северо-Восточного федерального университета только подтверждает этот тезис.

 

Меры, предпринятые Президентом и Правительством РС(Я) за эти годы, значительно смягчили воздействие на экономику республики мирового финансово-экономического кризиса. Особо подчеркну, что мы нисколько не ошиблись в том, что своевременно приступили к модернизации государственного сектора, заблаговременно оптимизировали объем участия государства в деятельности коммерческих организаций, в том числе имеющих статус стратегических. Выгодно  реализовав часть имущества республики эффективным собственникам, мы уберегли от неминуемого краха некоторые наши системообразующие предприятия.

 

В итоге по величине валового регионального продукта на душу населения Якутия занимает сегодня 5-е место среди субъектов Российской Федерации. Более чем в 3 раза увеличился сальдированный финансовый результат всех отраслей. Более чем в 2 раза – объем налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

 

В феврале 2010 года на основе ежемесячного доклада Министерства регионального развития РФ, Республика Саха (Якутия) вошла в список регионов, положение которых значительно лучше среднероссийских показателей.

 

Уважаемые товарищи!

 

Второй президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав  Штыров досрочно сложил свои полномочия. Как и первый Президент РС(Я) Михаил Ефимович Николаев, Вячеслав  Анатольевич вписал свое имя в историю республики, как выдающийся созидатель и реформатор, добившийся очень значимых преобразований в экономике, в промышленности, в социальной сфере. Сумев провести республику через многие испытания, включая недавний мировой финансовый кризис, он передает эстафету следующему руководителю не в момент бурь и потрясений, а в пору стабильного поступательного развития. И это тем более повышает мою ответственность, нашу с вами ответственность.

 

Не растерять имеющиеся результаты, достигнутые многолетним кропотливым трудом. Не свернуть с избранного пути всесторонней модернизации республики и поступательного социально-экономического роста. Не уступить наши лидерские позиции по достигнутым показателям на Дальнем Востоке и в Российской Федерации.

 

А наоборот приумножить их, сделать еще более очевидными в соответствии с той стратегической линией, которую мы определили для себя в начале нашей совместной работы. Справиться с проблемами, которые пока остаются нерешенными. Такие установки мы должны давать себе сегодня, в полной мере сохраняя преемственность прежнего курса.

 

Но также мы должны понимать, что сохранять – не значит плыть по течению. Конечно, былые успехи не нужно забывать. Надо отдавать должное прежним руководителям республики, которые в свое время, в тех или иных конкретных исторических и политических условиях, принимали ответственные решения по развитию республики.

 

Однако мы не должны жить прошлым.

Мы должны думать о будущем.

 

II

Уважаемые народные депутаты!

 

Нам нужно всегда считаться с тем, что мы живем в  республике во многом необычной, уникальной. Во-первых, Якутия – это самый большой субъект Российской Федерации, с огромной территорией. Во-вторых, мы живем поистине в экстремальных природно-климатических условиях. Рассредоточение жителей по республике носит очаговый характер, плотность населения низка. У нас ограниченные возможности ведения сельскохозяйственного производства.

 

Мы имеем очень ранимые, гораздо более чувствительные к внешним факторам экологические системы. При формировании экономической и социальной политики, что бы ни происходило, мы всегда обязаны считаться с  вышеперечисленными особенностями и факторами.

 

Все остальные проблемы, тормозящие развитие республики – системные и локальные – находятся в пределах нашей осязаемости. Нам с вами вполне по силам справиться с ними. Поэтому, без дальнейших предисловий, перейду непосредственно к этим проблемам и к предлагаемым способам их решения.

 

С учетом того, что на предварительных слушаниях на расширенном заседании комитета с участием большинства депутатов, а также в ходе конструктивных разговоров с депутатскими фракциями и группами, мною уже было более конкретно изложено об итогах работы, целях и задачах, я не буду останавливаться детально на цифрах. Хотел бы, с вашего позволения, подойти к своему выступлению более концептуально. А если будут вопросы, отвечу дополнительно.

 

Несмотря на определенные успехи,  уровень жизни некоторой части населения республики пока все еще отстает от среднероссийского.

 

Эта проблема должна решаться в первую очередь через дальнейшее выполнение  наших комплексных задач в рамках Схемы-2020, которая синхронизирована со всеми стратегическими документами социально-экономического развития Российской Федерации. А также через реализацию специальных государственных программ и иных нормативных правовых актов, принятых в Республике Саха (Якутия).

 

В то же время необходимо понимать следующее. Даже с учетом кратного увеличения бюджетных возможностей, мы не имеем права превращать республику в орган социального обеспечения, в один большой собес. Получать адресные социальные гарантии должны только нуждающиеся незащищенные категории населения. Что же касается жителей села (а говоря о низкой доходности, мы подразумеваем преимущественно селян), то c 2011 года  направление государственной поддержки будет переориентировано исключительно с учетом товарного производства в строгой увязке с конечной продукцией. Только так мы сможем реально стимулировать результаты деятельности сельского хозяйства и создавать рабочие места.

 

Если в среднем в Российской Федерации финансирование сельского хозяйства составляет 2,2 тыс. рублей на душу селян, то в Республике Саха (Якутия) – 17 тысяч рублей.

 

Еще одна интересная информация к размышлению. В конце прошлого года в 10 улусах республики был проведен социологический опрос, который показал, что 70% опрошенных селян не считают себя бедными, а 25% уверенно говорят, что жизнь на селе улучшилась.

 

Все это красноречиво свидетельствует о том, что низкая доходность населения в Якутии наблюдается не из-за того, что мы настолько бедны. А из-за того, что не используем в полной мере свои возможности и резервы. Людям надо избавиться от неоправданного упования только на государство, а поверить в свои собственные силы и возможности. Для этого мы со своей стороны будем создавать эффективные механизмы государственного регулирования.

 

Пока реальность такова, что положительная тенденция развития экономики и те неплохие параметры, которых мы добиваемся в росте валового регионального продукта, в обороте организаций и предприятий, в основном достигаются за счет промышленности, за счет экспорта нашей продукции. Тогда как в вопросах производства местной продукции, товаров народного потребления мы испытываем большие сложности.

 

Почему так происходит? Жаловаться на препоны со стороны государства уже нельзя. Сегодня власть наоборот создает все необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса.

 

У нас в республике действует программа развития предпринимательства,  проводится системная работа по содействию занятости населения, недопущению роста безработицы, мы стараемся расширять рынок труда, выделяются соответствующие средства на такую новую и эффективную форму организации занятости, как общественные работы. Определенные сдвиги, конечно, есть.  Но неиспользованных  резервов еще масса.

 

Мы и дальше будем формировать систему поддержки предпринимательства во всех улусах республики, содействовать созданию благоприятных условий для вовлечения населения в предпринимательскую среду. Это касается налоговой политики, предоставления предпринимателям имущества, земли, устранения еще существующих административных барьеров, планомерного увеличения фонда бюджетной поддержки предпринимательства.

 

Но старания руководства республики не принесут большого успеха, если управленцы на местах будут ограничиваться лишь решением сиюминутных задач и занимать выжидательную позицию – что сверху скажут, то и сделаем. Именно из-за такого отношения к делу на уровне наслегов и отдельных хозяйств нередко отсутствует стратегическая линия работы, грамотный менеджмент. Надо четко уяснить, что не принимая своевременных мер по текущим проблемам, не реагируя на них надлежащим образом, мы всякий раз накапливаем новые, еще большие проблемы.

 

Органы местного самоуправления, как наиболее приближенные к населению, должны повышать свою управленческую роль.

 

Я уже сказал, что положительные показатели экономики, которых мы достигли за последние годы, обеспечены главным образом за счет промышленности. Однако и в этом, казалось бы, благополучном секторе, у нас есть определенные недоработки. Некоторые перспективные проекты осваиваются медленнее, чем планировалось из-за отсутствия инфраструктурного сопровождения. Сохраняются проблемы в оловянной и сурьмяной отраслях. Больше внимания нам надлежит уделять организации качественного и  полномасштабного экологического сопровождения строительства крупнейших объектов на территории Республики Саха (Якутия).

 

Несмотря на объективные причины, приняты еще далеко не все меры для сокращения убытков предприятий. Темпы производства продукции и услуг, ориентированных на внутренний рынок, отстают от темпов внутреннего спроса.  Нужно  особое внимание уделить пищевой и перерабатывающей промышленности.

 

Необходимость дальнейшей модернизации экономики требует продуманного внедрения инновационных технологий и энергоресурсосбережения.

 

Мы должны понимать, насколько важно в нынешних условиях перехода республики и всей страны на инновационный путь развития, диверсификации экономики, обновление критически устаревшего производственного аппарата, насколько значимы нововведения в сфере организации труда,  грамотное использование достижений научной мысли и передового опыта для освоения принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов. Поэтому мы договорились с представителями научной общественности республики о нашем тесном взаимодействии. О том, что в ближайшие годы нам надо кардинально изменить принцип работы научных учреждений, сделать упор на разработки, имеющие инженерно-практическую значимость и востребованные народным хозяйством. Ряд конкретных шагов в данном направлении уже предпринят. В ближайшее время нам предстоит создать организационно-правовые механизмы инновационной деятельности.

 

Система ЖКХ республики вышла из кризиса, попытки ее оздоровления дали определенные результаты. Но надо согласиться с тем, что эта важнейшая отрасль продолжает испытывать сложности, а с учетом территориальных и климатических особенностей, у нас они особенно остры.

 

Выход из этой ситуации надо искать не только в повышении тарифов, но и в оптимизации расходов, диверсификации производства. Но нам и в этом вопросе надо менять психологию населения, собственников жилья. Потребители должны принять за правило умение регулировать деятельность управляющих компаний, влиять на качество предоставляемых услуг, а самое главное, своевременно и в полном объеме платить за эти услуги.

 

Еще более важная проблема для нас сегодня – жилищный вопрос. За последние годы в этом секторе сделано немало. Однако доля ветхого и аварийного жилья в Республике Саха (Якутия) по-прежнему кратно превышает среднероссийские показатели.

 

Это заставляет нас принимать срочные действенные меры. Поэтому приоритетом нашей социальной политики я намерен провозгласить работу по решению жилищной проблемы. Для этого уже в самое ближайшее время мы примем ряд документов. Моя цель – за пять лет увеличить объемы жилищного строительства в республике, как минимум, в полтора раза. Самое главное сейчас – создать механизм доступности жилья для тех слоев населения, которые имеют доходность ниже среднереспубликанских показателей. Сегодня в городах и селах уже многие индивидуальные застройщики возводят качественные благоустроенные дома. Такую практику надо поддерживать и расширять. Развитие рынка жилья должно дать толчок оживлению стройиндустрии и лесопромышленного комплекса.

 

По-прежнему актуальна для нас проблема ветхих и аварийных зданий  социальных учреждений. Мы и дальше будем добиваться включения в федеральные программы отдельными разделами финансирования строительства новых образовательных и медицинских учреждений взамен аварийных и ветхих.

 

Уважаемые товарищи!

 

Сегодня наша республика обладает в целом достаточно хорошо развитой системой образования, в том числе профессионального. Создается Северо-Восточный федеральный университет, призванный стать центром, объединяющим потенциал существующих учебных и научных учреждений  республики.

 

Вместе с тем давно назрела необходимость по-новому взглянуть на такую проблему, как технология обучения. Мы должны постепенно переходить к инновационной, креативной технологии обучения, цель которой заключается уже не только в том, чтобы давать знания, а чтобы прививать навыки использования этих знаний.

 

В нынешних условиях мы также должны содействовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования на предприятия, участвующие в  реализации инвестиционных проектов республики. Способствовать перепрофилированию и открытию новых профессий и специальностей в соответствии с потребностями рынка труда.

 

Для этого мы продолжим укреплять материальную базу профессионально-технических учебных заведений, повышать качество преподавания и авторитет профессии педагога.

 

Запросы нынешней молодежи очень высоки. Во многом это связано с развитием информационных технологий, позволяющих молодым людям иметь широкие представления о том, насколько успешной может быть жизнь.  С одной стороны, это хорошо. Но, к сожалению, цели и ценности современной молодежи разительно расходятся с реальными возможностями. Отсюда усугубляются социальные проблемы в молодежной среде. Поэтому мы должны максимально заинтересовывать нашу молодежь, стимулировать ее к проявлению инициативы. Пропагандировать спорт и здоровый образ жизни, семейные ценности, пытаться воспитывать подрастающее поколение в духе гражданственности и патриотизма. Важно изменить отношение всего общества к молодежи. Для этого в каждой отрасли, на каждом предприятии необходимо проводить активную творческую работу с молодежью и обязательно находить применение молодым ребятам, пусть даже не имеющим опыта.

 

Одной из наших главных задач остается сохранение и дальнейшее развитие культурного и духовного потенциала общества.

 

При всех положительных моментах процессы глобализации, продиктованные сближением государств и народов, созданием транснациональных корпораций, развитием информационных технологий, необходимостью вхождения России в ВТО и другими естественными факторами таят в себе опасность для самобытной культуры коренных народов Севера. Поэтому, грамотно используя все преимущества глобализации – экономические и гуманитарные, – нам надо трепетно оберегать родную культуру. Сохранять традиционные ценности всех проживающих на территории республики народов.  Те самые ценности, которые являются залогом сотрудничества, межнациональной стабильности, толерантности, гражданского мира и согласия в нашем северном крае. Глобализации не нужно страшиться, но нужно встречать ее правильно, быть к ней готовыми.

 

Более высокие результаты требуются от нас в процессе оздоровления населения, дальнейшего повышения качества и доступности медицинской помощи путем комплексной модернизации системы здравоохранения, внедрения современных медицинских технологий. Будет принята программа полной модернизации системы здравоохранения республики.

 

Сохраняя хорошие традиции в развитии физической культуры и спорта, мы получили поддержку Президента и Правительства РФ на право проведения в 2012 году Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава». Это мероприятие должно быть проведено достойно.

 

Серьезные преобразования мы намерены осуществить в сфере государственного управления, прежде всего, с точки зрения повышения эффективности работы чиновников, руководителей предприятий на всех уровнях.

 

В рамках продолжающейся административной реформы, предстоит завершить создание электронного правительства, неуклонно повышая  качество предоставления государственных и муниципальных услуг. Жителям республики, увы, пока приходится довольно часто сталкиваться с ненадлежащим отношением к делу отдельных должностных лиц, работающих в официальных учреждениях.  Поэтому будут осуществлены меры по повышению исполнительской дисциплины и  ответственности непосредственно руководителей министерств, ведомств, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов. Продолжится принятие конкретных мер по устранению недостатков в работе властных институтов, способствующих распространению элементов коррупции.

 

Путем инвентаризации бюджетных обязательств, совершенствования программно-целевого принципа, формирования государственных и муниципальных заданий на выполнение бюджетных услуг, мы будем и впредь повышать прозрачность и эффективность расходов республиканского бюджета.

 

С учетом происходящих изменений в экономике республики и постепенного преодоления последствий кризиса, работа балансовых комиссий министерств, ведомств и Правительства РС(Я) выйдет на новый уровень. Наряду с оздоровлением финансово-хозяйственной деятельности наших предприятий, мы от всех будем требовать развития прибыльной работы в интересах республики.

 

Мы будем продолжать такой эффективный метод сверки нашей работы с ситуацией на местах, как традиционные отчеты органов исполнительной власти перед населением. Регулярно проводить встречи с главами муниципальных образований, в том числе на местах. Совершенствовать политику в отношении районов Крайнего Севера. В арктической зоне необходимо дальнейшее развитие традиционных форм природопользования (оленеводство, охотничий и рыболовный промысел).

 

Конечно же, для решения общих задач нам нельзя обойтись без постоянного  взаимодействия с парламентом республики. Новой и, уверен, действенной формой нашей совместной работы станут ежегодные Послания Президента РС(Я) Государственному Собранию (Ил Тумэн).

 

Я буду, как и раньше, придерживаться честного и конструктивного сотрудничества с политическими партиями, профсоюзными организациями и общественными движениями, средствами массовой информации. Взаимосвязь с этими важнейшими институтами гражданского общества не только способствует укреплению фундаментальных ценностей демократии, но и дает нам возможность отчетливее видеть наши упущения и недоработки. Считаю, что от наших совместных активных действий напрямую зависят результаты в работе по профилактике преступности, наркомании и алкоголизма, по устранению правового нигилизма и воспитанию гражданской ответственности населения. Хотя, главный критерий при решении указанных проблем, уверен, заключается в повышении нашей общей культуры, в  укреплении исконных семейных ценностей.

 

Курс на всестороннее взаимодействие с федеральными  органами власти, который за прошедшие годы принес свои плоды, останется неизменным. В этом направлении нам следует продолжить укрепление государственного устройства республики, как неотъемлемой части Российской Федерации – через совершенствование механизмов распределения ответственности между федеральным и региональным уровнями власти. Мы должны уйти от неопределенностей в полномочиях, которые еще сохраняются в некоторых аспектах.

 

Например, много несовершенных моментов остается в ФЗ «О недрах», в котором не произведено разграничение предметов ведения и полномочий по владению, пользованию, распоряжению этими участками недр между уровнями государственной власти РФ и субъектов.

 

В сфере природопользования, охраны окружающей среды тоже требуется наша инициатива. Нам необходимо продолжить работу по обеспечению дальнейшего рассмотрения и принятия проектов федеральных законов, внесенных Республикой Саха (Якутия), в области налогового и бюджетного законодательства.

 

В сфере бюджетного законодательства нам с вами предстоит плотно обсуждать сценарные условия социально-экономического развития РС(Я) и бюджет на 2011-2013 годы. Мы должны переходить на долгосрочное планирование не только экономики, но и бюджетных расходов. Чтобы создать более ясную картину формирования бюджета, финансового плана. Чтобы прогнозировать определенные расходы с учетом перспективы развития в ближайшее время.

 

Еще одна наша ключевая задача – совершенствование управления государственными финансами, капиталом, имуществом.

 

Под особым контролем в нашей работе останется реализация приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

 

Мы не ослабим поддержку и развитие промышленных центров, монопрофильных населенных пунктов, работу по созданию в республике особых экономических зон, в том числе туристско-рекреационного типа.

 

В рамках общероссийской политики по развитию информационного общества, мы заинтересованы в полном и качественном освещении деятельности органов государственной и муниципальной власти, способствующем обеспечению прозрачности действий власти, укреплению доверия к власти со стороны населения.

 

Нам также следует выстроить системную работу по формированию позитивного имиджа нашего уникального во всех отношениях региона на основе достижений конкретных людей в любой сфере.

 

III

Уважаемые народные депутаты!

Дорогие товарищи!

 

Наша республика имеет всё необходимое для построения благополучной жизни – богатейшие природные ресурсы, долгосрочные стратегические планы развития, стабильную социальную ситуацию, положительную динамику естественного прироста, достаточно высокий образовательный уровень населения, сравнительно молодые экономически активные трудовые ресурсы. Темп происходящих в республике преобразований требует от нас предельной мобилизации и консолидации.

 

В конечном счете, мы все – каждый руководитель, каждый отдельно взятый человек – в ответе за то, что происходит в нашем общем доме, в нашей республике, в нашей стране!

 

Около трех с половиной лет тому назад, вступая во второй раз в должность президента и говоря о совместных задачах, стоящих перед нами в интересах республики, Вячеслав Анатольевич Штыров заметил, что «ветер века дует в наши паруса». Позволю себе сегодня продолжить, и может быть полнее раскрыть эту метафору.

 

Магистральный путь социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на ближайшие полтора-два десятилетия определен. Мы уже давно не простаиваем где-то в заброшенной гавани, скрипя ржавыми якорными цепями, а уверенно и твердо, на хорошей крейсерской скорости движемся по этому пути вперед – к намеченным целям. Эти цели отчетливо видны. И если мы будем тверды и последовательны в достижении этих целей, если мы будем одной командой, если будем крепко держать штурвал и идти не только, куда дует ветер, но еще и правильно ставить парус, никакие препятствия не остановят нас.

 

Спасибо.

http://egorborisov.ru/content/view/674/1/

Фото: il-tumen.sakha.ru.