Татьяна Печетегина
Татьяна Печетегина
Участники, посетители и жюри завершившейся в Москве XV Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2020» были покорены двумя работами заслуженного художника РСФСР, хранителя традиций Татьяны Печетегиной. В них гравёр самобытно передала на моржовом клыке историю своих уэленских предков и аутентичную ванкаремскую легенду, которую ей поведал зять, известный далеко за пределами Чукотки знаток белых медведей Сергей Кавры. Итог - первое место в номинации «Обработка кости и рога».
 
Почётный мастер народных художественных ремёсел Чукотки Татьяна Печетегина должна была лично представить свои работы на выставке, проходившей в Москве с 21 по 27 сентября.
 
Однако по состоянию здоровья она не смогла выехать в столицу в составе большой делегации Чукотки, и клыки с гравировкой в её исполнении в Москву доставила начальник окружного Управления по делам коренных народов Чукотки Елена Евтюхова, а презентовала их сотрудник Музейного Центра «Наследие Чукотки» Юлия Степанова.
 
Примечательно, что «Ванкаремская легенда. Мать-моржиха» - совсем новая работа художницы, на которую она потратила около двух лет, нанеся завершающие штрихи лишь в 2020 году. Интересна и история создания произведения.
 
- Незадолго до этого я побывала в гостях у дочери Виктории и зятя Сергея Кавры в селе Ванкарем, стоящем на берегу Чукотского моря, - поведала Татьяна Александровна, которая скоро отметит своё 72-летие. - Село находится вблизи одноимённого мыса, известного тем, что там находится одно из крупнейших моржовых лежбищ.
 
В мой приезд Сергей привёл меня к лежбищу, и я увидела этих гигантов совсем рядом - незабываемое зрелище! А на следующий день мы побывали по другую сторону мыса Ванкарем, где бродят белые медведи, а одна из прибрежных скал по форме удивительно напоминала человеческое лицо. Завершила мои впечатления древняя легенда морских охотников Ванкарема, которую вечером за чаем поведал Сергей Кавры. Она-то и побудила меня начать художественную работу «Ванкаремская легенда. Мать-моржиха».
 
Янтарные слёзы матери-моржихи
 
Эта легенда родилась в глубокой древности у морских охотников селения Ванкарем. Издавна через эти места проходила сезонная миграция моржей, мясо которых люди запасали на долгую зиму. Но однажды зверь не пришёл. Проходило время, а моржей всё не было видно. Ожидание превращалось в беспокойство, ведь время близилось к зиме.
 
Ежедневно приходила на берег и одна из жительниц селения, у которой были маленькие дети. Она с тревогой думала, что же их ждёт, если сбудутся слова некоторых потерявших надежду земляков, которым не помог даже обряд кормления духов.
 
В один из дней, когда женщина вновь вышла к морю, сидевшая рядом чайка вдруг пронзительно закричала, будто чувствуя волнение многодетной матери, которая в отчаянии обратилась с мольбой к духам предков.
 
Внезапно в голове женщины раздались их голоса. Духи поведали, что знают о голоде в селении и могут помочь, но для этого она должна принять облик моржа и привести новых сородичей на берег. Не задумываясь, та согласилась…
 
Через день-другой морские охотники Ванкарема начали бурно готовиться к добыче наконец-то приплывших на побережье моржей. И лишь старики с грустью смотрели на осиротевших детей своей землячки.
 
К вечеру охота удачно завершилась. В ночной тишине догорали костры, а недалеко от берега плавала мать-моржиха, которая жаждала вернуться к детям. Она с нетерпением ожидала новой беседы с духами и вскоре услышала долгожданные голоса. Духи сказали, что женщина сможет увидеть ребятишек лишь с условием её возврата в море, но в памяти людей останется легенда о матери-моржихе, которая пожертвовала собой ради спасения своих детей и родичей. В последний раз тогда навестила женщина родных в человеческом облике и вернулась в море.
 
Но мать-моржиха решила, что она не останется навсегда в облике морского зверя. Она пробралась на берег моржихой, затем превратилась обратно в человека и, дойдя до скал, стала каменной глыбой, на которой явственно проступали черты человеческого лица. С тех пор морские волны омывают это лицо, а когда скатываются вниз, превращаются в солёные слёзы, падающие из каменных глаз матери-моржихи.
 
Спустя некоторое время люди стали замечать на побережье янтарные солнечные камушки - слёзы матери-моржихи. И когда сельчане находят их, то, как и говорили духи, обязательно вспоминают эту легенду.
 
Перенося устное повествование на материальный носитель, Татьяна Александровна попыталась как можно полнее отразить на клыке его сюжет.
 
- Во-первых, своё место нашли сам мыс Ванкарем и древние землянки-жилища. Также отображены охотники, ведущие наблюдение за моржами, и обряд кормления духов предков, - пояснила мастерица. - Особняком стоит на берегу океана многодетная мать, над которой реет одинокая чайка. Затем женщина подчиняется духам предков, спускается к кромке воды, погружается в волны и превращается в моржиху. Уже в этом обличье она пригоняет к стойбищу морских охотников моржовое стадо, и вскоре на берегу начинается разделка туш, заготовка мяса на зиму, в которой принимают участие и дети матери-моржихи. Показано её прощание с детьми под покровом ночи и то, как она превращается в каменную глыбу с лицом человека и навеки остаётся в скалах.
 
История рода на кончике резца
 
Вторая работа Татьяны Печетегиной, которая была представлена на «Сокровищах Севера», была создана в 2008 году и называется «Предки Увэлерэмкын рода Эвынувэлельыт». В ней мастер поведала о своих родичах и их образе жизни, рассказала о своём предке Оой Тнескине, который был старостой Уэлена в XIX веке.
 
- Мой отец Печетегин был семейным наставником, он владел техникой рисования на кости сюжетов на морские темы, прекрасно знал историю своих предков, древние праздники. В его памяти хранилось множество историй, случившихся в море на охоте, и многие другие детали традиционной жизни народа, которые он передал нам, своим детям, - поделилась Татьяна Александровна, показав чёрно-белый снимок 1955 года, на котором изображён её отец, только что вернувшийся с охоты, она сама и её старшая сестра Надежда. - Труды отца не пропали даром - резчиком по кости сначала стала моя сестра, потом я. Также резчиком и гравёром по кости стали мой сын Сергей Комиссаров и внук моей сестры Владимир Наус. Большинство наших работ сделаны по мотивам рассказов отца Печетегина и матери Амак, хранительницы сказок рода семьи Эвынуэлельыт села Уэлен. Я стараюсь как можно больше историй перенести на кость, чтобы сохранить их для потомков, - скромно заключила наша собеседница.
 
Между тем
 
Горячо поздравили Татьяну Александровну с очередной заслуженной победой и её эскимосская родня с Аляски. Эскимосские корни появились в чукотском роду Печетегиных от далёкого предка Тнескина, который в начале XIX века на шхуне дошёл до самого Сан-Франциско.
 
Майя Тимченко
«Крайний Север»
https://www.ks87.ru/163/11883.html