Владимир Путин, будучи на Сахалине, не счел возможным слетать на "спорные" Курильские острова. А через несколько дней после этого снял со всех постов и Виктора Ишаева буквально накануне сентябрьского дня победы над Японией. Фото Алексея Баяндина
Владимир Путин, будучи на Сахалине, не счел возможным слетать на "спорные" Курильские острова. А через несколько дней после этого снял со всех постов и Виктора Ишаева буквально накануне сентябрьского дня победы над Японией. Фото Алексея Баяндина
7 февраля в соседней Стране Восходящего Солнца с начала 80-х годов прошлого века ежегодно, можно сказать, довольно пышно отмечают так называемый День северных территорий (как любят ремаркировать уважаемые "Дебри-ДВ свои материалы на иностранную тематику, по-японски праздник иероглифически именуется 北方領土の日 ).
 
Нынче, понятно, что торжество носит яроквыраженный политический аспект. Но по сути это праздник, если можно так сказать, как бы историко-экономическо-географический. Хотя вполне может именоваться международно-дипломатическим. День празднуется в честь заключения 26 января (7 февраля) 1855 года Симодского трактата о торговле и границах, подписанного Японией и Российской империей.
 
«Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией», - было прописано в рескрипте. Он стал первым дипломатическим документом, подписанным между Российской империей и Страной Восходящего Солнца.
 
Задачу возложили на дипломата Евфимия Васильевича Путятина, одного из самых образованных людей того времени. В состав экспедиции также входили писатель Иван Гончаров и будущий знаменитый авиастроитель Александр Можайский.
 
12 августа 1853 года фрегат «Паллада» прибыл в порт Нагасаки. Переговоры затянулись. Путятин отправился в Корею и составил ценные путевые записки. В условиях Крымской войны Россия не могла долго держать корабли у берегов Японии.
 
Переговоры, между тем, никак не сдвигались с мертвой точки.
В дело вмешалась стихия: из-за землетрясения на русский корабль обрушилось цунами. 500 членам экипажа пришлось покинуть судно. Путятин попросил у японских властей разрешения на постройку в бухте Хэда нового корабля. Шхуну построили всего за два месяца.
В конце января (по ст. стилю) договор о дружбе и торговле был подписан. Между двумя государствами устанавливалась граница. Сахалин был признан неразделенной демилитаризованной зоной. Крупнейший остров Итуруп
перешел японцам. В 1875-м был заключен договор, по которому Россия уступала все Курильские острова в обмен на владение Сахалином. Путятин за успех миссии получил титул графа и по возвращении в Россию занял пост министра народного просвещения. Кроме того, Евфимий Васильевич был первым из иностранцев награжден орденом Восходящего солнца.
 
Один из царских российских дипломатов писал: «От обмена Курильских островов на Сахалин Россия не только не получила выгоду, но, наоборот, попала впросак, потому что, если Япония устроит сильный порт на каком-нибудь из Курильских островов и тем пресечет сообщение Охотского
моря с Японским, Россия потеряет выход в Тихий океан и очутится как бы в сетях. Напротив, если бы она продолжала владеть Курильскими островами, Тихий океан был бы для нее всегда открыт».
 
После поражения николаевской России в войне 1904−1905 годов южный Сахалин вновь перешел Японии.
 
В общем тогда Япония получила Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи, который в России называют Малой Курильской грядой. Остальные острова признавались российскими владениями.
 

Кому как не нам, на востоке России, обсуждать эту тему прежде всего? Многие годы, общаясь с друзьями-коллегами из Японии, начинаешь чувствовать, что эта проблема все быстрее возводит между нами политический и экономический барьеры. И сегодня я приведу высказывания тех людей, которые предлагают отдать эти территории соседней стране. Сразу скажу, что по этому поводу у меня иная точка зрения.
 
Итак, по мнению апологетов передачи Курил, мало кто из наших граждан понимает, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи вообще никогда нам не принадлежали на основе международного права и добытых Россией самым непорядочным образом.
 
Как говорится, прихватили под шумок последних залпов Второй мировой у японцев их законные острова и более полувека выдаем чужую территорию за свою. Россия вообще не имела никакого права 2 февраля 1946 года закреплять за собой Курильские острова до заключения мирного договора по одной простой причине: вопросы территориального размежевания регулирует международное право, а не внутригосударственное.
Другими словами, телегу стали толкать впереди лошади: мирного договора нет, а Курильские острова и южная часть Сахалина уже за нами. Как в той поговорке - без меня меня женили. И говорить после этого о каких-то нарушениях декларации 1956 года, даже просто неприлично. Ведь посмотрите, что произошло: Россия нарушила пакт о нейтралитете и начала 9 августа 1945 года войну против Японии, хотя не имела на это никакого права. Уж если подписался о ненападении - будь добр, соблюдай. Япония ведь тоже могла напасть на Россию в ноябре 1941 года во время битвы под Москвой, и вся война с гитлеровской Германией закончилась бы сокрушительным поражением СССР в том же году. И тогда сейчас у нас были бы масштабные территориальные проблемы от Владивостока до Омска. Но ведь Япония как бы то ни было выполняла обязательства, связанные с пактом о нейтралитете, чего, к сожалению, не скажешь о России. И даже объявление войны Стране восходящего солнца тогдашние советские власти увязали не с идеалами борьбы против японского милитаризма, а с местью за поражение царя Николая в войне с Японией 1904-05 годов, которого сами же большевики в 1918 году и расстреляли! Да, Япония на тот момент была агрессором.
 
Но ведь официально в 1939 году и Советский Союз был исключен из Лиги Наций за развязывание войны с Финляндией и объявлен страной-агрессором. Тогда по идее стоило наказать тех, кто вообще развязал агрессию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Причем тут Курильские острова? Зачем заниматься безапелляционной территориальной экспансией? Ведь в Атлантической хартии 1941 года, к которой присоединился и СССР, а также в Каирской декларации 1943 года и Потсдамской декларации 1945 года черным по-белому написано, что Япония должна быть лишена всех территорий, которые она захватила в результате своей агрессии.
 
Но вот Курильские острова Япония силой никогда не брала. Они отошли ей по мирному Симодскому трактату 1855 года и еще более мирному Петербургскому соглашению 1875 года. Кстати, при так называемом освобождении Курил там не проживало ни одного гражданина СССР. К примеру, захвати в 1945 году Красная Армия Хоккайдо (осечка вышла в самый последний момент), так и за этот остров сейчас точно также бы держались как за исконно российскую территорию.
 
Почему же столько лет у целой планеты на глазах российские власти даже слышать не хотят об элементарных территориальных переговорах с Японией, а точнее с международными организациями?
Дмитрий Медведев впервые отправился на Курилы в ноябре 2010 года в должности президента РФ.Уже после того как Дмитрий Анатольевич прибыл на Кунашир, премьер-министр Японии Наото Кан выразил "крайнее сожаление" по этому поводу.
 
- Я четко осознаю, что территории - это основа национального суверенитета, - говорил тогда Наото Кан. - Районы, в которые СССР вступил уже после 15 августа 1945 года, - это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении.
 
Повторюсь, такова вкратце точка зрения апологетов готовящегося«Закона  о передаче Курил" влиятельных российских политологов, предложивших президенту Медведеву девять лет назад срочно отправиться в Японию и подписать мирный договор. Но глава государства не согласился с этой идеей.
Кто бы и как не относился к тому же Дмитрию Медведеву, но справедливости ради надо уточнить, что он был первым и единственным высшим руководителем нашей страны, посетившим Курилы. Даже самый долгосрочный глава российского государства вездесущий Владимир Путин не соизволил ни разу посетить спорные острова. На Сахалине бывал, этого не отнимешь, хотя бы в самом сложном для Дальнего Востока году - 2013-м, но Курильские острова были обойдены его вниманием.
 
А значит, многолетний конфликт с Японией и, естественно, с США, открыто заявившими свою позицию, будет только разрастаться. И реального выхода, увы, пока не просматривается.
 
Второе или третье сентября?
 
А что же "агрессивная" и одновременно благословенно-состоятельная Япония?
 
На Дальнем Востоке 2 сентября с некоторых пор регулярно и торжественно отмечают наш  День Победы.  Между прочим, предложил в свое время отмечать этот праздник Виктор Ишаев. Если мне не изменяет память, бывший хабаровский губернатор вел речь именно о Дне Победы над Японией, и не 2, а 3 сентября. Да-да, эта дата увековечена на памятной медали, которую вручали победителям Кантунской группировки. Но российские власти этот праздник узаконили вторым числом первого осеннего месяца и назвали осторожно - Днем окончания второй мировой войны. Наверное, чтобы не обижать наших соседей - японцев. А Виктора Ивановича буквально накануне сентябрьских победных праздников все в том же 2013 году Владимир Владимир снял уже с самых высоких его двух постов - президентского полпреда и главы Минвостокразвития. Как по мановению волшебной палочки после этого Ишаева даже прекратили приглашать на парадные праздничные трибуны ко дню победы. Стыдно, господа. Стыдно и мелко.
 
Забыли россияне и 7 февраля - знаменательный день подписания Симодского торгового соглашения. А вот японцы его помнят и празднуют ежегодно, пренциозно именуя Днем северных территорий.
 
Напомним, что мы потеряли в дальневосточной войне с Японией более 12 тыс. человек. Японские войска потеряли 84 тыс. человек, было взято в плен более 650 тыс. японских офицеров и солдат. За заслуги перед Отечеством 308 тысяч наших солдат получили ордена и медали, 87 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Из них большое количество дальневосточников. Честь им, слава и вечная память.
 
Надо сказать, эта наша победа была настоящей трагедией для императорской Японии, которая, как известно, должна была в принудительном порядке ликвидировать свою армию, а значит и всю военную промышленность. И она их ликвидировала. Но по иронии судьбы именно эта ликвидация ВПК подготовила идеальнейший плацдарм для последующего развития экономики и создания у нас под боком самой высокотехнологичной и динамично развивающейся страны в мире.
Япония направила все свои ресурсы в энергетику, металлургию, машиностроение, взялась за жесткий контроль твердой валюты. Это перекрыло утечку денег за границу на импорт потребительских товаров и способствовало импорту лишь самых передовых технологий.
Япония предпочла «купить удочку вместо рыбы». И не просто удочку, а спиннинг. Банковская система Японии тоже была под жестким контролем. Предприятия начали быстро расширять свою деятельность за счет легких кредитов. Также была введена стабильная и простая система налогообложения.
Многие считают, что Япония совершила чудо за счет своего экспорта. Однако до того, как она стала торговой супердержавой, прошли годы. Например, японские автомобили начали пользоваться огромным спросом в США только к концу 60-х годов. А основным двигателем роста страны были, как ни странно, внутреннее потребление и постоянно растущие капиталовложения, причем, половину вкладывали частные инвесторы.
 
Во второй половине 50-х годов в Японии начался «бум потребления», то есть виток бешеного спроса на совсем новые для того времени товары - пылесосы, холодильники, телевизоры, бытовую технику и, конечно, непременные автомобили.
 
Также постоянный рост капвложений с импортом передовых технологий, стимулируемый специальной налоговой ставкой «ускоренной амортизации», резко повысил производительность труда в Японии и обеспечил становление тяжелой и химической индустрии, обладающих гораздо большим, чем легкая промышленность, влиянием на рост других отраслей.
И к 1970 году жизнь японцев изменилась до неузнаваемости. Зарплата неуклонно росла не только в бурно развивающихся отраслях, но и попутно в относительно отсталых. Благодаря всему этому Японии удалось сегодня построить общество, в котором почти 100 процентов его членов сегодня причисляют себя к среднему классу.
 
А что же наша любимая Россия - страна-победительница «всех и вся», страна, раскинувшаяся по двум частям света, страна, восставшая в короткие сроки из пепла после Второй мировой войны?
 
Не больно ли нынешним и прежним правителям сегодня, спустя 74 года после общемировой победы именно на Дальнем Востоке, смотреть на нищих стариков-ветеранов, ищущих в автобусе мелочь, на талантливых молодых людей, не могущих найти достойную работу, на предприятия, которые кое-как сводят концы с концами, на вечно «убитые» дороги, и, наконец, на наши автозаводы, так и не научившиеся делать хорошую технику, даже на прекрасные и качественные японские автомобили, которые производятся из нашего же дальневосточного металла – короче, на все. Не больно?
 
Не больно осознавать, что мы совсем недалеко ушли от нищих времен войны, что мы плетемся со своим «непотопляемым» ВПК, да и со всей отсталой промышленностью позади той же Японии, с позором проигравшей нашим отцам и дедам? Мне больно и стыдно.
 
Петр Рощупкин