Большой Шантар
Большой Шантар
Начало см. ч.1ч. 2ч. 3ч. 4, ч. 5.
 
С острова всех забрали на большую землю.
 
В городе экспедицию ждал профессор-палеонтолог М. Он внимательно расспрашивал и записывал рассказы Аркадия Николаевича, Саши и Наташи.
 
Оказалось, что повстречав живых птеродактилей и увидев древнешантарского пеликана, экспедиция сделал большое научное открытие.
 
Как объяснил профессор, все палеонтологи мира давно сошлись во мнении, что птеродактили были ящерами, и крылья у них были кожистые. Но как тогда они могли переносить зиму на Шантарах – ведь официально это холоднокровные1 гигантские рептилии?
 
– А зачем им перья? Вы же сами говорили – видели перья и даже спутали их с черными журавлями. А маленький птенец был плюшевым, а не голым, – рассуждал профессор. – Значит, у них были пикнофибры – это как бы прото-перья! Благодаря волосяному покрову у этих примитивных пернатых усовершенствовалась терморегуляция, возникла теплокровность. А палеонтологи давно замечали на скелетах остатки трубчатых тонкостенных или тонких пластинчатых структур. Что же это, как не прото-перья? Птеродактили были оперенными, однозначно.
 
Профессор объяснил, что именно перьевой покров птеродактилей необходим был им для сохранения тепла. Перья и любой волосяной покров холоднокровным бы только мешал.
 
По словам профессора, оказывается, ученые нашли один скелет птеродактиля, и в нем, с помощью рентгена, увидели остатки сердца. Оно 4-х камерное! Выходит, птеродактили были теплокровными2! А вот у холоднокровных рептилий сердце 3-х камерное, ведь энергия на обогрев тела им не нужна.
 
И самое главное: скелеты птеродактилей по форме весьма напоминают скелет пеликанов!.. Так что они могут быть родственниками...
 
Дима внимательно слушал о приключениях ребят на озере, а Николай Антоныч после всего заявил, что если эта информация просочится в прессу, то на Шантары нагрянут туристы со всего мира, и природе придет конец.
 
– Надо молчать, – предложил он. – В общем, вы ничего не видели, ничего не слышали. Я сам буду за всех говорить.
 
Как и обещал Николай Антоныч, он созвал журналистов и вместе со своими коллегами на пресс-конференции рассказал кое-что о своих приключениях на Шантарах. Здесь он тряс неизвестной костью, которую именовал то от позвонка древнешантарского пеликана, то он крыла птеродактиля. Мол, это еще предстоит установить. Пока только радиоуглеродный анализ дал цифру, что этой кости около 100 млн лет... Потом показывал шантарскую радиотелеграмму от профессора М.
 
– А живого динозавра вы то видели? Есть на Шантарах птеродактили или пеликаны? – сыпали вопросами журналисты. – Есть их фотографии?
 
– Нет! – привстал Николай Антоныч, не дав даже робкой попытки ответить другим. – Нет! Все что писали ранее о наших приключениях – вранье. Мы убедились, что затерянного мира не существует. А все Шантарские острова вдоль и поперек прошагали туристы и инспекторы национального парка. Даже они ничего не видели.
 
Но не убедителен был Николай Антоныч сегодня.
 
Зачем тогда устраивать весь этот спектакль? И как быть с костью того же птеродактиля или пеликана? Одна только эта находка говорит о том, что когда-то прародители птиц все же гордо реяли над нашими островами и морями... А вдруг они до сих пор где-то живут?..
 
Когда закончились все выступления, автор сего повествования подошел к членам экспедиции, чтобы узнать, что же на самом деле произошло на островах в Охотском море. Кое-кого знал лично. Но всем было некогда.
 
Саша посмотрел и молча протянул свою крепкую загорелую руку.
 
– «Тчк» или «зпт»? – улыбаясь, спросил он.
 
– «Тчк»... Шантары открыты!
 
Некоторое время спустя он передал большое белое перо того самого последнего древнешантарского пеликана (лат. Pelecanus antiqua Shantar) – горький трофей Шантарских островов.
 
– Пишите им свои рассказы! – предложил Саша. – Дороже золотого паркера.
 
Этот раритет еще никому не показывал, и, разумеется, не стал макать в чернила. Хотел отдать Наташе, но она отказалась взять...
 
Перо меньших размеров, вместе с багровыми камнями яшмы, видел дома у Аркадия Николаевича. Он как раз разбирал свои шантарские вещи и искал там блокнот, где делал записи именно о той поездке. Откуда оно у него? Но генерал заверил, что выдернул необычное перо с самого обычного домашнего гуся, и пишет им стихи, прямо как Пушкин. Но что-то не верилось в этого гуся. Хотя, конечно, до последнего шантарского гуся еще далековато...
 
Сашу оштрафовали за незаконную охоту на особо-охраняемой природной территории, а сам он, добровольно, в качестве послушания, на год ушел работать инспектором на острова...
 
Константин Пронякин.
(окончание).
 
P.S. Поездка с этими героями на Шантарские острова, к сожалению, не состоялась по причине, о которой вы, читатель, подумали в первом же абзаце. Наши герои тоже так подумали еще на материке, когда эта история только начинала складываться, и разошлись как в море ледоколы. А зря! Ведь все тайное рано или поздно становится явным и понятным.
 
Большая часть шантарских приключений написана в путевом дневнике неизвестного автора. Блокнот с записями найден в дровнике метеостанции вашим покорным слугой в одну из поездок на Шантары. Сколько лет он нам пролежал – не известно. Но сохранность книжки хорошая. А нынешние герои попали в рассказ, лишь потому, что очень дороги сердцу автора. Там же, в тайнике, оказалась записка, которая, похоже, так и не дошла до адресата. Возможно, ее огласка будет полезна для одного из героев...
 
«Обычная дружба начинается с какого-то заметного шага навстречу, когда из ряда безликих людей проявляется один, почти с такими же интересами и увлечениями.
Да, это не любовь между мужчиной и женщиной, дружба идет где-то параллельно, опережая, обгоняя, или отставая, но, как правило, не мешая друг другу.
Не зря же говорят, дружат со школьной скамьи, бывает дружба с песочницы, с детского сада, с армии, с вуза, дружат семьями, коллективами, поколениями.
У всех это бывает по разному, и у каждого своя дружба, свое понимание. Да, как бывает любовь по расчету, так бывает и с дружбой. Один рассчитывает на одно, а второй – на другое, и вроде, всем хорошо. Но...
 
Но так бывает, когда любовь и дружба несовместимы. Или когда дружба вмешивается туда, куда не положено...Бывает и наоборот...
Я даже не помню, как все это произошло – это предательство со стороны моего друга. Хотя, теперь, спустя некоторый промежуток времени, когда я думаю, мог ли совершить друг такой шаг по отношению ко мне – я понимаю, что не мог. Друг не мог, а вот не друг – вполне. Да, и предательство – слово какое-то громкое. Было ли оно вообще? Может, для одного было, для другого – нет. Или все «почудилось»? Субъективно же всё...
 
А история эта происходила тихо-тихо. Ход событий заворачивался в клубок, где я был участником всего действа. Потом закрутилось, завертелось...
На острове ведь все рядом, все вместе и всё на виду, поэтому было легко понять, что происходит. Конечно, если захотеть понять, а не закрывать глаза.
Когда все спали, скрипнула дверь... [далее лист обрывался]».
 
Короткое окончание было записано на обороте: «...Когда все сидели вместе и обсуждали планы на следующий день, всё стало ясно... В этом вихре Она и пропала...
Можно ли после того простить?»
* * *
1 Пойкилотермия – состояние организма, при котором температура тела живого существа меняется в зависимости от температуры внешней среды.
2 Гомойотермия – способность живого существа сохранять постоянную температуру тела, независимо от температуры окружающей среды. Российский арахнолог (изучающий пауков) и палеонтолог Кирилл Еськов считает, что динозавры занимали не просто промежуточное положение между теплокровными и холоднокровными животными, но принципиально отличались от обоих. Динозавры более 1 метра в условиях ровного и теплого (субтропического) климата с малыми суточными колебаниями температуры вполне способны были поддерживать постоянную температуру тела выше плюс 30 градусов: теплоемкость воды (из которой на 85% состоит тело) достаточно велика, чтобы оно просто не успевало охладиться за ночь. Высокая температура тела обеспечивалась исключительно за счет поступления тепла извне, безо всякого участия собственного метаболизма (на что млекопитающим приходится тратить 90% потребляемой ими пищи); см. Еськов К. Ю. Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней. О чем молчали учебники. – М.: Энас-книга, 2012. – 312 с.