С легендарным старателем, бывшим политзаключенным и другом Высоцкого Вадимом Тумановым мне посчастливилось увидеться ровно 20 лет назад в районе Свободного. Он приехал, как сам выразился, «быстренько посмотреть» первые новые импортные бульдозеры, которые закупил для одной из многочисленных своих золотодобывающих артелей. Хоть и не к месту, но не удержусь: шикарный мужик этот Туманов, которому тогда стукнуло 60 лет, - не сломался на зоне, а затем высоко поднял себя и других во времена всеобщей уравниловки и травли самых активных. К слову, среди последователей и единомышленников Вадима Туманова – хабаровчанин, экс-глава старательской артели «Амур» Виктор Лопатюк.

 

Невмоготу переписка

 

Надо сказать, сам Туманов «хлебнул» Дальнего Востока по всем направлениям. Осенью 1948 года его, третьего штурмана парохода «Уралмаш» арестовали в Приморье, предъявив обвинение сразу по трем пунктам 58-й статьи: шпионаж, террор, антисоветская агитация. И в конце 1948-го он отправился на Колыму, восемь лет проведя в лагерях. Освободившись, Туманов начал сразу создавать крупнейшие артели в стране, большинство из которых успешно работают и поныне. Среди них и наши, хабаровские: «Восток», «Приморзолото», «Амур».

 

А в самый разгар перестройки в 1987 году наиболее известная и мощнейшая тумановская артель «Печора», одно из лучших золотодобывающих предприятий страны, была «убита». В разгроме предприятия приняли участие аж шесть отделов ЦК КПСС, а также наш коллега, главный редактор газеты «Социалистическая индустрия». А еще министр цветной металлургии, члены Политбюро ЦК КПСС. Как ни странно, в числе тех, кто уничтожил уникальное предприятие, оказался и М.С. Горбачев.

 

Не хочется сослагательного наклонения, но чем-то, пусть и в другом, коммерческом, аспекте, история с артелью Виктора Лопатюка повторилась не так давно в Хабаровске. А так бы, глядишь, и справил бы Владимир Высоцкий свой 70-летний юбилей где-нибудь на прииске Тас-Юрях вместе с двумя старателями и основателями «Амура». Но писать-фантазировать об этом не хочется. А посему вернемся к «шансонье всея Руси». Был он у нас в Хабаровском крае или нет?

 

Кадр из х/ф «Хозяин тайги»: В. Золотухин и В. Высоцкий
Кадр из х/ф «Хозяин тайги»: В. Золотухин и В. Высоцкий

 

Следы «Хозяина»

 

Вряд ли Вадим Туманов слышал о маленьком лесном поселке Бичевая, что в 130 км от Хабаровска, где снимался третий фильм из серии «Хозяин тайги». Автор попросил рассказать о давних событиях известного журналиста-телевизионщика, ныне директора дальневосточного представительства ИТА «Трио» Дмитрия Андреянова, который невольно наткнулся «на след Высоцкого», работая тогда в газете «Амурский меридиан».

 

- А что вы об этом вспомнили? - удивлялись тогда жители Бичевой в разговоре с журналистами. – Ну, снимали у нас «Хозяина тайги»… Но давно это было, - добавляют и в датах несколько путаются.

 

Первого «Хозяина...» с Золотухиным и Высоцким режиссер Владимир Назаров снял в 1967 году. Киношники продолжили тему: повысили Золотухина в звании до капитана, поменяли герою фамилию и «завели новое дело» - убийство мирного ученого-зоолога, занимавшегося изучением таежных парнокопытных. Высоцкий в «деле зоолога» участия не принимал, так как «сидел за ограбление магазина» в предыдущем фильме. Часть вторая получила название «Пропавший свидетель» и вышла на экраны страны в 1976 году. Оба фильма были сняты в Сибири, в Красноярском крае.

 

«Ударные» съемки

 

А вот «Хозяин тайги-3», снятый в 1977 году как раз в Бичевой, попал в прокат в 78-м. Уже дальневосточник капитан Сережкин расследует дело о плотах, севших на мель во время сплава, драке лесорубов с бригадиром, убийстве последнего и пожаре на лесоскладе. На киноафишах третьего «Хозяина» обозначили так - «Предварительное расследование». Высоцкому там тоже не отвели роли.

 

Но, как утверждают некоторые жители Бичевой, Владимира Семеновича видели те, кто был задействован в обслуживании киногруппы. До съемочной площадки актер якобы добирался на «своем» транспорте. Знаменитость, по словам сельчан, инкогнито жила в Хабаровске, а на работу ежедневно летала на вертолете. По воздуху же и возвращалась в краевой центр. И так целый месяц - пока шли съемки фильма…

 

Кадр из х/ф «Хозяин тайги»
Кадр из х/ф «Хозяин тайги»


Ольга Сысоева тогда трудилась за прилавком бичевского сельпо. Покупателей в тот летний день было мало: народ на лесоповале.

 

- Не-е, Золотухина-то в милиционере, который зашел к нам в магазин, я и не признала. Это к вечеру люди сказали, что кино приехали снимать в Бичевую. И Золотухин там был, и Юматов, и Шульгин, и артистка еще с ними популярная… Забыла фамилию.

 

- Очень общительный, - делится впечатлениями Ольга Ивановна. - Обо всем выспросит, сам что-нибудь расскажет. Веселый, в общем, мужик. Ездил по деревне на велосипеде. В один прекрасный день заехал в сельпо, а когда вышел - нет велосипеда, угнали.

 

Съемочная площадка находилась в 35 километрах от села. В урочище «Ударный» на крутом склоне берега бурного Хора кинематографисты разбили лагерь, там же хранили реквизит и декорации. Но сами жили в сельской гостинице. Здание до нынешних дней не сохранилось, не осталось даже фундамента. Каждое утро киногруппа - режиссер, актеры, операторы и прочий персонал - брали камеры (аппаратуру на берегу не оставляли) и грузилась на аэроглиссеры и моторные лодки. Владимир Гудков служил рулевым на одном из катеров - в трудовой книжке у него записано: глиссерист.

 

- Золотухин с режиссером со мной ездили, - вспоминает Владимир Лукьянович. - Они с моего борта на камеру берега еще снимали. Я в кино не попал, а вот напарник мой - да. Когда фильм смотрели, его видели - на моторке плыл - и берега наши узнали, и лесосплав тоже наш - хорский.

 

В фильме есть эпизод: Золотухин - Сережкин беседует у костра о смысле жизни с таежным аборигеном. Сыграл мудрого удэгейца в самом деле местный из села Гвасюги, что в 100 километрах от Бичевой.

 

- Фамилия его, кажется, Кимонко, - говорит Гудков. – Ой, как на него режиссер ругался: «Не так сидишь, не так говоришь!». Сколько раз одну и ту же сцену снимали! Куда потом Кимонко подевался - не знаю.

 

Дальний Восток это близко

 

Мемориальная доска на горной реке/ Минусинск
Мемориальная доска на горной реке/ Минусинск

Что касается тайных наездов Высоцкого на съемку, то больше об этом никто из жителей и не говорил. Да и, повторимся, ни в одном интервью Владимир Семенович об этом не упоминал. Может быть, не был, а, может, и не хотел «светиться»?

 

Хотя, говорят, что легендарный бард опять же инкогнито приезжал и к Вадиму Туманову и в Свободный. Вадим Иванович об этом также, как и Высоцкий, ни разу не заикался… Либо это были слухи, либо визиты Владимира Семеновича на Дальний Восток были окружены завесой некой таинственности, как и многое другое, связанное с его жизнью.

 

Хотя именно Вадим Иванович ни с того, ни с сего впервые предположил тогда, в Амурской области, что Владимир Семенович, «вроде как прилетал ненадолго в Хабаровск на какие-то съемки в 77-78-м году». А еще Туманов уточнил, что Высоцкий мечтал встретить один из своих юбилеев вместе с летчиками в небе, со старателями на земле или шахтерами под землей.

 

И осталась лишь песня Высоцкого под названием «Дальний Восток»: «Ты не пугайся рассказов о том, будто здесь самый край света. Рядом еще Сахалин, а потом - круглая наша планета. Что говорить, здесь, конечно, не рай, невмоготу переписка. Знаешь что... милая, ты приезжай, Дальний Восток - это близко». Но песня - еще не доказательство личного присутствия поэта.

 

Андрей Мирмович.

 

От автора.

 

В 2010 году близкие, друзья, коллеги Владимира Высоцкого и просто почитатели его творчества отметят печальную дату – 30-летие со дня смерти легендарного и гонимого при жизни барда. Во Владивостоке тамошний клуб авторской песни намеревается увековечить память о Владимире Семеновиче. Ибо в бардовских кругах этого города уверены -  Высоцкий бывал на Дальнем Востоке, причем несколько раз. Жил он и в Приморье и в Хабаровском крае (в частности, в Николаевске-на-Амуре, о чем имеется письменное свидетельство директора одного из крупных дальневосточных предприятий, у которого якобы останавливался поэт).  

 

Говорят, владивостокские барды даже собираются пригласить на открытие небольшого мемориала Высоцкому сына поэта Никиту Владимировича, который возглавляет музей на Таганке имени своего отца. Как бы там ни было, но дальневосточные страницы из жизни «шансонье всея Руси» еще не открыты. И чем больше проходит времени, тем сложнее их писать. Ведь современникам Высоцкого уже далеко «за тридцать», а молодое поколение давно выбирает других кумиров.