Бравадная поступь главы Хабаровского района Дениса Удода впечатляет. Все у него ладится, инвестиции в район чуть ли не рекой текут. Да и на малейшую конструктивную критику сразу же находятся десятки миллионов «записных» рублей, не своих, естественно, для парирования этой критики. Мол, все у нас есть, все под контролем? Просто сногсшибательное и обескураживающее начало... Но так ли это на самом деле?
 
Стойкий иммунитет на цифры
 
Благодаря порталу «Дебри-ДВ» и нескольким другим СМИ, после придания широкой огласке тех безобразий, что творились на ставшей всем известной бычихинской дамбе, прошло уже полтора месяца. Но, к великому сожалению, критические выступления журналистов остались без достойной и конструктивной реакции властей.
 
Вернее, была пиар-реакция администрации района, в которой местная пресс-служба кратко сообщила, что в 2018 году будет построена дорога стоимостью в 50 млн рублей - за счет краевой казны.
 
Надо сказать, что магическая цифра руководства района - «2018 год», почти ни на кого из жителей не произвела впечатления. Так нам во всяком случае показалось при посещении Большого Уссурийского. Таких фраз брошенные на произвол судьбы обитатели острова, кстати, с международным статусом слышали чуть ли не каждый год по несколько раз, и у них на эти цифры в исполнении чиновников, похоже, сложился стойкий иммунитет.
 
С начала переписки островитян с чиновниками образовалась уже достаточно увесистая папка различных «ответов». И почему-то складывается чёткое понимание, что по существу в разрешении проблемы практически никто ничего не делал, не делает и, как нам представляется, не будет делать?
 
Что же будет зимой?
 
Вот, например, ответ от администрации Хабаровского района на давний, еще докризисный, запрос жителей села Бычиха.
 
«Автомобильная дорога, проходящая по дамбе от моста через Амурскую протоку в районе с. Осиновая речка, не находится в собственности Хабаровского края и в собственности Хабаровского муниципального района, так как не является дорогой общего пользования. Данная дорога является технологическим проездом для обслуживания гидротехнического сооружения федерального значения. Строительство автомобильных дорог на о. Большой Уссурийский запланировано на 2015-2016 годы, согласно постановлениям правительства Хабаровского края от 5.05.2012 №146-пр «Развитие транспортной системы Хабаровского края» и 31.12.2010 №398-пр «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский».
 
То есть, очевидно, что еще в 2010 году было запланировано развитие Большого Уссурийского, а в 2012-м запланировано строительство автомобильной дороги на остров в 2015-м и текущем году.
 
Итак, по этим официальным, но, можно сказать, «протухшим» бумагам, считай, уже второй год люди ездят по новой дороге.
 
Все, что есть у жителей острова, так лишь эти устаревшие документы, которые давно нужно было отменить и, как минимум, принять новые, скажем так, с учетом нынешнего кризиса и трещащего по швам краевого и федерального бюджетов. И еще анонимные заклинания чиновников через районную пресс-службу.
 
Судя по этим заклинаниям, на данный момент датой постройки автодороги уже фигурирует 2019 год. А кто сказал, что когда наступит 2018 год в новой «концепции развития острова» не нарисуют цифру «2025? Островитяне уже категорически отказываются верить в эти отписки, они просто криком кричат.
 
- Для нашей семьи жизнь на острове просто неприемлема, но и уехать мы, к сожалению, никуда не можем, - чуть не со слезами говорит местная жительница, мать пятерых детей Юлия Сидорова. – На наш взгляд, лучше бы эти 50 миллионов рублей не на дорогу бы потратили, а на расселение. Потому, что одной дорогой всех социальных проблем не решить. У моей младшей дочки страшное неизлечимое заболевание - муковисцидоз в самой тяжёлой лёгочно-кишечной форме. Любое дуновение ветра сразу может привести к пневмонии и летальному исходу. Каждый вторник мне нужно для дочки ехать за лекарствами - пульмазимом и крионом. Пульмазим можно получить только в 157-й аптеке в районе хабаровской 56-й школы. И перевозится лекарство только в охлажденном виде.
 
Но и это, по словам Юлии Сидоровой, не все, иногда ей приходится идти пешком за лекарствами с тремя маленькими ребятишками, двое из которых еще в детских колясках. Муж Юлии каждый день ходит на работу пешком и обратно, а это 11 км только в одну сторону.
 
- Что будет зимой, после того, как дамбу заметет снегом, неизвестно? - задает вопрос Юлия.
 
Когда же глава встретится с людьми?
 
Безнадега и полное неверие чиновникам у островных жителей Бычихи крепнет на фоне социального бездействия районных властей и прекращения какой бы то ни было связи с людьми, элементарной заботы об их текущих и насущных нуждах.
 
Напомним, что, опять же, благодаря порталу «Дебри-ДВ», чрезвычайную ситуацию, связанную со сбросом фекалий в селе Бычиха и строительством очистных, взял под контроль глава хабаровских единороссов и спикер краевой думы Сергей Луговской.
 
Повторимся, он в свою очередь настоятельно порекомендовал главе Хабаровского района Денису Удоду в ближайшее время провести информационную встречу с селянами. Пока мы о подобном собрании не слышали, хотя предлагали первому лицу района пригласить на эту встречу в том числе и нашего корреспондента.
 
Увы, на левобережную Бычиху пришлось ехать без приглашения Дениса Геннадьевича и его подчиненных. Люди здесь просто уже не знают, к кому обращаться за помощью. Похоже, и большинство местных, равно как и региональных СМИ, получивших недавно очередной транш краевых субсидий, исповедуют своеобразный обет молчания, или рассказывают о ситуации устами районных чиновников.
 
Пока правобережная Бычиха страдает от нечистот, а левобережная – от отсутствия связи с большой землей и элементарных условий для жизни, разделенный Амурской протокой поселок ждут декабрьские выборы местного главы - по новой процедуре, которая эти самые «всенародные» выборы не предполагает. Меньше месяца осталось, знаете ли. Но и при этом г-н Удод пока не счел нужным встречаться с жителями, видимо, надеясь на пресловутый административный ресурс, как надо полагать?
 
Что касается пресловутой дороги от моста к левобережному поселку, то примечателен в этом смысле и ответ местным жителям прокуратуры Хабаровского района двухлетней давности. Процитируем, пожалуй.
 
«Дамба обвалования предназначена для защиты от затопления сельскохозяйственных посевов и имеет проезд по всей протяженности для технического содержания и обследования дамбы, которая дорогой общего пользования не является. Дамба самовольно используется жителями от с. Бычиха, расположенного на Большом Уссурийском острове, до моста через протоку Амурскую.»
 
То есть, граждане, не могут законно пройти и проехать по дамбе и по мосту на другой берег, чтобы не попасть в разряд «самовольщиков». Бычихинские жители так и говорят, «пошел в самоволку».
 
Каждый выезд – преступление?
 
По сути, каждый выезд жителей можно считать незаконным, преступным, если хотите. Или чтобы соблюсти предписания прокуратуры, людям нужно отказаться ездить за хлебом, продуктами, лекарствами? И добровольно обречь себя на вымирание? Юридический и человеческий нонсенс, да и только. Дороги нет, но она действует.
 
- Люди живут здесь, на острове, если сказать мягче, словно в колонии строгого режима, самовольно вышли, самовольно дошли, и никому дела нет, - рассказывает жительница Бычихи Елена Ивановна Зиновьева. - Год назад был разговор с представителями ГИБДД, они сказали, что если даже автобус со школьниками вдруг перевернётся на самой дамбе, или, например, произойдет любое ДТП, то автоинспекторы туда не будут выезжать, потому, что там нет дороги общего пользования. А то, что там на этой дамбе лихачат, и гонки устраивают все, кому не лень, в том числе и пьяные, это никого, получается, не волнует? Бояться-то некого. ГИБДД здесь нет. И, конечно, детский школьный автобус не может здесь в принципе ездить, он должен ехать там, где ему разрешено по закону, и там, где безопасно. А он почему-то ездит, не понятно, на каком основании. Это же просто опасно для жизни ребятишек.
 
Пожалуй, действительно в островной Бычихе уже настал момент, когда матери попросту забастуют и откажутся отдавать детей для перевозки в школьном транспорте. Родители все больше и больше понимают, что защищать их ребятишек не будут ни надзорные, ни контролирующие органы, ни местная власть. А кто же потом в случае чего будет отвечать?
 
Возьмите у нас гектар, г-н Удод
 
Кстати, в разговоре с тамошними женщинами, мы услышали и несколько предложений от них в адрес главы района Дениса Удода и депутатов краевой думы.
 
Если никак невозможно обеспечить выполнение законодательства и требований прокуратуры в этой части, то есть, придать дамбе статус дороги общего пользования, то, наверное, федеральный закон пока ещё «сырой», коль он не работает в лучшем районе Хабаровского края? А таких районов с такими дорогами в регионе пруд пруди.
 
- Значит, господин Удод, обращайтесь к новоиспеченным депутатам Государственной думы от нашего региона и на пальцах объясняйте им, почему несовершенен закон, не работающий на территории именно вашего района. Заодно проявятся ваш дипломатический и административный талант, - чуть ли не наперебой говорят жительницы Бычихи. - Нельзя возить детей - не возите, почему-то по всей стране детей возят по закону, а в Хабаровском районе - вне закона?
 
Жители предлагали и другие специфические способы решения проблемы. Например, использование вертолетов, о которых когда-то говорил премьер Дмитрий Медведев, имея ввиду борьбу с пробками в густонаселенных городах.
 
Островитяне даже готовы обратиться к главе Хабаровского района с предложением о получении им дальневосточного гектара на Большом Уссурийском, прямо рядышком с улицей Заречной, которая заканчивается перед «преступной» дамбой. Может быть, это было бы самым оперативным, хотя и оригинальным способом постройки дороги на остров невезения. Тем более, люди слышали, что Денис Удод, действительно, собирается разжиться гектаром.
 
Нужно ли зарывать 50 млн рублей?
 
Понятное дело, что островная проблема создана изначально не главой Хабаровского района. Вполне возможно, что и его главе для решения задачи и организации человеческой жизни на Большом Уссурийском, а проще говоря, спасения людей не хватает полномочий, средств и возможностей.
 
Но и это жители могли бы понять, если бы им хоть кто-то внятно объяснил. Люди уже дошли до такого состояния, что готовы покинуть Большой Уссурийский. Только вот куда им ехать? Куда податься в первую очередь социально незащищенным гражданам, многодетным, инвалидам, пенсионерам, у которых кроме жалких островных квадратных метров ни кола, ни двора.
 
- Значит, надо выселять оттуда людей, почему мы мечемся по администрациям, каким-то уполномоченным со своими проблемами, почему мы находимся в таком униженном состоянии вечных просителей, - задается вопросом местная жительница Татьяна Владимировна Колесникова. – Нынче нет никакой войны и нет необходимости заставлять людей терпеть такие муки в 21-веке, выход найти можно.
 
А вот зарыть 50 млн в сомнительную дорогу, по мнению островитян, а затем десятки миллионов угрохать в благоустройство, да еще и в ежегодные банкротства управляющей компании, которая обслуживает всего два дома, это глупо и безрассудно.
 
- Пустите эти деньги на расселение, уважаемый глава, - советуют отчаявшиеся жители разделенной Бычихи. - Снимите с себя эту никому не нужную социальную нагрузку, лучше всего компактно поселить людей на большой земле, уберите этот многолетний социальный ужас. При желании выход можно всегда найти, надо просто проявить политическую волю и характер.
 
В итоге после такого стихийного собрания полсотни обитателей левобережной Бычихи (из 93 проживающих там) поставили свои подписи под открытым письмом президенту страны. Текст обращения островитян редакция приводит ниже.
 
Алексей Петров
 
«Владимир Владимирович, мы – все-таки люди»
 
Президенту Российской Федерации Путину В. В.
от жителей острова Большой Уссурийский, сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского района Хабаровского края
 
Уважаемый Владимир Владимирович!
 
Пишут Вам, отчаявшись найти правду у местных чиновников, несколько десятков брошенных на произвол судьбы людей. Мы, жители левобережной части с. Бычиха, которая расположена на острове Большой Уссурийский. Про этот остров Вы очень хорошо осведомлены, ведь именно по нему 12 лет назад, а именно 14 октября 2004 года в Пекине было подписано историческое дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. А уже 31 мая 2005 года, на основании этого соглашения, Государственная Дума приняла Федеральный Закон «О ратификации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на её восточной части». Согласно этого закона часть спорных территорий, а это весь остров Тарабаров и половина острова Большой Уссурийский были переданы китайской стороне.
 
Решение на тот момент не все восприняли однозначно и с оптимизмом, тем более мы, жители бывшего военного гарнизона укрепрайона №2, которые вплотную приблизились к «новой» границе, но как показало время, это решение было стратегически верным, ведь теперь нет территориальных споров между Россией и Китаем, а подписанное соглашение послужило прочным фундаментом для долгосрочного сотрудничества между нашими странами. Более того, если вещи называть своими именами, то никаких территориальных уступок-то и не было, на тот момент острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали.
 
В советское время, когда отношения между СССР и КНР были прохладными, острова имели военное стратегическое значение. На Большом Уссурийском был создан мощный военный укрепрайон, призванный защищать Хабаровск со стороны китайской границы. Но поменялась политика, из врага Китай стал другом, и необходимость в содержании гарнизона отпала, наверное, это правильно и после подписания в Пекине соглашения военные покинули остров 1 сентября 2006 года и наши 4 пятиэтажных дома оказались один на один со всеми проблемами в пятистах метрах от государственной границы.
 
Раньше в гарнизоне базировалось несколько воинских частей. Здесь были танковые, мотострелковые, инженерные войска. Была своя медсанчасть, клуб, продовольственный магазин и прочие социально-культурные объекты. После расформирования гарнизона кто смог – тот уехал на запад, но не у всех это получилось. Наши дома с остатками жильцов передали на баланс села Бычиха, основная часть которого находится на материке, а наша – на острове.
 
Надо сказать, что когда на острове находились воинские части, то бытовых проблем тоже хватало, и самая большая заключалась в отсутствии стационарного моста. В летнее время военные наводили понтонный мост, кстати, самый большой по протяжённости в стране, а в зимнее время прокладывали по льду зимнюю дорогу. Соответственно во время таяния льда и его замерзания остров оказывался отрезанным от материка где-то на 3 месяца в году. Но эти все бытовые сложности часто уходили на второй план в сравнении с тем пониманием, какую важную миссию мы выполняли здесь, на самом острие восточных рубежей.
 
Другое дело сейчас, когда ты понимаешь, что и страну уже не защищаешь и бытовые условия как в каменном веке. Разве этого мы заслужили, в чём провинились мы перед Родиной?
 
Три года назад с материка на остров за 4,5 миллиарда рублей был проложен новый автомобильный мост. Мы тогда очень обрадовались и связывали большие надежды с ним, думали теперь заживём по-новому. Только, как выяснилось позже, мост был построен не для нас, а для будущих товарных потоков из Китая или в Китай, или для будущей туристическо-рекреационной зоны. Это не наши выводы, это данность, так как после окончания моста сразу начинается дамба, по которой проезд строго запрещён. Дороги нет. Ездим и ходим с острова на материк незаконно, об этом нам заявила прокуратура!!! Представления прокуратуры местным районным властям об устранении преград местному населению в их передвижении на материк просто не выполняются. Мы уже выиграли несколько Судов, но толку нет! Главы поселка нет, районная власть обновилась более чем на 85%, то есть специалистов хоть как-то разбирающихся в этом вопросе практически не осталось. Но это ещё не всё. Детей в школу водитель на специальном школьном автобусе возит незаконно - у него же не оформлен маршрут, так как дороги нет. Ни одного магазина на острове нет. Аптек нет. Скорая не ездит. Ни одного фонаря тоже нет. Работы тоже нет – круг замкнулся. Мы в отчаянии.
 
Очень памятны Ваши слова Владимир Владимирович позапрошлого года, адресованные жителям страны и Федеральному Собранию в отношении передачи Крыма Украине в 1991 году:
 
«Крым и его население передали просто как мешок картошки». Вот так же и с нами получилось, только с разницей, что кто-то из местных властей посчитал, что это мешок «гнилой» и ненужной картошки, которую можно вот так просто бросить и забыть.
 
В 2013 году наши дома на острове оказались затопленными, как и некоторые дома Хабаровска, и тогда Вы совершили шаг неравнодушного человека, когда на Новый год приехали в пункты временного проживания для подтопленцев, чтобы поддержать их. В отличие от Вас местные чиновники просто забыли про нас, решив, что вместе с водой уплыли и люди, и их проблемы.
 
Владимир Владимирович, нам уже не так важно, будет ли здесь погранпереход, или будет процветать туризм. Главное, ответьте, что будет с нами? Мы же всё-таки люди и должны как-то планировать своё будущее, человек не может жить одним днём, а на сегодняшний день мы просто находимся в подвешенном состоянии, и это состояние длится уже 10 лет. А самое главное, что мы ответим своим детям и внукам через несколько лет на резонный вопрос: «А почему вы здесь остались?»
 
Или в конце концов пусть нам ответят местные чиновники, что остров не предназначен для проживания и предоставят нам квартиры на материке, а то молчат и ничего не говорят, наверное, ждут пока остатки сами исчезнут, вынудив население уйти, создав невыносимые условия.
 
Жители села Бычиха (50 подписей)