Свалка бытовых отходов и обветшавшие коммунальные сети поселка Корфовский. Фото из архива редакции.
Свалка бытовых отходов и обветшавшие коммунальные сети поселка Корфовский. Фото из архива редакции.
Материалы сайта «Дебри-ДВ» под заголовками «Амурские нечистоты под несуществующим НИК-ом?» и «Как определяли «эффективность» работы главы Хабаровского муниципального района?» вызвали немалое количество читательских откликов на нашем портале и в соцсетях, где они были продублированы активными пользователями.
 
Напомним, что на одну из публикаций откликнулся даже председатель Законодательной думы и главный единорос края Сергей Луговской, сообщивший, что партия власти берет на контроль строительство очистных сооружений в селе Бычиха, а главе Хабаровского района Денису Удоду рекомендовано провести информационную встречу с местными жителями.
 
Впрочем, чрезвычайная ситуация на коммунальном фронте района, к большому сожалению, отнюдь не ограничивается «разливанным морем» бычихинских фекалий, сотни кубометров которых стекают в Амурскую протоку.  
 
Монстр поверх руин
 
Как выяснилось, жителей многострадального Хабаровского района, похоже, ожидают очередные неприятности. Местная администрация намерена окончательно ликвидировать и без того проблемную систему ЖКХ. Поверх руин планируется создать нечто вроде монополии в трех ипостасях, отвечающих за основные коммунальные нужды.
 
Для начала попробуем взглянуть, что, собственно говоря, представляет из себя районная коммуналка. На официальном сайте Хабаровского муниципального района представлен список из 51-ой организации. Из них: 25 - теплоснабжение, 20 - водоснабжение, 15 - водоотведение, 14 - управление жилищным фондом, 4 - электроснабжение, 1- вывоз твёрдых бытовых отходов и 1 - газоснабжение. Итого семь направлений деятельности.
 
Подавляющая часть этих предприятий - 35 из 51 (около 70 процентов) - имеют организационно-правовую форму в виде ООО. Это, как правило, компании, обслуживающие один-два населённых пункта. В общем, тот самый малый бизнес, самый малый, если хотите, который на словах поддерживает и глава района Денис Удод.
 
Девять предприятий из этого списка являются акционерными обществами. Среди них такие серьёзные как "Корфовский каменный карьер", "Ростелеком", "Хабаровский аэропорт", РЖД, Дальневосточная генерирующая компания, Дальневосточная энергетическая компания.
 
Вынужденная сельская нагрузка
 
Надо сказать, что в акционерных обществах имущество, которое используется для предоставления жилищно-коммунальных услуг принадлежит этим компаниям на праве собственности и в большинстве случаев присоединённая «сельская» нагрузка у этих предприятий в виде потребителей является вынужденной и не относится к их основному бизнесу, то бишь является неким побочным сервисом, сиречь социальной нагрузкой.
 
Взять хотя бы ОАО "Корфовский каменный карьер", который оказывает услуги тепло- и водоснабжения жителям одноименного поселка. Карьерская котельная обслуживает непосредственно саму работу предприятия, а присоединённую нагрузку в виде жилого фонда можно считать наследием советского прошлого.
 
Кроме того жилищно-коммунальные услуги в районе предоставляют две воинские части и пять муниципальных унитарных предприятий.
 
Повторимся, почти 70% всех предприятий на рынке ЖКХ Хабаровского района являются ООО. Это небольшие структуры с персоналом по 10-15 человек. Практически все без исключения эти «малютки» арендуют у администрации района сети, подстанции и другое имущество с целью предоставления коммунальных услуг населению и организациям района. Да, можно честно сказать, что качество предоставленных коммунальных услуг на селе не всегда хорошее. Не все эти предприятия прибыльны и дело не всегда заключается в неэффективном менеджменте.
 
Как нам рассказал бывший руководитель МУП "Осиновореченское" Андрей Василенко, на рентабельность предприятия влияют несколько факторов, один из которых - количество крупных "корпоративных клиентов".
 
Например, раньше в Осиновой речке дислоцировалась воинская часть обслуживающая понтонный мост, но после постройки стационарной переправы понтонный полк убрали.
 
Кроме того, по словам Андрея Василенко, раньше МУП "Осиновореченское" работало с крупным сельхозпредприятием "Заря" и поставляло ему теплоэнергию. Но потом из-за финансовых проблем аграрии отказались от тепловых услуг МУПа.
 
Главный бич - неплатежи
 
Не менее важным показателем, оказывающим влияние на рентабельность, является протяженность обслуживаемых сетей. К примеру, на Осиновой речке протяженность труб больше, чем, допустим, в селе Бычиха, а осиновореченского населения напротив меньше бычихинского. Понятно, что обслуживание удельного километра сетей на Осиновой речке будет дороже.
 
Ну и, конечно, в последние годы, особенно в сельской местности сказывается на коммунальной отрасли главный ее бич – неплатежи. Ежегодно всё меньше и меньше работоспособного населения исправно платит по счетам за жилищно-коммунальные услуги.
 
- При этом на примере всё той же Осиновой речки, - считает Андрей Василенко, - даже если бы все потребители услуг ЖКХ исправно оплачивали счета, то и в этом случае рентабельность предприятия была бы на нулевом уровне, а нынче она и вовсе отрицательна. Не спасает, ох, не спасает и ежегодное повышение тарифов на коммунальные услуги. Согласно положению о региональной энергетической комиссии рост тарифов не может быть более 6%.
 
Видимо, руководствуясь этими аспектами, администрация Хабаровского района затеяла кардинальную реформу отрасли. Суть ее в том, чтобы из всех структур, оказывающих услуги по теплоснабжению (25 шт.), водоснабжению (20 шт.), водоотведению (15 шт.) и электроснабжению (4 шт.), сформировать три крупных муниципальных предприятия: один МУП будет заниматься теплоснабжением, другой водоснабжением и водоотведением и третий исключительно электроснабжением.
 
Коммунальная, почти революционная, монополизация впечатляет масштабом, если бы опять, не «мелкие» детали.
 
Трехголовый муповский дракон?
 
Для начала. Глава администрации Денис Удод, наверное, не помнит, что такие эксперименты проводились на территории района в достаточном количестве в 2000-х годах. Например, на базе трех муниципальных образований -  Корсаковского, Осиновой речки и Бычихи - был создан МУП, который просуществовал всего три года и обанкротился. Это был не единственный пример укрупнения предприятий и последующего фиаско подобной глобализации. Как говорят специалисты, если модель оказалась неэффективной даже не в кризисные и более-менее «тучные» годы, то чего же ждать в сегодняшнее безденежное время?
 
К тому же, в каждом муниципальном образовании существует своя специфика, свой уклад. Спрашивается, зачем ликвидировать малые предприятия, если они работают, и создавать на обломках некоего монстра?
 
Повторимся, большинство экспертов уверены, что укрупнение предприятий в условиях спада экономики в Хабаровском районе и увеличения объема неплатежей, а также с учетом особенностей отдельных муниципалитетов может привести через несколько лет к полному разрушению ЖКХ района.
 
Самый главный потенциал, на котором ещё держится районная коммуналка, это специалисты-профессионалы, объединённые в работоспособные сообщества.
 
Все тот же Андрей Василенко неоднократно приводит в пример ООО "ПП Краснореченское", ООО "ПК Краснореченское" и ООО "Краснореченское" где их руководитель Валентин Мороз буквально по крупинкам собирал трудовые коллективы. Причем, и сегодня это действительно успешные предприятия ЖКХ. Зачем же разрушать то, что работает?
 
Кстати, если идея с превращением отрасли в трехголового муповского дракона, реализуется, естественно, произойдет так называемая «оптимизация», или еще чего хуже – традиционное привлечение гастербайтеров? И в этом случае на улице может оказаться несколько сотен жителей района. Вот вам и новое, уже рукотворное, пополнение армии коммунальных неплательщиков. И самая главная беда может случиться тогда, когда эксперимент будет признан ошибочным. Специалистов к тому времени уже не останется, и придется их искать днем с огнем.
 
Что скажет ФАС?
 
Денис Удод нередко говорит в превосходных выражениях о своем районе, где чуть ли не лучший на территории края инвестиционный климат? Может, районные и региональные экономисты насоветовали Денису Геннадьевичу, что в результате проведенных реформ в коммунальную отрасль района ринутся так называемые концессионеры и вложатся в сети и оборудование?
 
Увы, такого не происходит в реальности. Инвестор, традиционно, идет туда где действуют стабильные правила для бизнеса. А в нашем случае, когда с 35-ю предприятиями, которые на протяжении определённого периода по договорам аренды с районной администрацией обслуживали и эксплуатировали сети, брали кредиты под развитие компаний, договоры не будут продлены, терзают смутные сомнения, что большинство из них возьмут и откажутся просто так. Нынче не социалистическое время, когда можно одним росчерком пера все решить.
 
Да еще и не известно, как на это укрупнение посмотрит краевое Управление антимонопольной службы, или региональные структуры по работе с малым бизнесом? Представляете прецедент на весь край и, может, всю страну, когда одновременно десятки небольших действующих бизнес-структур вдруг по мановению жезла чиновника будут стерты с лица земли? Ну и при таком кластерном подходе и последние инвесторы могут свернуть свою деятельность в Хабаровском районе.
 
Между прочим, так же произошло и с Андреем Василенко.
 
Летом 2015 года он начал буквально с нуля создавать МУП "Осиновореченское". Тогда совершенно бесплатно люди несколько месяцев разрабатывали различную нормативно-правовую документацию. Специалисты вкладывали свои силы, душу и время в надежде на будущую работу. Андрей Андреевич Василенко вовсе не заезжий новичок в сфере ЖКХ, он считается опытным хозяйственником, давно работающим в отрасли.
 
Однако после окончания отопительного сезона главу созданного потом и кровью предприятия попросили покинуть свой пост. Андрей Василенко, понятное дело, не сразу согласился, но после "аргументированных" требований все-таки пришлось уйти.
 
В районной администрации ему сказали, что к его работе претензий нет, просто началась та самая «оптимизация» и укрупнение.
 
Будет «еще лучше»
 
Можно предположить, что дальнейшие события в сфере районного жилкомхоза будут развиваться по следующему сценарию. Найдутся предприятия, руководителей которых районная власть, также как и Андрея Василенко, «убедит» по хорошему уйти с рынка. Однако найдутся и те, кто не сложит крылышки. А, значит, впереди будут многочисленные судебные разбирательства. Районная администрация чего доброго может погрязнуть в арбитражных исках вместо нормальной работы. Да и, повторимся,  пресловутый инвестклимат вряд ли от этого станет «еще лучше»?
 
К тому же, как полагают специалисты, вряд ли нынче под эту глобальную идею объединения удастся найти отчаянных концессионеров, которые захотят вкладывать деньги в прогнившие трубы, убыточную сферу, зная, что эти средства уже никогда не вернутся, не говоря уже о дальнейшей прибыли. Уж, если инвестор не шел на более-менее отлаженный механизм работы, то теперь тем паче, не рискнет связываться с черными дырами коммунального хозяйства.
 
Так, совсем недавно мы писали, что администрация района выкупила водозабор у санатория «Уссури», предназначенный для подачи воды в село Бычиха и окрестные населенные пункты. Потому что это выгодное вложение средств. Но вот выкупить старые очистные сооружения или построить новые – средств пока не нашлось, хотя разрушенная система канализации уже давно стала причиной настоящей экологической катастрофы. Там тоже все началось с сокращения персонала, а закончилось разрухой.
 
Уже давно, увы, капиталистическая теория в районе расходится с практикой.
 
Профессионалы отрасли предполагают, что решать проблемы ЖКХ Хабаровского района надо было начинать не с записных бумажных проектов глобализации, а с простого, элементарного, но качественного ремонта самой системы, ее коммуникаций. И только после этого можно было бы надеяться на интерес инвесторов.
 
Да и еще, как говорят знающие люди, раньше в производственном отделе районной администрации работали исключительно профессионалы, и, скажем, на любые звонки тех же руководителей предприятий давали четкую консультацию, толковые советы. Сейчас такого нет. Может, для начала в самой районной управе провести оптимизацию и подобрать грамотных специалистов, а уж потом ликвидировать малый коммунальный бизнес?
 
Но, судя по всему, благоустройство и разумный хозяйственный подход никак не входит в планы местной администрации. В конечном счете, все может кончиться тем, что имеющаяся система ЖХК будет разрушена, а новая так и не начнет функционировать.
 
Цыплят по осени считают
 
К слову, опытные районные специалисты в сфере ЖКХ с сожалением констатируют, что прежний глава Владимир Алешко лично знал каждого руководителя многочисленных управляющих кампаний по имени и отчеству, на каждом заседании коллегии лично здоровался со всеми, был очень строг, но и каждого выслушивал и потом уже принимал решение. А к началу нового года Владимир Алешко 1 января лично объезжал котельные района и выяснял у руководителей этих предприятий конкретные проблемы. И ведь не зазорно тогдашнему главе района было заниматься такими «мелочами»?
 
Впрочем, как сказал в завершении нашей встречи Андрей Василенко, «цыплят по осени считают», имея в виду, мол, проживем отопительный сезон и посмотрим. Хотя как-то не по себе, ведь уже в самом начале этого коммунального процесса дают знать о себе последствия реформаторской деятельности главы района и его сотрудников.
 
К сожалению, нам так и не удалось понять, о каком инвестиционном благополучии постоянно говорит Денис Удод, если ситуация почти что противоположная? Но задать этот вопрос, впрочем, как и многие другие, ему невозможно. Дело в том, что глава муниципалитета как-то избегает общения с «простыми смертными», в том числе, и с теми руководителями предприятий, которые сейчас выполняют свои коммунальные функции в Хабаровском районе. Вероятно, личное общение с ними, как и понимание ошибочности принимаемых решений, господину Удоду, не нужно?
 
Интересно, выполнит ли глава Хабаровского района рекомендации Сергея Луговского о проведении информационной встречи хотя бы с жителями села Бычиха, которые готовят очередное заявление в прокуратуру, и давно пожалели о своем выборе в 2015 году?
 
После избрания на должность главы Хабаровского района многим жителям стало понятно, что обещанные Денисом Удодом перемены будут, но совсем не те, которых так ожидали избиратели…
 
Анна Романько
 
P.S.: Напомним, что редакция портала «Дебри-ДВ» продолжает прием вопросов к недавно избранному депутату Госдумы Борису Гладких, которого руководители края называют признанным специалистом в сфере ЖКХ. Вопросов поступило уже немало, в том числе, и от предпринимателей Хабаровского района. Вот один из них:
 
«Уважаемый Борис Гладких! В сельском поселении «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края вследствие неправомерных действий администрации с. Бычиха, администрации Хабаровского муниципального района прекращена работа очистных сооружений с. Бычиха, а также в настоящее время администрация самовольно использует сети водоотведения, принадлежащие ООО «НИК». Услуга водоотведения в с. Бычиха отсутствует по причине отсутствия в поселении гарантирующей организации водоотведения (ст.12 ФЗ-416 «О водоотведении и водоснабжении»). Готовы ли вы заняться решением данной проблемы, при этом выслушав все стороны данного конфликта? Павел Юрьевич Галаев».
 
Редакция передаст все вопросы депутату Борису Гладких. Очень надеемся, что его влиятельное участие в том числе и в решении коммунальных проблем Хабаровского района как-нибудь поможет.