Тема выборов в Государственную Думу все чаще занимает новостную повестку. При этом, по данным опроса, который 18 июля опубликовал Левада-центр, лишь 45% россиян волнуют предстоящие выборы. Rus2Web поговорил с экспертами, чтобы разобраться, какие шансы есть у партий на осенних выборах, и так ли важно, какой состав нижней палаты парламента нас ожидает.
 
Какие партии подали заявки
 
По данным Минюста, к участию в выборах были допущены 74 партии. До 13 июля они могли подать документы в ЦИК. Списки кандидатов выдвинули 22 партии - одна из них после выявления недочетов отказалась от дальнейшей борьбы и участия. Таким образом, в следующих парламентских выборах смогут принять участие не более 21 партии. При этом борьба федеральных списков развернется только между 18 из них, так как три партии выдвинули лишь кандидатов-одномандатников.
 
Дальнейшие действия
 
Четыре партии, которые вошли в Госдуму VI созыва - «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» - имеют право участвовать в выборах без сбора подписей. Такая же льгота есть у десяти партий, которые получили более 3% голосов на выборах в Госдуму в 2001 г., или имеют фракцию хотя бы в одном из региональных парламентов. Это «Коммунисты России», «Патриоты России», ПАРНАС, «Гражданская платформа», «Родина», «Зеленые», «Партия роста», «Яблоко», «Гражданская сила» и «Российская партия пенсионеров за справедливость» (РППС).
 
Подпись на вылет
 
Оставшимся десяти партиям необходимо собрать по 200 тыс. подписей. Для выдвижения кандидата в одномандатном округе им потребуется не менее 3% подписей жителей округа. Подписи придется собирать следующим партиям: «Партия социальных реформ», «Партия родителей будущего», «Партия возрождения села», «Союз труда», «Воля», «Родная партия», «Возрождение аграрной России» и «Великое отечество».
 
На заверение списка партий у ЦИК есть семь рабочих дней. На заверение списка партий у ЦИКа было семь рабочих дней. До 20 июля ЦИК должен завершить процедуру заверения в отношении каждой из выдвинувшихся и подавших документы партий. До вечера 3 августа все партии должны сдать в Центризбирком полный пакет необходимых для регистрации документов, включая подписные листы (для партий, не обладающих «парламентской льготой»). Окончательный список участников выборов станет известен 14 августа, после проверки ЦИКом представленных документов. При этом по закону ЦИК может не допустить партию до выборов, если обнаружит более 5% брака среди подписей.
 
Политолог Александр Кынев в разговоре с Rus2Web объяснил, почему у всех этих партий нет шансов набрать необходимое число подписей. «Регистрация партии по подписям возможна в одном единственном случае - если принято политическое решение и дана негласная команда регистрировать. Система, которая существует - это система запрета. По ней отказ это норма, а не отказ - исключение. Преодолеть барьер в 200 тысяч подписей практически невозможно. И само количество подписей чрезмерное и правила проверки подписей чудовищные», - пояснил Кынев.
 
Схожей позиции придерживается президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
 
По его мнению, реальные шансы на участие в кампании есть только у 14 партий, которые имеют соответствующую льготу.
 
«Я считаю, что другие партии уже не соберут подписи. Им как минимум нужно было раньше начинать этим заниматься. Процедура достаточно простая - добиться членства партии в одном из региональных законодательных собраний, набрав необходимой количество голосов и создать там фракцию. Тогда не пришлось бы сейчас собирать подписи», - рассказал Минченко Rus2Web.
 
«Главная причина -  довольно низкая мотивация самих этих партий попасть в избирательные бюллетени, предел их мечтаний - 1-2 мандата депутата Госдумы». - уверен президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По словам эксперта, никакого масштабного притока партий в бюллетень не произойдет. «У партий почти не осталось времени на использование избирательной кампании даже в рекламных целях из-за летней сиесты», - пояснил Виноградов.
 
Системный аутсайдер
 
Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) опубликовал 13 июля доклад «Экспертное исследование ресурсов и оценка шансов партий на старте выборов в Госдуму». Для исследования были опрошены 60 политологов  и политконсультантов.
 
По мнению экспертов, в следующий созыв Госдумы со стопроцентной вероятностью пройдут лишь три партии: «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ. При этом, почти половина экспертов считает, что «Справедливая Россия», которая входила в VI созыв Госдумы, не сможет преодолеть пятипроцентный барьер. Эксперты объяснили это тем, что у справороссов нет четкой идеологии и ярких лидеров. Кроме того, «Справедливой России» придется бороться с «Родиной», РППС и «Яблоком» за электорат.  
 
Политолог Александр Кынев объяснил низкие шансы «Справедливой России» попасть в следующий созыв Госдумы тем, что на грядущих выборах будет представлено большее число партий, а значит у недовольных избирателей расширится поле возможностей. Кроме того, системные партии превратились в одних из главных лоббистов военно-промышленного комплекса и агрессивной внешней политики, считает политолог.
 
«Можно сказать, что системная оппозиция стала большой партией войны. Многие скандальные законы последних лет связаны с личными правами и законами граждан, информационной открытостью и свободой передвижения - они вносились депутатами этих партий. Тех представителей партий, которые не вписывались в этот тренд, просто изгоняли. Например, Илью Пономарева, Геннадия и Дмитрия Гудковых (Геннадий и Дмитрий Гудковы были исключены из партии Справедливая Россия в марте 2013 года «за действия, наносящие вред партии». Илья Пономарев был лишен полномочий депутата Госдумы за «систематические прогулы» в июне 2016 года. - прим.)», - рассказал Кынев.
 
Кынев считает, что у «Справедливой России» не было четкого идеологического базиса. «В ее составе были депутаты, которых запретили за последние десять лет, и либералы и социал-демократы - это была своеобразная коалиция, которая на сегодняшний день развалилась», - рассказал Кынев.
 
Шансы несистемных партий
 
Эксперты РАСО пришли к выводу, что партии «Яблоко» и «Родина»  имеют реальные шансы на преодоление пятипроцентного барьера. По мнению политконсультанта Аббаса Галлямова «Яблоко» взяло курс на консолидацию протестно настроенного либерального электората. «Это разумная стратегия, позволяющая партии обрести свое лицо. После развала коалиции, собираемой Парнасом, на правом фланге отечественного политического спектра возник вакуум, который Яблоко может попытаться заполнить», - считает он.
 
Перед другими партиями стоит задача преодолеть 3% барьер. Это необходимо для получения госфинансирования и возможности участия в следующих выборах без сбора подписей. Михаил Виноградов в разговоре с Rus2Web пояснил, что шансы преодолеть 3% барьер есть у «Родины», «Патриотов» и «Коммунистов России». Он отметил, что «"Яблоко" считает, что 3% прошло». По мнению политолога Александра Кынева, «Яблоко», «Родина» и РППС имеют шансы преодолеть 3% барьер исключительно за счет фактора узнаваемости.
 
Гораздо ниже эксперты оценивают шансы «Партии Роста» Бориса Титова, которая позиционирует себя как либерально-консервативная. «Провал "Партии роста" связан с тем, что Борис Титов перенес в партию бизнес-подход. В итоге у партии нет ни внятного месседжа, ни сильных кандидатов в регионах», - рассказал для доклада РАСО политконсультант Александр Сайгин.
 
«У других партий присутствует фактор узнаваемости. У «Партии Роста» эта задача не решена. А качество кампании этой партии напоминает творчество студентов-экспериментаторов, которые учатся в процессе», - считает политолог Кынев.
 
Лишь 5% опрошенных РАСО экспертов пришли к выводу, что ПАРНАС преодолеет порог в 3%. «При наличии понятного месседжа и электорального позиционирования и ставке на интернет-коммуникацию и предкампанию в пуле оппозиционных СМИ, Парнас по-прежнему остается аутсайдером. Им пока не удалось сформировать эффективные федеральный и региональный списки кандидатов, да и полевой агитации фактически нет»,  - говорится в докладе РАСО. А политолог Михаил Виноградов заявил, что « ПАРНАСа как субъекта сегодня вообще не существует».
 
Какую Думу нам ждать
 
Екатерина Шульман, доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог:
 
- Как и предполагалось, максимальное внимание в публичном дискурсе уделяется наименее важному показателю электорального цикла - процентному результату партий. Характерно, что СМИ мыслят не просто в терминах прошедшей избирательной кампании, но даже в терминах старого законодательства. Между тем если цель состоит в том, чтобы представить себе конструкцию будущей Думы, то проценты, отданные за партийные списки, будут иметь к этому косвенное отношение.
 
Во-первых, партийные списки формируют только половину Думы, а половину- одномандатники, часть которых идет при поддержке партий, а часть - как самовыдвиженцы (хотя таких будет меньшинство из-за трудоемкой и рискованной системы сбора подписей). Во-вторых, в нашей избирательной системе конвертация полученных партийным списком голосов в мандаты происходит по сложной формуле, главное свойство которой состоит в том, что она дает максимальную премию партии-победительнице.
 
Иными словами, не так важно, сколько именно процентов вы набрали, важно, что вы набрали больше, чем ближайший конкурент. В-третьих, ключевой и пока труднопредсказуемый показатель - как именно будут структурированы депутаты в новой Думе. От их партийной принадлежности это зависит совсем не в первую очередь.
 
Сейчас остаются нерешенными слишком много вопросов. Будут ли в новой Думе депутатские группы, или всех депутатов, в том числе одномандатников, принудительно включат во фракцию той партии, которая поддержала их на выборах? Будут ли предпринимать попытку создать «зонтичные» фракции, и не случится ли потом бунт одномадатников? Или, наоборот, сперва все распределятся по группам и фракциям, а потом начнется их кооперация, как было в Думе III созыва?
 
Так же возможен вариант, когда «Единая Россия» (ЕР) сформирует большую фракцию, а фракции остальных прошедших партий будут маленькими (из-за того, что половина мест распределяется по одномандатным округам - прим.). При этом большая часть одномандатников будет тоже от ЕР и присоединится к этой «мега-фракции». Тогда новая Дума может выглядеть более унифицированной, чем ушедшая. Но этот вариант не так вероятен: даже если ЕР возьмет на выборах все одномандатные округа, эти одномандатники, избравшись, захотят свою собственную группу, потому что группа - это начальственные должности, квота в Совете Думы, квоты в комитетах, кабинеты и служебные автомобили. Так что вне зависимости от партийных результатов, VII Дума будет, скорее всего, поверхностно «пропрезидентской» и внутренне фрагментированной. Ее конфигурация будет более сложной и поведение менее предсказуемым, чем у ушедшего созыва.
 
Азамат Кантемиров,
Rus2Web
(платформа для независимых журналистов и гражданских репортеров), 19.07.16
http://rus2web.ru/speczmaterialyi/shansyi-partij-na-vyiborax-v-gosdum.html
* * *
 
Справка
Комитет по политтехнологиям РАСО
Скачать файл "Экспертное исследование ресурсов и оценка шансов партий на старте выборов в Госдуму"Экспертное исследование ресурсов и оценка шансов партий на старте выборов в Госдуму
(pdf, 2Мб)