«Всё по-честному»?
«Всё по-честному»?
»Самая большая опасность во времена турбулентности - это не турбулентность.
Опасность в действиях со вчерашней логикой...»
Питер Друкер

 
Содержательная стратегия федеральных избирательных кампаний 2016-2018 г. была заблаговременно определена рядом программных документов, появившихся на основе анализа федеральных электоральных циклов 2007-2012 г.
 
В программной статье президента РФ В. Путина 2012 года «Демократия и качество государства» были выделены важнейшие аспекты качественного укрепления государственности в рамках выборных процедур -  развитие политической конкуренции и улучшение качества электоральных процессов. Вектор усиления политической конкуренции и перспектив развития многопартийной системы был раскрыт в докладе Фонда «Развития гражданского общества» 2013 года «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития», который стал ориентиром для партий в партийном строительстве, участии в текущих региональных избирательных кампаниях с выходом партий на федеральные электоральные циклы 2016-2018 г.
 
Если мониторингом задач социально-экономического блока непосредственно на местах (майских указов) занимался преимущественно ОНФ, то мониторинг и координация общественно-политических процессов в свете поставленных президентом задач возлагались преимущественно на органы исполнительной власти регионов, избиркомы, региональные партии и общественные организации, СМИ с частичным подключением к повестке региональных штабов ОНФ.
 
По факту, существенного улучшения качества электоральных процессов и как следствие легитимации выборов в ряде регионов и, в том числе в Хабаровском крае, не произошло.
 
В последние годы доминирующими трендами оценки массового сознания избирателей со стороны отдельных представителей партийной и региональной власти стали патернализм, эскапизм, эгалитаризм и т.д., гражданское общество было облечено презумпцией вины за происходящее, что еще более усиливало непонимание и раздражение граждан действиями партии власти, особенно в период избирательных кампаний. Сформировался своего рода замкнутый порочный круг безответственности за происходящую деградацию легитимности.
 
По итогам проведения внутрипартийного предварительного голосования «ЕР» 22 мая в рамках подготовки к ЕДГ-16 Хабаровский край вошел в группу из 9-ти худших регионов, в которых пришлось купировать скандальные ситуации.
 
В аналитической программе ДВТРК «Политсреда», запущенной к выборам 18 сентября 2016 г. и попытавшейся расставить точки над «i» в текущем электоральном цикле, со стороны руководителя крайизбиркома прозвучали критика в популизме в адрес парламентских партий при подготовке и реализации выборных программ.
 
В ноябре 2015 года Хабаровский край вошел в число 17-ти регионов, где руководство субъектов применяет административный ресурс к региональным отделениям «Общероссийского народного фронта».
 
Публичные оценки, сделанные ОНФ по итогам проведения праймериз 22 мая текущего года, были проигнорированы ХРО «ЕР» как не подтвердившиеся, в т.ч. прозвучал посыл, что внутрипартийное голосование это сугубо партийное неподконтрольное общественности мероприятие.
 
Традиционно последние выборы отличали край низкой явкой и процентами голосов за партию власти. Со снижением явки росло число испорченных бюллетеней, количество голосующих досрочно и вне помещения для голосования. При этом, важно отметить, что гендерные характеристики жителей края отличаются высокой долей бюджетников всех уровней, работников госпредприятий и военных пенсионеров, что активно используется партией власти при проведении выборов в крае но дает неубедительные результаты.
 
В разные периоды ХРО «ЕР» проигрывало выборы в Бикине, Николаевске-на-Амуре, Ванинском районе, п. Де-Кастри, в крае есть депутат Хабаровского района представитель политической партии РПР-Парнас.
 
Выборы 2015 года подтвердили т.н. «ловушку легитимности». Так, на дополнительных выборах депутата Законодательной думы Хабаровского края шестого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9 при списочном количестве избирателей 56 890 человек за победившего кандидата «ЕР» проголосовало всего 2 357 человек, т.е. лишь каждый 24-й избиратель.
 
В текущем электоральном цикле негативные тенденции захлестнули северную индустриальную столицу, второй город по значимости и город-донор краевого бюджета Комсомольск-на-Амуре. Вероятно, в том числе в связи с этим принято решение избежать негативного сценария проигрыша «ЕР» отдав округ оппозиции.
 
В целом решение о невыдвижении «ЕР» кандидата по 70-му Комсомольскому округу соответствует федеральной тенденции формирования фракций системной оппозиции в новом созыве ГД за счет кандидатов-одномандатников.

«...Проведение выборов в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации по смешанной системе приведет к началу оформления двухпартийной системы в одномандатных округах с возникновением в перспективе так называемых «безопасных округов» (англ. safe seats) (подразумевающих длительное доминирование кандидатов от одной партии в конкретном избирательном округе)».
 
Из доклада «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития»  http://civilfund.ru/mat/view/42

 
Предпочтение в выборе города президентского внимания Комсомольска Хабаровску так же объяснимо более высоким статусом столицы субъекта и средоточием более важных интересов влияния местных элит и партии власти именно в рамках 69-го округа.
 
В чем причины сложившейся ситуации?
 
Практика работы успешных регионов подсказывает, что контроль турбулентности легко осуществить посредством значимых достижений региона в социально-экономической сфере. В Хабаровском крае достижения, как правило, рекламируются при массированной поддержке СМИ и остаются лишь в виде намерений, не принося существенной пользы жителям региона. Эта тенденция подтверждается федеральными рейтингами социально-экономической устойчивости регионов, где как негативный фактор социально-экономической ситуации в крае отмечается «дефицит достижений».
 
Региональные избирательные кампании стали напоминать театр абсурда.
 
Чего стоит, например, сомнительный слоган парламентской кампании 2014 года с банальными утверждениями в стиле 2Х2=4 «ХРО ЕР. Все по-честному» - это неудачная попытка блеснуть ответом на федеральный мем в рамках одного региона?
 
Или кампания кандидата в ЗДХК со слоганом «ПОЭЗ - время воплощать задуманное», с последующей ликвидацией Совгаванской ПОЭЗ как не эффективной, так и не привлекшей внимание ни одного резидента за все время ее существования.
 
Край утрачивает статусных политических лидеров общественного мнения регионального значения, об этом свидетельствуют низкие места лидеров партий края в региональных группах.
 
Над двумя крупнейшими центрами региона довлеют муниципальные модели управления, сформировавшиеся в 90-е и затянувшиеся на десятилетия, и поныне наносящие непоправимый урон независимому развитию общественно-политических процессов в Хабаровске и Комсомольске, определяющих качество жизни большинства жителей в регионе.
 
Перспективы сценариев протестного голосования
 
В целом в условиях многопартийности протестное голосование носит малопрогнозируемый характер. Локальный электоральный крен в сторону какой-либо из партий, требует моделирования различных факторов, провоцирующих турбулентность голосования.
 
Так, например, региональное отделение КПРФ в Хабаровском крае, исходя из понимания этого и по аналогии с успешным Иркутским прецедентом выборов губернатора, пытается формировать и расширять очаги турбулентности. Но затяжной проект «монетизация», начатый в 2015 году в ходе которого проведено более 50 протестных публичных акций, широкой электоральной поддержки не получил и оказался малоинтересен массовому избирателю.
 
Не получили широкой поддержки и протестные проекты сбора подписей за отставку губернатора и главы правительства партиями системной оппозиции.
 
Оценить протестный потенциал той или иной акции весьма сложно. Протестным фактором неожиданно может стать, например, массовое принудительное участием в выборах, что уже неоднократно вызывало возмущение граждан и предавалось огласке в СМИ.
 
Прогноз итогов выборов в крае
 
Особенность федеральных кампаний 2016-2018 года - внутриполитическая повестка, пришедшая на смену федеральным электоральным циклам 2007-2008 и 2011-2012, проходившим при значительном внешнем давлении на электоральные процессы. Вслед за заявлениями годичной давности А. Кудрина о возможности переноса срока выборов президента, аналогичные предположения повторил и лидер КПРФ Г.А. Зюганов. В случае переноса президентских выборов 2018 года на более ранний срок существенно значимо «разлепить» и  дистанцировать выборы 2016 и 2018 не удастся и ЕДГ-18 повторит тенденции ЕДГ-16.
 
Сочетание факторов турбулентности  и непрогнозируемой явки не дает четких исходных ориентиров в оценке результатов ЕДГ-16. Скорее всего, при инерционном сценарии результаты по единому округу не изменятся и сохранят тенденции прошлых циклов. Многое будет зависеть от одномандатных округов. В этом контексте мажоритарные округа более интересны.
 
Бесспорным фаворитом по Комсомольскому одномандатному округу №70 является депутат ГД 5 и 6 созывов от ЛДПР, председатель комитета ГД по охране здоровья С. Фургал.
 
Фактор доминирования ЛДПР по 70-му кругу может повлиять и на результаты ЛДПР по 69-му округу, т.к. во-первых, в 70-й округ входит 2 района (Железнодорожный и Краснофлотский) Хабаровска, а во-вторых, кандидат ЛДПР Е. Грешнякова может привлечь значительную часть Бикинского и Вяземского районов, и, возможно, Ванинского где избиратели устали от дрязг «ЕР» и КПРФ.
 
Высокий электоральный статус на 69-м округе имеет патриарх общественной жизни Хабаровского края кандидат от «Партии Роста» Б. Резник. Многое будет зависеть от стратегии его штаба. Тем более он чувствительно обжегся на проигранных праймериз «ЕР» и, скорее всего, сделает соответствующие оргвыводы из полученных уроков.
 
На фоне конкурентов по Хабаровскому одномандатному округу кандидат «ЕР» Б. Гладких не выглядит однозначно фаворитом. Согласно биографии на официальном сайте «ЕР», его опыт руководящей и работы с людьми ограничен должностью начальника отдела продаж. Партийная и депутатская карьера строилась исключительно в сфере ЖКХ. Опыта самостоятельных избирательных кампаний у Б. Гладких нет. В 2014 году он прошел в ЗДХК по партийному списку и возглавил профильный Комитет по строительству и ЖКХ, при этом не имея никакого отношения к строительству, если не считать подработки на стройке в студенчестве.
 
Очевидно, что ставка в избирательной стратегии кандидата «ЕР» делается на административный ресурс и электоральную значимость партийного ЖКХ-проекта «Школа грамотного потребителя», возглавляемого Б. Гладких.
 
Широкое задействование ЖКХ-ресурса в избирательной кампании ХРО «ЕР», выдвинувшей Гладких, прослеживается, например, в указании наименований управляющих компаний и адресов обслуживаемых многоквартирных домов (включая номер подъезда) на агитационной листовке внутрипартийного голосования 22 мая.
 
В контексте конкуренции по 69-му кругу стоит отметить, что лидера регионального партсписка «ЕР» И. Яровую, тяжело считать универсальным «политическим тяжеловесом» и компромиссным кандидатом для края в силу ее скандально известной законотворческой деятельности и различной специфики Хабаровского и Камчатского краев.
 
Законотворческая деятельность депутата И. Яровой давно находит негативное отражение не только в федеральном альтернативном информационном поле, но и непосредственно на улицах Хабаровска в виде листовок соответствующего содержания.
 
Можно констатировать, что при существующем раскладе сил 69-й округ ожидают конкурентные выборы, а при определенном стечении обстоятельств возможен опрокидывающий сценарий голосования.
 
Что изменят выборы 2016 г. и как отреагирует на них избиратель? Сейчас ответить затруднительно, но сложившийся баланс сил, однозначно, изменился, и это подстегнет интерес к борьбе, прежде всего, депутатов-одномандатников за победу.
 
Общефедеральная междупартийная борьба системной и несистемной оппозиции за распределение мест со второго и далее избирателям будет малоинтересна.