Алексей Снакин призывался на Дальний Восток из Бердска
Алексей Снакин призывался на Дальний Восток из Бердска
Хабаровский гарнизонный военный суд завершил повторное рассмотрение уголовного дела о гибели в армии военнослужащего-срочника Алексея Снакина. Майор в/ч 30632 «б» Николай Чабанов приговорен к 3,5 годам колонии поселения по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). После выхода из колонии Чабанов будет лишен права занимать должности, связанные с руководством людьми, в течение двух лет.
 
Кроме того, суд удовлетворил два ходатайства Фонда «Право матери», защищавшего интересы мамы Алексея, и вынес частные определения в адрес командования войсковой части 30632 «б», где избиение солдат стало практически нормой жизни, и в адрес руководителя военно-следственного отдела по Хабаровскому гарнизону в связи с нарушением законодательства.
 
Алексей Снакин (1993 г. р.) был призван в армию из Новосибирской области 16 июня 2013 года, 18 февраля 2014 года военные сообщили матери Алексея, что ее сын покончил с собой. В ходе следствия были выявлены факты применения к Алексею Снакину насилия со стороны майора Николая Чабанова.
 
Чабанов, чувствуя себя безнаказанным, избивал солдата, заставлял сутками ходить в бронежилете и противогазе, а незадолго до гибели и вовсе по-бандитски поставил Алексея «на счетчик», велев купить себе новый компьютер.
 
На теле Алексея были найдены множественные кровоподтеки, а на подбородке - след от рукоятки пластмассовой метлы, которой Чабанов избивал несчастного.
 
Первый суд, состоявшийся в марте 2015 года, осудил Чабанова на три года лишения свободы условно. И только благодаря вмешательству фонда «Право матери», который много лет последовательно отстаивает права родственников военнослужащих, стал возможен пересмотр дела и сегодняшний приговор.
 
- Это, конечно, победа, - считает юрист фонда Надежда Кузина, - но не окончательная. Деяния Чабанова были квалифицированы неполноценно, поэтому будем обжаловать не только этот приговор, но и постановления суда, отказавшего нам в допросах свидетелей и возврате дела на доследование.
 
МБО Фонд «Право матери» с 1990 года бесплатно защищает права и интересы родителей, чьи сыновья погибли в армии в мирное время на территории России и СНГ в результате уголовных преступлений, антисанитарных условий жизни, ненормального психологического климата...
 
Редакция «Новой газеты», http://novayagazeta.livejournal.com/4506378.html, 26 февраля 2016 г.
 
Девятая жертва
 
Напомним, что практически все хабаровские СМИ о гибели военнослужащих под Анастасьевкой и Князе-Волконским писали всю первую половину 2014 года. Череда же «самоубийств», как их называли в своих служебных отчетах отцы-командиры, началась в январе. Журналисты пытались достучаться до прокуратуры, военных следователей, командования Восточного военного округа. Во всех ведомствах царило полное молчание. Никаких пресс-конференций, официальных заявлений и даже кратких комментариев не было.
 
Последнее самоубийство, о котором стало известно журналистам, произошло 17 мая 2014-го. Тело 19-летнего солдата-срочника нашли в петле. В в/ч 30632 Дмитрий Бельды прибыл служить из села Даерга Нанайского района. Это была девятая по счету смерть в этом гарнизоне.
 
Тогда депутат Государственной думы от Хабаровского края, член ЛДПР Сергей Фургал направил запрос главному военному прокурору РФ Сергею Фридянскому о проведении комплексной проверки.
 
Сергей Фургал, врач по профессии, взялся досконально изучить информацию о череде смертей солдат в Восточном военном округе. Как он тогда заявил, может быть, напрямую обратиться к министру обороны Сергею Шойгу.
 
- Независимая комиссия должна выяснить, что там произошло. После проверки я, как минимум, оглашу то, что буду знать, - говорил тогда депутат Фургал. - Думаю, что и те, кто будет проводить проверку, в обязательном порядке, по закону, расскажут о ее выводах.
 
Спустя несколько месяцев после депутатского запроса, Сергею Фургалу пришел ответ от прокурора Восточного военного округа генерал-майора юстиции Александра Рушкина.
 
Все они повесились?
 
«Уважаемый Сергей Иванович! Ваше обращение, обусловленное гибелью в воинских частях Князе-Волконского местного гарнизона девяти военнослужащих по поручению заместителя Генерального прокурора РФ - главного военного прокурора государственного советника юстиции 1 класса Фридинского С.Н., разрешено в военной прокуратуре Восточного военного округа.
 
Проведенными с привлечением военных прокуратур Хабаровского и Белогорского гарнизонов, с участием специалистов надзорными мероприятиями выявлены нарушения законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих, обеспечении безопасных условий службы, допущенные должностными лицами данных воинских частей и вышестоящих органов военного управления.
 
Установлено, что в истекшем периоде 2014 года в воинских частях этого гарнизона в результате различных причин погибли военнослужащие по призыву в/ч 30632-Б (с.Анастасьевка Хабаровского района) рядовые Бельды Д.А., Токоеков М.А., Чащин А.Д. и младший сержант Снакин А.В., военнослужащие по призыву в/ч 51460 (с.Князе-Волконское Хабаровского района) рядовые Тактаров Е.В. и Хартасов А.А., военнослужащие по контракту в/ч 51460 (с.Князе-Волконское) лейтенант Гарипов Д.Р. и младший сержант Аршинский А.А., военнослужащий по контракту в/ч 30632-А (с.Князе-Волконское) капитан Грабовой А.В.
 
При этом рядовые Бельды Д.А., Чащин А.Д., младшие сержанты Снакин А.В., Аршинский А.А. и капитан Грабовой А.В. погибли в результате самоубийства, рядовые Тактаров Е.В., Хартасов А.А. и лейтенант Гарипов Д.Р. - при происшествии (взрыв танка), рядовой Токоеков М.А. - в связи с нарушением правил перевозки личного состава.
 
Далее генерал юстиции Александр Рушкин подробно рассказал депутату Сергею Фургалу об обстоятельствах гибели семи солдат и двух офицеров. О конкретных причинах самоубийств военнослужащих (все они повесились на брючных ремнях. - Авт.) военная прокуратура предпочла умолчать, или вовсе эти причины не изучались следствием.
 
Если быть кратким, то, по мнению военной прокуратуры, в череде гибели солдат виноваты недосмотр и бездействие начальников - от командира взвода до командира бригады, а также усилившаяся боевая подготовка в округе и слабый моральный дух солдат.
 
Кроме того, отмечает генерал Рушкин, «указанным упущениям способствовало и непринятие исчерпывающих мер по стабилизации сложившейся в в/ч 30632 ситуации со стороны органов военного управления окружного звена, в том числе управления по работе с личным составом ВВО».
 
Дюжина смертников
 
Читаем дальше ответ военного прокурора округа Александра Рушкина:
 
«По результатам проверки военной прокуратурой начальнику управления боевой подготовки округа, а также командующему войсками округа в июне 2014 года внесены представления об устранении нарушений закона, шесть должностных лиц воинской части предостережены о недопустимости нарушения закона.
 
Проверкой выявлены нарушения законодательства в сфере размещения, материально-бытового и медицинского обеспечения военнослужащих, защиты их жизни и здоровья, обеспечении законности и правопорядка в в/ч 30632 и 51460, допущенные должностными лицами указанных воинских частей, а также вышестоящих органов военного управления.
 
Об устранении выявленных нарушений закона военной прокуратурой ВВО в адрес командующего войсками округа в мае и июне 2014 года внесены представления, которые рассматриваются.
 
Таким образом, по всем указанным выше фактам гибели военнослужащих... проведены проверки, по результатам которых в адрес правомочного командования осуществлено прокурорское реагирование, возбуждено шесть уголовных дел.
 
Об устранении выявленных нарушений закона внесено девять представлений, о недопустимости нарушения закона предостережены 16 должностных лиц; фактическое устранение выявленных нарушений поставлено на контроль.
 
Также установлено, что в целом в воинских частях Хабаровского края в текущем году (2014-м. - Авт.) от различных причин, в том числе в результате самоубийств, несчастных случаев, а также преступлений гражданских лиц, погибло 12 военнослужащих (в аналогичном периоде прошлого года - 4).
 
Рост количества погибших военнослужащих обусловлен увеличением численности личного состава, существенным (в пять раз) возрастанием интенсивности и количества мероприятий по боевой подготовке войск (учений, стрельб, в том числе связанных с выездом на полигоны, размещением в полевых лагерях, и т.п.), что влечет существенное возрастание служебной, физической и психологической нагрузки на военнослужащих, а также уровня персональной ответственности.
 
При этом, как показывает проведенный по результатам надзорной деятельности анализ, в большинстве случаев самоубийства обусловлены недостаточными морально-волевыми качествами, а также эмоционально-психологическими отклонениями отдельных военнослужащих. При этом усматривается низкая роль командиров в их воспитании, контроле за ними, профилактике и пресечении суицидальных действий, что и нашло неоднократное отражение в осуществленном прокурорском реагировании.
 
Причины роста числа погибших военнослужащих обсуждены на двух... координационных совещаниях с участием представителей следственных, оперативных и иных правоохранительных органов... Выработаны меры по исправлению сложившейся ситуации и снижению числа небоевых потерь военнослужащих.
 
По всем фактам самоубийства военнослужащих по призыву в настоящее время расследуются уголовные дела, в ходе предварительного следствия по которым проверяются версии о возможной причастности иных лиц к их гибели.
 
По завершению расследования близким родственникам погибших по их ходатайству будет предоставлена возможность ознакомления с материалами».
 
С уважением, военный прокурор Восточного военного округа, генерал-майор юстиции
Александр Рушкин
 
Под знаком молчания
 
Тогда же, в августе 2014-го журналисты портала «Дебри-ДВ», работавшие в то время и в газете «Хабаровский Экспресс», узнали, что все в той же войсковой части 30632 могла случиться как минимум еще одна трагедия. Об этом нам рассказала Юлия Н., родная тетя призывника из Бердска, откуда прибыл служить в Хабаровск и Алексей Снакин. Свою фамилию женщина просила не называть.
 
По словам Юлии Н., ее племянник пролежал в госпитале месяц после полученных травм в результате жестокого избиения. Парня затем отпустили домой по состоянию здоровья, то есть комиссовали.
 
- Что именно произошло, нам его командир не комментировал, но сказал только одно, мол, отбытие домой вашего мальчика будет единственным шансом остаться в живых, - рассказала тогда Юлия и назвала хабаровскую войсковую часть 30632 «адской».
 
Тогдашний пресс-секретарь прокурора Восточного военного округа Андрей Метченко не стал опровергать или подтверждать эту информацию, предложив обратиться за комментарием к пресс-атташе военно-следственного управления СКР Екатерине Ждановой. Но ее телефон традиционно молчал.
 
Потом хабаровская пресса и общественность постепенно забыли обо всем этом и «не беспокоили» больше военных правоохранителей. Суд над единственным садистом, доведшим солдата до самоубийства, проходил в Хабаровске больше года без лишнего шума. Дошли ли до беспристрастной военной Фемиды остальные пять уголовных дел, связанных с гибелью военнослужащих в Анастасьевском гарнизоне, пока не известно.  
 
Андрей Мирмович