Исследователь истории авиации на Дальнем Востоке Анатолий Дудаков
Исследователь истории авиации на Дальнем Востоке Анатолий Дудаков
В СССР самолет Юг-1 (JuG-1, индекс К.30С) «Юнкерс», созданный немецкой фирмой «Junkers», впервые появился в 1925 году. Он представлял собой военный вариант пассажирского самолета G.24. В 1926 году первые Юг-1 закупили для авиации Черноморского флота. Это был трехмоторный свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси.
 
Срок военной службы Юг-1 был недолог. В 1930-х годах 23 машины списали в гражданский воздушный флот. Так на Дальнем Востоке появились первые пассажирские самолеты.
 
В мае 1930 года первый военный бомбардировщик-торпедоносец Юг-1 подвергли переделке в пассажирский лайнер на Центральной авиаремонтной базе (ЦАРБ) в Москве. При списании выдвижные башни, оборудование бомбоотсека и турели (установки под пулеметы) снимались, задний люк стрелка заделывался. Все вооружение и спецоборудование также убирали, в салоне ставили девять кресел. Окна кабины увеличивали и добавляли еще одно с правой стороны. С левого борта появился багажный люк.
 
В 1929 году летчик полярной авиации Михаил Водопьянов, впоследствии участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, на самолете Юг-1 впервые открыл сообщение на трассе Хабаровск - Александровск-Сахалинский (административный центр Сахалинской области), протяженностью 1400 км, через п. Лазарево.
 
9 января 1930 года он же на самолете «Junkers F.13» с бортовым номером СССР-127 начал прокладывать воздушную дорогу по маршруту Хабаровск - Оха (центр Восточного, впоследствии Охинского района Сахалинской области), протяженностью 1180 км. Кроме летчика и бортмеханика на борту самолета находились начальник «Добролета» А.С. Ривадин, секретарь крайсовета Осоавиахима А.Г. Захаров и специальный корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» Волынский.
 
Гидродром с 1931 года находился в устье реки Александровки. Летом летали на поплавках, зимой - на лыжах. Командир 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ, полярный летчик, в последствии генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук летал на Юг-1 с бортовым номером СССР-145.
 
Юг-1 - военный вариант. (c) Золотов
Юг-1 - военный вариант. (c) Золотов

 
Юг-1 - пассажирский лайнер Полярной авиации. (c) Золотов
Юг-1 - пассажирский лайнер Полярной авиации. (c) Золотов

 
Юг-1 долгое время использовался для выполнения особого правительственного задания - вывоза золота с приисков Алдана. Полеты выполнялись на Ленской авиалинии.
 
При перегоне из Александровска-Сахалинского в Хабаровск (полетное время 8 ч. по маршруту протяженностью 1400 км, через п. Де-Кастри), 23 февраля 1932 года, в 14 ч. 25 мин. при аварии у с. Нижнетамбовское Нижнетамбовского района ДВК (ныне Комсомольский район Хабаровского края) разбился самолет Юг-1 (поплавковый/лыжи пассажирский самолет ПС-5/К-30), борт №1, рег. № СССР-Л718 (заводской №930) Российского общества добровольного воздушного флота «Добролёт».
 
Хабаровский экипаж: пилот Ренкас К.М., бортмеханики Скарятин В.Я. и Васильев И.В. - погибли.
 
Хабаровский экипаж самолета Юг-1, рег. № СССР-Л718: пилот Ренкас К.М. (в центре), бортмеханики Скарятин В.Я. (слева) и Васильев И.В. - погибли. Фото предоставлено А.Г. Дудаковым (Хабаровск) (нажмите, чтобы увеличить)
Хабаровский экипаж самолета Юг-1, рег. № СССР-Л718: пилот Ренкас К.М. (в центре), бортмеханики Скарятин В.Я. (слева) и Васильев И.В. - погибли. Фото предоставлено А.Г. Дудаковым (Хабаровск)

 
- Это была первая авиакатастрофа пассажирского самолета на Дальнем Востоке, - сказал заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края - начальник отдела авиации РО ДОСААФ России края Хабаровского Анатолий Дудаков.
 
На этом же маршруте 26 июня 1935 года на пассажирском самолете «Савоя S.55X» разбился летчик-ас Александр Светогоров. Погибли 9 пассажиров (1 ребенок) и 3 члена экипажа - всего 12 человек.
 
В 1933 года пассажирские Юг-1 переименовали в ПС-5. В том же году три самолета этого типа базировались в Хабаровске.
 
Справка
Летно-технические характеристики самолета Юг-1:
экипаж - 4 чел. (3 чел. - в гражданской версии)
длина самолета - 15,7 м
размах крыла - 29,9 м
высота самолета - 4,15 и
двигатели - Junkers L5 - 3 ед.
мощность 3 х 310 л.с.
взлетный вес - 6500 кг
скорость максимальная - 190 км/час
скорость крейсерская - 170 км/час
практический потолок - 4500 м
время набора высоты - 1000/7,5; 3000/25,0 м/мин
продолжительность полета - до 6 ч.
пассажиры - 9 чел.
 
Подготовил К. Пронякин.
 
Юг-1 на аэродроме
Юг-1 на аэродроме

 
Юг-1 на взлете
Юг-1 на взлете

 
Кабина Юг-1
Кабина Юг-1