В. Штыров
В. Штыров

10 ноября свершилось – Республика Саха (Якутия) окончательно лишилась контроля над алмазными активами. Внеочередное общее  собрание акционеров АК «АЛРОСА» приняло решение об увеличении доли федеральной  собственности с 37% до 50% плюс одна акция.

  Раньше Республика Саха имела 32% акций, еще 8% акций  являлись собственностью 8 районов алмазной провинции, 23% акций владел трудовой  коллектив. Т.е., с учетом находящихся в руках якутян  акций интересы республики могли быть надежно защищены. Теперь этого уже нет.

  Это означает потерю контроля над добычей алмазов в  2008-2015 годах в размере 23,4 миллиарда долларов по нынешнему курсу.

  Потеря контроля над «АЛРОСА» приводит к потере контроля  над «АЛРОСА-Нюрба» с объемом добычи алмазов в 2006  году в размере 536 миллионов долларов, поскольку там «АЛРОСА» имеет 87,25%  акций.

  В 2006 году республика потеряла имущественный комплекс  добычи алмазов – и вместе с ним возможность получать в республиканский бюджет  ежегодно 10,5 миллиардов рублей (430 миллионов долларов).

  «Алмазы Анабара» были  проданы в сентябре этого года за 2,278 миллиардов рублей (около 90 миллионов  долларов).

 

Нефтегазовые активы были утеряны давно – в 1998 году «АЛРОСА» получила в доверительное  управление находящийся в республиканской собственности крупный пакет акций «Саханефтегаза». В ноябре 2001 года В.Штыров  продал этот пакет акций М.Ходорковскому, причем от продажи этих акций республике  ничего не досталось.

 

Основные золотодобывающие активы республики  стоимостью свыше 1,2 миллиардов долларов (запасы золота – 1150 тонн золота) в  2003 году были переданы на безвозмездной основе Инвестиционной группе «АЛРОСА»,  потом ИГ «АЛРОСА» перепродала в 2005 году все эти активы «Полюсу» (сейчас  «Полюс Золото») за 285 миллионов долларов, из них республике ничего не  досталось.

 

В 2005 – 2007 годах были проданы телекоммуникационные активы республики – «Горизонт РТ» (за 1,49 миллиардов рублей) и «Сахателеком»  (за 2,295 миллиардов рублей). Средства от их продажи были  направлены на покрытие дефицита бюджета республики. Реализация крупных  проектов часто осуществлялась за счет дорогостоящих кредитов (например,  программа газификации сельских районов осуществляется за счет банковских  кредитов). Постоянно проводятся масштабные престижные мероприятия с участием  тысяч и даже десятков тысяч человек. В итоге дефицит бюджета республики в 2005  году достиг 12,53 миллиарда рублей. Чтобы покрыть бюджетный дефицит, и были проданы  телекоммуникационные активы республики. В следующем году намечена продажа  оставшегося пакета акций «Сахателеком» (стартовая стоимость акций – 0,734  миллиарда рублей), чтобы иметь  возможность провести игры «Дети Азии».

 

Основные угольные активы республики  также проданы – блокирующий пакет «Якутугля» был  продан в 2005 году за 11,58 миллиардов рублей (411 миллионов долларов),  остальной пакет акций «Якутугля» и крупный  блокирующий пакет акций ОАО «Эльгауголь» были проданы  в октябре этого года за 58,196 миллиардов рублей (2,33 миллиарда долларов), из  них республике достанется 42,1 миллиард рублей (после  оплаты услуг организатора аукциона и выплаты налогов).

  Для справки: в 2006 году «Якутуголь»  выручил от реализованной продукции 15,429 миллиардов рублей, экспортная  реализация коксующегося угля составила 10,375 миллиардов рублей (свыше 415  миллионов долларов).

 

Средства от продажи этих угольных активов направляются  на финансирование строительства железной дороги до г. Якутска, которая давно  передана в федеральную собственность – т.е. республика потеряла контроль и над железнодорожными  активами. В связи с началом реализации крупных индустриальных проектов  возможен выход якутской ветки железнодорожного транспорта на рентабельный  уровень, поэтому потеря таких активов весьма существенна. Компания «Железные  дороги Якутии» с основными фондами стоимостью 22 миллиарда рублей (официальная  оценка) и с объемом перевозки 1,75 миллионов тонн  народнохозяйственных грузов в 2006 году давно не принадлежит республике (сейчас  владеет только 41,3% акций).

 

Разумно ли потратить вырученные от продажи угольных  активов 53,68 миллиардов рублей (2,15 миллиардов долларов) на строительство  железной дороги?

  По ценам 2007 года (35 тысяч рублей за кв. метр), на  эти деньги можно было бы построить 1,54 миллиона кв. метров благоустроенного  жилья или 33,5 тысяч двухкомнатных квартир (при средней площади в 46 кв. метров). При  массовой застройке можно опустить рыночную цену до официальных расценок  Минстроя республики (от 25400 до 26700 рублей за кв. метр), тогда можно было бы  построить уже 2 миллиона кв. метров благоустроенного жилья или 43,5 тысяч двухкомнатных  квартир. А если учесть официальные расценки мэрии Якутска  стоимости строительства жилья, то речь пошла бы о 2,5 миллионах кв. метрах  или 54,3 тысячах двухкомнатных квартирах. Российские нормативы жилья на  человека – 13 кв.   метров, средняя семья – 3 человека, поэтому в расчетах  исходим из целесообразности строительства 2-комнатных квартир площадью 46 кв. метров (по 15,3 кв. метра на  человека).

  Можно было бы строить не только многоквартирные дома.  Стоимость строительства большого деревянного дома в сельской местности равна  стоимости строительства той же двухкомнатной квартиры. Следовательно, можно  было бы построить, допустим, 30 тысяч квартир в городах и 25 тысяч сельских  домов.

  Эти проекты масштабного строительства могли бы поднять  строительную промышленность, производство стройматериалов, окон, столярных  изделий, мебели, обеспечили бы работой много тысяч человек.

  Что важнее  для республики – 54 тысячи квартир или железная дорога?

 

В.Штыров считает, что важнее строить железную дорогу.

  В сентябре этого года Правительство России утвердило  Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

  Согласно этому правительственному документу, до 2030  года планируется строительство новых линий: стратегических, социальных, грузообразующих, высокоскоростных.

  Будет построено 4452 километра  стратегических железных дорог. Линия Томмот  – Кердем – Якутск (Нижний Бестях)  протяженностью 450   километров отнесена к числу стратегических.

  А теперь внимание – все стратегические дороги, кроме  линии Томмот – Кердем –  Якутск, должны быть построены целиком за счет федерального бюджета! Есть только  одно исключение – это линия Томмот – Кердем – Якутск, которая будет строиться преимущественно за  счет субъекта Федерации. Все остальные 4002 километра  стратегических железных дорог строятся без привлечения денег субъектов, на то  они и стратегические.

  Иначе говоря, линию Томмот –  Якутск федеральный центр построил бы и без нас! В Москве, видимо, как вспомнят  о «глупых чукчах», за свои деньги строящих федеральную дорогу, умирают со  смеху…

  Линия Томмот – Кердем – Якутск является только частью стратегической линии  до Магадана (от Нижнего Бестяха до Магадана намечено  построить за счет федерального бюджета 1866 километров).  Если правительство страны решило развивать сеть стратегических железнодорожных  линий, то дорогу до Якутска в любом случае бы построили сами федералы, за счет сверхдоходов от  роста цен на нефть.

  Например, грузобразующие  железнодорожные линии Лена (Усть-Кут) – Непа – Ленск протяженностью 1100 километров  (почти два с половиной раза длиннее, чем Томмот –  Якутск), Хани – Олекминск  протяженностью 450   километров (столько же, сколько и Томмот  – Якутск) федералы собираются строить сами за свой  счет – это заложено в Стратегии развития железнодорожного транспорта, утвержденной  правительством России.

  Будьте уверены, федералы железную дорогу Томмот – Якутск построили бы  и без нас.

  Значит, мы бестолково тратим 2,15 миллиардов долларов на  строительство железной дороги, которая нам и не принадлежит.

 

Итак, суммируем.

  Сколько выручено за счет распродажи основы экономики  республики?

  1. Пакет акций «Саханефтегаза»  продан в ноябре 2001 года – точная стоимость неизвестна, по некоторым данным, в  ходе продажи через оффшорную компанию «АЛРОСА» получила 30 миллионов долларов,  куда ушла остальная сумма – тайна.

  Республика ничего не получила.

  2. Полученные безвозмездно от республики в 2003 году золотодобывающие  активы ИГ «АЛРОСА» продала в 2005 году за 285 миллионов долларов.

  Республика ничего не получила.

  3. От продажи телекоммуникационных активов в 2005 –  2007 годах республика получила 3,785 миллиардов рублей.

  Все эти деньги пошли на покрытие дефицита бюджета.

  4. От продажи угольных активов в 2005 – 2007 годах  республика получила 53,68 миллиардов рублей.

  Эти деньги пошли и должны пойти в основном на строительство  стратегической железнодорожной линии Томмот – Кердем – Якутск, которая все равно была бы построена за  счет федерального бюджета.

  5. В федеральную собственность в 2006 году передан  имущественный комплекс по добыче алмазов стоимостью 69,688 миллиардов рублей (в  июле 2006 года руководство республики озвучило именно такую оценку стоимости  всего комплекса). Федеральный центр обещал компенсировать потери республики  (10,5 миллиардов рублей ежегодных платежей). Где сейчас эти обещанные деньги –  мы все знаем. Кинули.

  6. В этом году продан пакет акций «Алмазов Анабара» за 2,278 миллиардов рублей.

  Все эти деньги пошли на покрытие дефицита бюджета.

 

Итоги:

  - в бюджет республики зачислено 6,063 миллиарда рублей  (ушли на покрытие дефицита бюджета),

  - мимо бюджета прошли 315 миллионов долларов (около  7,875 миллиардов рублей) от продажи нефтегазовых и золотодобывающих активов,

  - мимо бюджета прошли 53,68 миллиардов рублей от  продажи угольных активов,

  - республика потеряла из баланса своей собственности  69,688 миллиардов рублей стоимости имущественного комплекса по добыче алмазов.

  Баланс: 6,065 миллиарда рублей (250 миллионов  долларов) против потерянных 131.243 миллиарда рублей  (или почти 5,4 миллиарда долларов).

  На 1 января 2007 года государственный долг республики составил, по официальным данным, 12,454  миллиарда рублей или 43%  собственных доходов республиканского бюджета (без учета дотаций федерального  центра)…

  Как сообщил 4 ноября 2007 года министр экономического  развития и прогнозирования Алексей Стручков, в 2008 году из-за нехватки средств профинансируют 17 целевых программ развития базовых,  инфраструктурных и социальных отраслей лишь на 82%.

  Комментарии нужны?

 

Республика потеряла не просто крупные бюджетообразующие отрасли, республика потеряла основу своей  экономики.

  Мегапроекты будут реализовываться корпорациями. Участие якутян в их реализации будет минимальным – мы это увидели  на примере строительства нефтепровода ВСТО. Там предпочли привлечь китайцев, в  итоге в Нерюнгри были сожжены китайские общежития, начали нарастать протестные  настроения среди местных русских.

Приведем современные характеристики неоколониализма:

  «Неоколониализм представляет новую модификацию давно  известной колониальной системы. При трансформации формы зависимости ее сущность  осталась практически неизменной.

  Неоколониализм – система неравноправных экономических  и  политических отношений, навязываемая странам  Азии, Африки и Латинской Америки; направлена на сохранение экономической  зависимости народов этих стран. Материальной основой неоколониализма является доминирование  в местной экономике не принадлежащих местным властям и местным деловым кругам  крупных корпораций, банков (или их филиалов)».  

  «Главное в неоколониализме – экономическая  эксплуатация и удержание развивающихся стран в рамках политической и  экономической зависимости и увеличение прибылей путем обеспечения условий для  использования природных, трудовых и иных ресурсов этих стран в  воспроизводственном процессе развитых государств на неравноправной основе».

  «Идеологическому обоснованию неоколониализма служат неоколониалистские  теории.

  Среди неоколониалистских теорий, предлагающих бывшим колониям   и полуколониям рецепты экономического  развития, преобладает концепция   «развития сельского хозяйства», которая предполагает занятие местного  населения преимущественно в аграрном секторе. Все современные концепции  неоколониализма маскируются под «стратегию развития», поскольку они создают  впечатление, что у зависимых народов якобы есть «стратегические программы  развития».

Главные элементы этой «стратегии» – политика, направленная на  ослабление национально-освободительных движений, методика преодоления  возникающих трудностей в только рамках неоколониальной  системы, скрытые формы политического, экономического и идеологического контроля  над местным населением, в первую очередь – над интеллигенцией».

 

В нашей республике также идет процесс утери социально-культурных  активов – крупных высших учебных заведений и научно-исследовательских  учреждений, объектов здравоохранения и спорта республиканского значения,  которые переданы и передаются в федеральную собственность. Последствия перехода  под федеральный контроль учреждений, где трудится элита интеллигенции якутской  нации скоро станут ясны – всех неугодных, протестующих  будут увольнять.

 

В заключение цитаты:

  «В 2002-2006 годах реализован индикативный план  социально-экономического развития республики через систему целевых программ  развития базовых, инфраструктурных и социальных отраслей. Сегодня мы можем  сказать, что основные задачи этого плана выполнены». (?!)

  «Сегодня мы находимся на новом витке истории».

  «Искренне верю, что в ближайшие годы в республике  произойдут большие значительные экономические и социальные перемены!»

  В.Штыров, из доклада  на торжественном заседании общественности, посвященном 375-летию вхождения  Якутии в состав Российского государства, 2 октября 2007 года.

 

Геннадий Федоров.

----------

 

УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

 

Нам, якутянам, говорят: «Да, ладно, все активы распродали, зато скоро много-много денег будем получать от добычи нефти, газа и прочего».

От добычи нефти республика может получать только свою часть от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а регионы получают сейчас 5% НДПИ, поскольку «Сургутнефтегаз» и другие обладающие лицензиями на добычу якутской нефти компании зарегистрированы за пределами республики и основные налоги уплачивают по месту регистрации.

Но в 2006 году Госдума приняла закон, по которому для предприятий, занимающихся разработкой вводимых в эксплуатацию нефтяных месторождений Восточной Сибири, введена нулевая налоговая ставка НДПИ сроком на десять лет, начиная с 2007 года. Т.е. до 2017 года налоговых поступлений по НДПИ на добычу нефти в бюджет республики не будет.

По добыче газа – как сообщили 11 ноября 2007 года, «Газпром» намерен ввести в эксплуатацию Чаяндинское газоконденсатное месторождение в 2016 году. Т.е. до 2016 года налоговых поступлений от добычи газа в бюджет республики также не будет. Видимо, мало кто знает, что в действующем сейчас Налоговом Кодексе РФ зафиксировано, что регионы получают 0% от НДПИ на добычу природного газа (!).

По добыче угля – 23 ноября 2007 года озвучены планы «Мечел» об объединении «Якутугля», «Эльгаугля» и «Южного Кузбасса» на базе последней компании. «Южный Кузбасс» добывает 17,1 миллионов тонн угля в год («Якутуголь» – 10,3 миллиона тонны), выручка в 2006 году – 19,4 миллиарда рублей («Якутуголь» – 15,43 миллиарда рублей).

Если будет объединение этих трех компаний, то местом регистрации будет Кемеровская область, корпоративные налоги будут платиться там. Наша республика лишится основных налоговых поступлений от «Якутугля». Останутся только поступления от НДПИ на добычу угля. Ставка НДПИ по углю – 4,8%, т.е. от добычи «Якутугля» это составит 740 миллионов рублей в год, из них республике достается 444 миллиона рублей (18,1 миллион долларов). Начало добычи угля Эльги начнется не раньше 2010 года, а к проектной мощности добычи выйдут к 2014-2015 годам.

По добыче алмазов многие наслышаны о грядущем объединении «АЛРОСА» и «Норильского никеля».

«Норильский никель» от одной только реализации металлов в 2006 году получила 11,55 миллиардов долларов, не считая доходов от других видов деятельности. А «АЛРОСА» от реализации алмазов в 2006 году получила 2,865 миллиардов долларов. Кто кем будет вертеть: хвост собакой или собака своим хвостом? И где будет место основной регистрации? Ответы ясны. Вскоре республика лишится основных налоговых поступлений от добычи алмазов. Останутся только НДПИ на добычу алмазов (сейчас – 4,3 миллиардов рублей или 9,5% доходной части бюджета республики в 2006 году), некоторые косвенные налоги (например, налог на доходы занятых в алмазной промышленности Якутии физических лиц). А ведь сейчас большую часть налоговых поступлений республики дают основные налоги от добычи алмазов. И мы их лишимся.

Что касается доходов от гидроэнергетики, то первая очередь Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса будет введена в лучшем случае только в 2015 году. Значит, до 2015 года доходов от гидроэнергетики ждать не следует.

По добыче урана – освоение Эльконского уранового месторождения начнется с 2012 – 2013 годов, на проектную мощность добычи – 5 тысяч тонн урана в год – планируется выйти к 2018 году. При этом, как заявил 26 октября 2007 года в Нерюнгри руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.Кириенко, контрольный пакет акций добывающих предприятий останется у федерального центра, т.е основные налоги будут платиться не на территории республики. Республика сможет получать значимые доходы от добычи урана только к 2018 году. Тонна урана сейчас в мировом рынке стоит 100 тысяч долларов за тонну. 5 тысяч тонн урана – это 500 миллионов долларов. Ставка НДПИ по урану – 8%, т.е. 40 миллионов долларов, из них 60% (24 миллиона долларов) перечисляется в республиканский бюджет. Разбогатеем, конечно. Но есть опасность, что Эльконское месторождение могут признать стратегическим (а оно таковым и является, крупнейшее по запасам урана в России). Тогда даже 16 миллионов долларов нам не видать.

Как видим, планы скоро начать получать огромные деньги – это просто некомпетентность.

Все основные экономические активы республики стоимостью в миллиарды долларов распродали.

И абсолютно большая часть выручки от распроданных богатств будет вбухана в федеральную железную дорогу, которую федеральный центр и сам бы построил за счет нефтедолларов.

И еще надеются, что скоро с неба якобы сами собой начнут падать большие деньги, некуда будет их девать.

Как говорил министр Наполеона Талейран: «Это хуже, чем преступление, это – глупость».

 

Геннадий Федоров.

--------------

 

ЯКУТСКАЯ ЗЕМЛЯ

    Кому она принадлежит?

 

Выдающийся историк Лев  Гумилев, описывая создание древнего степного государства хунну, пишет, что  шаньюй Модэ провозгласил: «Земля – есть основание государства».

  Если даже кочевые степняки  понимали, что земля – фундамент государства, то сейчас тем более актуальна  связь государственности с землей. Кто владеет землей – тот и главный в  государстве.

  Кто владеет Якутской землей?

  Сколько стоит Якутская  земля?

  В 2006 году Федеральное агентство кадастра объектов  недвижимости объявило суммарную кадастровую стоимость всех земель России – она  составляет 23,6 триллиона рублей (без учета стоимости недровых богатств). Эта  цифра вполне сопоставима с ВПП России в 2006 году – примерно 27 триллионов  рублей. Для сравнения: ВПП США – 12,6 триллионов долларов, а кадастровая  стоимость земли, по данным Всемирного банка, – 33 триллиона долларов. В  Австралии соотношение примерно такое же: ВВП – 384 миллиарда долларов, а кадастровая  стоимость – 1,1 триллион долларов. Во Франции при ВВП в 1,7 триллионов  долларов земля стоит 3,6 триллионов долларов.

  Территория Российской Федерации – 17.075,4 тыс. кв. км. Территория нашей республики –  3.103,2 тыс. кв.км.

  Условно кадастровая  стоимость земель Республики Саха (Якутия) – 4,2 триллиона рублей. Но это –  максимальная оценка. В реальности, с учетом географии и категории земель,  кадастровая стоимость значительно меньше. Но сколько – нет никаких официальных  оценок.

  В нашей республике кадастровая стоимость земель определена  пятью постановлениями Правительства республики с 2003 по 2006 годы. Но не приводятся  общие цифры, поэтому совокупная стоимость земель республики официально не  известна.

  Всего площадь земель, подлежащих государственной  кадастровой оценке на территории республики – 308.352,3 тыс. га, из них проведена  оценка 278.909,5 тыс. га (90,45%), т.е. пока не определена только стоимость так  называемых «земель запаса».

  И кто же владеет этими землями стоимостью примерно 4,2  триллиона рублей?

  До 2000 года ответ был очевиден – большая часть земель  принадлежит республике.

  С 2001 года стали приниматься федеральные законы,  которые сужали права республики – многократные поправки в «Закон о недрах»,  Земельный (2001 год), Лесной (новый вариант 2006 года) и Водный кодексы (новый  вариант 2006 года), Налоговый кодекс (в последних редакциях по вопросам  землепользования), федеральный закон №101-ФЗ от 17 июля 2001 года (о  разграничении собственности на землю), федеральный закон №53-ФЗ от 17 апреля  2006 года (об определении земельных участков, являющихся  собственностью федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) и др.

  Сейчас можно говорить, что 99,8% территории республики отнесено к  собственности центра, т.к. лесные, водные ресурсы являются федеральной собственностью.  Это показывает, что так называемая «государственность» Республики Саха (Якутия)  – сейчас просто фикция.

  Я уже писал о том, как были распроданы  экономические активы республики.

  А о потере территориальных (земельных)  активов республики мало кто задумывается.

  Из федеральной собственности в нашей  республике можно вывести только сельскохозяйственные угодья, земли поселений  (без учета земель промышленного, оборонного и пр. назначения), а их совокупная  площадь – только 637,2 тыс. га (из 308.352,3  тыс. га), поэтому получается только 0,2%.

  Для примера: в Республиках Татарстан и Башкортостан в  своем распоряжении сумели оставить не 0,2%, как у нас, а свыше 18% и 12% земель  соответственно.

  Если исходить из условной кадастровой  стоимости земель республики в размере 4,2 триллиона рублей, то стоимость  федеральной собственности – 4,192 триллиона рублей, республиканской и  муниципальной собственности – только 8,4 миллиарда рублей. Для сравнения: выручка  «Якутугля» за 2006 год – 15,43 миллиарда рублей, т.е. почти вдвое больше.

  Но даже эти крохи – очень значительный  ресурс. Эти земли – фактически самые ценные для якутян.

  Сейчас уже не идет речи о хотя бы совместном  владении недровыми ресурсами, они сейчас – в исключительном ведении  федерального центра. Даже предварительное согласие республиканских и  муниципальных органов управления на пользование недровыми богатствами уже не  требуется.

  И у якутян остались только те земли,  которые считаются землями поселений и сельскохозяйственными угодьями. И именно  они стали основой экономики якутян – как сельских, так и городских. В сельской  местности на этих землях косят сено, в городах и поселках на этих землях стоят и  строят как огромные торговые и производственные центры, так и неказистые  киоски, мастерские.

  И именно вопрос о земле становится  ключевым фактором для якутян, особенно для тех, кто хочет начать или развивать  свое дело, получить дачный земельный участок для выращивания овощей и отдыха,  построить дом.

  Вопрос о земле становится наиболее важным  для муниципальных и даже республиканских властей. Недровые богатства нашей  республики федеральный центр теперь распределяет сам, реализующие мегапроекты  корпорации нуждаются в контактах с республиканскими властями только для решения  небольших текущих вопросов (это мы четко увидели на примере строительства  нефтепровода ВСТО).

  Поэтому республиканская власть теперь  хочет участвовать во владении муниципальными землями. 29 июня 2006 года был принят республиканский закон «О  распоряжении земельными участками», по которому право распоряжения самой  дорогой в республике землей в г. Якутске принадлежит республиканским властям. А  что им еще остается после того, как все активы республики были распроданы? Надо  же теперь распродавать городские земли. Само Правительство республики эти земли  оценивает очень высоко. Известна официальная позиция Правительства республики  2006 года, по которому стоимость 103 тыс. га якутских сельскохозяйственных  угодий в составе лесного фонда были оценены в 4,3 триллиона рублей. Конечно,  это было чрезмерное преувеличение с целью выторговать у федерального центра  некоторые уступки. Но республиканские власти понимают ценность земельного  ресурса.

  Правда, доходы республиканского бюджета от продажи и  аренды земли в 2006 году составили всего 116,57 миллионов рублей. А в  Татарстане из-за того, что сумели сохранить значительно больше земель, только  за 9 месяцев 2007 года получили от использования землями 6,353 миллиарда рублей  (из них в муниципальные бюджеты перечислили 2,236 миллиардов).

  В распоряжении городских властей Якутска все же  осталось много полномочий по предоставлению земельных участков для жилищного  строительства, дачного хозяйства, огородничества, гаражного строительства, для  установки киосков, павильонов, навесов и других временных построек.

  Вот за именно это и сейчас развернулась борьба в  городе Якутске – за право распоряжаться землей. Кто станет мэром – это не  вопрос о том, кто будет сидеть в кабинете мэра. Это вопрос о том, кто будет  владеть землями – приезжие армяне, буряты или коренные якутяне – как якуты, так  и русские.

  Теперь, после того, как республика распродала все свои  экономические активы, основным экономическим ресурсом становится земля. Руководитель  республиканского управления Федерального агентства кадастра объектов  недвижимости А.А.Попова приводит пример повышения стоимости земли в Якутске за  последние годы в 3,5 раза. И эта тенденция после 2008 года будет только  ускоряться.

  Вопрос владения землей становится важнейшим для  выживания и развития якутян.

  Кто владеет землей – тот и главный.

 

Геннадий  Федоров.

---------

 

Социально-экономическое развитие

    Республики Саха (Якутия)

    в сравнительной характеристике

 

Среди субъектов Дальневосточного федерального округа  Республика Саха (Якутия) не имеет схожих по климатическим, территориальным,  социально-экономическим показателям субъектов. Поэтому корректной является  сравнительная характеристика Республики Саха (Якутия) с Красноярским краем.

 

1. Территория.

  Республика Саха (Якутия) – 3103,2 тыс. кв.км.

  Красноярский край – 2339,7 тыс. кв.км.

 

2. Численность  населения.

  Республика Саха (Якутия) – на 1 января 2007 года  составила 949,2 тыс. человек (в 2001 году – 951,5 тыс. человек).

  Красноярский край – 2893,7 тыс. человек (в 2001 году –  2982 тыс. человек).

 

3. Общая численность  занятых в экономике в Республике Саха (Якутия) на 1 января 2007 года  составляет 452,4 тыс. человек (в 2001 году – 434,4 тыс. человек, рост достигнут  за счет увеличения трудоспособного населения – с 599,9 тыс. в 2001 году до  619,8 тыс. в 2006 году). Численность безработных в Республике Саха (Якутия)  растет – с 39 тыс. человек в 2001 году до 45,9 тыс. человек в 2006 году.

  Общая численность занятых в экономике в Красноярском  крае составляет 1422 тыс. человек (в 2001 году – 1432,1 тыс. человек,  трудоспособное население увеличилось с 1539 тыс. в 2001 году до 1549 тыс. в  2006 году). Численность безработных в Красноярском крае уменьшается – с 148,6  тыс. человек в 2001 году до 141,9 тыс. человек в 2006 году.

 

3. Объем регионального  валового продукта в Республике Саха (Якутия) в 2005 году составил 185.172,9  миллиона рублей (в 2001 году – 100.731 миллиона рублей), рост – в 1,83 раза. Здесь  и далее цифры по валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия) и  Красноярского края приводятся на 2005 год из-за отсутствия официально  подтвержденных Федеральной службой государственной статистики данных на период  после 2005 года.

  Индекс физического объема валового регионального  продукта в Республике Саха (Якутия) падает – с 107,8% в 2000 году до 104,9% в 2005  году.

  Объем регионального валового продукта в Красноярском  крае в 2005 году составил 441.886,3 миллиона рублей (в 2001 году – 238.277  миллионов рублей), рост в 1,85 раз.

  Индекс физического объема валового регионального  продукта в Красноярском крае также падает, но в меньших размерах – с 105,1% в  2000 году до 103,3% в 2005 году.

 

4. Валовой  региональный продукт на душу населения в Республике Саха (Якутия) вырос с  105.532,4 рублей в 2001 году до 194.857,1 рублей в 2005 году – рост в 1,84  раза.

  Валовой региональный продукт на душу населения в  Красноярском крае вырос с 79.656,7 рублей в 2001 году до 151.551,2 рубля в 2005  году – рост в 1,9 раз.

 

5. Расходная  часть бюджета Республики Саха (Якутия) в 2006 году составила 52,3 миллиарда  рублей с дефицитом 4,2 миллиарда рублей (в 2001 году – 33,9 миллиарда рублей с  профицитом 0,965 миллиардов рублей). На каждого жителя Республики Саха (Якутия)  в 2001 году приходилось 35,63 тыс. рублей бюджетных расходов, в 2006 году – 55,1  тыс. рублей.

  Расходная часть бюджета Красноярского края в 2006 году  составила 65,1 миллиард рублей с профицитом 9,3 миллиарда рублей (в 2001 году –  36,098 миллиардов рублей). На каждого жителя Красноярского края в 2001 году  приходилось 12,105 тыс. рублей бюджетных расходов, в 2006 году – 23,361 тыс.  рублей.

 

6. Поступления  из федерального бюджета в бюджет Республики Саха (Якутия) составили в 2006  году 17,053 миллиарда рублей (в 2001 году – 7,695 миллиардов рублей, федеральные  дотации увеличились в 2,2 раза). В 2006 году, таким образом, доля федеральных  дотаций в доходах бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 45,406 миллиардов  рублей составила 37,6% (в 2001 году – 27,4%).

  Поступления из федерального бюджета в бюджет  Красноярского края в 2006 году составили 3,123 миллиарда рублей, доля  федеральных дотаций в доходах бюджета края в размере 74,3 миллиарда рублей  составила 4,2%.

 

7. На 1 января 2007 года государственный долг Республики Саха (Якутия) составил 12,454 миллиарда рублей. В 2001 году  государственный долг Республики Саха (Якутия) составлял 8,56 миллиардов рублей  (государственный долг вырос в 1,45 раз).

  Государственный долг Красноярского края на 1 января  2007 года составил 4,7 миллиардов рублей.

 

8. В 2004 году (здесь и далее по налогам приводятся  данные на 2004 год из-за отсутствия официально подтвержденных Федеральной  налоговой службой данных после 2004 года) в Республике Саха (Якутия) собрано налогов на 20,121 миллиардов  рублей или 12,3% от валового регионального продукта, а в 2001 году этот  показатель составил 11,8%.

  В Красноярском крае в том же году собрано налогов на  56,667 миллиардов рублей или 20,4% от валового регионального продукта, а в 2001  году в – 11,3%.

 

9. Наблюдается уменьшение удельного веса Республики  Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе по динамике налоговых платежей и сборов: если в 2001 году на  Республику Саха (Якутия) приходилось 24,8%, то в 2004 году – 20,5%.

  Растет также задолженность  по налоговым платежам в Республике Саха (Якутия): в 2001 году она составила  6,301 миллиарда рублей, на начало 2007 года – 9,057 миллиардов рублей.

 

10. Причиной более низких по сравнению с Красноярским  краем налоговых сборов в Республике Саха (Якутия) является более высокий удельный вес убыточных предприятий: в промышленности их доля с 2001  года (50,4%) к 2004 году выросла (53,1%). В Красноярском крае убыточные  промышленные предприятия в 2004 году составили 46,9%.

  В строительстве удельный вес убыточных предприятий  Республики Саха (Якутия) с 2001 года (45,7%) к 2004 году также вырос (49,2%), в  Красноярском крае доля убыточных строительных предприятий в 2004 году – 39,2%.

  В транспорте удельный вес убыточных предприятий  Республики Саха (Якутия) с 2001 года (48,5%) к 2004 году вырос (51,6%), в  Красноярском крае доля убыточных транспортных предприятий в 2004 году – 49,6%.

  В 2005 году количество убыточных крупных и средних  предприятий в Республике Саха (Якутия) по сравнению с 2004 годом увеличилось на  11,7%, т.е. сохраняются тенденции экономического регресса. На начало 2007 года  93% совокупной прибыли, полученной предприятиями Республики Саха (Якутия),  формировалось за счет АК «АЛРОСА», ОАО «АЛРОСА – Нюрба», ОАО «Алмазы Анабара» и  ОАО ХК «Якутуголь».

 

11. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Республике Саха (Якутия) упал с  126,5% в 2001 году до 91,9% в 2004 году. В Красноярском крае падение более  стабильное: с 111,6% в 2001 году до 108,3% в 2004 году.

 

12. В Республике Саха (Якутия) сельское хозяйство является важным сектором экономики. Поголовье  крупного рогатого скота упало с 292 тыс. в 2001 году до 256,9 тыс. на 1 февраля  2007 года, лошадей – с 131 тыс. до 128,9 тыс., птиц – с 954,5 тыс. до 662,4 тыс.,  свиней – с 49,2 тыс. до 26,9 тыс. Увеличилось количество оленей – с 141,5 тыс.  до 166,8 тыс.

  При прожиточном минимуме в размере 5253 рубля  среднемесячная заработная плата в аграрном секторе в 2006 году составила 5390  рублей (для сравнения: в добыче полезных ископаемых – 25.902,3 рубля, в 4,8  раза больше). Однако просроченная задолженность по заработной плате в аграрном  секторе традиционно большая.

 

13. Растут расходы на содержание управленческого аппарата в Республике Саха (Якутия): в  2001 году на государственное управление и местное самоуправление было реально  израсходовано 1,185 миллиарда рублей (3,5% от бюджета), в 2005 году – реально  израсходовано 6,948 миллиардов рублей (13,28% бюджета). В 2001 году в  Республике Саха (Якутия) численность работников, занятых в органах  государственной власти и местного самоуправления, составила 11.346 человек, а в  2004 году – 12.786 человек (один на 74,3 жителя, в Красноярском крае в 2004  году этот показатель составил один на 88,3 жителя).

  При этом спецификой Республики Саха (Якутия) является  большое количество финансируемых из бюджета структур. Например, «Национальная вещательная  компания «Саха» имела в 2006 году бюджет 195,606 миллионов рублей, бюджет  Информационного центра при Администрации Президента Республики Саха (Якутия)  составлял 53,657 миллиона рублей, Объединение Административно-хозяйственного  обеспечения деятельности Президента и Правительства не входит в состав  государственных органов и имел годовой бюджет на содержание аппарата в размере  129,402 миллионов рублей. Таких структур десятки.

 

14. Среднемесячная номинальная заработная плата работающих в экономике в Республике  Саха (Якутия) в 2006 году составила 16.168 рублей (в 2001 году – 6,052 рублей).  Потребительские расходы на душу населения в 2006 году составили 8873,2 рублей  (стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в 2001 году  составила 3883,5 рубля).

  Если брать более близкий к Республике Саха (Якутия) по  уровню начислений северных надбавок и коэффициентов Таймырский  (Долгано-Ненецкий) автономный округ, то среднемесячная номинальная заработная  плата работающих в экономике в 2006 году составила 22.431,8 рублей (в 2001 году  – 9670,1 рублей). Потребительские расходы на душу населения в Таймырском  (Долгано-Ненецком) автономном округе на начало 2006 года составили 4825 рублей (в  2001 году – 2659 рублей).

 

15. Ввод жилья в Республике Саха (Якутия) падает: с 356 тыс. кв.м в 2001 году до 285,5 тыс.  кв.м в 2006 году (уменьшение – в 1,3 раза).

  Ввод жилья в Красноярском крае растет: с 376 тыс. кв.м  в 2001 году до 780 тыс. кв.м в 2005 году (рост – 2 раза).

  По другим социальным индикаторам показатели Республики  Саха (Якутия) вполне сопоставимы с показателями Красноярского края: по  некоторым параметрам ситуация лучше в Республике Саха (Якутия), по другим – в  Красноярском крае.

 

Развернутый  комментарий.

  1. Республику Саха (Якутия) с января 2002 года  возглавляет выходец из АК «АЛРОСА» В.А.Штыров.

  Красноярский край с октября 2002 года возглавляет  выходец из РАО «Норильский никель» А.Г.Хлопонин.

  Основным бюджетообразующим предприятием в Республике  Саха (Якутия) является АК «АЛРОСА», в Красноярском крае – «Норильский никель».

  2. За период их руководства валовой региональный продукт  Республики Саха (Якутия) вырос в 1,83 раза, Красноярского края – в 1,85 раз  (цифры на 2005 год, по предварительным итогам 2006 года рост у Красноярского  края выше).

  Для примера: рост ВПП страны с 2001 по 2005 год – 2,84  раза.

  Для сравнения: рост валового регионального продукта  Республики Саха (Якутия) с 1998 по 2001 годы – в 3 раза (для корректности  сравнения с 2002 – 2005 годами также берем 4 предыдущих года).

  3. Валовой региональный продукт на душу населения в  Республике Саха (Якутия) вырос в 1,84 раза, в Красноярском крае – в 1,9 раз  (цифры на 2005 год, по предварительным итогам 2006 года рост у Красноярского  края выше).

  4. На начало 2007 года разница между трудоспособным  населением и численностью занятых в экономике в Республике Саха (Якутия)  составляет 167,4 тыс. человек (или 27% от количества трудоспособного населения)  – это реальная безработица. В Красноярском крае эта разница – 127 тыс. человек  (или 8,2%).

  5. При аналогичной динамике роста валового  регионального продукта бюджетные затраты в Красноярском крае на одного человека  2,3 раза меньше, чем в Республике Саха (Якутия).

  6. Зависимость Республики Саха (Якутия) от федеральных  дотаций выше, чем зависимость Красноярского края, в 9 раз.

  7. Государственный долг Красноярского края 2,65 раз  меньше, чем у Республики Саха (Якутия).

  8. В Республике Саха (Якутия) в отношении к валовому  региональному продукту налогов стало собираться только на 0,5% больше, чем в  2001 году, а в Красноярском крае рост составил 9,1%. Это показывает более  высокую эффективность экономической деятельности в Красноярском крае.

  9. В Республике Саха (Якутия) растет количество  убыточных предприятий, а в Красноярском крае – уменьшается.

  10. В Республике Саха (Якутия) растут расходы на  содержание управленческого аппарата (рост удельного веса бюджетных ассигнований  – с 3,5% в 2001 году до 13,28% в 2006 году, рост в 3,8 раз).

  В Республике Саха (Якутия) приходится один работник  органов государственной власти и местного самоуправления на 74,3 жителя, в  Красноярском крае в 2004 году этот показатель составил один на 88,3 жителя.

  11. В Республике Саха (Якутия) среднемесячная  номинальная зарплата в 1,4 раза меньше, чем в близком по уровню начислений  северных надбавок и коэффициентов Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном  округе.

  При этом в Республике Саха (Якутия) среднемесячная  номинальная зарплата превышает потребительские расходы на душу населения в 1,8  раз, в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе – в 4,7 раз.

  12. Ввод жилья в Республике Саха (Якутия) уменьшился в  1,3 раза, в Красноярском крае – увеличился в 2 раза.

  Для примера: ввод жилья в Российской Федерации с 2001  по 2006 годы вырос в 1,6 раз.

  13. Рост среднемесячной номинальной зарплаты в  Республике Саха (Якутия) с 2001 по 2006 годы составил 2,6 раз, в Красноярском  крае – тоже 2,6 раз.

  Для примера: рост среднемесячной номинальной зарплаты  в Российской Федерации составил 3,3 раза.

  14. В Республике Саха (Якутия) от продажи угольных и  телекоммуникационных активов получено 57,465 миллиардов рублей. При этом  государственный долг не уменьшается, а растет.

  В Красноярском крае не проводится политика массовой  распродажи экономических активов края. Дополнительные доходы бюджета идут на  снижение государственного долга.

  15. Общие  выводы:

  - Республика Саха (Якутия) по темпам роста валового  регионального продукта отстает от роста ВПП страны, также эти темпы в 1,64 раза  ниже, чем темпы роста валового регионального продукта в предыдущие четыре года.

  - рост уровня жизни в Республике Саха (Якутия) отстает  от темпов роста уровня жизни в Российской Федерации,

  - по эффективности экономической деятельности  Республика Саха (Якутия) значительно уступает Красноярскому краю.

 

Геннадий  Федоров,

Уххан сирэ.