Публикуем в рамках дискуссии по открытому письму губернатору Хабаровского края: Не подкупайте СМИ!
 
С 1 февраля местные СМИ живут в ожидании: чем для каждого из них обернется президентское поручение губернаторам об оптимизации расходов на информирование населения о деятельности органов госвласти. И уже пошли панические пересуды: дескать, эта мера задушит многие издания…
 
Не стоит утверждать, будто издания выживают исключительно за счет подпитки из колоссальных сумм, выделяемых на освещение деятельности органов государственной власти. Газете «Мое побережье» уже 10 лет, но о том, что местным СМИ правительство Хабаровского края выделяет субсидии, я узнала только в прошлом году. И не я одна была в неведении. Например, мой коллега Леонид Сунгоркин уже 5 лет выпускает газету «Пост Хабаровка», но о субсидиях тоже узнал недавно. Спасибо сайту «Дебри-ДВ» - здесь и появилась информация о том, какие средства расходуются на СМИ в Хабаровском крае.
 
Меня поразили сами цифры субсидий. Они огромные - более 100 с лишним миллионов рублей! Удивило, что ежегодно многомиллионные субсидии получают и наши основные телекомпании - ДВТРК и «Губерния», и такие газеты, как «Тихоокеанская звезда» и «Приамурские ведомости»... Казалось бы, сразу возникает вопрос, а им то зачем субсидии с их высокими телерейтингами, огромными тиражами и популярностью?
 
Но раз от субсидий они не отказываются, а наоборот, систематически подают на них заявки, выходит, в крае дошло до того, что годами сидеть, как уже писали, на «финансовой игле», стало выгодно? Или все-таки нужда заставляет? Тогда что говорить о районных газетах с их небольшими тиражами, о научно-популярных и туристических альманахах, о журналах для коренных и малочисленных народов и т.п.…
 
По этому поводу могу сказать только одно - жизнь показывает, что поддержка важна и необходима. Тем более нужно понимать, что читающих те же газеты сейчас мало. Изданиям выживать нелегко (одни типографские услуги и транспортные расходы чего стоят), и поддерживать их нужно для того, чтобы не выживали, а полноценно жили. Но все должно быть прозрачно: надо всем предоставить равные права и возможности участия в открытом конкурсе.
 
И для этого, разумеется, все должны знать, что такой конкурс проводится. Иначе конкурсное распределение бюджетных средств на СМИ так и будет походить на подозрительный междусобойчик. С помощью современных электронных средств связи одновременно оповестить всех о том, что объявляется конкурс на выделение субсидий (со ссылкой на официальный сайт правительства Хабаровского края), не составляет никакого труда, нужно только иметь желание.
 
Почему же этого не делали? Почему годами в официальных списках получающих субсидии одни и те же СМИ? Почему не пересмотреть сам принцип распределения субсидий и давать их только на конкретные целевые проекты? Уверена, краевому бюджету от этого будет только выгода. Сколько тогда высвободившихся денег можно направить на социальные нужды, например, пожертвовать субсидии на приобретение жилья сиротам, инвалидам, малообеспеченным семьям…
 
Татьяна Седых,
редактор газеты «Моё побережье».