Як-40 авиакомпании в аэропорту Хабаровска
Як-40 авиакомпании в аэропорту Хабаровска
Арбитражный суд Хабаровского края во второй раз принял заявление улан-удэнской компании «РегионАвиа-Сервис Плюс» о признании банкротом нашего регионального авиаперевозчика - КГУП «Хабаровские авиалинии». Рассмотрение дела намечено на следующий четверг, 26 декабря.
 
Тогда же должен быть утвержден временный управляющий «Хабаровских авиалинии» - Яна Либерман, член Самро - Саморегулируемой межрегиональная общественная организация «Ассоциация антикризисных управляющих» из Самары. Она будет действовать параллельно с руководством авиакомпании, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей.
 
Известно, что основными требованиями «РегионАвиа-Сервис Плюс» к «Хабаровским авиалиниям» является выплата долга в размере 11,8 млн рублей - это задолженность по арендной плате за самолет Ан-24РТ (рег.номер RA-49264).
 
В прошлом году ООО «РегионАвиа-Сервис Плюс» уже подавало подобное заявление о банкротстве. Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 27 августа 2012 года оно было принято к производству и возбуждено дело о банкротстве. Однако  28 сентября 2012 года, во второй инстанции, Шестой арбитражный апелляционный суд (Хабаровск) постановил заявление ООО «РегионАвиа-Сервис Плюс» о банкротстве авиакомпании оставить без рассмотрения. И вот очередной ход.
 
Это дело двухлетней давности. Именно тогда компания «РегионАвиа-Сервис Плюс» обратилась в арбитражный суд с иском к КГУП «Хабаровские авиалинии» о взыскании арендной платы за пользование воздушным судном. За 2010 год, из расчета 800 тыс. рублей ежемесячно за поисково-спасательное дежурство и 10 тыс. рублей за один летный час за выполнение транспортных рейсов, набежали миллионы.
 
Представитель «Хабаровских авиалиний» в суде заявил, что платить по договору перестали, так как Ан-24РТ стал спорным имуществом и, якобы, за долги распоряжалась самолетом уже другая компания - московская - ООО «Антей». Арендные платежи и стали платить новому арендодателю.
 
Между тем, в хабаровский суд было предоставлено постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда (Чита). А по нему, взыскания залога - самолета Ан-24РТ компанией «Антей» у  «РегионАвиа-Сервис Плюс» признано недействительным. И все это в рамках дела о банкротстве «РегионАвиа-Сервис Плюс», вынесенного Арбитражным судом Республики Бурятия (Улан-Удэ). Как же тогда возврат денег от ООО «Антей»? Этот вопрос, по странному стечению обстоятельства, никто не поднимал, в том числе и КГУП «Хабаровские авиалинии».
 
Оказывается, пока судились, определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 апреля 2011 года в отношении самой «РегионАвиа-Сервис Плюс» введена процедура наблюдения. Далее, 16 ноября 2011 года компания признана судом банкротом и открыто конкурсное производство. Управляющим назначена Ирина Шанарова, член некоммерческого партнерства СРО «Сибирский центр экспертов антикризисного управления» (Новосибирск). Именно она и обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии».
 
Решением Арбитражного суда Хабаровского края с «Хабаровских авиалиний» в пользу «РегионАвиа-Сервис Плюс» задолженность по аренде самолета Ан-24РТ взыскана. Однако, постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2012 года судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края. Так пролетел в суде еще год.
 
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа 21 октября 2013 года, разбирая это дело еще раз, пришел к выводу, что расчет (11 200 000 рублей за поисково-спасательное дежурство за период с декабря 2010 года по январь 2012 года, из расчета 800 000 рублей в месяц, и 697 000 рублей за выполнение транспортных рейсов за декабрь 2010 года, февраль, апрель, май, октябрь 2011 года, всего 11 897 000 рублей) задолженности произведен истцом верно. А учитывая действие договора аренды, платить за аренду самолета надо именно «РегионАвиа-Сервис Плюс».
 
Теперь, в связи с устоявшимся долгом «Хабаровских авиалиний», конкурсный управляющий копании «РегионАвиа-Сервис Плюс» просит начать процедуру наблюдения  должника - признать КГУП «Хабаровские авиалинии» несостоятельным (банкротом).
 
В краевом правительстве ситуацию держат на контроле, и говорят, что подобные иски - нормальное явление. Между тем, на таком же контроле держат и «Крайдорпредприятия», которое уже не первый год лихорадит. А Арбитражный суд Хабаровского края продлило внешнее управление «Крайдора» до 5 мая 2014 года. Следующая стадия - конкурсное управление.
 
Пока в Хабаровском крае из банкротства у нас сумели выйти, из нам известных, лишь два предприятия: ОАО «Амур-Порт» (Комсомольский речной порт) и ОАО «Промсвязь», и то благодаря личной инициативе директоров - Олега Сыскова и Александра Королева. Сумеет ли директор «Хабаровских авиалиний» Валерий Зедгенизов изменить ситуацию и погасить долг - будет видно в ближайшее время.
 
Константин Пронякин.
 
Справка
8 августа 1934 года считается официальной датой рождения Николаевского авиапредприятия. В 2004 году преобразовано в КГУП «Хабаровские авиалинии».
 
Хабаровские авиалинии (на самом деле они не хабаровские, а николаевские) - краевое государственное унитарное предприятие, специализирующееся на региональных перевозках в Хабаровском крае.
 
Основные виды деятельности - перевозка пассажиров и грузов по региональным регулярным и чартерным маршрутам. Кроме перевозки пассажиров и грузов «Хабаровские авиалинии» имеет лицензии на техническое обслуживание самолетов Ан-2, Як-40, вертолетов Ми-8Т и Ми-2, которое они выполняют для других дальневосточных авиакомпаний.
 
Доля на рынке транспортных услуг местных воздушных линий (МВЛ) края - более 80%. Годовая выручка - около 650 млн рублей.
 
Полное название: Хабаровские авиалинии (Khabarovsk Airlines).
Базовые аэропорты: Николаевск-на-Амуре, Хабаровск (Новый).
Авиарейсы внутренние: Николаевск-на Амуре, Охотск, Хабаровск.
Размер флота: 13 ед. - Ан-24РВ (2), Ан-24РТ (1), Ан-26Б-100 (1), Ан-26-100 (1), Ми-8  (1), Ми-8Т (5), Як-40 (1), Як-40К (2).
Сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок: Серт. (св-во) №459.
Генеральный директор - Валерий Израилович Зедгенизов.
Первый зам. генерального директор - Вячеслав Иванович Злыгостев.