Ежегодно на развитие, капитальный ремонт и реконструкцию сети федеральных автомобильных дорог общего пользования государством выделяются значительные денежные средства. По всей России, в том числе и на Дальнем Востоке, Минтрансом России созданы дирекции, на которых возложены функции государственного заказчика в сфере дорожного строительства. А если проще - государственный заказ. Как же исполняется у нас в регионе такой заказ?

 

Р. Новиков, директор ФГУ ДСД «Дальний Восток»
Р. Новиков, директор ФГУ ДСД «Дальний Восток»

В Хабаровске расположена одна из таких организаций ФКУ ДСД «Дальний Восток», которой из федерального бюджета ежегодно выделяется до 15 млрд рублей. В будущем, с учетом внимания федерального центра к развитию Дальнего Востока, планируется увеличение этой суммы до 20-25 млрд рублей - ежегодно. Для сравнения: бюджет всего Хабаровского края, с населением свыше миллиона человек, которым предусмотрено выполнение множества управленческих, социальных, инфраструктурных задач, в том числе - строительство дорог краевого значения составил в 2012 году около 65 млрд рублей.

 

В последние годы только ленивый не говорил о проблемах развития сети федеральных автомобильных дорог, прежде всего - о непомерно высокой стоимости строительства дорог в России при, одновременно, их низком качестве.

 

«Воровство» и «распил» в дорожной отрасли - это уже устойчивое и широко распространенное мнение. Как показывают социологические опросы, Минтранс РФ занимает второе место среди ведомств, которые ассоциируются у населения с коррупцией (первое, судя по всему, принадлежит министерству обороны). Повторим: во многих СМИ именно Минтранс характеризуется как одно из «самых коррумпированных ведомств».

 

Суммарные бюджетные расходы этого федерального министерства, его агентств и службы составляют свыше 700 млрд руб. в год. Самые крупные расходы приходятся на Росавтодор - около 300 млрд руб. По мнению экспертов, с каждым годом все большая часть этих денег идет «под распил». В доказательство подобных оценок эксперты приводят следующие официальные данные Росстата, Минфина и Федерального казначейства.

 

Так, расходы Росавтодора выросли с 56,1 млрд в 2000 году до 280,8 млрд в 2010 году. При этом протяженность построенных автодорог - уменьшилась, с 7,9 тыс. километров в 2000 году до 2,1 тыс. километров в 2010 году.

 

То есть, при росте расходов Росавтодора в 5 раз строительство дорог уменьшилось в 3,7 раза, а производительность упала в 18,5 раз! Даже за вычетом роста цен с середины 2000 года до середины 2010 года в 3,3 раза получается, что эффективность затрат на строительство дорог снизилось в 5,6 раза!

 

Таким образом, если предположить, что в 2000 году «распиливалось» 10% федеральных расходов на строительство автодорог, то сейчас, чтобы достичь такого впечатляющего падения эффективности затрат, надо «распиливать» более 80%! (см. публикацию «Рейтинг коррумпированности министерств и ведомств России», размещенным на официальном сайте «Новой газеты Н.Н.» 28.06.2011 г.).

 

Именно с приведенными выше удручающими результатами, «достигнутыми» в дорожной отрасли, многие политологи связывают отставку бывшего министра транспорта Игоря Левитина.

 

В мае 2012 года новым министром транспорта РФ в правительстве Дмитрия Медведева назначен Максим Соколов. Закономерно, каждый новый руководитель формирует свою команду, которой он доверит решать поставленные им задачи.

 

Выступая в прошлогоднем сентябре на заседании Государственной думы, Максим Соколов рассказал депутатам о результатах, достигнутых возглавляемым его ведомством. Не обошел стороной кадровый вопрос, отметив, что подготовка высококвалифицированных кадров является одной из основных задач Минтранса. Действительно, кадры решают все!

 

Возьмем приказ Росавтодора Министерства транспорта РФ № 320/к от 25 июня 2012 года о назначении Новикова Романа Витальевича на должность директора федерального казённого учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» (ФКУ ДСД «Дальний Восток»).

 

Однако, ровно три года до этого суд Центрального района Хабаровска признал гражданина Новикова Р.В. виновным в совершении уголовного преступления и приговорил и.о. директора ФГУ ДСД «Дальний Восток» к штрафу - «за злоупотребление полномочиями при распределении федеральных средств на строительстве трассы Чита-Хабаровск...»

 

По данным Центрального районного суда Хабаровска
По данным Центрального районного суда Хабаровска

 

Уголовное дело в отношении исполняющего в 2007 году обязанности директора ФГУ ДСД «Дальний Восток» Романа Новикова и главного бухгалтера Татьяны Аксеновой было возбуждено по факту нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных на строительство трассы Чита-Хабаровск. Судя по материалам дела, вместо того, чтобы вернуть в бюджет неизрасходованные в 2007 году средства (в размере 1,4 млн рублей), г-н Новиков вступил в сговор с главным бухгалтером учреждения и, заключив фиктивный договор аренды гаража с коммерческой фирмой, произвел оплату за фактически не предоставленные услуги.

 

Что можно подумать, узнав о хищении почти полутора миллионов бюджетных денег? Наверное, - что фигуранты дела понесли суровое судебное наказание и общественное порицание. (Например, в соседнем Китае за хищение бюджетных средств предусмотрены не только длительные сроки заключения, но и - смертная казнь). А что же в нашем случае?

 

«Суд признал исполняющего обязанности директора ФГУ ДСД «Дальний Восток» Романа Новикова и главного бухгалтера Татьяну Аксенову виновными по статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и приговорил их к штрафам: Новикова - к 50 тысячам рублей, Аксенову - к 4 тысячам рублей...»

 

Из чего исходил суд? Во-первых, было учтено полное признание подсудимыми своей вины, и возмещение ими причиненного ущерба, а во-вторых, пенсионный возраст гражданки Аксеновой и наличие у гражданина Новикова малолетних детей.

 

И вот, спустя три года г-н Новиков избавляется от приставки и.о. и - вновь назначается руководить и тратить бюджетные деньги, направляемые Росавтодором на строительство дорог на Дальнем Востоке, вплоть до 2015 года.

 

Хотелось бы задать вопрос министру транспорта России Максиму Соколову: какие еще многоопытные, высококвалифицированные кадры будут назначены для строительства дорог на Дальнем Востоке? И что, извините за прямоту вопроса, в его министерской команде ценится: умение «распиливать» бюджетные средства или все-таки строить дороги на выделенные государством средства?

 

Кстати, на одном из заседаний правительства глава Минрегиона РФ Игорь Слюняев назвал очень далекими перспективы создания в России сети дорог общего пользования.

 

«Программа модернизации транспортной системы говорит о том, что нам необходимо построить порядка полумиллиона дорог общего пользования для того, чтобы сформировать ту самую сеть дорог общего пользования. Однако динамика и темпы строительства говорят о том, что с учетом ввода порядка 500 км ежегодно мы эту задачу решим в течение 1000 лет», - то ли в шутку, то ли всерьез пообещал министр.

 

Понятно, что данные срок, скорее всего, эмоционально заостренная постановка вопроса: десять веков подряд избавляться от главной российской беды - бездорожья. Впрочем, шутка может обернуться полным серьёзом, если все это время будут перетасовывать одну и ту же кадровую колоду.

 

Николай Носов,

«МК в Хабаровске», 20.03.13

http://hab.mk.ru/article/2013/03/20/828406-kadryi-reshayut-vsyo.html

 

P.S. Просим рассматривать данную публикацию как официальное обращение к Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я., а также министру транспорта РФ Соколову М.Ю. и руководителю Федерального дорожного агентства Старовойту Р.В. Просим прокомментировать затронутые в статье проблемы, дать их правовую и профессиональную оценку.

.