Несмотря на оптимистичные прогнозы аналитиков и заклинания диамантеров, мировой алмазно-бриллиантовый комплекс переживает далеко не лучшие времена. Продажи падают, вслед за этим сокращается производство. Как считают некоторые специалисты: «Низкий спрос будет означать низкую активность летом. Глобальная экономика говорит нам о том, что надо «ожидать, что дела будут еще хуже».  

 

По данным Центрального бюро статистики Израиля, в мае 2012 года экспорт алмазного сырья упал на 31% по сравнению с маем 2011 года, а совокупный импорт алмазов и бриллиантов продемонстрировал снижение на 27% .  По итогам 5 месяцев, экспорт алмазов упал на 33% , а совокупный импорт алмазного сырья и бриллиантов сократился на 19%.

 

В Бельгии, по сообщению Антверпенского всемирного алмазного центра, экспорт алмазного сырья в мае 2012 года сократился на 27,78% по объему и на 21,81% по стоимости в сравнении с маем 2011 года. На 20,96 % снизилась стоимость импорта алмазов по отношению к показателям 2011 года. В физическом выражении импорт характеризовался снижением на 26,40%. По итогам первых пяти месяцев 2012 года объем экспорта алмазного сырья снизился на 14,08%, а импорта – на 16,19%.

 

Вслед за диамантерами сокращают производство и алмазодобытчики. Производство De Beers сократилось в первом квартале на 16% до 6,208 млн каратов по сравнению с первым кварталом прошлого года. Экспорт алмазов из Ботсваны в апреле сократился до $173,8 млн после огромного скачка в предыдущем месяце. АЛРОСА в первом квартале 2012 года снизила добычу на 19 % до 8 млн 088,4 тыс. карат алмазов.

 

Но пока все усилия грандов алмазодобычи по сокращению предложения помогают мало – цены на алмазы потихоньку идут вниз. По данным президента АЛРОСА Федора Андреева, оглашенным 21 мая 2012 года на совещании с руководителями структурных подразделений АЛРОСА, цены на алмазы снизились на 2 %. А как пишет Чарльз Уиндэм «По неподтвержденным сообщениям, АЛРОСА резко снизила цены, более чем на 10%».

 

И вот в таких непростых условиях падающего рынка АЛРОСА пришлось исполнять условия пут-опциона по обратному выкупу газовых компаний (Геотрансгаз и Уренгойская газовая компания), проданных три года назад ВТБ. В октябре 2009 года, в разгар кризиса, АЛРОСА продала эти компании ВТБ за 620 млн долларов с обязательством обратного выкупа в течение трех лет. При этом обратный выкуп был обременен рядом условий. Как сказано в пресс-релизе компании: «Условием заключения сделки явились трехлетние пут-опционы, в соответствие с которыми АЛРОСА была обязана в октябре 2012 года совершить обратный выкуп газовых активов по цене опционов, включающей уплаченные покупателем $620 млн. и проценты, начисляемые на эту сумму по ставке 12% годовых в течение действия опционов. Кроме того, АЛРОСА была обязана компенсировать покупателю все осуществленные им в период владения газовыми активами инвестиции в ГТГ и УГК, также включенные в цену опциона вместе с начисленными процентами по вышеуказанной ставке».

 

Срок почти прошел, ВТБ активы продать не смог, и менеджмент компании решил выполнить обязательства досрочно – мотивировалось это тем, что чем раньше выкупишь, тем дешевле это будет стоить. Сумма сделки составила 1 млрд 37 млн долларов. И, как сказано в пресс-релизе АЛРОСА: «При этом АЛРОСА сэкономила на процентах за счет досрочного выкупа».

 

Экономия на процентах дело, конечно, хорошее, но вот к самим условиями выкупа у аналитиков возникли вопросы. Например, Дмитрий Скляров, партнер компании ADE Professional Solutions, в аналитическом обзоре отчетности компании по МФСО за 1 полугодие 2011 года, задает вполне резонный вопрос: «Проводилась ли независимая оценка стоимости пакетов акций на дату продажи и на дату обратного выкупа и есть ли независимый отчет оценщика, на основании которого формируются цены покупки и продажи; насколько реальны инвестиции ВТБ за эти два года в разведку и кто реально инвестировал эти средства; каковы пропорции в прибыли от обратного выкупа самого ВТБ и структур, близких к ВТБ и, наконец, кто фактический владелец данных компаний?». Как отмечает Дмитрий Скляров: «Сделка является существенной для «Алроса» (11% всех активов) и хотелось бы в отчетности 2011 года (т.е. в следующем периоде) получить больше деталей о ее коммерческой целесообразности».

 

Но, увы, никакой новой информации о независимой оценке понесенных расходов и сделанных ВТБ инвестиций в развитие газовых компаний нет до сих пор. В пресс-релизе АЛРОСА есть только упоминание о проведенном фирмой  DeGolyer & MacNaughton в середине 2011 года аудите запасов. И все. Больше никаких сведений об «инвестициях» ВТБ нет. Да и были ли они вообще? А ведь как сообщила АЛРОСА, за три года объем понесенных банком расходов и «инвестиций» составил 211 млн. долларов. Сумма немаленькая, только где результаты от этих затрат?

 

Как видите, условия сделки по продаже и обратному выкупу газовых активов крайне выгоды ВТБ и очень невыгодны для АЛРОСА. Но тут, на мой взгляд, больше вопросов к Алексею Кудрину, чем к Федору Андрееву. В 2009 году бывший минфин России одновременно занимал посты Председателя Наблюдательного Совета АЛРОСА и ВТБ и потому, по моему мнению, имел возможность сделать условия сделки более паритетными для АЛРОСА. Но не сделал.

 

К самому президенту АЛРОСА Федору Андрееву возникают другие вопросы. Одной из главных (если не самая главная) задач Андреева на посту президента компании являлось открытие и подготовка к IPO АЛРОСА. Некоторые аналитики считают, что сама сделка по продаже газовых активов ВТБ был проведена для очистки и улучшения баланса компании в преддверии IPO. Скорее всего, отчасти, это так и есть. Но тогда абсолютно непонятно полное бездействие руководства АЛРОСА – три года занимаясь подготовкой компании к первичному размещению, оно так и не удосужилось убрать этот «навес» в виде обратного выкупа газовых активов. Что это – благодушие, нерасторопность, некомпетентность?

 

Ведь с самого начала к этим газовым компаниям проявляли интерес многие серьезные инвесторы – Итера, НОВАТЭК, Газпромбанк, ТНК-ВР и масса других. Первоначально саму продажу этих активов ВТБ объявляли как промежуточную. Как писал тогда «Коммерсант»: «…к сделке было решено привлечь ВТБ, который выкупит у нее газовые активы на условиях обратного выкупа»,— пояснил источник «Ъ», близкий к АЛРОСА. Впоследствии, по словам собеседника «Ъ», АЛРОСА откажется выкупить эти активы, и их приобретут Газпромбанк и «Итера».

 

И дальше, в течение этих трех лет, в печати периодически всплывали сообщения об интересе к газовым активам АЛРОСА со стороны российских и зарубежных компаний. Упоминались НОВАТЭК, Итера, ОГХ «Уралхим», британский частный инвестфонд British Empire Special Situations PLC, фондирование для которого обеспечивает член семьи Рокфеллеров Стивен Кларк Рокфеллер, а также некоторые другие компании.

 

Например, переговоры ВТБ с фондом Рокфеллера начались в апреле 2011 года, а последняя оферта от British Empire Special Situations PLC поступила буквально в этом году. «В документе сказано, – пишет «Коммерсант», – что BESS готов приобрести по 51% акций в ЗАО «Геотрансгаз» и долей в ООО «Уренгойская газовая компания» за $612 млн, то есть 100% акций и долей обеих компаний оценены совокупно в $1,2 млрд. Оферта действует до 10 февраля, и, если она заинтересует «ВТБ Капитал», BESS рассчитывает подписать документы о сделке к 2 марта, а закрыть ее – к 31 мая. Финансовыми консультантами BESS указаны KPMG и Bank of America Merrill Lynch. По словам источников «Ъ», BESS рассчитывает на следующую конфигурацию сделки: фонд получает контрольные пакеты в газовых компаниях АЛРОСА, а «Зарубежнефть» и АЛРОСА как госкомпании — оставшиеся 49%».

 

Как видите, хотя интерес к газовым активам АЛРОСА был на достаточно серьезном уровне, но дальше переговоров дело не продвинулось. Фактически руководство АЛРОСА, словно забыв о своем обязательстве обратного выкупа, почти три года безучастно наблюдало за телодвижениями менеджеров ВТБ. Позиция менеджеров ВТБ понятна – они хотели заработать по максимум, а если цена их не устраивала, то они в любом случае ничего не теряли. АЛРОСА покрывала все их расходы плюс выплачивала очень хороший процент – 12 годовых в валюте. Непонятно равнодушие руководства компании.

 

Зато сейчас, потеряв почти три года и миллионы долларов на уплату процентов, АЛРОСА пошла самым, на мой взгляд, затратным и малопонятным путем. Собрав почти все имеющиеся резервы, и, срочно заняв недостающее, Федор Андреев выкупает обратно газовые компании и пытается продать 25% Зарубежнефти. Кроме того, АЛРОСА собирается потратить еще 5,6 млрд рублей собственных денег на развитие этих газовых компаний. Это примерно треть планируемых компанией капвложений на 2012 г.

 

Все это сопровождается заявлениями о «нецелесообразности масштабной диверсификации и самостоятельного развития непрофильных активов». Ну и где тут логика? Зачем вкладывать дополнительно в непрофильные, если вы собираетесь от них избавляетесь? И без того компания понесла на этой сделке с обратным выкупом многомиллионные убытки, так зачем их еще увеличивать? Не проще ли просто цену немного скинуть и избавиться от них уже раз и навсегда?

 

Тем более, что с Зарубежнефтью далеко не все так просто и понятно. Соглашение о намерениях подписали еще в январе 2012 года, в феврале сделка была одобрена Набсоветом АЛРОСА, но, тем не менее, она до сих пор не закрыта. Первоначально было обещано, что её закроют к марту, потом заявили, что она состоится до 1 июля. Сейчас уже 2 июля, а никаких известий о закрытии сделки нет. Поневоле возникает вопрос – а она вообще состоится? А если состоится, то в каком формате? Не получится ли как с продажей «Тимира» Евразу, сделка по которому, плавно трансформируясь, тянется уже почти год. Причем трансформация идет не в лучшую для «Тимира» и АЛРОСА сторону, а закрытия сделки так и не видно. Сколько еще Федор Андреев и Егор Борисов будут кормить нас «завтраками»?

 

Как я уже сказал, алмазный рынок сейчас находится в очень непростой ситуации, а прогнозы не сулят ничего хорошего. В условиях нарастающего падения цен и объемов продаж руководству АЛРОСА остро необходимо сокращать непроизводственные издержки и операционные расходы. Но вместо этого руководство АЛРОСА только наращивает долг и увеличивает не связанные с основным производством расходы.

 

Кроме того, правительство России приняло решение об ускоренной приватизации компании, а для удачной продажи акций компании желательно иметь хороший баланс с минимумом непроизводственных расходов. «То, что компания снова перекладывает непрофильные активы на себя и собирается инвестировать средства в их развитие, будет воспринято инвесторами не лучшим образом», – пишет в «Ведомостях» аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Фильченков. По его мнению: «Наличие «непрофилей» может снизить инвестиционную привлекательность ее бумаг, а потому лучше избавиться от активов до размещения».

 

Но, судя по всему, блестящий финансист Президент АЛРОСА Федор Андреев вместо подготовки к приватизации компании решил газом поторговать…

 

Александр Злобин,

«YKTIMES.RU», 02.07.12

http://www.yktimes.ru/glavnoe/alrosa-dobyicha-gaza-almazov-ili-privatizatsiya/#comment-405

.