И. Ярулин
И. Ярулин

По мнению доктора политических наук Илдуса Ярулина, Владимир Путин победил достойно, вопреки «грязи» в соцсетях, причем значительно превысил показатель ЕР на выборах в декабре. Главы регионов 5 марта также вздохнули спокойно, убедившись, что у них «не хуже». Об этом, а также мужском и немужском поведении кандидатов и перспективах партий – в интервью политолога и социолога «Клубу Регионов».

 

«Клуб Регионов»: Илдус Файзрахманович, как в целом вы оцениваете итоги прошедших президентских выборов?

 

Илдус Ярулин: По стране пока еще изучаю ситуацию, потому что столько заявлений о нарушениях. Кроме того, остаточная истерия. Люди не умеют проигрывать, и начинается, как у Зюганова сейчас, - все-таки в его возрасте и будучи мужиком, надо реагировать иначе: не согласен – судись. Но, насколько я помню, все его проигранные кампании заканчивались одним и тем же. В принципе, я не думаю, что были какие-то гигантские фальсификации. Просто на местах, в регионах, напуганные чиновники боялись за результаты, и шла гонка за процентами.

 

«Клуб Регионов»: А насколько достойно, по-вашему, вел себя Владимир Путин, когда стали известны предварительные результаты? Например, эти его слезы…

 

Илдус Ярулин: Нормальная реакция нормального человека. Да, он не скрывал эмоций. Он победил, и победил достаточно честно. Просто даже если посмотреть, что творилось в соцсетях и в электронных СМИ, - облили ведь грязью практически все, что только можно. Единственное, что родителей еще не тронули. Я, честно говоря, думал, что будет что-то типа «казуса Туска» - когда избирали Дональда Туска, и он шел почти вровень с одним из братьев Качиньских: за неделю до выборов вдруг пошла информация, что отец Дональда Туска прислуживал немцам в годы оккупации в Польше. Потом все было опровергнуто, но время прошло.

 

И здесь в общем-то, скажем так, вот эта двурушная оппозиция - люди, которые считают себя интеллектуалами, но в то же время они извращенцы такие интеллектуальные. Мне просто интересно будет сейчас посмотреть, как они себя поведут и с каким восторгом кинутся лобызать Владимира Владимировича Путина. А вот то, что они смогли нагадить… может, это и грубо сказано, но уж такой образ был создан. И я просто понимаю эту реакцию Путина, и как человека, и как офицера, и как спортсмена – он победил, и он радуется. Такие эмоции – это нормально, учитывая, как долго он держался. Хотя официальная точка зрения, что слезы Путина – это реакция на ветреную погоду.

 

«Клуб Регионов»: Если сравнивать декабрьские результаты ЕР и нынешний процент проголосовавших за Путина, чем бы вы объяснили такую разницу?

 

Илдус Ярулин: Прежде всего тем, что результат Путина во многом сделан благодаря другой кампании, не чиновничьей. Да, чиновники подыгрывали, в том числе на уровне губернаторов, но это люди, которые подыгрывали и ЕР - вынуждены были, так сложилось. Но сейчас Путин пошел своим путем, и пошел с другими людьми, и это было воспринято. Я, например, ни в Хабаровске, ни на Дальнем Востоке даже близко не видел, чтобы фамилия Путин и бренд ЕР были рядом. Может быть, то, что он дистанцировался от ЕР, – достаточно четко технологически просчитанный шаг – это ему (Путину) только прибавило голосов. Мы всегда знали, что лично у Путина репутация выше, чем у ЕР, – этим ЕР, собственно, и пользовалась, – но чтобы был такой достаточно серьезный отрыв. За 20% перевалил разрыв - личный рейтинг Путина намного выше ЕР.

 

Не хотелось бы каких-то похоронных речей, но, мне кажется, всё, ЕР приходит конец. Она повторит судьбу движения «Наш дом – Россия»: либо растворится в чем-то другом, либо трансформируется. В любом случае она уже не будет той партией, которая довольно долго доминировала. Партии власти уже не будет.

 

«Клуб Регионов»: Учитывая, что сейчас вы преподаете на кафедре социологии и политологии Тихоокеанского государственного университета и за ситуацией в ДФО следите особенно, - результат Путина здесь отличается от общероссийского?

 

Илдус Ярулин: Больших различий нет, но в таких регионах, как Якутия и Чукотка, итоги оказались лучше – в районе 70%. Хотя на Чукотке, конечно, своя специфика. Но главное, что все перевалили за 55%. Конечно, мы никогда не догоним ни Северный Кавказ, ни республики Поволжья - трудно ждать такого от Дальнего Востока, тем не менее, не так уж и далеко. Прямого такого звоночка губернаторам нет, что головы полетят, но пальчиком, наверно, некоторым погрозят, когда эйфория первых двух-трех дней пройдет – мол, работать надо. Даже Приморье сейчас дало больше, чем Хабаровский край, а если по результатам ЕР в декабре посмотреть, то у Хабаровского края было 38%, а у Приморья – 33%. То есть в Приморье почти 24% прибавили.

 

Другое дело, что по городам различие все-таки есть: может быть, на Дальнем Востоке не столь серьезно, но тем не менее. Владивосток дал 47,7%, Хабаровск – 53,2%, то есть города дали результат ниже, чем территории. То есть даже в наших дальневосточных условиях уже появляются мегаполисы со своим электоратом. Причем очень интересная картина складывается: может, по всему региону не видно, но если посмотреть по городам и районам в этих городах, то мы видим резкое падение и Зюганова, и Жириновского. А Миронов не то что не поднялся, а даже близко не приблизился к результату «Справедливой России» в декабре 2011 г. То есть политический ландшафт здесь будет меняться – во всяком случае, тренды видны. Тем более, если учесть, что пенсионеры собираются из «Справедливой России» выходить; Рогозин, скорее всего, какую-то часть просвещенного национализма заберет под себя, и партии приходит конец. Жириновский сойдет, и кто его сможет заменить? Все-таки партия – вождистского типа, поэтому существовать будет как какой-то финансовый или экономический проект, но греметь она уже не будет.

 

И, конечно, феномен Прохорова. Хотя вроде бы результаты видны, но если посмотреть отдельно по районам, и особенно у молодежи, то очень прилично. Я смотрю по вузам в Хабаровске – процент поддержки Прохорова очень большой: на некоторых избирательных участках, да и на территориях, за 20% зашкаливает. То есть это второе место после Путина, и складывается очень приличная база для того, чтобы какая-то новая партия возникала. Тем более что уже вовсю идут подготовительные работы. И, во всяком случае, молодыми людьми Прохоров воспринимается как будущий кандидат в президенты. Если, конечно, не сдуется, не окажется спринтером, а подтвердит готовность к долгой работе. Бизнес его поддержит: я просто смотрю, что часть активного электората «Справедливой России» - люди, связанные с бизнесом, - готовы уже перейти к Прохорову.

 

«Клуб Регионов»: В то же время, если взять итоги по ДФО, здесь Прохоров уступил Жириновскому, вопреки общероссийским данным, а именно в Приморье, на Камчатке, в ЕАО и в Амурской области. Есть этому какое-то логическое объяснение?

 

Илдус Ярулин: Это регионы, где нет крупных городов с населением более 300 тыс. человек. Регионы преимущественно сельские, и население разбросано по территории. Там нет ярко выраженного городского населения с городской культурой. Мы не можем говорить, что там существуют рассерженные горожане, как сейчас любят говорить, или, говоря языком социологов, «фрустрированные эчиверы». Еще не сложилась та критическая масса, которая готова голосовать за Прохорова, но, тем не менее, Жириновскому он уступил совсем чуть-чуть, не более 3%. К тому же надо учесть, что раскрутку себя самого и движения вокруг себя он начал меньше года назад. Его связь с администрацией президента я не исключаю, но, тем не менее, умалять собственные заслуги Прохорова я бы не стал.

 

«Клуб Регионов»: Последний вопрос - запомнилось вам чем-нибудь поведение губернаторов в день выборов или их реакция на объявленные итоги голосования?

 

Илдус Ярулин: То, что они все в последний момент выступили, призвали идти на участки, – это, конечно, было запланировано. А так запомнились одним – нервозностью. Я сам проводил перед президентскими выборами три волны социсследований, знаю, насколько было все непредсказуемо – что перед парламентскими выборами, что сейчас. Косвенных индикаторов того, что власть волнуется, было много – звонки, движения. И я представляю, как у губернаторов часа в два-три ночи или, может, чуть раньше гора с плеч свалилась: они – не хуже.

 

С Илдусом Ярулиным беседовала Оксана Киселёва,

Клуб регионов, 05.03.12

http://club-rf.ru/exclusive/ildus-yarulin-putinu-pomoglo-distantsirovanie-ot-er/

.