Ю. Мельзединов, заместитель главы Советско-Гаванского района
Ю. Мельзединов, заместитель главы Советско-Гаванского района

В Советской Гавани вознамерились освободить главную площадь города от памятника В. И. Ленину. Изображение вождя, незримо бдящего за деяниями власть предержащих, признано ветхим и опасным. А что если взгромоздить на его место скульптуру Н. В. Гоголя? Пускай на него оглядываются местные чиновники, которые в благоглупостях, похоже, сравнялись с городничим и прочими персонажами известной комедии классика.

 

Что было поручено начальнику управления культуры и искусств Советско-Гаванского района Владимиру Моращуку в день, когда отмечалась очередная годовщина Победы? «Заправка полевой кухни водой (два котла по 60 литров)». Этот пункт фигурировал в перечне поручений, который подписал заместитель главы района Юрий Мельзединов. На Моращука также возлагались «загрузка дровами для растопки», «установка полевой кухни, согласно схеме на пл. Победы», «загрузка каши, чая в полевую кухню», наконец «организация помывки бачков».

 

Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать? Зачем поручать начальнику профильного управления то, что не имеет отношения ни к культуре, ни к искусству? Скорее всего, в администрации района сочтут вопрос излишним: там известно о затяжной борьбе с Моращуком, который возглавляет управление с 1998 года. Сам же Владимир Григорьевич не скрывает, что с назначением на должность заместителя главы по социальной работе Юрия Мухтаровича Мельзединова совместная работа не вытанцовывается.

 

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!

 

«Довожу до вашего сведения, что начальник управления культуры Моращук В. Г. не исполнил постановление главы муниципального района «Об обеспечении отдыха, оздоровления, занятости детей», — в служебной записке информировал Мельзединов главу района. Так в чем же виноват Моращук? Может, в Доме культуры поселка Майский, который нуждается в ремонте, полусгнившая балка свалилась на детвору? Или по той же причине обрушился фасад городской музыкальной школы, причинив увечья пришедшим записываться в нее будущим Мацуевым и Нетребко?

 

Ничего страшного не произошло, за исключением того, что Моращук не положил на стол Мельзединову отчет о летней оздоровительной кампании. И пошла писать губерния: «Прошу привлечь к ответственности начальника управления культуры и искусств…». Привлекли, но распоряжение главы района об объявлении выговора Советско-Гаванский городской суд признал незаконным. В счет компенсации морального вреда с администрации взыскано пять тысяч рублей.

 

Но есть еще порох в пороховницах: «в целях повышения управления муниципальными учреждениями» трудовой договор с Моращуком был прекращен. Проще говоря, его уволили. Однако тот же суд восстановил Моращука в должности, обязав администрацию оплатить вынужденный прогул в размере 86575 рублей. Какой пассаж!

 

В пору боданий с Моращуком юридический отдел администрации был преобразован в юридическое управление. По собственной инициативе оно организовало диктофонную запись судебного процесса, включая ее расшифровку. Вот фрагмент выступления начальника юридического управления: «Мы предупредили всех врачей, чтобы не выдавали ему (Моращуку. — Прим. авт.) больничных». На подобное откровение вряд ли бы решился даже отличавшийся вольнодумством юрист из «Ревизора» по фамилии Ляпкин-Тяпкин.

 

Пока заместитель главы по социальной работе пытается избавиться от начальника управления культуры и искусств, вверенная им обоим культура района остается без руля и ветрил. В этом году на капитальный ремонт не предусмотрено ни рубля, хотя в худшие по бюджетному наполнению времена выделялось до девяти миллионов. Между тем в районном Доме культуры крыша, как решето. Правда, нашлись деньги, чтобы за зданием ДК под тентом установить три теннисных стола, но с помпой открытый корт простоял недолго, поскольку тент снесло то ли ветром, то ли снегом. А отделка фасада так называемым жидким камнем? Улучшение внешнего вида очага культуры привело к его ухудшению. Легкость в освоении бюджетных средств необыкновенная. Правда, винить Моращука за прескверные деяния вряд ли есть основания: прожекты реализовывались в пору его отстранения от должности.

 

Но что успел Владимир Григорьевич до объявления ему войны? По его признанию, краеведческий музей из барака удалось перевести в двухэтажное здание, где площади кратно больше и где при поддержке министерства культуры края была обновлена экспозиция. Музей теперь среди лучших в крае.

 

Кинотеатр «Авангард», в котором известный в городе предприниматель намеревался открыть развлекательный центр, в частные руки не попал, а получил оборудование Dolby Digital. Опять-таки при содействии краевых структур, благодаря чему его доходная часть увеличилась с пяти тысяч рублей до двух миллионов. А значит, совгаванцы снова пошли в кино, и о продаже «Авангарда» уже никто не заикается.

 

Кто же он, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек, который ведет себя очень солидно, довольно серьезен, несколько даже резонен, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало?..

 

С министром на дружеской ноге

 

— С Владимиром Моращуком мы знакомы с конца 1990-х годов, когда я возглавлял управление культуры Верхнебуреинского района. Встречались в кругу коллег, обсуждали во многом общие для нас проблемы. Еще тогда я обратил внимание, что у Владимира, человека профессионально подготовленного и деликатного, не складываются отношения с руководством, — говорит министр культуры края Александр Федосов.

 

По его словам, в судебном порядке начальник управления культуры и искусств района выяснял отношения не только с Юрием Бухряковым, который избран главой в 2009 году, но и с его предшественниками Сергеем Луговским, Валерием Шевчуком, Юрием Григорьевым.

 

— Я не хочу сказать, что Владимир Григорьевич Моращук не прав, когда обращается в суд, — уточняет министр. — Для меня очевидно другое: пока идут разбирательства по его персоне, учреждения культуры пребывают в состоянии неопределенности, накапливаются вопросы, требующие безотлагательного решения.

 

По настоянию министра в Советско-Гаванский район командировался начальник отдела культуры и искусств Амурского района Михаил Иголкин. Эти территории в пореформенное время оказались в незавидном экономическом положении, тем не менее в Амурском районе последовательно улучшается материально-техническая база учреждений культуры. А у Михаила Алексеевича Иголкина, который возглавляет эту сферу четверть века, — взаимопонимание с главой района и с его замом по социальному блоку, что собственно наблюдалось всегда.

 

— Когда я был в Советско-Гаванском районе, обратил внимание на то, что в Доме культуры поселка Майский располагаются торговые точки, которые арендную плату перечисляют в районный бюджет. При встрече с главой района я высказал мнение, чтобы арендная плата использовалась для ремонта Дома культуры. Глава поддержал предложение, — продолжает министр. — Хотя с этим предложением должен обращаться не я, а начальник районного управления культуры…

 

Нет, не появятся в Советской Гавани ни памятник Н. В. Гоголю, ни самый что ни есть настоящий ревизор. Да и министр краевого правительства не вправе назначать либо снимать муниципальных чиновников. Но это означает лишь одно — продолжение комедии следует?

 

Михаил Карпач,

«Приамурские ведомости», №№ 89-90, 22.06.11

http://priamurka.ru/node/8011

.