На маленьком плоту…

  

Слава создателю, сигнал SOS ребятам из ГМССБ принимать приходится редко (да лучше бы таких сигналов вообще не раздавалось). Но год на год  не приходится, и если за весь 2010-й не поступило ни одного, то,  не успев начаться, 2011-й уже через неделю «выдал» этот проклятый SOS...

 

Оператор А. Мельник
Оператор А. Мельник

ГМССБ – это глобально морская система связи при бедствии и безопасности при Ванинском филиале ФГУП «Росморпорт». Между собой моряки называют эту современнейшую систему «ухом Татарского пролива». Работают операторы ГМССБ круглосуточно. Именно к ним 7 января в 8.54 по местному времени и поступил сигнал бедствия с «Партнера»: «Всем, кто меня слышит, не знаю. «Партнер». Терплю бедствие. Судно под воду уходит, плот один-единственный открылся, и то не так…». Принял сигнал оператор Александр Мельник – просто была его смена. Но то, что ему спешил сообщить с гибнущего судна человек, он помнит до сих пор. «Теперь мне этот голос не забыть никогда. Слышать в радиоэфире человека и осознавать, что он в любую секунду может погибнуть, это...», - говорит Саша.  У него сохранилась запись,  и родственники, при желании,  смогут по голосу опознать, кто же из членов экипажа все-таки успел сообщить точные координаты места, где тонет  шхуна «Партнер».

 

А потом появились другие сведения и надежда на спасение пропала. «Надувной спасательный плот с телом погибшего мужчины обнаружен на юго-западном побережье Сахалина. На обнаруженном плоту нет ни единого опознавательного знака. Следователям предстоит выяснить принадлежность плота и идентифицировать погибшего мужчину. Плот в полузатопленном состоянии, следственные органы начали проверку по факту гибели человека», - сообщило ИТАР-ТАСС. Спустя время, в гидрокостюмах, но замерзшими, нашли еще несколько человек…

 

Согласно общим требованиям, спасательный плот должен «выдерживать на плаву влияние окружающей среды в течение 30 суток при любых гидрометеоусловиях моря, а также способен обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна».  Но тогда почему не был найден живым ни один из 14 членов экипажа? Что происходит на деле и не похоже ли спасение утопающего на зигзаг удачи?  Чтобы получить ответы на эти вопросы, я пошла в БТО «Ялта», где проводят проверку и освидетельствование спасательных средств...

 

Человек и стихия

 

Когда 12 лет назад вышел мой первый репортаж о Ванинской базе технического обслуживания «Ялта», сюда начали приводить на экскурсии местных школьников. Даже им было интересно посмотреть на плоты, которые должны спасать людей во время кораблекрушения! Вспомнила я об этом, как только увидела сообщения о найденных в море погибших моряках с «Партнера» - хоть и одетых в гидротермокостюмы, но так, видимо, и не добравшихся до своего единственного островка спасения. Но почему погиб человек, которому все-таки удалось взобраться на плот? Может, с годами, так изменилось оснащение спасательных средств, что они утратили свое основное предназначение?

 

Так способен ли современный плот спасти человека в открытом море? Виктор Игоревич Волохов – генеральный директор БТО «Ялта», в рассказе о своем многопрофильном предприятии для обслуживания судов заметил, что работают здесь настоящие профессионалы, с огромным опытом:

 

- В цехах БТО, в том числе на станции по проверке и ремонту аварийно-спасательных средств,  трудятся специалисты в полном смысле этого слова. Баллоны давления, огнетушители, плоты, лодки, жилеты… - все это приходится проверять и освидетельствовать.

  

А в продолжение разговора о погибших моряках заметил: «С плотами на «Партнере», конечно, еще должны разобраться, но не исключается и такая причина – довольно неудачный узел крепления плота к самому судну. И проверяли ли вообще спасательные средства на аттестованной станции?  Были случаи, когда во время волнения на море суда просто теряли плоты. А так как это штука не дешевая – самое малое один плот стоит до 100 тысяч рублей плюс 5-7 тысяч рублей в год уходит на освидетельствование, то их бывает еще и привязывают. В нарушение всех правил, разумеется…».

 

Спасение утопающего дело рук самого…

 

Плот производства Германии
Плот производства Германии

«Таких спасательных средств, как плоты, на каждом судне должно хватать на весь экипаж. Это первое! Сбросить плот за борт нужно правильно, иначе он не раскроется. Это второе! А для выполнения этих неукоснительных правил весь экипаж, без исключения, должен быть обучен пользованию спасательными средствами, иначе…» - вот так лаконично и даже жестко, заместитель Волохова по производству Сергей Николаевич Вельмискин объясняет мне важные правила пользования надувным плотом, от которых, если вдруг мне придется попасть в кораблекрушение, в прямом смысле будет зависеть моя жизнь.

  

А Вельмискин добавляет для пущей убедительности: «Поймите правильно, ведь в открытом бушующем море, вряд ли кто в первый момент поможет тонущему человеку, как не он сам. Представьте себе, если плот просто сбросили за борт, но нарушили инструкцию: на поверхности воды будет просто плавать «бочка», внутри которой будет лежать плот, а тонущие люди будут беспомощно барахтаться вокруг этой «бочки».

 

Непосредственно на самой станции меня еще больше убедили, что с такими плотами, как в России, спасется любой, даже не умеющий плавать (как я). Главное, уметь правильно ими пользоваться.

 

- В России спасательные плоты производят в Уфе, - продолжает для меня ликбез Вельмискин. -  Раньше у плотов было ограничение срока эксплуатации – 10 лет, сейчас ими разрешают пользоваться до износа, но если плоту уже 10, то при проверке к нему предъявляют повышенные  требования. Наша станция чаще всего проверяет ПСН-10 - «десятки» (плот на десять человек) и ПСН -20 - «двадцатки» (на двадцать).

 

Проверка и сборка

 

На станции - укладка плота
На станции - укладка плота

   Руководит станцией   Иван Николаевич Змушко. В группе с ним проверкой и сборкой  плотов занимаются мастер Николай Петрович Прокопив и слесарь-механик Евгений Торопцев. А группами работают потому, что одному человеку под силу плот проверить, но не уложить: «десятку» укладывают вдвоем, «двадцатку» - втроем…

 

Что же происходит с плотом, когда его доставят в цех на проверку? Здесь, поэтапно, его фактически чуть ли не вывернут наизнанку: раскроют на специальном стенде, отсоединят пусковые баллоны, замерят давление (за какое время плот надувается и сдувается), проверят прочность плота и его снабжение на срок годности: аптечку, рацион, пиротехнику, средства теплозащиты… После чего начнется процесс сборки и укладки.

 

В цехе я застала тот момент, когда плот находился в стадии укладывания. Оставалось плот вакуумировать, то есть удалить из него остатки воздуха (иначе он не свернется). Далее: плот складут по схеме, завернут в чехол, склеят края этого чехла, стянут нитками, уложат правильно пусковой линь и весь плот в контейнер, а уже сам контейнер (ту самую бочку)  стянут стяжными лентами, затем опломбируют.

 

На проверку плота уходит часа три-четыре. На уже готовый к эксплуатации выдается «Сертификат освидетельствования надувного спасательного плота» в 4-х экземплярах: один образец для станции, другой – владельцу судна, третий – заводу-изготовителю, четвертый – вкладывается в плот. В плоту того же самого «Партнера» следователи, при осмотре, должны были обнаружить сертификат, по которому легко установить название судна и его порт приписки, но…

 

Снабжение: «комбикорм», аэрон и всё самое нужное…

 

Одно из правил - сбросить за борт и дернуть пусковой линь
Одно из правил - сбросить за борт и дернуть пусковой линь

Вода питьевая, рацион пищевой, клей резиновый, элемент питания для фонарика, батареи наружного и внутреннего освещения, шашка дымовая плавучая, ракета парашютная, аптечка первой помощи: раствор аммиака, раствор йода, таблетки валидола, анальгина, аспирина, аэрона (от морской болезни), раствор миновазина, мазь борная…  - список внушительный.

 

Но отдельно об аварийном пищевом рационе. Нередко его еще называют «комбикормом», потому что это вовсе не набор продуктов, как кто-то может подумать, а спрессованные брикеты общим весом граммов 468 – уплотненные небольшие брусочки, содержащие 3-дневную норму питания из расчета по одному брусочку в день. В его основе состав компонентов, необходимый для полноценного питания. Энергетическая ценность рациона -10000 кДж/2400 ккал. Вакуумная упаковка сделана из специальной фольги, что гарантирует сохранность рациона в течение года. Так же герметично упакована и аварийная питьевая вода. Я с интересом рассматривают упаковку с водой, но неугомонный Вельмискин спешит мне мимоходом пояснить, что всё снабжение укладывается в специальные резиновые мешки и крепится внутри плота, и настойчиво опять напоминает:

 

- Чтобы всем этим добром можно было воспользоваться, необходимо правильно сбросить плот за борт, чтобы он, тоже правильно, раскрылся. Ничего сложного нет: если члены экипажа сбросили плот на воду, то нужно дернуть за специальный линь, сработает пусковой баллон, плот надуется. Затем нужно постараться уцепиться за лини, которые тянутся по всему периметру плота, добраться до трапа и подняться в плот. Если плот утонул вместе с судном, не надо паниковать, а нужно дождаться, когда он всплывет. Поможет ему в этом гидростат – разобщающее устройство, которое срабатывает под давлением воды.

  

Показывает мне гидростат – небольшую  (но какую!) железячку, способную спасти жизнь десяткам людей. Говорили мы и о том, что очень важно успеть надеть гидротермокостюм. Но если нет возможности это сделать, то надо как можно скорее забраться в плот – в нем есть термозащитные средства (проще говоря, специальные мешки), которые тоже позволят защититься от холода.

 

Экзамен на «если что…»

 

И все же, и все же... Уходя со станции, я опять невольно вспомнила погибших ребят с «Партнера» и то «неведомое» обстоятельство, которое, несмотря на вовремя одетые гидрокостюмы и сброшенный на воду плот, почему то помешало им выжить. Как уверяют, надувается плот от одной до трех минут. По всему его внешнему периметру крепится спасательный леер, помогающий человеку добраться до входа. Если, конечно, у человека останутся силы за него ухватиться, да и вообще доплыть до плота. Но тогда выходит, мороз и ледяная вода сильнее современных спасательных средств?! А как же заверение насчет того, что «спасательный плот должен выдерживать на плаву влияние окружающей среды в течение 30 суток при любых гидрометеоусловиях моря»?

 

Впрочем, плот то выдержал, а вот люди – нет. Говорят, прилети хотя бы в течение часа вертолет, людей  бы еще спасли, но вертолет не прилетел…

 

Был в моей журналистской практике такой случай. В 2008 году в день 35-летия открытия паромной переправы Ванино-Холмск я решила подготовить репортаж прямо, что называется, с места события и совершить путешествие с материка на остров и обратно. Купив билет на дизель-электроход «Сахалин-7» и расположившись в довольно уютной (но очень старенькой) каюте, тут же начала ее рассматривать. Из любопытства, так как в качестве пассажира была на пароме впервые. Так вот, на видном месте, в рамочке за стеклом, там висела инструкция (на русском и английском языках). В ней говорилось и о том, что в каюте находятся спасательные жилеты. Причем их столько, сколько в каюте пассажиров! Опять же, из любопытства, я решила заглянуть в шкаф, где эти жилеты, согласно инструкции, должны храниться, но там был лишь один жилет - детский и …неисправный. Почему так? Помощник капитана объяснил как само собой разумеющееся, что жилеты убирают специально, а хранятся они в отдельном помещении, так как пассажиры часто жилеты портят. И тут же заверил меня, что дизель-электроходы «Сахалин» надежные. Но если что, спасательные жилеты пассажирам раздать успеют. Вот только вода в Татарском проливе …очень холодная.

 

Татьяна Седых,

«Моё побережье» 26 января 2011 г.

.