ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее закон 209-ФЗ)  к полномочиям органов государственной власти субъектов федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (далее МиСП) относятся:

 

1) участие в осуществлении государственной политики в области развития МиСП;

          

2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов МиСП с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

          

3) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МиСП, и структурных подразделений указанных организаций;

 

4) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития МиСП за счет средств бюджетов субъектов РФ;

 

5) содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов МиСП;

 

6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

 

7) поддержка муниципальных программ развития субъектов МиСП;

 

8) сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития МиСП;

 

9) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МиСП и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития МиСП в субъектах РФ;

 

10) формирование инфраструктуры поддержки субъектов МиСП в субъектах РФ и обеспечение ее деятельности;

 

11) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию МиСП на территориях муниципальных образований;

 

12) образование координационных или совещательных органов в области развития МиСП органами исполнительной власти субъектов РФ.

 

Очевидно, что для реализации этих полномочий  необходимо, как минимум, определить:

 

- органы государственной власти края, которые будут их осуществлять и разграничить между ними полномочия;  

 

- политику субъекта федерации по осуществлению каждого полномочия, исходя из национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей и приоритетов;

 

- критерии для оценки эффективности данной политики;

 

- расходные обязательства бюджета субъекта федерации на реализацию данных полномочий.

 

Все эти решения необходимо зафиксировать в нормативных правовых актах (в том числе в законах края), поскольку в соответствии с методом правового регулирования, действующем в публичном праве «власть может делать только то, что ей предписано».  В противном случае, нет гарантий  реализации  полномочий,  предписанных ст. 10  закона 209-ФЗ.    

 

С этих позиций проведен анализ практики Хабаровского края по реализации данных полномочий в части организации системы поддержки субъектов МиСП, которая, по аналогии с любой другой социальной системой  может быть представлена как совокупность взаимодействующих:

 

- форм (программ) поддержки субъектов МиСП;

 

- сети реализующих их организаций, независимо от их организационных форм (организаций, которые  непосредственно оказывают поддержку субъектам МиСП);

 

- органов управления поддержкой субъектов МиСП.

 

На основе проведенного анализа сформулированы основные выводы и даны рекомендации о  возможных путях развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае.    

 

Глава 1. ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Федеральный перечень форм поддержки  

 

В соответствии со ст. 16  закона 209-ФЗ формами поддержками субъектов МиСП являются:

1) финансовая,

2) имущественная,

3) информационная,

4) консультационная,

5) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников,

6) поддержка в области  инноваций и промышленного производства,

7) поддержка в области  ремесленничества,

8) поддержка субъектов МиСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность,

9)поддержка субъектов МиСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Содержание каждой из перечисленных выше форм, определено в соответствующих статьях закона.

 

Заметим, что  формы 1)-5) носят общий характер, то есть могут предоставляться всем субъектам МиСП независимо от отрасли, в которой  осуществляет деятельность субъект МиСП. Законом также определена  категория  субъектов МиСП, которым поддержка оказываться не может.

 

Помимо форм, описанных выше,  в п. 3 ст. 16 закона 209-ФЗ субъекты федерации наделены правом вводить и осуществлять ИНЫЕ формы поддержки. Анализ законодательства регионов страны показывает, что многие  субъекты федерации этой нормой пользуются и вводят своими региональными законами  о развитии малого и среднего предпринимательства дополнительные формы поддержки. Установление таких форм законом субъекта федерации обеспечивает их постоянный и  долговременный характер, а потому они  не зависят от сроков принятия и окончания той или иной целевой программы. К их числу относятся:  

производственно-технологическая поддержка,

правовая поддержка,

поддержка в продвижении на рынок производимых субъектами МиСП товаров и услуг;

поддержка в части лицензирования отдельных видов деятельности,

поддержку субъектов МиСП, реализующих товары, оказывающих услуги на территориях иных субъектов РФ;

поддержка при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд субъекта федерации.

 

Законами субъектов федерации расширяется список приоритетных отраслей для поддержки развития предпринимательства. В частности вводится  

поддержка субъектов МиСП, осуществляющих деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства;

поддержка субъектов МиСП в сфере строительства;

поддержка субъектов МиСП в социальной сфере.

 

Также законами субъектов федерации определяются не только приоритетные отрасли, но и отдельные социальные группы. В частности, поддержка водится для субъектов МиСП, принадлежащих к категории молодежного предпринимательства.

 

Федеральная политика развития малого и среднего предпринимательства: общий подход и приоритеты 2010 года

 

Ежегодно федеральные органы государственной власти, исходя из приоритетов социально – экономического развития страны, определяют конкретные виды, размеры и направления  поддержки субъектов МиСП, которые могут отказываться за счет федерального бюджета. Поскольку работать с конкретными субъектами МиСП из Москвы нереально, то эти средства на основе конкурсных заявок передаются регионам  в виде субсидий и  предполагают софинансирование субъекта Федерации.

 

Субсидии в 2010 году могли быть предоставлены на следующие направления и цели:

 

1) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов), в том числе на:

а) строительство здания (части здания) бизнес-инкубатора;

б) реконструкция, расширение и техническое перевооружение здания (части здания) бизнес-инкубатора;

в) капитальный ремонт здания (части здания) бизнес-инкубатора;

г) организационное и техническое обеспечение доступа к системам тепло-, газо-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, подземным инженерным коммуникациям;

д) обеспечение связи;

е) приобретение офисной мебели, электронно-вычислительной техники (иного оборудования для обработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования;

 

2) поддержку субъектов МиСП, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, в том числе на:

а) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет (далее - кредиты) в российских кредитных организациях (далее - банки) субъектами малого предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2005 г. или субъектами среднего предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2008 г.;

б) субсидирование части затрат субъектов МиСП, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия (далее - обязательные требования);

в) субсидирование части затрат субъектов МиСП, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;

г) субсидирование части затрат субъектов МиСП по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);

д) субсидирование части затрат субъектов МиСП по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта (далее - услуги по разработке средств индивидуализации).

 

3) развитие системы кредитования субъектов МиСП, в том числе на:

а) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет (далее - кредиты) в российских кредитных организациях (далее - банки) потребительскими кооперативами, за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - кооперативы), с целью предоставления займов для осуществления предпринимательской деятельности членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства, не ранее 1 января 2005 г., являющимся субъектами среднего предпринимательства - не ранее 1 января 2008 г.;

б) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (далее - сельскохозяйственные кооперативы) с целью предоставления займов членам сельскохозяйственных кооперативов, являющимся субъектами МиСП, для осуществления предпринимательской деятельности.

 

4) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МиСП в научно-технической сфере, в том числе на:

- не менее 100 млн. рублей для вновь создаваемых фондов венчурных инвестиций и

50 млн. рублей для увеличения созданных в рамках Программы в 2005-2009 годах фондов;

 

5)  ведение реестров субъектов МиСП - получателей государственной поддержки МиСП (далее - реестры), в том числе на:

- субсидии, предусмотренные на ведение реестра, предоставляются бюджету субъекта РФ после получения Министерством экономического развития РФ от уполномоченного органа сведений о формировании и ведении реестра по форме, утверждаемой Министерством.

 

6) реализация иных мероприятий по поддержке и развитию МиСП, в том числе на:

...

Подраздел «Инновации»

 

11.1. Поддержка субъектов МиСП, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции.

11.2. Поддержка субъектов МиСП, осуществляющих реализацию инновационной продукции

 

Подраздел «Модернизация»

 

11.3. Содействие повышению энергоэффективности производства субъектов МиСП.

11.4. Содействие развитию лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств  

11.5. Создание промышленных парков.

11.6. Создание технопарков.

 

Подраздел «Финансы»

 

11.7. Поддержка начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса.

11.8. Субсидии предпринимателям на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.

11.9. Содействие развитию микрофинансирования.

11.10. Создание гарантийных фондов (фондов поручительств).

11.11. Формирование закрытых паевых инвестиционных фондов акций и (или) фондов смешанных инвестиций в малые компании.

 

Подраздел «Пропаганда и обучение»

 

11.12. Содействие развитию молодежного предпринимательства.

11.13. Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов  

11.14. Реализация массовых программ обучения и повышения квалификации.

Подробно о формах и размерах данной поддержки см. в полной версии Аналитического доклада.    

 

Данный перечень дает представление о спектре инструментов и возможностей, которые могли использовать органы государственной власти субъектов федерации для разработки и реализации своих региональных программ развития субъектов МиСП в 2010 году.

 

Хабаровский край в 2010 году для получения федеральной субсидии должен был вложить собственных средств в размере 20% от общей суммы субсидии. Соответственно 80% - давал федеральный бюджет.

 

Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае в 2010 году

 

Основным документом, который определяет политику органов государственной власти Хабаровского  края по развитию предпринимательства, в  том числе и формы поддержки субъектов МиСП, является Краевая целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 - 2012 годы», утвержденная Постановлением Правительства Хабаровского края  от 23 июля 2009 г. № 214-пр (в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 01.02.2010 № 23-пр, от 17.08.2010 № 223-пр).

 

Мероприятия программы  сгруппированы  следующим образом:

 

1. Нормативно-правовое, аналитическое и организационное обеспечение малого и среднего  предпринимательства.

 

2. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч.:

 

2.1. Поддержка начинающих субъектов МиСП (субъекты, работающие менее одного

     года со дня государственной регистрации);

 

2.2. Развитие инфраструктуры поддержки МиСП;

 

2.3. Развитие финансовой и имущественной поддержки МиСП;

 

2.4.Содействие субъектам МиСП в области инноваций и  производственной деятельности;

 

2.5. Организация и проведение семинаров, тренингов, конференций для субъектов МиСП, организаций инфраструктуры, работников органов местного самоуправления, занимающихся вопросами развития  предпринимательства, по различным аспектам предпринимательской   деятельности;

 

2.6. Поддержка муниципальных программ развития и поддержки МиСП посредством предоставления субсидий на софинансирование мероприятий, осуществляемых   организациями городской,   районной инфраструктуры поддержки предпринимательства и (или) соответствующими  администрациями, направленных на развитие МиСП на территории муниципальных образований;

 

2.7. Организация и проведение конкурса организаций   инфраструктуры поддержки   МиСП «Лучшая организация инфраструктуры поддержки МиСП».

 

3. Развитие молодежного предпринимательства.

 

4. Содействие сокращению административных барьеров в развитии предпринимательства.

 

5. Совершенствование информационно-консультационной и методической поддержки МиСП.

 

6. Развитие взаимодействия и социального партнерства органов власти и предпринимательства.

 

Полный перечень мероприятий,  включенных в каждую группу и подгруппу, приведен в Приложении 1 полной версии Аналитического доклада.

 

Приоритетными направлениями (отраслями)  для поддержки МиСП в краевой программе объявлены:  

 

1) инновационная деятельность;

2) производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, развитие промыслов;

3) производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

4) строительство и производство строительных материалов;

5) предоставление бытовых, транспортных услуг населению;

6) развитие общедоступной сети общественного питания и торговли в сельских и северных районах края;

7) обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.

 

Анализ текста программы и всех приложений к ней показал, что приоритет отдан «финансовой поддержке» субъектов  МиСП, которая предоставлялась на следующие цели:    

 

- субсидия на сертификацию продукции (работ, услуг) в соответствии с российскими и международными стандартами (до 180 тысяч рублей ),

- субсидия  на  выставочно-ярмарочную деятельность (до 50 тысяч в России, 100% - за рубежом),

- микрозаймы   (до 600 тысяч рублей),

- гранты начинающим предпринимателям (до 300 тысяч рублей).

 

При этом в разделе «Условия предоставления субсидий…» указывается, что преимущественным правом на получение данных субсидии при прочих равных условиях пользуются субъекты МиСП осуществляющие приоритетные для экономики края виды деятельности. Это позволяет предположить, что общих форм, которыми бы на равных основаниях  могли воспользоваться все субъекты МиСП,  в данной Краевой программе не предусматривалось  вообще. Заметим также, что для:

 

инновационной деятельности предложены дополнительные формы поддержки, а именно:

- субсидий на разработку стратегии продвижения инновационного проекта, подготовку бизнес-планов по внедрению инновационных разработок (до 70 тысяч рублей),

- субсидий, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции ( до 5 млн. рублей);

 

и для производства продукции производственно-технического назначения дополнительно можно было получить  субсидию   (до 120 тысяч рублей).

 

Что же касается других приоритетных отраслей, то никаких дополнительных мер их поддержки краевой программой не предусмотрено.

 

Анализ расходов на реализацию мероприятий программы может служить еще одним доказательством того, что среди всех возможных форм поддержки приоритет был отдан «финансовой поддержке» субъектов МиСП. В  частности, по разделу 2  финансировались следующие формы поддержки  

 

2. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, что предусматривало:

2.3.  Развитие финансовой и имущественной поддержки МиСП

 

2.3.1 Содействие развитию системы микрофинансирования субъектов МиСП  (12 000 + 230 000= 242 000 тыс. руб.)

 

2.3.2.  Содействие созданию и развитию микрофинансовых организаций (кредитных потребительских кооперативов, фондов и других) и их представительств на   территории края  (100 + 50=150 тыс. руб)                                                      


2.3.5.  Содействие деятельности по  предоставлению займов   субъектам МиСП для реализации инвестиционных проектов (фед.  35 000 тыс. руб)                                                              

 

Информационное обеспечение поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Для того, чтобы воспользоваться какой-либо формой государственной поддержкой, субъекты МиСП должны были, как минимум, знать об этих возможностях. Для информационного обеспечения поддержки  в Хабаровском крае создан сайт «Малый и средний бизнес Хабаровского края». Однако анализ содержания информации на данном сайте позволяет сделать вывод, что он не выполняет в должной мере свою задачу. Это явно видно даже из рубрик сайта. Только одна форма поддержки - «Финансовая поддержка» имеет свою страницу с соответствующим названием. Однако и она не дает полной картины всех тех мер, которые реализовывались в 2010 году в крае в рамках финансовой поддержки (подробности в полной версии Аналитического доклада).

 

Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства
Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Что касается других видов поддержки, то информацию о них  найти весьма сложно, поскольку больше страниц с явным названием форм поддержки на сайте нет.  

 

В частности, некоторая информация об  «имущественной поддержке» субъектов МиСП  находится под рубрикой «Недвижимость  для бизнеса». Заметим, что  это лишь часть той имущественной поддержки, о которой говорится в ст. 18 закона 209-ФЗ. Напомним, что передавать во владение и (или) в пользование можно не только недвижимое имущество (здания, строения, земельные участки, сооружения, нежилых помещения), но и движимое имущество (оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты). При этом, как следует из опыта других территорий,  региональными законами устанавливается, что перечни всех этих видов имущества должны ежегодно формироваться и выставляться в открытый доступ.

 

Анализ рубрики «Недвижимость для бизнеса» показал следующее:    

 

В  12 муниципальных образованиям  сформированы перечни имущества  (зданий и строений) для имущественной поддержки субъектов МиСП, в том числе:  г. Комсомольск-на-Амуре, г. Хабаровск, Амурский район,  Аяно-Майский район,  Ванинский район, Верхнебуреинский район,  Вяземский район,  Комсомольский район,  Николаевский район,  Советско-Гаванский район, Ульчский район, район им. Лазо.

 

В  7 муниципальных образованиях, перечней имущества для поддержки субъектов МиСП нет,  в том числе:  Бикинский район, Нанайский район, Охотский район,  Солнечный район, Тугуро-Чумиканский, Хабаровский район, район им. Полины Осипенко.

 

Однако, даже там, где перечни зданий и строений сформированы, они «не первой свежести» и, как правило,  датированы либо 2008 годом, либо 2009.  В частности , перечень имущества в  г. Комсомольске-на-Амуре утвержден постановлением администрации 30.12.2008 года, в Хабаровске – Решением Хабаровской городской Думы  28.04.2009. Исключением является только Решение Совета депутатов городского поселения «Город Вяземский» от 03.04.2009 г. № 15 (с изменениями и дополнениям от 09.02.2010 № 98).

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ по Главе 1

 

Проведенный анализ форм поддержки,  которые предоставлялись  субъектам МиСП в Хабаровском крае в 2010 году,  позволяет сформулировать следующие выводы и рекомендации:

 

1.1) Используемые в настоящее время в крае формы поддержки субъектов МиСП представляют собой достаточно случайный неупорядоченный  набор, не ориентированный на какой-либо результат.

 

1.2)  Слабо, однобоко и с явным перекосом в сторону финансовой поддержки используются возможности, которые предоставляются федеральным бюджетом для развития и поддержки МиСП в крае.  Подобные методы финансовой поддержки субъектов МиСП, а именно выдача микрозаймов организацией, созданной краевыми органами власти, впору применять в случае, если бы рухнула банковская система. Однако этого в крае не наблюдается. Более того, многие банки разрабатывают и реализуют специальные программы кредитования  МиСП, а потому наиболее целесообразно было бы потратить федеральные средства на субсидирование процентной ставки. В этом случае поддержать можно было бы на порядок большее количество субъектов МиСП.

 

1.3) Краевой программой развития предпринимательства определены приоритетные отрасли для поддержки. Однако ни по одной из этих отраслей не проведен анализ проблем, не определены цели и формы поддержки, которые бы гарантировали решение существующих проблем, как это, например, сделано в краевой программе развития конкуренции. Напомним, что в данной программе определены общие меры по развитию конкуренции во всех отраслях, а также дополнительные меры в ключевых отраслях. И это представляется наиболее оптимальным подходом.

 

1.4) Представляется, что такие отраслевые подпрограммы могли бы разрабатывать отраслевые бизнес-ассоциации, так как они в своей сфере являются самыми компетентными экспертами и четко знают, какие проблемы мешают развитию отрасли и какими средствами их можно решить.

 

1.5) Информирование субъектов МиСП о существующих формах поддержки находится в неудовлетворительном состоянии.  

 

Глава 2. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  

 

В соответствии со ст. 3 закона 209-ФЗ   поддержка субъектов МиСП – это  деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МиСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных:

- федеральными программами развития субъектов МиСП,

- региональными программами развития субъектов МиСП,

- муниципальными программами развития субъектов МиСП.

 

Таким образом, инфраструктурой поддержки субъектов МиСП (ст. 15 закона  209-ФЗ)   является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации:

- федеральных программ развития субъектов МиСП,

- региональных программ развития субъектов МиСП,

- муниципальных программ развития субъектов МиСП,

- обеспечивающих условия для создания субъектов МиСП, и оказания им поддержки.

 

В соответствии  с п. 2  ст. 3 закона 209-ФЗ, инфраструктура поддержки субъектов МиСП может включать в себя ТАКЖЕ:

 

- центры и агентства по развитию предпринимательства,

- государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства,

- фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств),

- акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МиСП,

- технопарки,

- научные парки,

- инновационно-технологические центры,

- бизнес-инкубаторы,

- палаты и центры ремесел,

- центры поддержки субподряда,

- маркетинговые и учебно-деловые центры,

- агентства по поддержке экспорта товаров,

- лизинговые компании,

- консультационные центры,

- и иные организации.

 

Но при этом требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МиСП, должны устанавливаться в федеральных, региональных и муниципальных программах развития субъектов МиСП.

 

Анализ законодательной практики субъектов федерации страны показывает, что региональные законодатели расширяют федеральный список организаций, которые могут входить в инфраструктуру поддержки субъектов МиСП и включают в него  дополнительно:

финансовые агентства,

правовые центры,

технико-внедренческие и научно-производственные зоны,

зоны экономического благоприятствования,

научно-исследовательские и экспертные организации,

торгово-промышленные палаты,

объединения предпринимателей,

ассоциации и союзы субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Установление перечня организаций, входящих в инфраструктуру является исключительно важным вопросом, поскольку:

- в соответствии со ст. 10 закона 209-ФЗ, к полномочиям органов власти относится  «формирование инфраструктуры поддержки субъектов МиСП в субъектах РФ и обеспечение ее деятельности»;

- в соответствии со ст.16 организации, образующие инфраструктуру, пользуются всеми формами поддержки, как и субъекты МиСП.

 

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае  

 

Поскольку в Хабаровском крае нет краевого закона или какого-либо другого нормативного правового акта, регулирующего вопросы инфраструктуры поддержки субъектов МиСП, то единственным источником информации об инфраструктуре является сайт «Малый и средний бизнес в Хабаровском крае». На сайте есть соответствующая рубрика «Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства». В Приложении 2  полной версии Аналитического доклада дана вся информация, размещенная на данной Интернет – странице [см. http://dvop.ru/].

 

Анализ содержания данной Интернет – страницы позволяет сделать вывод о том, что  большинство включенных в инфраструктуру поддержки МиСП  должностных лиц, органов власти, совещательных и координационных советов при органах власти и организациях, не могут претендовать на статус «организаций, входящей в инфраструктуру поддержки». Что же касается организаций, которые могут иметь данный статус, то информацию о них необходимо актуализировать, поскольку у многих изменились адреса, телефоны; сменились (в том числе  умерли) руководители некоторых организаций  и т.д.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ  по Главе 2

 

Проведенный анализ инфраструктуры поддержки субъектов МиСП, существующей в Хабаровском крае позволяет сформулировать следующие выводы и рекомендации:

 

2.1) Следует признать, что  ситуация в крае с развитием сети инфраструктурных организаций крайне неблагоприятная. Особенно это касается муниципальных районов, городских и сельских поселений, где непосредственно живут и работают субъекты МиСП и где им необходимо оказывать поддержку.  Анализ показал, что  в большинстве своем  в этих территориях нет никакой инфраструктуры поддержки.

 

2.2) Основная часть имеющихся инфраструктурных организаций работают в краевом центре - в  Хабаровске, а значит для многих субъектов МиСП возможность получение их услуг весьма ограничена и проблематична.

 

2.3) Ряд организаций, которые участвуют в осуществлении мероприятий краевой программы,  не включены в инфраструктуру поддержки, а именно их нет в перечне, указанном на сайте «Малый и средний бизнес Хабаровского края».  

 

2.4) Необходимо  концептуально определить, какая  инфраструктура поддержки субъектов МиСП должна быть в Хабаровском крае и разработать программу ее построения.

 

2.5) Представляется, что инфраструктурные организации для поддержки субъектов МиСП в муниципальных районах, городских и сельских поселениях могут разместиться в общеобразовательных школах, так как по данным публичного доклада Министерств образования Хабаровского края там имеется достаточно много свободных площадей. При этом многие школы оснащены современной информационно-коммуникационной техникой, что позволило бы проводить для предпринимателей бизнес-тренинги и консультации в дистанционном режиме. Данное решение позволило бы минимизировать затраты  как на содержание школ, так и на построение инфраструктуры поддержки предпринимательства.

 

2.6) Элементами инфраструктуры поддержки на законных основаниях могли бы стать отраслевые бизнес-ассоциации (например, Ассоциация мясоперерабатывающих предприятий Хабаровского края,..)   и межотраслевые бизнес-ассоциации (ДВОПП, ДВ ТПП,..), если бы  стали  исполнителями мероприятий,   подпрограмм  и проектов, входящих в краевую программу развития предпринимательства. В частности,

 

Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, например, могло бы взяться за разработку и реализацию подпрограммы о развитии малого и среднего предпринимательства при крупных промышленных предприятиях, о чем там много говориться, но мало что сдвигается с мертвой точки.  

 

Дальневосточная торгово-промышленная палата могла бы взяться за раздел краевой программы, связанный с продвижением экспортных товаров хабаровских предпринимателей, поскольку сеть представительств   ТПП  России покрывает практически весь мир.  Кстати,  в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 № 59 (ред. от 12.10.2010) «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», если Хабаровский край  в срок до 1 июля 2011 года  разработает и утвердит региональную программу по поддержке экспорта,  то для ее реализации можно получить средства  из федерального бюджета.  

...

9. Требования к мероприятиям по поддержке субъектов МиСП, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, в целях реализации Постановления Правительства РФ от 1 октября 2010 г. № 781 «О мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов МиСП , производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта» (введен Приказом Минэкономразвития РФ от 12.10.2010 № 479)

 

9.1. Создает и (или) обеспечивает деятельность регионального центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МиСП (далее - Центр).

 

9.2. Создать и в дальнейшем регулярно (не реже 2-х раз в месяц) обновлять региональный Интернет-портал по поддержке экспорта и привлечению инвестиций, и/или соответствующий раздел Единого портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет.

 

9.3. Обеспечивает разработку и утверждение в срок до 1 июля 2011 года региональной программы поддержки субъектов МиСП, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, соответствующую следующим основным принципам: …

 

9.4. Осуществляет оценку результативности мероприятий по поддержке экспортно-ориентированных субъектов МиСП в субъекте РФ.

 

При таком подходе практически все бизнес-ассоциации края  могли бы на законных основаниях войти в состав инфраструктуры поддержки и, в свою очередь, пользоваться различными формами государственной поддержкой. А главное – стать активными участниками процесса развития предпринимательства в крае.

 

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства

 

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  И  ПОДДЕРЖКОЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  

 

Система развития и поддержки субъектов МиСП может быть представлена следующей схемой

 

Система развития и поддержки субъектов МиСП
Система развития и поддержки субъектов МиСП

 

В предыдущих главах были рассмотрены  вопросы о формах поддержки субъектов МиСП, а также  о сети организаций, которые составляют инфраструктуру поддержки.    

 

Напомним, что устанавливая в ст. 10 закона 209-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов федерации, федеральный законодатель не опрелелил перечень органов, которые должны участвовать в реализации данных полномочий и не разграничил полномочия между ними. А потому это необходимо делать в законах субъектов федерации.

 

Обобщение региональной практики по данному вопросу показывает, что, как правило, в  реализации  полномочий, предписанных ст. 10 закона 209-ФЗ,  участвуют:

- законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов федерации,

- высший исполнительный орган государственной власти субъектов федерации (Правительство),

- уполномоченный орган исполнительной власти в сфере развития МиСП.

 

В Хабаровском крае отсутствует краевой закон, который бы разграничивал полномочия между краевыми органами по вопросам развития МиСП. Поэтому дать точный ответ на вопрос «Кто участвует в реализации данных полномочий?» не представляется возможным. Можно лишь сделать предположение, что, вероятно, в реализации данных полномочий участвуют два органа  

 

- Правительство Хабаровского края, поскольку оно принимало Краевую  целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 - 2012 годы»;

 

- Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, поскольку в тексте Положения о Министерстве  экономического развития и внешних связей Хабаровского края  есть четыре функции, в которых употребляется термин «предпринимательство», а именно:

 

3.7. Разработка сводного финансового баланса края. Экономическое обоснование отдельных статей доходной и расходной частей бюджетных заявок на финансирование поставок продукции (работ, услуг) для краевых государственных нужд, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА в крае.

 

3.18. Разработка и реализация механизмов стимулирования деловой активности, ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА и формирования рыночной инфраструктуры.

 

3.19. Мониторинг состояния МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, выработка и оценка эффективности мер по его поддержке.

 

3.20. Разработка предложений и мероприятий по устранению необоснованных административных барьеров при развитии МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

 

Это означает, что ни одно полномочие, предписанное ст. 10 закона 209-ФЗ,  не вошло в функционал Министерства ни на уровне задач, ни на уровне функций. (Подробности  в полной версии Аналитического доклада).

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ  по Главе 3  

 

Проведенный анализ системы управления развитием и поддержкой субъектов МиСП позволяет сформулировать следующие выводы и рекомендации:

 

3.1) Поскольку ни один краевой орган власти «не принял к исполнению» полномочия, предписанные ст. 10 закона 209-ФЗ, то необходимо признать, что система управление развитием и поддержкой МиСП требует коренной перестройки.

 

3.2) Представляется целесообразным строить систему поддержки субъектов МиСП совместно с органами местного самоуправления, поскольку в соответствии с  федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения всех видов муниципальных образований относиться «содействие (создание условий) развитию малого и среднего предпринимательства». В  этом случае и система управления этой деятельностью должна быть единой, в которой на равных правах должны  участвовать как краевые, так и муниципальные органы власти.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Аналитическом докладе «Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае: состояние и пути развития» представлены основные результаты, полученные в ходе анализа практики реализации полномочия  краевых органов государственной власти:  

...

10) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и обеспечение ее деятельности.

 

Данное полномочие установлено для субъектов федерации статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее закон 209-ФЗ).

 

Для проведения анализа инфраструктура поддержки была представлена как совокупность взаимодействующих:  

- форм (программ) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МиСП);

- сети реализующих их организаций, независимо от их организационных форм; (организаций, которые  непосредственно оказывают поддержку субъектам МиСП);

- органов управления поддержкой субъектов МиСП.

 

Анализ форм поддержки субъектов МиСП, которые использовались краевыми органами власти в 2010 году в рамках  осуществления Краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 - 2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края  от 23 июля 2009 г. № 214-пр, позволил сделать следующие выводы:

 

-используемые в настоящее время в крае формы поддержки субъектов МиСП и тактика их применения представляют собой достаточно случайный неупорядоченный набор инструментов, не ориентированный на получение какого-либо результата;

-слабо, с явным и ничем не обоснованным перекосом в сторону финансовой поддержки используются возможности, которые предоставляются федеральным бюджетом для развития и поддержки МиСП в крае;

- ни по одной из отраслей,  которые названы приоритетными для развития предпринимательства,  не проведен анализ проблем, препятствующих развитию предпринимательства, не определены цели и формы поддержки, которые бы гарантировали решение существующих проблем;

-информирование субъектов МиСП о существующих формах поддержки находится в неудовлетворительном состоянии.  

 

Анализ существующей в крае сети организаций, которые оказывают поддержку субъектам МиСП, позволил сделать вывод, что в большинстве муниципальных районов, городских и сельских поселений края, где непосредственно живут и работают субъекты МиСП и где им необходимо оказывать поддержку, нет никаких инфраструктурных организаций по поддержке предпринимательства.

 

Анализ Положения о Министерстве экономического развития и внешних связей Хабаровского края, которое сегодня фактически является уполномоченным органом исполнительной власти в сфере развития предпринимательства, показал, что теми функциями, которые сегодня закреплены за  Министерством,  управлять системой поддержки предпринимательства в крае невозможно.  

 

Поводя итог сказанному, можно утверждать, что построенная исполнительной властью края система государственной поддержки МиСП  требует коренной перестройки.  

 

Заметим, что коренной перестройки требуют также системы, построенные исполнительной властью края для реализации других полномочий, установленных ст. 10 закона 209-ФЗ.  В частности, вероятно в целях реализации полномочия

 

3) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МиСП, и структурных подразделений указанных организаций

 

в Краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 - 2012 годы» сформирован раздел «6. Развитие взаимодействия и социального партнерства органов власти и предпринимательства», включающий в себя следующие мероприятия:  

...

6.1. Содействие созданию и развитию деятельности  некоммерческих организаций,  выражающих интересы субъектов организациями МиСП.

 

6.2.Проведение общественной экспертизы проектов краевых нормативных правовых актов по вопросам, влияющим на  деятельность субъектов МиСП.                                

 

6.3.Содействие развитию саморегулируемых организаций  предпринимателей                            

 

6.4. Создание объединений предпринимателей в муниципальных образованиях края и включение  представителей объединений, ассоциаций, союзов   предпринимателей в состав коллегиальных органов   министерств края, а также советов, рабочих групп, комиссий, создаваемых по различным вопросам  социально-экономического развития края.

 

6.5. Содействие субъектам МиСП  -  работодателям в их    объединении в соответствии с  Федеральным законом «Об  объединениях работодателей».

 

6.6.Повышение социальной  ответственности субъектов МиСП посредством вовлечения в объединения предпринимателей, заключения коллективных договоров и соглашений в сфере труда и оказание им в этих целях методической и практической помощи.                        

 

6.7. Проведение семинаров-совещаний председателей советов по   предпринимательству при  главах городских округов и   муниципальных районов края,  руководителей объединений и  ассоциаций предпринимателей по актуальным вопросам   развития предпринимательства, обмену опытом.

 

6.8. Организация и проведение краевого конкурса среди некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, на получение субсидии на поддержку их деятельности.    

 

Нетрудно видеть, что налицо ошибки структурно-логического плана, поскольку «целое» и «части» стоят рядом в одном списке. Большинство мероприятий данного раздела сформулированы на достаточно высоком уровне абстракции, описаны с помощью терминов, не имеющих нормативного определения, а значит допускают разные толкования. В частности, что понимается под словосочетаниями «содействие созданию и развитию», «содействие развитию»,  «повышение социальной  ответственности»? Без расшифровки данных понятий определить виды деятельности необходимые для реализации данных мероприятий невозможно. Непонятно, как авторы программы планировали осуществлять «создание объединений предпринимателей»? С помощью каких ресурсов планировалось выполнять все перечисленные  мероприятия, если в 2010 году на их реализацию не запланировано ни рубля, а  в 2011 и  2012 годах  будет потрачено соответственно   180 тыс. руб. и  210  тыс. руб. только на одно мероприятие

 

6.8. Организация и проведение краевого конкурса среди некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, на получение субсидии на поддержку их деятельности.    

 

Вместе с тем, реализация полномочия «содействие созданию и развитию деятельности  некоммерческих организаций,  выражающих интересы субъектов организациями МиСП»  имеет большое политическое значение для построения рыночной экономики и проведения административной реформы в  органах власти. Впервые эта задача была поставлена  еще шесть лет назад в Указе Президента РФ от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», в котором записано:

 

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

- развитие системы саморегулируемых  организаций в области экономики.                  

 

В развитие этого Указа был принят федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а все последующие федеральные законы, касающиеся отдельных отраслей экономики,  принимались с нормами, предполагающими создание профессиональных или отраслевых саморегулируемых организаций (СРО). Делалось это для того, чтобы в последствие реализовать идею передачи СРО государственных функций по регулированию отраслевых рынков и профессиональных видов деятельности, дабы от неэффективного государственного регулирования  перейти  к  саморегулированию рынков.

 

Что касается  реализации данного полномочия в других  регионах страны, то в некоторых регионах для развития саморегулируемых организаций принимаются отдельные политические документы Концепции (основные направления, …), в которых определяются стратегия и тактика развития саморегулируемых организаций в регионах.

  

Требуется  коренное изменение политики исполнительной власти края по поводу реализации полномочия  

 

7) поддержка муниципальных программ развития субъектов МиСП.

 

Представляется целесообразным значительную часть финансовых ресурсов краевой программы выделять  на субсидирование и поддержку муниципальных   программ. Очевидно, что 0,1%  в 2010 году   и аналогичные планы на последующие годы - это крайне недостаточно для поддержки муниципальных программ. К примеру, в 2010 году в Приморском крае этот показатель составил 21%, а федеральная власть направила 60% на поддержку региональных программ развития предпринимательства от общих затрат федерального бюджета на поддержку предпринимательства. Однако перед тем как субсидировать муниципальные целевые программы необходимо исполнить еще одно полномочие края, а именно:

….

11) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, поскольку сегодняшнее состояние муниципальных целевых программ по развитию МиСП в крае не выдерживает никакой критики.  Заметим, что мероприятие по оказанию методической помощи органам местного самоуправления запланировано в краевой программе, но никаких финансовых средств для его реализации  не  определено.

 

Заметим что ряд полномочий, установленных в ст. 10 закона 209-ФЗ, вообще не нашли никакого отражения в краевой программе, в том числе:

...

5) содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов МиСП;

6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

8) сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития МиСП;

а, следовательно, можно сделать предположение, что они в крае не реализуются.

 

Сказанное выше доказывает, что в Хабаровском крае не определены или требуют коренного пересмотра многие вопросы стратегии и тактики  реализации полномочий, установленных ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

 

В результате, несмотря на количественный рост субъектов МСП в крае, не происходит качественного развития предпринимательской среды, ее трансформация в структурированное предпринимательское сообщество. По мнению ряда экспертов-экономистов и представителей предпринимательства:

 

1) в крае велика доля теневого бизнеса. Так в г. Хабаровске она составляет 47%, а в других муниципальных образованиях еще больше.  Как следствие, консолидированный бюджет края недополучает ежегодно 12-13 млрд. рублей. Теневой бизнес стимулирует коррупцию и криминализацию социально-экономической среды; подавляет интерес жителей края к здоровой предпринимательской активности. Будучи хорошо организованным, теневой бизнес создает барьеры в решении задач технологической, инфраструктурной, управленческой модернизации краевой экономики;

 

2) предпринимательское сообщество находится на уровне десятилетней давности. Тормозится количественный рост и качественное развитие действующих в крае добровольных объединений предпринимателей, из-за чего, во многих отраслях экономики края не формируются правила организационного поведения, делового оборота и стандарты социально-ответственного ведения бизнеса. Разобщенность предпринимательства:

 

- является причиной конфликта интересов между слабыми ростками объединившихся социально ответственных предпринимателей и организаторами теневого оборота, что в целом оказывает негативное влияние на качество  государственного и муниципального  управления в крае;

- не позволяет в должной мере защищать права и законные интересы субъектов предпринимательства при принятии властных решений, нести ответственность и вносить собственный интеллектуальный и инвестиционный вклад в формирование благоприятного делового климата, в том числе, путем выдвижения представителей предпринимательского сообщества в законодательные (представительные) и исполнительные органы власти.

 

Единственным средством решения перечисленных выше проблем, связанных с реализацией полномочий Хабаровском края, установленных законом 209-ФЗ, является разработка и принятие краевого закона о развитии малого и среднего предпринимательства, который, как минимум, должен:

 

- определить политику реализации каждого полномочия, установленного ст. 10 закона 209-ФЗ;

- определить органы государственной власти края, которые должны участвовать в реализации данных полномочий;  

- наделить их соответствующей компетенцией;

- определить роль некоммерческих организаций, выражающих интересы бизнеса в развитии МиСП в крае;  

- установить расходные обязательства краевого бюджета на развитие МиСП;

- определить нормы, которые в соответствии с законом 209-ФЗ должны регулироваться нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

 

Более полный вариант регионального закона может включать в себя существенно больший перечень положений. Обобщение опыта законотворческой деятельности регионов страны, позволяет составить  следующий  перечень норм, которые регулируются законами субъектов федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства»:

 

1. Предмет регулирования

2. Правовая основа  

3. Основные понятия

4. Цели, задачи и приоритеты развития МиСП

5. Государственные и общественные институты поддержки и развития субъектов МиСП

6. Участие органов государственной власти субъекта федерации в осуществлении государственной политики в области развития МиСП  

7. Создание общих условий деятельности субъектов МиСП  

8. Обеспечение конкурентной предпринимательской среды

9. Механизмы реализации государственной политики субъекта федерации в области развития МиСП

10. Налогообложение  субъектов МиСП  в субъекта федерации

11. Категории субъектов МиСП

12. Полномочия Законодательной Думы

13. Полномочия Правительства

14. Полномочия Уполномоченного органа исполнительной власти  в сфере развития МиСП

15. Инфраструктура поддержки субъектов МиСП

16. Государственная поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки МиСП

17. Совет по развитию предпринимательства

18. Виды и направления программ развития субъектов МиСП

19. Краевая программа развития субъектов МиСП

20. Межмуниципальные программы развития субъектов МиСП

21. Муниципальные  программы развития субъектов МиСП

22. Привлечение некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МиСП, к участию в решении вопросов развития МиСП

23. Реестры субъектов МиСП - получателей поддержки

24. Научно-исследовательская и опытно –конструкторские работы по проблемам развития МиСП

25. Анализ показателей развития МиСП

26. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности

27. Привлечение к предпринимательской деятельности жителей

28. Формы государственной поддержки субъектов МиСП

29. Принципы и условия поддержки субъектов МиСП органами исполнительной власти субъектов федерации

30. Порядок рассмотрения обращений о предоставлении поддержки  

31. Финансовая поддержка субъектов МиСП

32. Общие требования по проведению конкурсов на получение финансовой поддержки субъектами МиСП

33. Государственная поддержка при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг субъектами МиСП для государственных нужд

34. Имущественная поддержка субъектов МиСП

35. Информационная и консультационная поддержка субъектов МиСП

36. Поддержка субъектов МиСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

37. Производственно-технологическая поддержка субъектов МиСП

38. Правовая поддержка субъектов МиСП

39. Защита прав и законных интересов субъектов  МиСП  

40. Поддержка в продвижении производимых субъектами МиСП товаров (работ, услуг)

41. Поддержка в части лицензирования отдельных видов деятельности

42. Поддержка предпринимательства в приоритетных отраслях, в т.ч.:

a. Инновации и промышленность

b. Ремесленничество

c. Сельское хозяйство

d. Внешнеэкономическая деятельность

e. Жилищно-коммунального хозяйства

43. Поддержка отдельных категорий субъектов МиСП

44. Содействие развитию международного и межрегионального сотрудничества субъектов МиСП

45. Особенности принятия решений органов власти в сфере регулирования предпринимательской деятельности  (оценка регулирующего воздействия)

46. Ежегодный доклад о состоянии развития предпринимательства в субъекте Федерации.

 

Максим Поличка,

исполнительный директор НП «Дальневосточные правовые ресурсы»,

кандидат юридических наук;

 

Нина Поличка,

директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления,

кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук,

эксперт Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России;

 

Екатерина Федорова,

зам. директора по экономическим исследованиям Дальневосточного научного  центра местного самоуправления,

кандидат экономических наук.

 

Некоммерческое партнерство  «Дальневосточные правовые ресурсы»,

по заказу: Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей,

Дальневосточной торгово-промышленной палаты,

Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Хабаровского края.

г. Хабаровск, 2010 г.

http://dvop.ru/

Скачать файл "Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае: состояние и пути развития (аналитический доклад, полная версия)"Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае: состояние и пути развития (аналитический доклад, полная версия)
(zip, 1Мб)


ДВОПП, 14.01.11.

http://dvop.ru/index.php/dopinfo/405-2011-01-14-03-41-04

 

.