Валерий Немытов
Валерий Немытов
В последней декаде июня завершаются организационно-штатные мероприятия, связанные с созданием министерства транспорта. Как известно, разделение министерства промышленности и транспорта в январе инициировал губернатор Сергей Фургал, удостоверившись, что руководство обеими отраслями желает лучшего. Пасынком минпромтранса, существовавшего с губернаторства Виктора Ишаева, оказалось дорожное хозяйство, где проблемы скорей накапливаются, чем решаются, и в этом Сергей Фургал убедился, общаясь с жителями городов и районов.
 
- В регионе представлены все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, морской, речной, трубопроводный, - сказал на встрече с общественностью Валерий Немытов, два месяца назад назначенный министром транспорта и дорожного хозяйства, новый человек в крае, за плечами которого работа в авиации, а также в грузовых компаниях.
 
Доля транспортного комплекса в структуре валового регионального продукта - 17 процентов. Это больше вклада любой другой отрасли экономики края. В прошлом году от транспортного комплекса в краевой бюджет поступило 13 миллиардов рублей. Основные налогоплательщики - предприятия железнодорожного и трубопроводного транспорта.
 
Установленное на 2019 год контрольное задание по мобилизации налогов в бюджет края составляет 13 миллиардов 966 миллионов рублей. Новое министерство, по выражению его главы, нашло для себя «зебру» - добавить в доходную часть бюджета края 472 миллиона рублей. Эта работа выполняется вместе минфином и минэкономразвития.
 
Предел возможностей
 
Железнодорожный транспорт в регионе представлен Дальневосточной железной дорогой, которая сегодня функционирует как филиал ОАО «Российские железные дороги». В планах - развитие инфраструктуры восточного полигона. Инвестиционный проект нацелен на увеличение пропускной способности в направлении портов Ванино и Советская Гавань.
 
Руководитель Дальневосточной железной дороги на встрече с Немытовым информировал, что на участке от Комсомольска-на-Амуре до побережья достигнут предел возможностей, что составляет 91 эшелон в сутки.
 
Участок от Амура до побережья, проложенный в Великую Отечественную, - это однопутная дорога с небольшим количеством разъездов. Дальнейшее развитие предполагает прокладку второго пути. Работа начинается, хотя не только она одна. «Нас ожидает переход на электрическую тягу, чтобы поезда водили не тепловозы», - уточнил Валерий Немытов.
 
- Больше всего перевозится угля, а также леса, - продолжал он. - К сожалению, этот путь совершенно не загружен генеральными грузами, в частности, контейнерами. Глобальный поток идет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона - в обратном направлении приходится гнать вагоны пустыми.
 
Только самолетом можно долететь…
 
В деятельности воздушного транспорта министру бросилось в глаза, что авиация работает в основном внутри края. Он имел в виду авиакомпанию «Хабаровские авиалинию», которая была им названа нашей, дочерней, и это понятно, поскольку она является краевым предприятием, созданным для обеспечения транспортной доступности. «В половину края, как в известной песне, только самолетом можно долететь», - заметил Валерий Немытов.
 
В ушедшем году на линию Хабаровск-Николаевск-на-Амуре, включенную в субсидированные перевозки, пришла авиакомпания «Аврора» (дочерняя компания группы «Аэрофлот» - прим. авт.) . Пришла, можно сказать, с иномаркой - канадским самолетом. Это позволило нарастить пассажиропоток на Нижний Амур, но в целом не увеличило количество рейсов в северные районы. А главное - не снизило цену билета.
 
В марте в ходе поездки в Охотский район губернатор поручил министерству транспорта сократить для жителей района стоимость пролета в Хабаровск и обратно до четырех с половиной тысяч рублей, что кратно меньше существующей цены в 12600 рублей, хотя и она субсидируется. Заявление было встречено охотчанами на ура.
 
- Проект запускается с июля, - заявил министр. - Пока мы еще не вышли на эту цену. Слишком много препятствий…
 
Он убежден: нужно менять парк «Хабаровских авиалиний (сегодня парк состоит из еще советских АН-24 и АН-26, а также Л-410 или «чебурашек», на которые делало ставку предыдущее правительство региона, - прим. авт.) Понятно, что самолеты должны быть приспособленными к посадочным площадкам, аэронавигационным условиям. Выбор типа воздушного судна региональной авиакомпании состоится в ближайшее время.
 
Нелишне напомнить, что в крае действует межведомственная комиссия, в которую, кроме авиакомпаний и аэропортов, входят территориальные подразделения Росавиации и Ространснадзора. Выразили желание участвовать в выборе и туристические компании.
 
Ушедший год запомнился коллапсом в аэропорту Николаевска-на-Амуре, откуда люди длительное время не могли вылететь из-за того, что не была очищена от снежных заносов взлетно-посадочная полоса. Как сообщил Валерий Немытов, сейчас ведется закупка специальной для обеспечения работы аэропортов в зимних условиях.
 
Край намерен развивать и межрегиональные перевозки. Открывается маршрут Хабаровск-Тында. Причем, жители Амурской области забросали предложениями, чтобы маршрут не был прямым, а проходил через областной центр. Таким образом, загружается плечо Хабаровск-Благовещенск и плечо Благовещенск-Тында. Маршрут запускается, как сформулировал министр, в осторожном варианте - по воскресеньям. Край рассчитывает на субсидии, выделяемые федеральным правительством для обеспечения межрегиональных перевозок.
 
Следующее направление - Москва и другие города Центральной России. Министр признался общественникам, что еще не было дня, когда к нему не обращались бы комсомольчане, которые добиваются возобновления полетов в столицу. «Пока не получается, - объяснил глава минтранса. - В аэропорту Комсомольска нужно отремонтировать полосу для приема тяжелых воздушных судов».
 
Упоминались Санкт-Петербург, а также Симферополь, Сочи, Ростов-на-Дону, куда отправляются отпускники. Минтранс связался с авиакомпаниями, которые располагают парком дальних самолетов. Есть надежда, что острота на западном направлении будет снята.
 
Опять экология
 
Из тех изменений, которые произошли в последние месяцы на водном транспорте, Валерий Немытов отметил приход двух судов на воздушной подушке. Их собрали и отправили в Николаевск-на-Амуре. Там эти суда будут работать, обеспечивая транспортную доступность населенных пунктов побережья, не имеющих какого-либо сообщения уже много лет.
 
Правда, пока нет организации-перевозчика. Суда пришли, они оформляются в установленном порядке, однако отсрочка с их эксплуатацией имеет место быть.
 
Переходя к морским портам, Валерий Немытов выделил порт Ванино, где реализуется несколько инвестиционных проектов. В первую очередь это проект предприятия «ВаниноТрансУголь» («дочка» компании «Колмар», добывающей уголь в Якутии, - прим. авт.). Проектом предусмотрен ввод терминала до конца текущего года.
 
- Мне сразу не понравилось, что это открытая перегрузка. Естественно, появятся большие проблемы с экологией, - сказал министр. - Надо поработать с коллегами, чтобы проект реализовать с умом.
 
Компания «Прайм» создает мощности для закачки в резервуары и отправки в Азиатско-Тихоокеанский регион сжиженного газа. Работы идут по плану.
 
На уровне федерации принято решение объединить порты Ванино и Советская Гавань. Произойдет это в 2020 году.
 
Для увеличения пропускной способности паромной переправы Ванино-Холмск в 2020-2021 годах будут реконструированы береговые сооружения на обеих сторонах Татарского пролива. «Три парома, которые сейчас работают, естественно, не молодеют, и надо обновлять флот», - сказал Валерий Немытов, уточнив, что на Амурском судостроительном заводе работают над созданием паромов новой серии.
 
Развитием трубопроводного транспорта в крае занимается компания «Транснефть-Дальний Восток», численность персонала которой превысила тысячу человек. По Хабаровскому краю проходит 376 километров трубопроводной трассы Восточная Сибирь-Тихий океан. И еще 294 километра трубопровода, ведущего на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод.
 
МУП не уходит в прошлое
 
Говоря о пассажирских перевозках, Валерий Немытов подтвердил ухудшение качества транспортных услуг. Было упомянуто снятие рельсов с трамвайной сети Комсомольска-на-Амуре. По указанию губернатора решается вопрос о возвращении трамвая в город в формате муниципального предприятия. Причем, с приобретением автобусов, использующих на газомоторное топливо, для чего планируется построить газозаправочные станции.
 
Плюс, который позволит вывести предприятие на безубыточность, видится в том, что на федеральном уровне стимулируется перевод общественного транспорта на экологичное топливо.
 
Нового министра несколько озадачило, что пассажирскими перевозками, за редким исключением, занимаются частные перевозчики. Не скрывая незадач с социальной картой, запуск которой перенесен на осень, министр акцентировал внимание, что приоритетным направлением он считает сохранение и развитие муниципального транспорта.
 
Это прозвучало как сенсация, ибо в предшествовавшие годы муниципалитеты, как говорится, без боя уступали частникам автопарки, здания и сооружения. К тому же поборники либерализма на верхних этажах власти продолжают гнобление МУПов и всего того, что связано не только с муниципальной, но и с государственной собственностью.
 
Госпредприятие как опора
 
Основным вопросом повестки дня нового министерства его глава считает вопрос опорной сети автодорог. Валерий Немытов признался, что восемьдесят процентов его рабочего времени уходит на решение проблем дорожной отрасли.
 
- К сожалению, сегодня в крае нет крепкого предприятия государственной формы собственности для содержания и ремонта дорог, не говоря о строительстве, - констатировал он.
 
В наступившем году после почти бесснежной зимы и дождливой весны лесозаготовительные предприятия, располагающие тяжеловозами для транспортировки древесины к местам переработки и погрузки в вагоны, разбили несколько направлений региональных дорог. Пришлось вводить ограничения на движение.
 
- Когда лесопромышленники пришли к нам и сказали, что несут убытки из-за ограничения движения, мы предложили заключить соглашения о взаимном поддержании автодорог, что и было сделано, - сообщил Валерий Немытов.
 
По его словам, создается система управления дорожным хозяйством. Ведущее звено этой системы - краевое государственное предприятие, которое будет располагать современной техникой и квалифицированным персоналом.
 
Поддерживая людей
 
Председатель общественного движения «Верю в Хабаровск!» Дмитрий Ноженко задал вопрос о трансграничном переходе на острове Большой Уссурийский. Каким будет этот переход - пассажирским или грузопассажирским? Общественник убежден, что второй вариант предпочтительней, поскольку открывает новые горизонты для развития Хабаровска как логистического центра.
 
- Губернатор поручил рабочей группе совместно с федеральными министерствами составить дорожную карту, которая включает в себя создание и содержание пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Рабочую группу возглавляет заместитель председателя правительства края, - сообщил Валерий Немытов.
 
Перед рабочей группой поставлена задача увязать в единое целое интересы множества хозяйствующих субъектов. К примеру, заявил о себе инвестор, готовый создать на Большом Уссурийском производство говядины. Для этого ему нужно не менее пятисот гектаров земли, естественно, на острове.
 
Не преминул изложить собственную позицию глава ассоциации «Хабаровскавто» Виктор Шпаков. Он уточнил: действующий в крае трансграничный переход Покровка-Шаохэ загружен наполовину. Зачем добиваться открытия другого, тратить бюджетные средства? Тем более что предложить соседям по большому счету нечего: производство в крае за постсоветские десятилетия существенно сократилось.
 
Заместитель председателя краевой думы Юрий Матвеев напомнил, что раньше лесозаготовители по дорогам общего пользования древесину не возили, а использовали собственную дорожную сеть. Нормативная база изменилась. Теперь участки для лесозаготовки предоставляются на конкурсной основе. Но ведь договоры арендаторы делян подписывают со структурами регионального правительства! Почему в этих договорах не прописывается, по каким дорогам будет транспортироваться заготовленная древесина, каким образом эти дороги будут поддерживаться в порядке?
 
- Десять лет назад не было таких автомобилей. Были КаМАЗы, но это не тот транспорт, который давит дороги, даже если его нагрузить под завязку, - говорил министр. - Лесозаготовители пересели на автомобили, собственный вес которых достигает двадцати тонн. И шестьдесят тонн леса сверху… Это уже автопоезд, который продавит дорогу первой категории. А у нас в лесозаготовительных районах дороги не второй и не третьей категории, а ниже. Обоюдный способ найден - это заключение соглашения с теми, кто получил деляны и возит древесину.
 
Министр признал: мера - временная. Начата совместная работа минэкономразвития, минприроды, минтранса, управления лесами для выработки более совершенного механизма взаимоотношения с лесозаготовителями.
 
- Понятно, что их интересует прибыль, выгода. Это хорошо, но есть люди, которые живут в крае. И мы как власть должны поддерживать людей, - подчеркнул Валерий Немытов.
 
Михаил Карпач,
специально для портала «Дебри-ДВ».