Владимир Логинов, «Зеркало недели», № 5, 1999 год

 

В тридцатые годы Дальний Восток все более осваивался, обживался. В вековой тайге вырастали новые поселения, прокладывались дороги, в небе пролетали новыми авиатрассами самолеты.

В Дальневосточное управление гражданской авиации часто заходили молодые крепкие парни, месяцами добиравшиеся с «материка» на «краешек земли». Предъявив документы, пилотские свидетельства, получали направления, проходили «обкатку» с опытными инструкторами в незнакомом небе, наблюдая с борта самолета непривычные пейзажи - тайгу, гряды сопок, уходящих к горизонту, просторы кочковатой тундры, береговую черту, от которой вдаль уходит однообразная панорама вечно штормового, неприветливого, студеного моря. Молодым парням, считавшим себя на «материке» летчиками, видавшими виды, во многом приходилось начинать с азов. Так приходил опыт, уверенность, уходил страх. Иногда узнавали, что самолет не прибыл к контрольному сроку. Начинались поиски, которые иногда не давали положительного результата. А тайга стояла, храня молчание...

 

К контрольному сроку не прибыл

А. Светогоров
А. Светогоров

В 1934 году молодой летчик Александр Святогоров, как и многие его сверстники, которых в эти края привела романтика первооткрывателей, сел за штурвал гидросамолета...

2 июля 1935 г. в газете «Тихоокеанская звезда» появилось тревожное сообщение: «26 июня в 10 часов 40 минут утра из Александровска-на-Сахалине в Хабаровск вылетел пассажирский гидросамолет с бортовым номером Л-840 (типа «Савойя-55») под управлением летчика Святогорова. Погода в Александровске благоприятствовала. В течение 1 часа 57 минут Л-840 держал связь с землей, принимая метеосводки. Последнюю сводку Святогорову передал Нижне-Тамбовск, после чего связь с самолетом была прервана.

По сведениям аэропортов, в день вылета Л-840, несмотря на хорошую погоду в Александровске, возле Де-Кастри был сильный шторм. По предположениям работников Граждвоздухфлота, Святогоров мог сделать вынужденную посадку в Татарском проливе».

Через много лет известный полярный летчик генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук вспоминал: «Работал я тогда командиром гидроотряда №13 Дальневосточного управления ГВФ. Мы базировались тогда в Хабаровске. В ту навигацию я самолично давал тренировку и «провозил» по сахалинской трассе Святогорова. Был Александр отличным летчиком-«гидристом», но подвела его скорее всего капризная погода на побережье».

Во время челюскинской эпопеи 1934 года имя Святогорова стало известно многим. В Чукотском море на дрейфующей льдине 104 человека с раздавленного льдами и затонувшего «Челюскина» («лагерь Шмидта») ждали помощи. К берегу Ледовитого океана пробивались самолеты, сквозь штормовое море, забитое льдинами, спешил пароход «Сталинград», на борту которого вместе со своим самолетом плыл А.Святогоров. Газета «Правда» за то время сообщила, что когда пароход на подходе к Чукотке застрял во льдах, Святогоров добился разрешения правительственной комиссии по спасению челюскинцев на вылет прямо со льдов, окруживших судно. Самолет собрали, опустили за борт, «обули» в лыжи. Святогоров сумел «оторвать» сухопутный самолет от кромки льдов и ушел курсом северо-запад над ледяными водами Берингова пролива. Все газеты, которые публиковали карты спасательных операций, внесли в карты коррективы - еще одну пунктирную ниточку воздушной трассы экипажа молодого летчика, который начал доставлять в бухту Провидения спасенных челюскинцев. Председатель правительственной комиссии В. Куйбышев назвал А.Святогорова одним из «лучших полярных летчиков».

«Тихоокеанская звезда», 3 июля 1935 г.: «Вчера редакция получила дополнительные сведения об исчезнувшем самолете. На нем находились восемь пассажиров, бортмеханик Стыченко и радист Ефремов. Через 1 час 08 минут после взлета Нижне-Тамбовская рация запросила Святогорова о его местонахождении. В 11 ч 51 мин был получен ответ: «Принял. Все ясно. Местонахождение неизвестно, туман. Следите за нами». В 11 ч 58 мин Ефремов передал следующее: «Сообщите авиасводку о погоде». Нижне-Тамбовск передал требуемую сводку, но подтверждения о ее приеме от самолета не последовало.

По телеграфу были срочно запрошены все населенные пункты. Моноплан с красными лентами на хвостовом оперении показывался у мыса Гинтер, высота полета достигала 1600 метров. В бухте Нокатово слышали шум мотора, но самолета не было видно из-за дождя. Капитан катера «Москальво» видел лично самолет Святогорова у мыса Чихачева, низко летящим над водой. На следующий же день пилот Мазурук вылетел на разведку, которая закончилась безуспешно. Розыски продолжаются».

И уже на следующий день, 4 июля 1935 г., та же газета поместила первую весть, вселившую надежду: «Пилот Мазурук в поисках пропавшего самолета пролетел около пяти тысяч километров, опрашивая население - рыбаков, охотников и др. Он сообщил чрезвычайно важное известие. С катера «Москальво» заметили Святогорова, пролетавшего подле мыса Невельского низко над водой. После этого Л-840 взял курс на реку Медвежью и скрылся в ее долине, направляясь на материк. Одновременно пост на мысе Лазарева слышал шум мотора».

И последняя выдержка из «Тихоокеанской звезды», 11.07.1935 г.: «Вчера пилот Мазурук вылетел на розыски Л-840 по новому маршруту. Вся долина Медвежьей речки, куда скрылся самолет Святогорова, была исследована до мельчайших подробностей аэропланами и катерами. Тщательный осмотр с воздуха западного берега Амура от озера Удыль до Софийска и от Софийска до мыса Сущева также не дал никаких результатов».

Нужна была поисковая экспедиция, которой предстояло через тайгу добраться до долины реки Медвежьей и «прочесать» ее радиальными маршрутами. И такая экспедиция состоялась через... сорок лет. О ходе ее проведения и результатах сообщила газета «Воздушный транспорт» 24.08.1985 г. в статье С.Глухова «Второе исчезновение «Савойи». Основанием для организации экспедиции послужило сообщение о каком-то разбитом самолете, лежащем на сопке в тайге...

 

Следы «Савойи»

«На мыс Лазарева вылетела поисковая группа. В лагере лесоустроителей пришлось взять проводника - добраться к месту на вертолете оказалось невозможным: сопка, на которой лежал самолет, была прочно закрыта нередким здесь туманным выносом с пролива (Татарский пролив. - Прим.).

Утром место происшествия безошибочно указали сбитые падавшей машиной верхушки вековых елей. Сначала наткнулись в распадке на тройное хвостовое оперение. Выше на склоне лежали обе лодки гидросамолета - в них размещались пассажирские каюты. Мощные по тем временам двигатели - в 750 лошадиных сил каждый - марки «Изотта-Фраскини» за десятилетия не успело даже тронуть ржавчиной. Сфотографировали разбитую радиостанцию, разрушенный фонарь пилотской кабины. Поодаль, в кустах, обнаружили плоскости. И вот, наконец, главное: грязно-голубой кусок перкали, обтягивавшей фюзеляж, с опознавательными надписями!

Старейший дальневосточный бортмеханик Мороков, который лично знал Святогорова и обслуживал в тридцатые годы его машину, тут же подтвердил. «Да, это «Савойя», - говорил, показывая фотографии, руководитель той поисковой группы Виктор Сергеевич Нуждин, бывший военный летчик, совершивший в годы Великой Отечественной и войны с Японией более трехсот боевых вылетов. - Судя по всему, прижатый туманом Л-840 шел на бреющем полете по долине речки, и крутой склон перед собой пилот увидел неожиданно. Рванул штурвал на себя, но каких-то тридцати метров не хватило, чтобы перевалить через вершину».

Действительно, спасение было близко - внизу, сколько хватает глаз, грудились невысокие сопки, стелилась бесконечная тайга, уходя к поблескивавшей на горизонте ленте Амура. Теперь нам, пожалуй, никогда не узнать всех обстоятельств того последнего полета Александра Святогорова. Известно одно: стрелки найденных в кабине часов навечно застыли на цифре двенадцать...

...Находку «Савойи» по редкости можно сравнить пожалуй что с находкой мамонтенка Димы. Ведь не так уж много было когда-то закуплено у Италии таких машин, «С-55» нет ни в одном музее авиационной техники... Отчет поисковой группы (вместе с координатами и описанием точки) не сохранился...

Неумолимо время. Сегодня как никогда дорога каждая восстановленная страница истории, написанная теми, кто прокладывал в небе Дальнего Востока первые трассы, подчас расплачиваясь за это самой дорогой ценой. Не случайно трасса на Сахалин по аэрофлотовской табели о рангах официально значится как «линия сверхособой трудности». Итак, «Савойя» исчезла вторично. Нет никаких сведений ни от участников поисковой группы, ни на страницах прессы, не появились свидетельства об исчезнувших без следа людях, бывших на борту «Савойи» в далеком 1935 году.

 

«Ничто на земле не проходит бесследно...»

Строка известной песни А.Пахмутовой подходит к обстоятельствам разыгравшейся трагедии, ко многим причастным к историко-поисковой работе, к собратьям по штурвалу известного полвека назад летчика, чье имя давно уже предано забвению.

Тревожит, не может оставить в покое вопрос: на борту было 11 человек. И ни одного следа их ни возле останков «Савойи», ни в поплавках-каютах, где размещались 8 пассажиров, ни в пилотской кабине трех членов экипажа! Никаких следов не обнаружено и вокруг безымянной сопки, часто закрытой туманом, наползающим с Татарского пролива. Логика и факты осмотра местности свидетельствуют: люди остались живы! Командир самолета повел их или в сторону Амура, или к берегу пролива... Тайга надежно запрятала их следы. А молчать тайга умеет.

 

Уроки Севера

- Видели ли вы кинофильм «Волга-Волга»? Помните, чудесный пейзаж - солнечное небо, голубая гладь реки и гидросамолет, отрывающийся после короткого разбега от воды и уходящий в небесную даль? Это взлетал известный в те времена летчик А.Грацианский, чье имя было известно многим.

...Почти три года мы переписывались. Мои письма «прорывались» с далекой Чукотки в Киев, ответы тем же маршрутом, но в обратном направлении, поступали с поправкой на «погоду». В письмах мне ставились десятки вопросов. Да и не могло быть иначе: старого полярного летчика не могли не интересовать многие «нюансы» современной «эксплуатации» Арктики, которую он в числе первых полярных авиаторов осваивал в далекие тридцатые годы.

1984 год был насыщен событиями в моей жизни - участие в правительственном агитперелете по Арктике вместе с челюскинцами, организованном в 50-летие челюскинской эпопеи, завершение первого этапа моей поисковой работы - разысканном на Чукотке первом самолете С.Леваневского «Консолидейтед-Флейстер» 1934 года, который считался потерянным для истории, избрание в Ленинграде меня членом Полярной комиссии Географического общества СССР... Дали мне в авиации и отпуск на месяц.

И вот я в Киеве. Еду в Святошино - живописный район Киева. Звонок в дверь. Открывает высокий, седой, но еще довольно крепкий Алексей Николаевич, приглашает в комнату. Захожу и... О, Господи! Да что же это такое?! Такую «картину» я видел лишь в западных фильмах-«боевиках»: «панорамы» квартир после налетов банд!

Начиная от порога, абсолютно везде - на полу, диване, стульях, столе - навалом горы книг, бумаг, карт...

- Не понял! Алексей Николаевич, у вас что, обыск был?

- Гм... обыск... Скажете

тоже... Над книгой работаю! Проходите, осторожнее... Сюда, к дивану. Минутку, сам освобожу место!

Снимает несколько папок, освобождая мне кусочек «посадочной полосы».

- Да как тут можно найти нужное?

- Представьте себе, нахожу сразу! А вот в шкафах, на стеллажах найти было действительно потруднее! Спешу закончить вторую книгу... Пришлю вам на Чукотку. А первую мою читали?

- Нет, к сожалению не мог достать!

- Постой, погоди...

Встает, несколько раз обводит взглядом свои «россыпи», затем - открытые шкафы... Осторожно пробирается сквозь «завалы» к столу, роется там в ящиках...

- Нашел. Моя, первая, «Уроки Севера». Сейчас, подпишу. Бери, на память о старом полярнике!

Долго мы на кухне «гоняли чаи»... Вопросы, ответы... Часа через четыре я был тактично «выпровожен».

Через три дня мы с ним ехали в город Белая Церковь на открытие Музея С.Леваневского, созданного при ГПТУ-9, расположенном по одноименной улице. Открытию музея предшествовал год, в течение которого я и

А.Грацианский принимали участие в его создании - рекомендовали, писали письма, встречались со многими известными летчиками тридцатых годов. В итоге, в музее удалось собрать много ценных экспонатов, исторических материалов, включая даже личный меховой полярный костюм, унты легендарного летчика С.Леваневского, пропавшего без вести в августе 1937 года при перелете через Северный полюс в США.

Пока мы ехали, А.Грацианский был немногословен. Я, понимая его состояние, связанное с воспоминаниями о лучшем друге и даже «посаженном отце» (С.Леваневском) на свадьбе А.Грацианского в 1935 году, не донимал его разговорами. Не скрою, невольное чувство волнения испытываешь, близко общаясь с «живой легендой», чья удивительная биография - это живая летопись эпохи.

В 1922 году А.Грацианский работал в КБ К.Калинина, создавал и испытывал самолеты «К-1» - «К-5». В 1925 году - работа с первым полярным летчиком Чухновским, а в 1930 году был создан первый самолет «Омега», в котором название - от «Олексій Миколайович Граціанський».

А.Грацианский в 1931 году совершил свой первый дальний авиаперелет. Его в это время уже связывала дружба с начальником полтавской авиашколы морским летчиком С.Леваневским, который уже имел опыт и имя, особенно после спасения американского известного летчика Джимми Маттерна, который летел в «кругосветку» и «потерялся» где-то на Чукотке... И именно известный всему миру полярный летчик С.Леваневский убедил А.Грацианского перейти в полярную авиацию, за что тот был ему благодарен всю жизнь.

Дав согласие на переход, А.Грацианский сначала закончил и испытал самый крупный в мире самолет «К-7». И вот последовал приказ о переводе в Управление полярной авиации СССР.

Наступил 1937 год. Перелеты через полюс экипажей В.Чкалова, М.Громова. 12 августа вылетел С.Леваневский на тяжелом самолете ДБ-А за номером Н-209. 13 августа в 14 часов 32 минуты с борта самолета в штаб перелета поступила РД: «Как меня слышите? Ждите...» На этом связь прервалась, навсегда. Начались поиски...

А.Грацианский, к этому времени освоивший авиатрассы на Диксоне, Тикси, в устье Колымы, был направлен на Аляску, чтобы с мыса Барроу проводить поиски над Ледовитым океаном в восточном секторе Арктики.

Грацианский покрыл 25 тысяч километров в полетах из Севастополя на Аляску и над Американской Арктикой.

В 1940 году А.Грацианский снова ушел на летно-испытательную работу. Он был первым испытателем более двадцати типов опытных первых реактивных и более 1200 серийных тяжелых самолетов.

Лишь профессионалы могут оценить эти цифры! Это был ежедневный риск, но это была обычная работа испытателя. За данную «путевку в жизнь» первым тяжелым реактивным и турбовинтовым самолетам А.Грацианский был удостоен звания Героя Советского Союза. Он, часто вспоминая тяжелые уроки Севера, говорил: «Человеку необходимо время от времени подниматься над мелочностью будничных житейских забот, ощущать величие Земли, на которой он живет. Ощущение высоты простора преображает душу, очищает ее».

С 1958 года А.Грацианский снова в Киеве. В КБ О.Антонова проводит испытательные полеты на «АН-12», «АН-22» («Антей»). В 1961 году он последний раз прилетал в Арктику, на остров Домашний. С детства он следил за походами Нансена и Амундсена и был счастлив, что стал современником похода атомохода «Арктика» в 1977 году к Северному полюсу.

...После открытия Музея Леваневского, выступлений, встреч мы возвращались с ним в Киев электричкой. А.Грацианский был уже более разговорчив. Он снова прошел по «линии жизни», рассказав молодежи многое, о чем не упомянуто в его книге... Пришлось и мне «выложиться» и на встрече, после которой меня избрали председателем совета Музея Леваневского, и по дороге в Киев. О многом расспрашивал, советовал...

Вскоре мне на Чукотку пришла бандероль - последняя книга А.Грацианского «Полет среди молний» с дарственной надписью. И это была последняя весточка. До последнего дня прославленный летчик, полярник, испытатель был на рабочем месте.

Оставил А.Грацианский после себя ценные архивы. Среди них было много документов, связанных с жизнью известного авиаконструктора И.Сикорского. Архивы переданы в КБ Антонова. Кто теперь ими пользуется? Увидел я как-то статью о Сикорском в газете. Ссылки на А.Грацианского не было.

 

Снова след «Савойи»

На открытии Музея Леваневского был старый военный летчик Матвей Леонтьевич Шемяков, житель г. Белая Церковь, который в тридцатые годы в Севастопольской школе морских летчиков был бортмехаником... С.Леваневского! О многом мы поговорили, много нового, неизвестного о жизни первых известных летчиков узнал я в тот день.

Спросил я его о летчике А.Святогорове, пропавшем в 1935 году. И неожиданно услышал: «После службы с Леваневским я вскоре переучился на летчика. Началась летная биография, накапливался опыт, попадал в переделки... Прошел войну Отечественную, затем - война с Японией... Осенью 1945 года на Дальнем Востоке, где я служил, непогода заставила нас приводниться у побережья Татарского пролива, недалеко от мыса Лазарева. Закрепили на якорях гидросамолет и сошли на берег, чтобы укрыться от штормового ветра. Место было дикое, тайга подступала почти к берегу... Заметив вдали чум, пошли туда. К нам вышел старик, то ли коряк, то ли камчадал. Вид его был недружелюбен, он явно был не рад невольным гостям. Одичал совсем? Мы все же «напросились» в гости. Зашли и сгрудились вокруг маленькой горящей плошки... Когда глаза привыкли к полутьме, царившей в чуме, я заметил висящую в углу... кожаную сумку-планшет, такую же, как у меня! Я встал и пошел к сумке. Старик начал возмущаться, сердиться, что-то кричать по-своему, попытался не пускать меня в угол... Снял я сумку, открыл. В ней оказались документы, карта полета... Александра Святогорова!

Пришлось слегка «прижать» деда. «Раскололся» и даже от испуга обнаружил знание русского языка. Пришлось буквально вытягивать из него каждое слово. По его словам, лет десять назад (1935 год!) из тайги вышли несколько человек. Старик тогда был еще «крепким, хорошим охотником», промышлял зверя в тайге, на этом участке. Жил здесь же, с другом, который давно умер... Они «испугались людей, которые шли к ним... подумали, что это бандиты»... Тут старик надолго замолчал.

Я спросил:

- Так вы их застрелили?

И прозвучало страшное, короткое:

- Да.

- А сумку на память взял?

- Да...

На третьи сутки шторм прекратился. Мы улетели с этого страшного берега. На борту с нами был старик и летный планшет А.Святогорова. Сдали мы их в органы. Нас предупредили о неразглашении... Если бы вы не спросили, то я и сейчас бы молчал... Столько лет прошло... Время-то было какое...

Неужели это «точка» в трех исчезновениях «Савойи»?

---------------------------------------------------

Архив:

 

В конце июня с.г. из поселка Лазарев пришло сообщение о том, что в глухой тайге обнаружен упавший самолет. Наткнулись на него лесозаготовители, работающие на побережье Татарского пролива. Как передали с их слов «Вести-Хабаровск», самолет - японский, времен второй мировой войны. Затем, побывав на месте падения, глава поселковой администрации Владимир Сергеев сенсационную новость уточнил, запутав всех окончательно: самолет не японский, а с итальянскими надписями, выходит, сделан в Италии, но по принадлежности - явно наш, советский, потому что среди обломков, в кабине, нашелся клочок документа с родными буквами «УНКВД по ДВК».

Где сейчас журналисты черпают информацию, найдя что-либо неизвестное в тайге? Правильно, в Интернете! Там есть всё, даже мои давние статьи «Тайга приоткрывает тайну» и «Второе исчезновение «Савойи», опубликованные в центральных газетах «Воздушный транспорт» и «Социалистическая индустрия», где я работал собственным корреспондентом по Дальнему Востоку. В те брежневские годы авиакатастроф у нас в СССР, как и секса, «не было»: писать о них категорически запрещала цензура, чтобы не беспокоить народ, ударно строивший развитой социализм

Тогда рассказать читателям всё, что я узнал в ходе своих журналистских поисков, не удалось: многие уникальные документы и свидетельства еще живых очевидцев были совершенно «не для печати». Сегодня такая возможность - есть.

 

Началось всё с письма, которое поступило в мой хабаровский корпункт «Воздушного транспорта» из Ульяновска, где создавался отраслевой музей гражданской авиации:

Обращаемся с просьбой оказать помощь в поисковой работе по розыску образцов старой авиационной техники. По нашим данным, на территории Хабаровского края находятся несколько самолетов ветеранов, представляющих большую историческую ценность: близ пос. Дуки р-на имени Полины Осипенко - обломки ТБ-З и Си-47; в одном из озер между Троицким и Комсомольском лежит самолет, который хорошо просматривается сверху, в районе Тугурского залива на реке Сырай потерпели аварию несколько ТБ-З; на мысе Лазарева находится самолет Савойя-55.

Убедительно просим сообщить все имеющиеся сведения по этим и другим известным вам самолетам, указать их техническое состояние и местонахождение. Этим будет внесен достойный вклад в сохранение и восстановление истории на шей авиации для будущих поколений…».

Почему-то экзотическая «Савойя» из письма заинтересовала меня в первую очередь: таких гидросамолетов у Италии было закуплено наперечет, и по редкости такую находку можно приравнять разве что к мамонтенку Диме!

Я узнал, что точно такое же (как и нынче в июне) сообщение, что в тайге найден старый самолет, поступало в дальневосточное управление гражданской авиации (ДВУ ГА) еще осенью 1971 года, из лесоустроительной партии, работавшей у Татарского пролива. Подробностей в телеграмме не было - ни типа самолета, ни его состояния, ни точных координат. Все это предстояло выяснить.

Перед выездом на место происшествия поисково-спасательная группа обратилась к старейшим авиаторам-дальневосточникам: что за самолет мог лежать в том районе? Тогда и вспомнился ветеранам случай, происшедший в далеком 1935 году, когда в этих местах пропал вместе с пассажирами гидросамолет Савойя-55 под управлением летчика Светогорова…

Итак, получив в сентябре 1971 года телеграмму о находке, на мыс Лазарева срочно отрядили поисковую группу. Николаевский-на-Амуре авиаотряд предоставил им вертолет Ми-1. В лагере лесоутроителей пришлось взять проводника - добраться до места падения на «вертушке» оказалось невозможным: сопка, на которой лежал самолет, была прочно закрыта нередким здесь туманным выносом с пролива. С трудом одолев за день по буреломной нехоженой тайге десять километров, заночевали у подножья.

В поисковой группе было трое. Во-первых, подозревая, что найден С-55, специально отыскали человека, который хорошо знал и когда-то, в молодости, обслуживал эту машину, - бортмеханик Владимир Павлович Мороков. Во-вторых, как на любое «тяжелое» авиапроисшествие, с жертвами, был направлен прокурор-криминалист Хабаровской краевой прокуратуры Леонид Поликарпович Скрыпкин. И третьим, также по долгу службы, попал в группу начальник аварийно-спасательной службы ДВУ ГА Виктор Сергеевич Нуждин. Именно от него я и узнал подробности той экспедиции.

- Вертолет ушел, мы котомки за плечи и вдоль речушки в сопки. Бурелом, чащобы, от места высадки до сумерек прошли километров десять всего. Дошли до траверзы этой высоты, перекочевали у костра на берегу. Утром - речку вброд и на сопку, круто вверх, градусов под 45. Ружья на шее болтаются - медвежьи следы крутом. Ползем на карачках, пот ручьем, за деревья цепляемся... - вспоминал Виктор Сергеевич, бывший фронтовой летчик, совершивший на ночном бомбардировщике в годы Великой Отечественной, а затем и войны с Японией более 300 боевых вылетов.

Место происшествия им безошибочно указали сбритые падавшей машиной верхушки вековых елей, Сначала наткнулись в распадке на двойное хвостовое оперение. Выше на склоне лежали обе лодки гидросамолета - в них размещались пассажирские каюты, на шесть человек каждая. Мощные по тем временам двигатели, по 750 лошадиных сил, марки «Изотта-Фраскини» за десятилетия не успело даже тронуть ржавчиной, гайки блестели хромом. Густо и сумрачно нависали кругом кроны деревьев - сверху место трагедии было не разглядеть.

Прокурор взялся фотографировать: общий панорамный вид, потом крупно - разбитую радиостанцию, смятый фонарь пилотской кабины, устроенной впереди по центру плоскости. Поодаль, покрытые густым мхом, валялись плоскости. И вот, наконец, главное: грязно-голубой кусок перкали, обтягивавшей фюзеляж, с опознавательными надписями!

- Старейший дальневосточный бортмеханик Мороков, который лично знал Светогорова и обслуживал в тридцатые годы его машину, твердо засвидетельствовал: да, это и есть пропавшая «Савойя - Нуждин показывал мне снимки с места события. Судя по всему, прижатый туманом Л-840 шел без скорости, на бреющем по долине речки, и крутой склон перед собой пилот увидел неожиданно. Рванул штурвал на себя, но ни мощи, ни высоты, каких-то тридцати метров, не хватило, чтобы перевалить через вершину сопки.

Действительно, спасение было близко внизу, сколько хватает глаз, грудились невысокие сопочки, стелилась в синеве бесконечная тайга, уходя к поблескивающей на горизонте ленте Амура. Теперь нам никогда не узнать всех обстоятельств того последнего полета Александра Светогорова. Известно одно: стрелки найденных в кабине часов навечно застали на цифре двенадцать...

Меж обломков, затянутых мхом и присыпанных древесной щепой, попадались личные вещи детский ботинок, мужской портсигар, множество мелких монет, кое-где белели кости... Черепов нигде не было Может, кто уцелел - при ударе выбросило на кусты... Что же стало с людьми?

За год до своего исчезновения Александр Светогоров стал известен всей стране во время челюскинской эпопеи 1934 года. Тогда вместе со своим самолетом он отправился из Владивостока на пароходе «Сталинград» на помощь дрейфующей в чукотских льдах экспедиции с затонувшего «Челюскина». В прессе его называли одним из «полярных летчиков Союза». Вот в подтверждение случай, о котором я прочитал в старой подшивке «Правды».

Когда «Сталинград» застрял на подходе к Чукотке, Светогоров добился разрешения правительственной комиссии вылететь прямо с кромки окружающих пароход льдов. Он отчаянно смело провел свой сухопутный, «обутый» в лыжи самолет над студеными волнами Берингова моря. И на картах спасательных операций, которые публиковали все газеты, появилась еще одна пунктирная ниточка воздушной трассы; экипаж молодого летчика-дальневосточника начал доставлять в бухту Провидения снятых со льдины челюскинцев.

Хабаровский пилот М. Сахаров
Хабаровский пилот М. Сахаров

По «светогоровскому делу» могу сообщить кое-какие детали, конечно, не для печати, - писал мне один из первых хабаровских пилотов Михаил Сахаров. - И как летчика, и как человека я его уважал и любил. Он не раз заходил к нам в гости в авиагородке на ул. Запарина, возле Амурской протоки, где садились гидросамолеты. Как он оказался на ДВК? С его слов, в самом начале 30-х он жил в Москве, летал в бригаде ВВС на Центральном аэродроме. Однажды на «Фоккере-4» проделал каскад фигур высшего пилотажа, а самолеты такого типа были старые, и фигуры на них были запрещены. Как он «фигуряет», случайно увидел командующий военной авиацией Алкснис, и Светогорову за воздушное хулиганство дали две недели гауптвахты. Отсидев, Саша с друзьями пошел в ресторан «Прага», где после выпитого устроил скандал: бросил кошку на стол японским дипломатам. Стали его задерживать, он поднял стрельбу и даже кого-то ранил. Его лишили ордена Красного Знамени и в наказание отправили на Дальний Восток. В Хабаровске он работал инструктором школы пилотов Осоавиахима, служил морским летчиком ВВС во Владивостоке, откуда и отбыл на пароходе «Сталинград» спасать челюскинцев. По завершении операции Светогорова не был особо отмечен правительственным Указом, видно, мешал старый груз его лихачеств и взысканий....».

«И сегодня сплошь и рядом можно встретиться с людьми, которые относятся к полетам с таким же страхом, как 100 лет назад относились к железным дорогам и 40 лет назад к автомобилю». Такая заметка, опубликованная в январе 1931 года в центральной газете, могла вызвать улыбку у многих дальневосточников. Ведь они, садясь без всякой опаски в Александровске или Николаевске в кабину уже привычного им самолета Сахарова или Мазурука, с волнением ожидали встречи в Хабаровске с никогда еще не виданными ими автомобилем или паровозом...

Полеты на гидролиниях дважды в год прерывались - на время ледохода и ледостава. Но больше всего сюрпризов преподносила капризная погода. В районах Нижнего Амура и на Сахалине она могла за четверть часа смениться от ясной солнечной до бурана. «Захожу перед вылетом к диспетчеру, - с улыбкой вспоминал Сахаров, - спрашиваю о погоде в Охе. Отвечают: когда Мазурук вчера туда летал, погода была нормальная. Вот с такими «данными» и уходили в рейс!».

Спустя почти полвека после тех поисков известнейший полярный летчик, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук делился со мной воспоминаниями:

- Работал я тогда командиром 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ, базировались мы в Хабаровске. В навигацию 1935 года я самолично давал тренировку и «провозил» по сахалинской трассе Светогорова. Он успел сделать лишь несколько рейсов. Из Хабаровска обычно летели над Амуром, от Софийска поворачивали курсом на Кизи и, оставляя справа Де-Кастри, выходили на Татарский пролив. Говорил ему в горах снижаться нельзя, особенно в тумане! А он зачем-то полез в сопки, лавировал и зацепился крылом. Хороший он был гидрист, но непослушный... С ними на самолете была масса денег, говорили, миллион. «Савойю» долго искали, слух прошел, что перелетели за границу, юг Сахалина тогда принадлежал Японии. Наконец самолет нашли, останки людей собрали и захоронили. Но где - не могу сказать, катастрофой органы НКВД занимались, и всё было под большим секретом.

Здравствуйте, Станислав Алексеевич! Миллионное Вам спасибо за статью «Тайга приоткрывает тайну». Светогоров Александр Павлович это мой родной брат, его фамилия правильно пишется через букву «е». Родился в 1902 году, летную школу закончил в Ейске в 1923-м, сначала служил в Москве, потом в Хабаровске был инструктором летного дела, а дальше не знаю, как у него сложилось.

Родителям он писал не часто, но очень аккуратно пересылал им деньги. Навещал их редко. Когда спасли челюскинцев, все участники прибыли в Москву, жили в «Гранд-Отеле», Александр жил в одной комнате с Героем Союза Молоковым. Тогда он побывал в деревне у матери и отца, это была его последняя встреча с нами. В Хабаровск он взял младшего брата Бориса, который потом работал на торговых судах, рыболовных, сейчас его дета проживают на Сахалине и во Владивостоке.

Знаю, что у Александра была семья, жену звали Валентина. После челюскинской эпопеи он обещал приехать к нам в отпуск, познакомить, но не успел. О его исчезновении мы узнали только из газет. У нас никогда не возникало мысли, что он «перелетел в Японию», мне удивительно эта слышать. Родители в 1937 г. получили единовременное пособие, им также назначили за Александра пенсию, в размере 371 руб. 25 коп. в месяц.

Высылаю Вам копию справки об участии летчика Светогорова в спасении челюскинцев, а также подлинник свидетельства о его смерти.

Светогорова Зинаида Павловна. Москва. 25 февраля 1985 г.».

...Странно устроен наш мир: чтобы вспомнить о человеке, надо наткнуться на место его гибели. Но мы не будем в очередной раз «расследовать тайную исчезновения экипажа и пассажиров «Савойи-55». Мы просто откроем книгу «Три путешествия к Берингову проливу», - еще в 1949 году ее выпустил журналист Лен Хват, который вместе со Светогоровым плыл на пароходе «Сталинград и который написал эпилог нашей истории:

«Спустя полтора года (после челюскинской эпопеи) Саша Светогоров погиб в глухой тайге. Ом летел из Александровска-на-Сахалине в Хабаровск. В тумане летчик потерял ориентировку. Десять самолетов и много пешеходных партий несколько недель тщетно разыскивали пропавший экипаж. Лишь через полгода таежные охотники далеко за Амуром случайно набрели на обломки машины, под которыми был погребен этот превосходный морской летчик, наш общий друг и любимец...».

У меня в руках выписанное Хабаровским городским бюро ЗАГС за №2984 свидетельство о смерти А.П. Светогорова 32 лет «по причине воздушной катастрофы, последовавшей 27 числа октября месяца 1936 года». Наверное, в тот день их всех и нашли. А вскоре назначили пенсию родителям Светогорова.

Местом смерти в свидетельстве указан Хабаровск. Выходят, останки из тайги вывезли сюда?! В любом случае, место захоронения, а оно существует, скрыто в архивах ведомства, обозначенного на том клочке документа, найденного в кабине «Савойя» до ужаса знакомыми в 30-е годы буквами: «УНКВД по ДВК».

 

Станислав Глухов

1934 год. Прибытие Савойи-55 в Александровск-Сахалинский
1934 год. Прибытие Савойи-55 в Александровск-Сахалинский


-----------------------------------------

 

Хроника забытой катастрофы

 

Где летчик Светогоров?

26 июня в 10 час. 40 мин. утра из Александровска-на-Сахалине в Хабаровск вылетел пассажирский гидросамолет с бортовым номером Л-840 (типа «Савойя-55») под управлением летчика Светогорова. На борту находились радист Ефремов, бортмеханик Стыченко и 8 пассажиров: Бараксин (механик Тымовской МТС) и его жена Ильинская с ребенком, Гвановский (бухгалтер Сахлестреста), Докучаева (жена сотрудника облзу), Корнышен и Меднис (инструкторы политотдела АУРТа), Шереметьев (директор МТС) и Щетинин (бухгалтер МТС). Погода в Александровске благоприятствовала. В течение 1 часа 57 мин. радист держал связь с землей, принимая сводки аэропортов о погоде. Последнею сводку Светогорову передал Нижне-Тамбовский аэропорт, после чего связь с самолетом была прервана.

В тот же день пилот Мазурук вылетел на разведку, но внезапно поднявшиеся облака, туман, ветер вынуди ли его сделать посадку. По сведениям аэропортов, в день вылета Л-840, несмотря на хорошую погоду в Александровске, возле Де-Кастри был сильный шторм. По предположениям работников Граждвоздухофлота, Светогоров мог сделать вынужденную посадку в Татарском проливе.

Для розысков самолета «С-55» создана комиссия, на поиски мобилизованы морские суда и самолеты, однако до сего времени судьба экипажа и пассажиров неизвестна.

(Тихоокеанская звезда, 2 июля 1935 г.)

----------------------------

Розыски самолета Л-840

Вчера редакция получила дополнительные сведения об исчезнувшем самолете. Через 1 час 08 мин. после взлета Нижне-Тамбовская рация запросила Светогорова о его местонахождении. В 11 час. 51 мин. был получен ответ: «Принял. Все ясно. Местонахождение неизвестно, туман. Следите за нами». В 11 час. 58 мин. радист Ефремов передал с борта «Савойи» следующее: «Сообщите авиасводку о погоде». Нижне-Тамбовск передал требуемую сводку, но подтверждения о ее приеме от самолета не последовало.

По телеграфу и через посты ПВО были срочно запрошены все населенные пункты. Моноплан с красными лентами на хвостовом оперении показывался у мыса Гинтер, высота полета достигала 1600 метров. В бухте Нокатово в течение 10 мин. слышали шум мотора, но самолета не было видно, шел дождь. Капитан катера «Москальво» видел лично самолет Светогорова у мыса Чихачева низко летящим над водой.

Пилот Мазурук телеграфировал в управление Граждвоздухфлота из Александровска: «Уже четвертый день стоит густой туман. Погода нетерпимо задерживает поиски. Я разговаривал по телефону с Совгаванью, где должен был сделать посадку самолет, однако ответ получил отрицательный. До сего времени судьба летчика Светогорова неизвестна. Розыски продолжаются».

(Тихоокеанская звезда, 3 июля 1935 г.)

-----------------------------------------------

Важная весть Мазурука

2 июля вечером в Хабаровск прилетел пилот Мазурук. В поисках пропавшего Л-840 он пролетел около 5 тысяч километров, опрашивал местное население - рыбаков, охотников и др. Тов. Мазурук привез чрезвычайно важное известие. Начальник аэропорта Николаевска, ехавший на катере «Москальво» заметил 26 июня между 12-13 часами самолет Светогорова, пролетевший между мысом Чихачева и мысом Невельским низко над водой. После этого самолет взял курс на реку Медвежью и, подойдя к ней, скрылся в ее долине, направляясь на материк. Одновременно пост на мысе Лазарева слышал шум мотора.

В связи с этим сообщением, которое вносит некоторую ясность в вопрос о пути самолета, комиссия по розыскам Л-840 решила сосредоточить в этом районе все главнейшие спасательные средства.

(Тихоокеанская звезда, 4 июля 1935 г.)

----------------------------------------

Только в этом районе

Вчера пилот Мазурук вылетел на поиски Л-840 по новому маршруту. Вся долина Медвежьей речки, куда скрылся самолет Светогорова, был исследован до мельчайших подробностей аэропланами и катерами. Тщательный осмотр с воздуха западного берега Амура от озера Удыль до Софийска и от Софийска до мыса Сущева также не дал никаких результатов.

Сейчас все поиски сосредоточены на мысе Лазарева, т.к., по достоверным источникам, Л-840 может быть найден только в том районе.

(Тихоокеанская звезда, 11 июля 1935 г.).

-------------------------------

 

Найден самолет Святогорова?

 

Наша редакция продолжает расследовать историю найденного в Николаевском районе самолета. Напомним, обломки летательного аппарата были обнаружены в тайге почти в ста километрах от поселка Лазарев. Сегодня есть все основания считать, что авиакатастрофа произошла более 70 лет назад.

Хорошо сохранившийся двигатель марки «Франчети», фрагменты крыльев и прочие детали указывают на то, что это был гидросамолет «Савойя-55» производства Италии. В тридцатые годы прошлого века шесть таких самолетов летали на Дальнем Востоке.

На Сахалин и Камчатку всегда летали из ОГПУ

По словам руководителя следственно-оперативной группы, начальника территориального пункта милиции поселка Лазарев Тимура Василькова, первоначальная экспертиза деталей самолета, проведенная совместно с военными и летчиками, показала, что, скорее всего, падение произошло из-за пожара на борту, случившегося в воздухе. На это указывают следы огня внутри машины.

Среди вещей, найденных внутри полуразрушенной конструкции, - подметка от спортивной туфли 36 размера, остатки кожаной летной куртки и летного шлема. А также корочка с едва различимой надписью «Объединенное государственное политическое управление СССР».

На сегодняшний день версия о том, что это гидросамолет «Савойя-55», который под управлением пилота Александра Святогорова перевозил пассажиров с Сахалина в Хабаровск в июне 1935 года, кажется наиболее состоятельной.

Старожилы поселка Лазарев, по словам Василькова, вспомнили, что самолет еще долго искали, но так и не нашли, иначе об этом было бы известно.

Но если предположить, что это и есть та самая «Савойя-55», возникает вопрос о том, куда подевались люди. Среди обломков найдено несколько костей и череп, тогда как на борту были три члена экипажа и восемь пассажиров. Но для старожилов тех мест нет ничего загадочного в том, что тела погибших не сохранились. Выжить в тайге безоружным людям редко удавалось.

То, что в обломках была найдена корочка сотрудника ОГПУ, тоже объяснимо. Как рассказал нашей редакции старейший авиатор Дальнего Востока Петр Егоров, в 30 - 40-е годы ни один полет на Сахалин или на Камчатку не происходил без представителя «органов». Тем более есть сведения, что на том борту в июне 1935 года летели не совсем простые пассажиры. Петр Егорович рассказал также, что тогда в гидроаэропорту Хабаровска было всего два гидросамолета «Савойя-55». Один из них тоже потерпел в свое время крушение, но его нашли. А вот второй, под управлением

Святогорова, как в воду канул.

 

Вместе с самолетом пропал миллион рублей

Почти все пассажиры «Савойи-55» были уроженцами села Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области. В советские времена это был самый крупный на острове сельскохозяйственный район. Именно поэтому в 1934 году в Воскресеновке появилась первая машинно-тракторная станция (МТС), которая снабжала техникой и специалистами все совхозы и колхозы Сахалина.

Об этом нашей газете рассказал историк из поселка Тымовское Константин Иванович Гетта. Он же разыскал 95-летнюю жительницу села Воскресеновка Марию Ивановну Черненинову. Женщина рассказала, что летом 1935 года на гидросамолете в Хабаровск летели директор МТС Шереметьев, главный бухгалтер Щетинин и главный механик Бараксин. Мария Ивановна припомнила, что тогда говорили, что «верхушка» предприятия улетела на материк по очень важному делу. Они везли в Хабаровск отчет о работе, бухгалтерскую документацию и большую сумму денег.

По словам Чернениновой, подтверждала эту информацию дочь Щетинина Татьяна Степановна. Односельчане помнят, что семья сгинувшего Щетинина долго не могла смириться с безызвестностью. Якобы жена бухгалтера еще долго посылала запросы в различные инстанции, но никакой утешительной информации так и не получила. Дочь и супруга Щетинина умерли. Есть сведения, что остальные его родственники живут в Благовещенске. Константин Иванович Гетта обещал помочь нам их разыскать. Кроме того, администрация Николаевского района, если экспертиза подтвердит, что это действительно тот самый самолет, хочет установить там памятный знак.

Куда уехали с Сахалина родные Шереметьева и Бараксина, к сожалению, не известно.

 

Воздушные хулиганы

О личности пилота пропавшей «Савойи-55» нам удалось узнать намного больше. Анна Федоровна Кирюхина, одна из воспитанниц хабаровского аэроклуба Осоавиахима, которую Александр Святогоров отправил в первый самостоятельный полет на учебном самолете

У-2, живет в Хабаровске и прекрасно помнит события тех лет.

- Саша был замечательным парнем, веселым, добрым и отличным летчиком, - вспоминает Кирюхина. - Они с Петей, моим будущим мужем, были профессионалами. Такие чудеса в небе вытворяли!

На что способен был самолет под управлением Святогорова, Анне Федоровне пришлось испытать однажды на себе. Сама она пришла в летную школу Осоавиахима в 1932 году. В Хабаровск обучать летному делу всех желающих приехали московские специалисты.

Чтобы поступить в летную школу, требовались крепкое здоровье и умение писать. Учеба продолжалась меньше года. Анна Федоровна, например, поступив в школу в феврале, летом уже получила разрешение самостоятельно управлять самолетом. Кстати, вместе с ней тогда в школе училась Нина Протопопова, знаменитая летчица, которую потом во время Великой Отечественной войны немцы прозовут «ночной ведьмой»

Кирюхина признается, что на медкомиссии скрыла от врачей, что у нее не все в порядке с ногами. Но болезнь все равно перекрыла ей путь в авиацию. Во время одного из учебных полетов она почувствует резкую боль в ногах и во время посадки не сможет удержать машину на взлетной полосе. Самолет съедет на обочину и завалится на крыло. За приземлением наблюдал Александр Святогоров, который тогда был инструктором авиашколы. Анна Федоровна вспоминает, каких сил ей стоило выйти из кабины на непослушных ногах и так, чтобы никто не заметил ее страданий, подойти к Александру.

- Ну что, будем проверять, будешь ли ты летать, - сказал он и приказал Кирюхиной садиться в его самолет. Бочка, штопор, петля и т.д. - фигуры, которые выделывал летательный аппарат Святогорова, Анна выдержала, как ей казалось, с честью. Но, посадив самолет, Александр сказал, что летать она больше не сможет.

Так случилось, что Анна Федоровна вышла замуж за близкого друга и коллегу Святогорова Петра Московдова. К тому времени оба они работали в хабаровском гидроаэропорту. До 1931 года друзья состояли на службе в гидроотряде Амурской Краснознаменной флотилии, откуда им пришлось уйти из-за истории, наделавшей много шума.

Как-то во время полетов Святогоров и Московдов так близко свели свои самолеты над мостом через Амур, что крылья чиркнули одно о другое. В те годы, как утверждает Кирюхина, даже если пилот не смог справиться с управлением и повредил машину, его не наказывали. Но подобное хулиганство, какое учинили Саша и Петр, не прощалось. Тем более эти двое давно были «на карандаше» у руководства. Московдов, например, несколько раз отличился тем, что во время показательных выступлений пролетал на бреющем полете над улицей Карла Маркса, чем вызывал восторженные крики зевак. Делать этого было категорически нельзя, но до поры «воздушные хулиганы», как прозвали их друзья, отделывались устными выговорами.

А вот выкрутасы над Амуром закончились судом, после которого Святогоров и Московдов просидели несколько месяцев на гаупвахте. Кстати, здание ее находилось на территории современного СИЗО, на улице Знаменщикова. Рядом с настоящей тюрьмой стоял деревянный барак, где содержались временно арестованные.

 

Сахалинцы везли деньги, а Святогоров - апельсины

Святогоров женился на подруге Кирюхиной Валентине Великановой. К сожалению, семейная жизнь получилась недолгой, уже через несколько месяцев Александр отправился в свой последний полет. Его 26-й день рождения друзья справляли так, как будто он жив и просто улетел в очередной рейс. Они все так надеялись, что Саша отыщется.

Анна Федоровна вспоминает, что в те годы самолеты вообще бились довольно часто. И никто их толком не искал, и техники необходимой не было, и гонять поисковые летные группы слишком накладно. А вот «Савойю-55» Святогорова искали, по словам Кирюхиной, несколько лет. В район, где предположительно произошла авиакатастрофа, периодически вылетали поисковые самолеты, но всякий раз возвращались ни с чем. Может быть, упорство, с каким искали «Савойю», связано с большой суммой денег, имеющейся на борту?

- Вы знаете, я всю жизнь себя считаю виноватой в том, что Саша тогда не вернулся, - на глазах моей собеседницы появляются слезы, - и зачем только я дала ему деньги на апельсины. Он часто летал на Сахалин и Камчатку. В те годы по северному завозу эти края намного лучше обеспечивались продуктами. Вот Саша и привозил нам в подарок апельсины, в небольших деревянных ящичках на 2-3 килограмма. А перед тем полетом я ему сказала, что мне неудобно уже, что он всегда фрукты на свои деньги покупает. Дала ему сто рублей и попросила, чтобы он на них купил апельсинов. Когда узнала о том, что Сашин самолет пропал, первым делом подумала, что, наверное, это была плохая примета - пилоту заказ делать. Ведь до этого он летал, и все было хорошо, и никаких предчувствий того, что с ним должно что-то случиться, знаете, как бывает у близких людей, ни у кого из нас не было. С тех пор ни разу в жизни никого и ничего не просила мне привезти.

Анна Федоровна говорит, что даже после трагедии родственников Святогорова не нашлось, может быть, их вообще не было в живых. Судьба его супруги Валентины тоже неизвестна. В том же 1935 году она вышла замуж за какого-то партийного босса, которого два года спустя объявили врагом народа и отправили в лагеря. Валентине дали 24 часа на выезд с Дальнего Востока, по слухам, она уехала куда-то на запад.

 

Оксана Омельчук, «Тихоокеанская звезда», 13 июля 2006

---------------------------------------------

 

Тайну авиакатастрофы разгадают через 70 лет?

 

Примерно в ста километрах от поселка Лазарева Николаевского района лесорубы нашли останки самолета, который, по предварительным данным, пролежал в тайге более 70 лет.

Лесорубы, которые обследовали новые деляны на берегу реки Тыми, случайно обнаружили под слоем мха и поваленного сухостоя деревянные щиты. Присмотревшись, они поняли, что перед ними сильно искореженный аэроплан. Первое же их предположение - видимо, найдено место авиакатастрофы. Конструкции летательного аппарата сильно повреждены - удар о землю был нешуточным.

В тот же день они сообщили о находке в поселковую администрацию. Взглянуть на нее отправилась экспедиция, в которую вошли начальник УВД поселка Лазарева, участковый инспектор и глава администрации поселка Владимир Сергеев.

- Большую часть пути удалось проехать на грузовике, так как дороги там все же есть, хотя и предназначены для техники с высокой проходимостью, - рассказывает Владимир Викторович. - А последние три километра мы шли пешком по непролазной тайге, провели осмотр местности.

Исследовать мельчайшие подробности аварии эта группа, конечно же, не могла. Решили на месте падения самолета ничего не трогать, чтобы не затруднить дальнейшую работу экспертов.

Удалось установить главное - некоторые конструкции летательного аппарата сделаны из дерева, значит, машина явно довоенная. Самолет, тем не менее, был довольно мощным, рассчитанным на перевозку либо пассажиров, либо грузов, поскольку у него оказалось два многоцилиндровых двигателя. Рядом обнаружили восемь баков из-под горючего, по 315 литров каждый, что подтвердило первоначальные предположения. Возле обломков нашли часть летной куртки, ботинок 36-го размера, часть человеческого черепа, кости.

О том, что самолет российский, а не японский, как сообщили некоторые СМИ, говорят найденные на месте экипажа монетки - 1929 года выпуска достоинством 20 копеек и пятикопеечная 1931 года выпуска, картонный лист в кожаной обложке, похожий на грамоту, - все надписи в ней съело время. А на куске крыла, который неплохо сохранился, удалось прочесть «Марчинетти», видимо, машина была сделана в Италии.

Наверное, поэтому у администрации Николаевского района, которая уже подключила к расследованию тайны потерпевшего в тайге аварию самолета военных и историков, возникла первая версия о том, что авиакатастрофа произошла в начале тридцатых годов прошлого века. Говорят, тогда на Дальний Восток перегоняли несколько летательных аппаратов, построенных в Италии. Гидросамолеты типа «Савойя-55» использовались в сложных дальневосточных условиях. По некоторым данным, их было куплено шесть штук.

Есть предположение, что командиром пропавшего без вести самолета был Венедикт Бухгольц, 1900 года рождения.

Но есть и другая версия. Как удалось узнать Владимиру Сергееву, в 1935 году в районе поселка Лазарева не вышел на связь пассажирский самолет, совершавший рейс Александровск-Сахалинский - Хабаровск. Управлял им пилот Александр Святогоров. Этот самолет тоже по сей день числится без вести пропавшим.

- Нетрудно догадаться, что было причиной аварии, - говорит Сергеев, - разбитый аэроплан лежит прямо у подножья очень крутой сопки, вершину которой легко не заметить при низкой облачности или тумане.

Есть информация, что лет двадцать назад была организована специальная экспедиция для поисков пропавшего в районе реки Тыми самолета. Место крушения самолета было найдено, члены экспедиции не сомневались, что это был борт именно Александра Святогорова. Но никаких следов людей, их останков тогда найдено не было. Как они могли исчезнуть? Ведь кроме членов экипажа Святогорова на борту были и пассажиры...

По словам Сергеева, в ближайшее время на место крушения самолета прибудут специалисты из краевого центра. Военные уже начали поиски информации об авиакатастрофах 30-40-х годов в своих архивах.

 

Оксана Омельчук, «Тихоокеанская звезда», 5 июля 2006.

 

Обращаемся к постоянным читателям «Тихоокеанской звезды» с просьбой: если вам что-нибудь известно об авиапроисшествиях, которые происходили в разные годы на территории края, напишите об этом. Таежные просторы Дальнего Востока хранят в себе еще много тайн.

-----------------------------------------------

 

О пропавшем самолете «Тихоокеанская звезда» писала в 1935 году

 

В минувшую среду «Тихоокеанская звезда» в заметке «Тайну авиакатастрофы разгадают через 70 лет?» рассказала о самолете, найденном в тайге недалеко от поселка Лазарева в районе реки Тыми Николаевского района. Конструкция потерпевшего крушение летательного аппарата, вещи, обнаруженные в его обломках, не оставляют сомнений, что трагедия случилась не один десяток лет назад.

Была высказана версия, что это могут быть фрагменты итальянского гидросамолета «Савойя-55», что он потерпел аварию в 1935 году во время рейса из Александровска-Сахалинского в Хабаровск. Что пилотировал машину известный летчик Александр Святогоров. Похоже, на сегодняшний день эта версия самая состоятельная.

Вряд ли известие о гибели самолета могло остаться незамеченным. Поэтому мы изучили подшивку нашей газеты за 1935 год. И нашли сведения, которые, возможно, помогут раскрыть тайну найденного в тайге самолета.

2 июля 1935 года в заметке «Где летчик Святогоров?» в «Тихоокеанской звезде» появилось первое тревожное сообщение о пропаже самолета «Савойя-55». Вот что в ней говорится:

«26 июня, в 10 час. 40 мин. утра из Александровска на Сахалине в Хабаровск вылетел пассажирский самолет «С-55» под управлением летчика Святогорова.

На борту самолета находилось 8 пассажиров, бортмеханик Стыченко и радист Ефремов. Погода в Александровске благоприятствовала. В течение 1 ч. 57 мин. радист Ефремов держал связь с землей, принимая сводки аэропортов о погоде. Последнюю сводку о погоде Святогорову передал Нижне-Тамбовский аэропорт, после чего связь с самолетом была прервана.

В этот же день пилот Александр Иванов вылетел из Нижне-Тамбовска на разведку. Когда он долетел до озера Кизи, внезапно надвинувшиеся облака, туман, ветер вынудили Иванова сделать посадку. По сведениям аэропортов, в день вылета Святогорова, несмотря на хорошую погоду в Александровске, в районе Татарского пролива у Де-Кастри был сильный шторм.

Вчера пилот Мазурук телеграфировал в управление гражданвоздухофлота из Александровска: «Уже 4-й день со дня вылета Святогорова стоит густой туман. Погода нетерпимо задерживает поиски. Я разговаривал по телефону с Совгаванью, где должен был сделать посадку Святогоров, однако ответ получил отрицательный. До сего времени судьба летчика Святогорова неизвестна».

Для розысков самолета «С-55» создана комиссия в составе тт.: Лапина, Западного и Остапенко.

По предположению работников гражданвоздухофлота, Святогоров мог сделать вынужденную посадку в Татарском проливе. На поиски Святогорова мобилизованы морские суда в Татарском проливе и самолеты».

3 июля в заметке «Розыски самолета «Л-840» наша газета сообщает: «Вчера редакция получила дополнительные сведения об исчезнувшем самолете летчика Святогорова «Л-840» (типа «Савойя-55»). На борту самолета находились пассажиры: Бараксин (механик Тымовской МТС) и его жена Ильинская с ребенком (Тымовское - поселок на Сахалине близ города Александровска. - Прим. авт.), Грановский (бухгалтер Сахлестреста), Докучева (жена сотрудника облзу), Корнышев и Меднис (инструкторы отдела АУРа), Шереметьев (директор Тымовской МТС) и Щетинин (бухгалтер МТС).

26 июня на вылете из Александровска летчик Святогоров получил в 10 часов утра следующую метеосводку из Нижне-Тамбовска: «Облачность слоисто-дождевая, высота 300 метров, ветер северо-восточный, 04 метра в секунду, видимости два-один километра. Осадки». Были получены метеосводки из других аэропортов, свидетельствующие о летной погоде. Через 1 ч. 08 мин. после взлета нижнетамбовская рация запросила самолет Святогорова о его местонахождении. В 11 часов 51 минуту был получен ответ: «Принял. Все ясно. Местонахождение неизвестно, туман. Следите за нами».

В 11 часов 58 минут радист самолета Ефремов передал следующее: «Сообщите авиасводку о погоде».

Тогда Нижне-Тамбовский аэропорт передал требуемую сводку. Сообщения о приеме сводки не последовало. В этот же день в 15 часов начались розыски. По телеграфу через посты ПВО были запрошены все населенные пункты. На следующий день пилоты Мазурук и Александр Иванов вылетели на разведку, которая закончилась безуспешно.

В этот же день в 13 ч. 25 мин. начальник штаба энской части заметил в районе Дунай моноплан с красными лентами на хвостовом оперении. Самолет показался у мыса Гинтер, курсом на юго-запад. У бухты Облучьево самолет сменил курс на норд. Высота полета достигла 1600 метров.

30 июня в беседе с пилотом Александром Ивановым заведующий плавсредствами рыбного промысла рассказала, что 26 июня между 12 и 14 часами, находясь в бухте Накатово, в течение 10 минут он слушал шум мотора. Самолета не было видно. Шел дождь. В этот же день капитан катера «Москальво» видел лично самолет Святогорова у мыса Чихачева низко летящим над водой. Розыски продолжаются».

4 июля, заметка «Самолеты вылетели на поиски Святогорова»: «Важное известие привезено летчиком И. Мазуруком. Второго июля вечером в Хабаровск прилетел пилот Мазурук, производивший поиски пропавшего самолета пилота Святогорова «Л-840». В поисках самолета он пролетел около пяти тысяч километров, опрашивал население - рыбаков, охотников и др. Поиски оказались тщетными.

Тов. Мазурук привез чрезвычайно важное известие. Нач. аэропорта Николаевска тов. Кочмарев, ехавший на катере «Москальво», заметил 26 июня между 12 -13 час. самолет Святогорова, пролетевший между мысом Чихачева и мысом Невельским, низко над водой. После этого самолет взял курс на реку Медвежью (приток реки Тыми. - Прим. авт.) и, подойдя к ней, скрылся в ее долине, направляясь на материк. Одновременно пост на мысе Лазарева услышал шум мотора.

В связи с этим сообщением, которое вносит некоторую ясность в вопрос о пути самолета Святогорова, комиссия по розыскам «Л-840» решила сосредоточить в этом районе все главнейшие спасательные средства.

Вчера в 9 часов утра из Хабаровска на розыск Святогорова вылетели пилоты Мазурук с начальником политотдела ДВ управления гражданвоздухофлота т. Остапенко. В тот же день, позднее, вылетел пилот Иванов. Кроме этого, на розысках работают два самолета Николаевского аэропорта».

8 июля, заметка «Розыски самолета «Л-840» продолжаются: «6 июля днем в Хабаровск прилетел пилот Мазурук с начальником политотдела гражданвоздухофлота т. Остапенко, производившие розыски самолета Святогорова «Л-840». Весь район Медвежьей реки, куда скрылся самолет Святогорова, был исследован до мельчайших подробностей аэропланами и катерами. Однако розыски по-прежнему оказались бесплодными. Вчера тт. Мазурук и Остапенко вновь вылетели на розыски «Л-840» по новому маршруту».

11 июля, заметка «Розыск самолета «Л-840»: «Вчера в Хабаровск прилетел пилот Мазурук с начальником политотдела гражданвоздухофлота т. Остапенко. В беседе с нашим сотрудником товарищи Остапенко и Мазурук сообщили следующее: «Прежде всего, нами было проверено сообщение т. Солдатенко о местонахождении самолета «Л-840» в районе поселка Погиби. Это оказалось слухом и не подтвердилось. Тщательный осмотр с самолета всего западного берега Амура от озера Удыль до Софийска и от Софийска до мыса Сущева также не дал никаких результатов.

Охотники Владимиров и Краснов утверждают, что 26 июня они видели самолет Святогорова, скрывшийся в районе горы Конической. 8 июля к юго-востоку от Богородска нами был замечен дымок, однако большая скорость нашего самолета не давала возможности детальнее исследовать это место. Посланный в этот район самолет «Ш-2» установил, что это был обыкновенный пал. Сейчас все поиски сосредоточены в районе мыса Лазарева, так как по достоверным источникам самолет «Л-840» может быть только в этом районе».

===============

 

Эта была последняя заметка о поисках пропавшего пассажирского лайнера. Тщательно, буквально по крупицам собираемая информация вдруг перестала волновать журналистов? Верится в это с трудом. Мы больше склонны верить, что дальнейшие сведения было решено засекретить. В те годы было принято скрывать «за семью печатями» информацию менее существенную, чем авиакатастрофы. И то, что о пропавшем самолете Святогорова цензура позволила говорить на страницах крупнейшей газеты Дальневосточного края, кажется странным. Потому что, если кто помнит, в советские времена писать о воздушных и прочих ЧП было настолько не принято, что гражданам и в головы не приходило, что авиалайнеры вообще способны падать. А вот и подтверждающая это заметка в «Тихоокеанской звезде» от 1935 года «Английские газеты считают советскую авиацию лучшей в мире», в которой говорится, что главный директор газетного треста Бивербрука лорд Кельросс считает, что СССР имеет «самый лучший воздушный флот в мире». А корреспондент «Нью Кроникл» Рональд Уокер пишет о том, что за период менее чем 10 лет у Советского Союза «выросли мощные крылья».

Согласитесь, рядом с такими характеристиками информация о гибели самолета не совсем уместна.

Вообще, судя по публикациям «Тихоокеанской звезды» 30-х годов, тема авиации была на пике популярности. Мечты о полетах настолько захватили народ, что при аэродромах создавались специальные курсы, где можно было научиться управлять самолетом в свободное от основной работы время. «33 пилота без отрыва от производства подготовил хабаровский аэроклуб», - писала «Тихоокеанская звезда».

В выходные дни на аэродромах устраивались массовки, куда собиралось по 500 человек. Близ летных полей устраивали выездную торговлю, читальни на свежем воздухе. Развлекали народ показательными полетами, прыжками парашютистов.

О достижениях советской авиации газета сообщала практически ежедневно. В июле 1935 года было опубликовано сенсационное сообщение о том, что перелет Москва - Хабаровск стал возможен всего за 33 полетных часа. До этого преодолевать этот путь пилотам удавалось за 48 часов.

А 6 июля 1935 года впервые самолет «П-5» доставил матрицы «Тихоокеанской звезды» во Владивосток. Вылетел он в 6 утра, в 11 утра матрицы поступили в типографию, и уже в 4 часа дня свежие газеты поступили в киоски. До этого наша газета доставлялась в Приморье поездом, поэтому читатель получал ее с опозданием в один день.

В августе того же года еще одна сенсация. В материале «Будут построены 16 новых самолетов-гигантов» сообщается о том, что советские граждане добровольно собрали 68113267 рублей и 14242 рублей в иностранной валюте на постройку мощных самолетов взамен погибшего лайнера «Максим Горький».

Осенью того же года в Хабаровск прибыл самолет «Коминтерн», который трудящиеся китайцы и корейцы построили на свои средства и подарили Дальневосточному краю.

Интересно, что даже в кинотеатре «Гигант» практически все лето идет фильм с названием «Летчики».

Среди всех этих оптимистических сообщений о развитии авиации вдруг история пропавшего самолета. И после 11 июля 1935 года о ней на страницах газеты больше не упоминается. Поиски были прекращены? Или молчание объясняется другими причинами?

Наша редакция намерена продолжить поиски информации, которая помогли бы разгадать тайну найденного в тайге самолета. Мы обратились за помощью в государственный архив Сахалинской области. Связались с историками из поселка Тымовское Сахалинской области, откуда были пассажиры. Запросили информацию в краевой ФСБ. О результатах поиска мы сообщим в ближайших номерах.

Тихоокеанская звезда, 7 июля 2006.