Экология

Ловится рыбка: и больная, и маленькая

Местные рыбаки на Амуре вышли на берег

см. опрос

ВЧЕРА АМУР очистился ото льда. Первые рыбаки на набережной появились ни свет ни заря. У каждого здесь свое место, одни расположились под пирсом, другие около утеса и каждый намерен непременно поймать хоть одну рыбешку. От первого улова, как они говорят, зависит весь рыболовный сезон.

 

- Понюхаем рыбку, если не тянет «аптекой» и не покры-та язвами, то смело можно на жереху отправлять, - гово-рит Василий Петрович, рыбак с двадцатилетнем стажем. Зимой он рыбачит на Тунгуске, весной и осенью на Аму-ре. Далеко не ездит, удит прямо с набережной. Тем более запрет на лов рыбы в Амуре сняли. Лови – не хочу!

Спрашиваю: не боитесь бензолом отравиться? Говорят, он не пахнет, и в рыбе накапливается.

- Я свое уже отбоялся, - говорит рыбак. - Сам видишь: верхогляд весь подох и плавает кверху брюхом. Но такое по весне с ним случается, подо льдом задохнулся. В этом году ведь ледоход поздно пошел. А вот когда еще лед сто-ял, мужики ловили трегуба с утеса, так он был в язвах, а караси с таким душком, что пока возишься - с крючка его снимая, все руки пропахнут лекарствами. Их сразу отпус-каешь… Но я сома хочу поймать. Именно на этом месте мужики в прошлом году вытянули сома на 23 кило. Толь-ко ты меня сейчас не отвлекай, а то я поклев проморгаю…

Между тем, ученые Института водных и экологический проблем ДВО РАН завершили исследования ихтиофауны Амура на предмет заражения бензолом и нитробензолом. Анализы проводились в соответствии с Санитарными пра-вилами и нормами содержания химических веществ в ры-бе. По заключению ихтиологов: «в выловленной рыбе об-наружены менее допустимые концентрации вредных ве-ществ» (нитробензол в концентрациях до 0,0728 мг/кг, бензол в концентрациях до 0,01 мг/кг, толуол до 0,001 мг/кг).

 

Кругом вода…  

Ученые-гидрологи предупреждают: в этом году из-за того, что на Амуре частично перекрыты Пемзенская и Бе-шеная протоки, лед идет по старому руслу, а значит кроме задержки прохождения ледохода у Хабаровска, это вызо-вет повышение предельно допустимых концентрации (ПДК) вредных химических веществ в речной воде.

Российские ученые до сих пор не знают истинных при-чин произошедшего взрыва в Цзилине. Так же не имеют и достоверных сведений о том, какие вещества, в каком ко-личестве, попали в Сунгари. Китайская сторона предоста-вила данные лишь по бензолу и нитробензолу, но все чаще в пробах воды из Амура, ученые обнаруживают совсем другие вещества.

По словам заместителя директора Института водных и экологических проблем ДВО РАН, заведующего лабора-торией гидрологии Алексея Махинова, от реки Сунгари до Хабаровска – 270 километров, из них почти 220 километ-ров Амур течет вдоль границы и этот участок для деталь-ного обследования недоступен. Разовый и экстренный мо-ниторинг Амура - от берега до берега, проводился только в декабре прошлого года, по согласованию с китайской стороной. Тогда же и выяснили, что  все загрязнения из Сунгари идут вдоль правого китайского берега, вплоть до Хабаровска…

- Все исследования, предпринятые нашими учеными, носят половинчатый характер, говорит Махинов, - так как проводились на Амуре только от левого берега – до фар-ватера. Правый берег китайской стороны - исследован так и не был.

По словам первого заместителя министра природных ресурсов Хабаровского края Сергея Андриенко, в нынеш-нем году, проведя мониторинг экосистемы Амура, ученые получили неожиданный результат. В пробах воды, ото-бранных из реки Сунгари и на трансграничной акватории Амура, выявлено значительное превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) для рыбохозяйственных водоемов по тяжелым металлам: железу, цинку, меди, марганцу, свинцу и никелю. В воде обнаружено также вы-сокое содержание дихлорфенола (до 30 ПДК), трихлорфе-нола (до 26 ПДК), бромфенолов (нормативы не установле-ны), хлорорганических пестицидов (5 ПДК), полиарома-тических углеводородов: бензапирена (3,7 ПДК), фенатре-на и флюорантена.

В донных отложениях и льду также выявлено значи-тельное содержание хлороформа, четыреххлористого уг-лерода, полиароматических соединений, тяжелых метал-лов, этилбензола. Правда, искомый нитробензол не най-ден, присутствуют лишь бензол, толуол и ксилолы.

А вот исследования воды в Амуре, на всем его протя-жении, показывают, что те компоненты, которые присут-ствовали в воде еще зимой: бензол, нитробензол и анилин, - ныне отсутствуют. В воде, во льду и в донных отложени-ях на Амуре их нет. Это может быть связано в первую очередь с тем, что загрязненная вода с химвеществами распределились по гигантской территории акватории, по-низив таким образом концентрацию до минимума.

 

Бензол мутирует?

В последнее время, ученые склоняются к мысли, что бензол и нитробензол способны «испытывать еще и хими-ческие преобразования»: попросту за какой-то определен-ный промежуток времени - мутировать, взаимодействуя с веществами, превращаться в другие соединения, о кото-рых никто ничего не знает, и по которым исследования вообще не проводятся. Они, как считают ученые, и опас-ны, и более токсичны, чем те же нитробензол и бензол. Утверждают также, что человечество изобрело такое ко-личество искусственных химических веществ (их количе-ство измеряется сотнями тысяч), что все их распознать, даже в лабораторных условиях, невозможно.

Сегодня гидрологи на Амуре проводят исследования воды по 34 показателям. Но эти наблюдения не касаются очень сложных, органических и полиароматических со-единений, поэтому как исследования органики -  очень дорогостоящее и трудоемкое дело.

По словам заведующей лабораторией института, докто-ра биологических наук Любови Кондратьевой, ежегодно в амурской воде сотрудники лаборатории выявляют ионы тяжелых металлов, ртуть, мышьяк, марганец, цинк, поли-ароматические углеводороды, хлороформ, нафталин и пестициды группы ДДТ.

- Амурская рыба содержит такую концентрацию пести-цидов, - рассказывает Кондратьева, - сколько содержала рыба, выловленная в Англии до семидесятого года про-шлого века, пока эти пестициды не запретили…

Поэтому загрязнение Амура, Кондратьева обозначила как «хроническое», и источник такого хронического за-грязнения – река Сунгари. Химические сбросы туда попа-дают либо с целлюлозно-бумажной производства, либо с сельхозплантаций, после распада хлорорганических пес-тицидов. Как известно, в Цзямусах работают как минимум два предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, в том числе один из них крупнейший в Китае – Цзямусин-ский ЦБК.

 

Утешает рыбаков то, что лишь семьдесят процентов вы-ловленной в акватории Амура рыбы, содержит предельно допустимые концентрации бензола и нитробензола, а ос-тальная часть улова – совершенно безвредна для здоровья человека. Такое заключение дали ихтиологи, изучив от-дельные экземпляры амурской рыбы в течение полугода. И может быть сом Василия Петровича войдет в это число. Хотя отсутствие специфического запаха у рыбы еще не признак того, что в ней нет органических и химических вредных веществ.  

 

Кстати

На выполнение всего комплекса очистительных меро-приятий амурской воды, в том числе и строительства дамб, из средств бюджета Хабаровского края уже израс-ходовано свыше 150 миллионов рублей. Для очистки воды на центральных водозаборах Хабаровска, Комсомольске-на-Амуре и Амурска, где питьевую воду берут прямо из Амура, с апреля опять стали применять углевание (воду пропускают через активированный уголь). Такая очистка признана очень эффективной от высоких концентраций бензола и нитробензола, но вряд ли защитит от других веществ, которые могут присутствовать в воде, но ни кем  на исследования не берутся..