Прокурор Биробиджанского района С. Л Старовойтова.
Прокурор Биробиджанского района С. Л Старовойтова.
2017 год. Вряд ли кто-то из жителей области, хоть изредка читающий местную прессу, в том числе и электронную, успел забыть громкий скандал, учиненный вокруг бывшего директора городского Дворца культуры. «Поливали» Елену Князеву с особым смакованием, прежде всего, в интернет-СМИ. Обнаруженные в результате финансовой проверки ГДК недостатки на общую сумму в триста с небольшим тысяч рублей интерпретировали, как недостачу, хотя в итоговом акте проверки речь шла о том, что из средств внебюджетного фонда ГДК, то есть из тех денег, которые учреждение самостоятельно заработало, директор ГДК взяла эти триста тысяч рублей, не истратила по назначению, а потом их вернула в полном объеме в кассу учреждения. Нарушила финансовую дисциплину? Наверное.
 
Сначала за такое нарушение финансовой дисциплины Князеву уволили. Но на этом не остановились, возбудили уголовное дело по факту якобы растраты и, наконец, переквалифицировали в превышение должностных полномочий. При всем этом доказательств нанесения Дворцу культуры какого-либо материального ущерба с ее стороны, насколько я понимаю, так никто и не предоставил.
 
Еще один громкий скандал: уголовное дело в отношении директора ПАТП Олега Костюка. Оно было возбуждено опять-таки по статье «растрата», а инкриминируемая ему сумма этой растраты составляла меньше тридцати тысяч рублей. Причем речь шла не о деньгах, а об автобусном моторе стоимостью, по оценке следствия, в двадцать восемь тысяч рублей. Но и сам мотор Костюк не воровал, он его просто переставил с одного автобуса на другой. Однако несколько месяцев его продержали в камере изолятора временного содержания, с должности он вынужден был уволиться и теперь - под следствием.
 
И это все - за автобусный мотор! Казалось бы, принципиальность правоохранителей должна вызвать у нас неописуемый восторг, восхищение, переходящее в преклонение перед ними: так отчаянно, так бескомпромиссно бьются за каждую народную копейку!  
 
Но, на самом деле, ни о восторге, ни о восхищении говорить не приходится в виду того, что принципиальность стражей порядка действует как-то избирательно.
 
2018 год. Двенадцатого сентября в № 35 нашего еженедельника вышла публикация «Есть преступление? А где наказание?», в которой, опираясь на Акт проверки контрольно-счетной палаты Биробиджанского района, я рассказала о том, как начальник отдела по бюджетному учету и отчетности администрации Биробиджанского района в течение длительного времени перечисляла себе чуть ли не ежемесячно сверх зарплаты большие суммы  денег из фонда заработной платы администрации района. В общей сложности она таким образом перечислила себе один миллион триста сорок одну тысячу четыреста четырнадцать рублей.
 
Обращаю внимание читателей: не автобусный мотор за двадцать восемь тысяч, не триста тысяч из внебюджетного фонда, а более миллиона рублей из фонда заработной платы! Публикация «Есть преступление? А где наказание?» завершалась прямым обращением к прокурору Биробиджанского района, в котором я просила, во-первых, провести прокурорскую проверку по факту превышения должностных полномочий и нанесения с использованием служебного положения ущерба в крупном размере Биробиджанскому муниципальному району, во-вторых, провести проверку на предмет халатного отношения бывшего главы района Евгения Кочмара, не осуществлявшего длительное время контроль за расходованием бюджетных средств и предоставившего возможность начальнику отдела по бюджетному учету и отчетности использовать его электронную подпись для незаконных перечислений денег из фонда заработной платы администрации.
 
Ответа пришлось ждать больше месяца. За это время глава района Евгений Кочмар сам себя отправил в отставку, начальник отдела по бюджетному учету и отчетности уволилась по собственному желанию. Наконец, в понедельник двадцать девятого октября нам удалось все-таки получить долгожданный ответ прокуратуры аж на пятнадцати с половиной страницах!  
 
Чего в нем только нет! Первая половина ответа посвящена долгам Биробиджанского района, которых за время правления Евгения Кочмара накопилось столько, что вряд ли с ними можно рассчитаться в ближайшие лет пять!  Цитирую: «По состоянию на 01.09.2018 администрация муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» имеет совокупную задолженность по уплате налоговых платежей и страховых взносов во внебюджетные страховые фонды в сумме тридцать шесть миллионов сто девяносто тысяч рублей, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме двадцать пять миллионов пятьсот семьдесят семь тысяч рублей…»
 
Но это еще не все долги района. Цитирую следующую выдержку из ответа прокуратуры:
 
«Поскольку счета администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» арестованы, в администрации района ежемесячно образуется задолженность по выплате пенсии пенсионерам (бывшим муниципальным служащим), которые вышли на пенсию из администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район». В связи со сложившейся ситуацией в прокуратуру района с октября 2017 года поступают обращения пенсионеров о задолженности администрации района по выплате пенсии за выслугу лет. Всего за период с октября по декабрь 2017 года мировым судьям о взыскании с администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО в пользу обратившихся заявителей… направлено тридцать восемь исковых заявлений на сумму более трехсот пятнадцати тысяч рублей. За период с января по октябрь 2018 года… направлено двести двадцать восемь аналогичных заявлений на сумму более девятисот двадцати пяти тысяч рублей…».
 
Сложив две указанные суммы, я получила в результате один миллион двести сорок тысяч рублей, то есть примерно столько же, сколько начальница отдела бюджетного учета и отчетности перечислила себе в течение двух с половиной лет.
 
Напомню, что она это делала с завидной регулярностью: перечисляла себе сверх положенной зарплаты, например, сорок тысяч рублей, через месяц возвращала и тут же снова перечисляла себе уже пятьдесят или шестьдесят тысяч рублей.
 
Проще говоря, эти деньги вроде бы возвращались в бюджет, но больше одного - двух дней в нем не задерживались и снова отправлялись в карман начальницы отдела. А если бы она не «крутила» эти деньги в своих личных интересах, а с такой же регулярностью ежемесячно направляла бы сорок - шестьдесят тысяч рублей на выплаты пенсионерам, положенные им за выслугу лет, то сегодня у администрации района не было бы никакого долга перед ее бывшими сотрудниками, вышедшими на пенсию.  
 
Учитывая средний размер пенсии в нашей области, замечу, что любая доплата к ней не делает пенсионеров людьми зажиточными, но дает им возможность хоть немного улучшить свое материальное положение. Это же не секрет, что пенсионеры в нашей области считают каждую копейку. И те копейки, которые им положены за выслугу лет, они тоже считают, они покупают на них лекарства, они тратят их на самое необходимое, на еду, в конце концов!
 
Лишая их положенных доплат в течение длительного времени (почти два года),  администрация Биробиджанского района в лице упомянутой мной начальницы отдела и главы района Евгения Кочмара, чья электронная подпись красовалась на всех незаконных перечислениях этой предприимчивой начальницы, сознательно наносила большому числу пенсионеров как материальный, так и моральный ущерб. Многие до сих пор не получают этих доплат, ходят на прием в прокуратуру, тратят силы, время, нервы. По большому счету, их просто унижают, заставляя выпрашивать то, что им обязаны предоставить без всяких просьб и судебных исков. Это же элементарно! Во всяком случае, я так думала, пока не получила в прошедший понедельник ответ прокуратуры. Она - прокуратура - оказывается, считает иначе. Цитирую:
 
«В ходе настоящей проверки установлено, что в период с 26.06.2018 по 09.08.2018 контрольно-счетной палатой Биробиджанского района… проведена проверка эффективного использования денежных средств, выделенных из местного бюджета на выплату заработной платы работникам администрации Биробиджанского района ЕАО в 2017 году.
 
По результатам проверки выявлены нарушения Бюджетного кодекса, ведения бухгалтерского учета, финансовой дисциплины, неэффективное использование средств бюджета, некорректное указание статьи Бюджетного кодекса в распорядительном документе.
 
Также в ходе проверки выявлены нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в наличии дебиторской задолженности по расчетам оплаты труда, то есть долгов за работниками по переплатам. В связи с ежемесячными удержаниями переплаты из начисленной заработной платы долги у муниципальных служащих перед администрацией района по состоянию на 15.10.2018 отсутствуют.
 
Так начальнику отдела по бюджетному учету и отчетности администрации Биробиджанского района в 2016, 2017 и 2018 годах выплачено в размере 1 341 414, 21 руб.…
 
Перечисление денежных средств производилось начальником отдела бюджетного учета и отчетности администрации муниципального района платежными поручениями на счета, открытые работникам через Управление Федерального казначейства по ЕАО безналичным путем.
 
Платежные поручения составлялись начальником отдела по бюджетному учету и отчетности администрации муниципального района и подписывались электронной подписью главы и начальником отдела по бюджетному учету и отчетности администрации муниципального района.
 
Установлено, что электронная подпись главы находилась у начальника отдела по бюджетному учету и отчетности…
 
По факту выявленного нарушения начальник отдела по бюджетному учету и отчетности привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора (распоряжение главы администрации от 28.08.2018…)».
 
Прежде, чем я озвучу главный вывод прокуратуры относительно «мухлежа» с бюджетными деньгами, хотелось бы пару слов сказать по поводу процитированной части ответа.
 
Мне, как автору обращения к прокурору Биробиджанского района, хотелось бы услышать от прокурора конкретные ответы на поставленные мной конкретные вопросы.
 
Я ничуть не сомневалась в том, что к началу прокурорской проверки начальница отдела по бюджетному учету и отчетности постарается погасить все свои долги.  Я даже допускаю, что проверку прокуратура района начала не сразу после выхода публикации, а только через пять дней - семнадцатого сентября, надеясь на то, что предприимчивая чиновница за эти пять дней успеет вернуть в бюджет все, что взяла из него.
 
Более того, в своей публикации, вышедшей двенадцатого сентября, я рассказала о том, что эта чиновница начала активно возвращать деньги в бюджет сразу же, как только стало известно о грядущей проверке контрольно-счетной палаты. Но в своем обращении я не спрашивала о том, когда она вернет деньги и вернет ли.
 
Я просила провести прокурорскую проверку по факту превышения должностных полномочий, поскольку считала и считаю, что возвращение денег не отменяет того факта, что они были незаконно получены.  Возможно, я ошиблась, и речь должна идти не о превышении, а о злоупотреблении должностными полномочиями с нанесением ущерба в крупном размере.  
 
Далее: я просила провести проверку на предмет халатного отношения Евгения Кочмара, чья электронная подпись, словно взбесившись, каждый месяц рисовалась на платежных поручениях для незаконных перечислений. Рисовалась почти три года! То есть бюджетные деньги использовались в личных интересах длительное время с завидной регулярностью и совершенно бесконтрольно! Но оценка данного факта в ответе прокуратуры отсутствует.
 
Отсутствует и оценка того, что электронная подпись главы района постоянно находилась у начальницы отдела и полностью отсутствовал контроль за ее использованием со стороны этого главы. А ему за это тоже выговор вынесли?  
 
Ах, да! Прокуратура внесла представление об устранении нарушения, и он так расстроился, что сам себя в отставку отправил, самокритичный наш Евгений Петрович! А ведь мог и остаться, поскольку ничего ему за такое «грамотное руководство» на самом деле, как выяснилось, не грозило.
 
Цитирую вывод прокуратуры Биробиджанского района: «Действиями муниципальных служащих не причинен ущерб бюджету муниципального района, однако допущено нарушение финансовой дисциплины…»!
 
Вот сейчас, наверное, самое время обратиться ко всем муниципальным служащим с предложением не стесняться запускать руку в муниципальный бюджет, не бояться грубо нарушать Бюджетный кодекс, не брать кредиты в банках, чтобы не платить проценты, а превратить бюджетные деньги в беспроцентные займы и возвращать их, только если на горизонте замаячит проверка контрольно-счетной палаты?
 
Правда, регулярно читающие местные средства массовой информации граждане Еврейской автономной области тут же зададут мне вопрос: а почему же тогда в отношении бывшего директора ПАТП Олега Костюка завели уголовное дело? И в отношении бывшего директора ГДК Елены Князевой - тоже?  
 
Действительно: почему? Что ответить? Может, правоохранителям показалась сумма в один миллион триста сорок одну тысячу рублей, изъятая чиновницей из бюджета, незначительной, я бы сказала, просто смешной по сравнению с автобусным мотором стоимостью в двадцать восемь тысяч?
 
Их так сильно впечатлили триста тысяч внебюджетных рублей, которые Елена Князева вернула в кассу ГДК, и совсем не впечатлил миллион, потому что миллионами воруют те, кто имеет к ним доступ, а доступ к ним имеют, в основном, «избранные»?  
 
«Действиями муниципальных служащих не причинен ущерб бюджету муниципального района…»… А мотором, значит, причинен? И возвращенными внебюджетными тремя сотнями тысяч - тоже?
 
Я бы, может, и хотела сомневаться в том, что на территории ЕАО, в том числе и прокуратурой, создан особый кодекс для «избранных», но люди в синих мундирах сами своими ответами на наши обращения систематически это подтверждают.
 
Причем умудряются в одном своем ответе подробно изложить, какой ущерб эти «избранные» нанесли пенсионерам, не перечисляя им доплаты за выслугу лет, называют сумму, а потом, озвучивая почти такую же сумму незаконно перечисленных  чиновницей денег на свою карточку, заявляют, что «действиями муниципальных служащих не причинен ущерб бюджету муниципального района…».
 
Они сами в одном своем ответе пишут:  
 
«По состоянию на 01.09.2018 администрация муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» имеет совокупную задолженность по уплате налоговых платежей и страховых взносов во внебюджетные страховые фонды в сумме 36 млн. 190 тыс. руб., в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 25 млн. 577 тыс. руб. Исходя из анализа задолженности следует, что данная задолженность сформировалась по причине неуплаты налоговых платежей за 2017 - 2018 годы и страховых взносов за 2015 - 2018 годы».
 
Тридцать шесть с лишним миллионов рублей, которые не перечислялись в течение тех самых двух - трех лет, когда бюджетные деньги незаконно отправлялись на карточку начальницы отдела! Налоги платить она забывала, в Пенсионный Фонд и ФОМС перечислять забывала, а себе регулярно переводить деньги не забывала, но при этом ее действиями ущерб району не причинен? И действиями главы района Евгения Кочмара тоже не причинен?
 
Я вот думаю, может, прокуратура, готовя нам такой ответ, имела в виду муниципальный район, как территориальную единицу, и совсем забыла, что на этой «единице» проживают тысячи людей? А они точно не поверят, что им ущерб не причинен! Они этот ущерб видят, ощущают его последствия на себе.
 
«Избранные» … Они творят, что хотят, превращают муниципальную казну в свой собственный кошелек, доводя, по сути, до банкротства целые районы, потому что уверены: их обязательно «отмажут», причем откровенно, даже не пытаясь это хоть как-то завуалировать. Им просто пальчиком погрозят: мол, вот вам предписание. И они опять будут счастливы: пронесло, отмазали!
 
Можно продолжать в том же духе. Ну, где там следующий бюджетный миллион, или два, или десять? Чем больше «куш», тем меньше срок, не так ли?
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №42