Светлана Даниловна Перлова. Фото газеты «Советский Сахалин»
Светлана Даниловна Перлова. Фото газеты «Советский Сахалин»
Еще свежи в памяти слова губернатора О. Кожемяко, прозвучавшие 5 октября на церемонии чествования педагогов в день их профессионального праздника: область гордится, что в более чем 10-тысячном учительском сообществе трудятся 170 заслуженных учителей Российской Федерации.
 
К сведению главы региона: в минувшую пятницу на одного заслуженного труженика в регионе стало меньше. Шесть (!?) представителей департамента образования и мэрии Южно-Сахалинска принесли приказ на увольнение по ст. 278 п. 2  директору средней школы № 3 им. Героя России С. Ромашина Светлане Даниловне Перловой. Как известно, по этой статье руководителей увольняют без объяснения причин.
 
Не подумайте плохого: директор ни в чем не провинилась. Она успешно и бессменно руководила самой большой школой в области, где получают знания 1400 детей. Надо сказать, это уникальный педагог-руководитель не только по дальневосточным, но и по всероссийским меркам. Выпускница физмата  столичного государственного педагогического института по распределению  местом своей работы выбрала далекий Сахалин и ни разу об этом не пожалела. Семнадцать лет преподавала  физику. Ее опыт обобщал институт усовершенствования учителей,  рассказывал о нем и  всесоюзный журнал «Физика в школе».
 
В 1977-м  Перлову уговорили перейти на работу в еще не достроенную, но самую большую школу областного центра в качестве заместителя директора, а уже  через год утвердили  директором.  К сожалению, доработать до  красивого юбилея – 40-летия руководства школой –  ей не придется: учредители в лице администрации города и профильный департамент такой возможности ей не дали из-за банальной ссылки на возраст.
 
Но в зрелые годы человек человеку рознь. Светлана Даниловна даст фору многим, кто моложе – и по интеллекту,  и по  кругозору, и даже по физической форме. За годы работы в школе она ни разу не была  на больничном. А все потому, что школа, по ее словам,  стала для нее счастьем и радостью, подарившей молодость души. За здоровье не по годам энергичной и деятельной С. Перловой можно опасаться только сейчас, когда ее лишили любимого дела.
 
В городском департаменте образования с легкой руки учредителя в последнее время наметилась тенденция расторгать договоры с директорами дошкольных и общеобразовательных учреждений по статье 278 п. 2. Дальнейшая судьба уволенных никого не интересует. Между тем в педагогическом сообществе вам назовут фамилии не одного руководителя, чья судьба вскоре после увольнения сложилась трагически. Но чиновники продолжают довольно жестко идти к намеченной цели. И даже схему отработали: сначала настойчиво предлагают некоторым руководителям уволиться по собственному желанию. В случае отказа им, нередко по формальному поводу, объявляют выговоры с лишением премий, устраивают внеплановые проверки, странную силу вдруг обретают анонимки… Ну а после последнего предупреждения делегация чиновников идет к непослушному подчиненному, чтобы под роспись ознакомить с приказом об увольнении по известной статье. После чего руководитель обязан сдать ключи от сейфа, печати, документы и покинуть кабинет. Что и говорить, это более чем унизительная процедура, особенно для людей с безупречной репутацией. А Перлова из их числа и со стажем работы более полувека.
 
Конечно, есть и другая точка зрения: не стоило директору доводить ситуацию до крайности. Уходить надо вовремя, с меньшими моральными потерями и желательно по первому звонку сверху. Но единственный и бессменный директор третьей школы считала, что, прежде чем спокойно уйти на заслуженный отдых, она обязана передать дела в надежные руки профессионала. Ведь управлять, по сути, двумя школами (по численности учеников) и немалым педагогическим коллективом – задача не из легких, и ее опыт был бы преемнику в помощь.
 
К тому же Перлова не хотела для родной школы ситуации, аналогичной той, что сложилась в школе № 8 после увольнения А. Дорониной по статье 278 п. 2. Тогда по представлению департамента образования дела приняла… специалист соцзащиты, в прошлом педагог. Но вскоре уволилась, школа почти полгода работала без директора. Затем на это место приняли сотрудницу управления федеральной службы исполнения наказаний – дипломированного педагога, – которая 25 лет не работала в образовании. Эти примеры показывают, что городской департамент образования недостаточно работает с кадровым резервом будущих директоров общеобразовательных учреждений.
 
– Школа для меня – образ жизни, – признается С. Перлова. – Горжусь, что у меня никогда не было меркантильных интересов. У меня нет квартиры с евроремонтом, дачи, автомобиля, но у меня есть любимая работа, воспитанные дети и внуки. Я никогда в жизни не конфликтовала ни с одним учеником или учителем. По моим профессиональным меркам это недопустимо. Горжусь, что коллектив школы более тридцати лет связывают шефские связи и дружба с летчиками-пограничниками, что учиться у нас столько желающих.
 
В День города С. Перлову наградили знаком «За заслуги перед г. Южно-Сахалинском» I степени. Блестящую характеристику-представление на директора школы написала начальник департамента образования Анастасия Киктева. Вот фрагменты из этого документа.
 
«С. Перлова – грамотный, опытный, всесторонне эрудированный руководитель, который, исходя из потенциальных возможностей коллектива и современных требований к образованию, эффективно определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения. Школа № 3 им. Героя России С. Ромашина, которой руководит Светлана Даниловна, одно из лучших общеобразовательных учреждений города, имеет высокие результаты в учебно-воспитательном процессе, высокий рейтинг среди учащихся, родителей и общественности Южно-Сахалинска…
 
Перлову по праву считают руководителем-новатором, так как на протяжении многих лет Светлана Даниловна внедряет современные технологии и обеспечивает оптимальные условия для всестороннего развития личности и совершенствования образовательного процесса. Ученики школы показывают стабильно хорошие результаты знаний. Ежегодно среди выпускников есть медалисты. По результатам ЕГЭ есть ученики, показавшие 100-балльный результат. Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призерами всероссийской олимпиады, конкурсов, соревнований.
 
На протяжении 15 лет образовательный процесс осуществляется здесь по 5-дневной учебной неделе. В 2011 году школа выиграла 1 млн. рублей в конкурсе инновационных проектов… Педагогический коллектив владеет высокими компетенциями в области современных технологий. Школа № 3 одна из первых в городе была на 100 проц. оснащена интерактивными комплексами. Высшую квалификационную категорию имеет 21 проц. и первую категорию 30 проц. учителей.
 
Светлана Даниловна дала профессиональную путевку в жизнь большому количеству учеников, а также учителям, которые начинали деятельность под ее чутким руководством. Это директора нескольких школ Южно-Сахалинска, высокопрофессиональные заместители директоров школ Южно-Сахалинска и Москвы, начальники отделов и специалисты департамента образования Южно-Сахалинска, министерства образования и других ведомств области, занимающие руководящие должности.
 
Личностная культура, деловой этикет, объективность, принципиальность, способность реализовать свой творческий потенциал снискали заслуженный авторитет Перловой среди педагогических работников, родителей и учащихся и общественности Сахалинской области».
 
С такой характеристикой хоть на работу в министерство образования и науки России! А тут через два дня после профессионального праздника – «с вещами на выход». Неужели заслуженный учитель России заслужил такое к себе отношение?
 
Ведь не возраст определяет цену человека. Сколько угодно примеров, когда и в более зрелом возрасте люди сохраняют высокую трудоспособность и продолжают преданно служить профессии и своей стране. Нобелевского лауреата 89-летнего Жореса Алферова недавно избрали в Государственную Думу сроком на пять лет. Никто в театре не указывает на дверь актеру Владимиру Зельдину на 102-м году его жизни. На радость людям продолжает свое служение педагогике Шалва Амонашвили, и таких примеров тысячи.
 
С. Перлова несравненно моложе этих людей-легенд. И ее профессионализм и творческий потенциал могли бы еще не один год послужить делу образования. Тем более что новый министр образования и науки РФ О. Васильева недавно заявила: возродить отечественное образование можно вернувшись к лучшему опыту советской школы, который ценился во всем мире. Министр добавила: хорошо, что еще остались профессионалы, опыт которых можно использовать в этой работе.
 
Но в отношении С. Перловой учредители поступили иначе, даже вопреки заступничеству общественности. Директору дали десять минут, чтобы определиться, по какой статье уйти – по 278 п. 2 или по «собственному желанию на заслуженный отдых». Перловой пришлось написать заявление на увольнение по второму варианту.
 
Л. СТЕПАНЕЦ, газета «Советский Сахалин», http://sovsakh.ru