И таким бывает Владивосток
И таким бывает Владивосток
В минувший четверг мэр Владивостока Игорь Пушкарев отчитался перед депутатами городской думы о своей работе в 2014 году. Рассказал о том, что в городе наконец ликвидирована очередь в детсады (детей от трех лет и старше), внедряется система раздельного сбора мусора, растет население: «Численность постоянного населения Владивостока увеличилась за 2014 год на 1,4 тысячи человек и составила 631,4 тысячи жителей… Естественный прирост составил 205 человек, миграционный прирост - 1152 человека».
 
Наверное, это правда, хотя 1152 плюс 205 - еще не 1400, но, так или иначе, увеличение числа владивостокцев - отнюдь не личная заслуга мэра, как продолжающееся сокращение общего числа приморцев - не исключительно личная недоработка губернатора.
 
Уместнее говорить о том, что население глубинки стягивается в города, оставляя села, потому что в городах (прежде всего Владивостоке) есть хоть какая-то работа. Или вовсе бежит на запад.
 
Именно поэтому население краевого центра остается стабильным и даже чуть-чуть растет - на фоне продолжающейся депопуляции Приморья, да и Дальнего Востока в целом. Все это не радостно, а печально, и именно поэтому Пушкарев об этом не говорит, предпочитая приводить выгодные для себя цифры вне контекста.
 
Вообще, отчет - жанр особый, тут следует уметь читать между строк. Вот, например, мэр с гордостью сказал о том, что при содействии специалистов администрации Владивостока в районе Почтового переулка была установлена скульптурная композиция, посвященная Элеоноре Прей.
 
Это так, более того, те же городские власти говорят о создании музея Элеоноры Прей в одном из помещений в Почтовом переулке. Но рядом с этим самым домом Прей по-прежнему торчит и растет скандальная монструозная новостройка, несмотря ни на что, - и вот об этом мэр предпочитает молчать; причем проект многоэтажного здания был одобрен архитектурным бюро, близким к Александру Мельнику, до недавнего времени главному городскому архитектору.
 
Именно Мельника и первого вице-мэра Литвинова (ну и их прямого начальника, само собой) защитники дома Прей считают виновниками происходящего.
 
Одной рукой помогая увековечить память о «первой блогерше Владивостока», городская власть другой рукой если не способствует, то по крайней мере не мешает одиозной стройке. Хотя, напомним, приморский арбитражный суд уже около года рассматривает исковое заявление инспекции регионального строительного надзора к застройщикам - ООО «ТехноПарк» и ООО «Мария-Сервис».
 
Заявитель требует признать семиэтажную постройку самовольной и снести ее (очередное заседание назначено на 4 июня). Эту позицию поддерживают и краевые власти. Так, вице-губернатор Олег Ежов заявил:
 
«Стройка должна быть ликвидирована! Случай просто вопиющий - несмотря на то, что еще идут судебные тяжбы, стройка продолжается. При необходимости мы дойдем до Верховного Суда - семиэтажная махина не должна там находиться». Губернатор Миклушевский сказал: «Застройщики ведут себя исключительно по-хамски». А вот мэр предпочитает говорить лишь о памятнике Элеоноре - и в данном случае это молчание красноречивее любых слов.
 
Депутат Данчин спросил, когда мэрия наведет порядок в парке Минного городка. Пушкарев пояснил, что парк еще не полностью перешел под городское крыло: землю и дорожки муниципалитету вернули, а вот по зданиям судебные разбирательства еще продолжаются. «Хорошо, что мы его не потеряли совсем, что там не были вырублены деревья и построены многоквартирные дома», - добавил глава города.
 
Депутат Шукевич поинтересовался, когда приступят к работе муниципальные управляющие компании, обещанные Пушкаревым еще в предвыборную кампанию. Тот ответил, что одна муниципальная «управляйка» уже создана и начала работу, хотя взять много домов пока не в состоянии. Задача, добавил мэр, - не подменить все остальные УК, а простимулировать их, дав пример хорошей работы и взяв на обслуживание те дома, от которых частные коммунальщики с удовольствием бы отказались. «Муниципальная управляющая компания не пойдет туда, где хорошо. Она пойдет туда, где плохо. Мы двигаемся и будем двигаться в этом направлении», - объяснил мэр.
 
Депутат-коммунист Ямковой спросил, появится ли во Владивостоке памятник Сталину.
 
«Есть те, кто говорит: мы с именем Сталина шли и побеждали, но есть и те, кто говорит: это ужас, это страшно, - максимально дипломатично ответил Пушкарев. - Я не берусь быть судьей, считаю, общественные организации, партии, ветеранские организации, депутаты должны высказать свою позицию. Если большинство будет «за», мы установим памятник». То же самое - с вопросом восстановления памятника адмиралу Завойко, на постаменте которого в Театральном сквере вот уже 70 лет стоит Сергей Лазо. Ряд активистов обращались к мэру с предложением вернуть Завойко его постамент, подыскав Лазо другое достойное место, но решать, по словам мэра, должны горожане: «Мы выполним волю большинства жителей Владивостока».
 
Депутат Галицких выразил неудовольствие тем, что отчет мэра не рассылался депутатам заранее и не вывешивался на сайте мэрии:
 
«Как мы можем его принять к сведению? Подача столь важной информации на слух неприемлема, нам надо поработать, посмотреть…» Мэр сказал, что таковы нормы: отчет губернатора заранее никому не высылается, послания президента тоже не публикуются загодя. Напомним, впрочем, что эти документы вывешивают на официальных сайтах соответствующих структур сразу же после оглашения. А вот отчет Игоря Сергеевича найти на сайте мэрии так и не удалось. Пришлось всем довольствоваться «разговорным жанром», в котором, надо отметить, глава города за семь лет работы в этой должности изрядно поднаторел.
 
Пожалуй, наиболее интересное из сказанного мэром - «дорожные» новости. В отчете он сказал о том, что продолжается строительство дороги-дублера Тухачевского - Вострецова - Днепровская, начата прокладка и другой объездной дороги - от района завода «Варяг» до «Зари» (улица Лесная), чтобы разгрузить Русскую. А вот на острове Русском дороги пока так и не будут строиться, поскольку они не переданы на баланс города. Средства не освоены, муниципальный контракт расторгнут. Выходит, так и будут островитяне бить свои машины по колдобинам, а хваленые муниципальные «фольксвагены» - с пугающей регулярностью вылетать в кюветы.
 
Отвечая на вопрос депутата Юртаева, Пушкарев вернулся к дорогам. Он пообещал уже в этом году построить дорогу с проспекта «Красного Знамени» в район школы милиции (возле площади Баляева) - дублер вечно загруженной дороги с 3-й Рабочей на «Баляйку»:
 
«Она уже на завершающей стадии, осталось поставить леерные ограждения, разметку нанести». Кроме того, Пушкарев добавил, что с упомянутой ранее дорогой от Тухачевского до Днепровской не все гладко: оказывается, подрядчик отказался работать, потому что мэрия из-за кризиса выставляет жесткие требования: «Сделай дорогу сейчас, а средства получишь потом - в следующем году или через год. Не все эти условия выдерживают. Бездумно выигрывают конкурс, машут флажками… Но мы имеем планы откорректировать бюджет и достроить дорогу. Будем к вам выходить с предложениями о корректировке». В общем, опять виноваты подрядчики, но не мэрия.
 
Далее, мэр пообещал в этом году достроить и дорогу Снеговая - Горностай, которую, как мы не раз напоминали, он обещал сдать еще к июлю 2010 года.
 
Что до текущего содержания дорог, то «окончание зимы, когда все начало таять, сильно нам испортило дороги» (действительно, какая неожиданность). Однако МУП «Дороги Владивостока» работает, ремонт идет (это правда). Главная проблема - недостаток средств. Зато, заявил Пушкарев, во Владивостоке дороги строят дешевле, чем где-либо в Приморье, а может, и на всем Дальнем Востоке (в это легко поверить, если учесть вечную мерзлоту Магадана или Чукотки, а вот, например, с Хабаровском было бы интересно сравнить).
 
Все бы хорошо, если бы не две ложки дегтя. Авторитетнейший архитектор Валентин Аникеев, прослушав отчет, встал и заявил:
 
«В своей работе администрация Владивостока игнорирует решения генплана и его транспортной схемы… Вот Игорь Сергеевич похвастал, что уже строит дорогу от «Зари» до кольца Багратиона. Это совершенно ненужная дорога - 66 млн будут просто выброшены из городского бюджета. Комплексной транспортной политики как таковой в городе нет. Уровень профессионализма людей, занимающихся этими вопросами в администрации Владивостока, крайне низок, уровень работы управления архитектуры тоже далеко не лучший. Прошу думу отдельно рассмотреть вопросы реализации генплана Владивостока, утвержденного думой, и транспортной схемы».
 
Это, так сказать, стратегический разрез. Что же касается текущего ремонта, то тут вторую ложку дегтя подлили активисты Общероссийского народного фронта, на днях вместе с движением «Убитые дороги России» составившие интерактивную карту качества дорог страны. На первом месте оказался Саратов, на втором - Бологое, на третьем - Чита, а замыкают эту антипятерку Пятигорск и - правильно! - Владивосток.
 
Егор Кузьмичев,
«Новая газета во Владивостоке», №290, 04.06.15
http://novayagazeta-vlad.ru/290/politika/iskusstvo-razgovornogo-zhanra.html