Павел Баканов
Павел Баканов
Попробуйте представить себе, что известный писатель Федор Достоевский родился не в XIX веке, а на исходе XX. Или же другую картину - вы работаете и у вас довольно скучная профессия, вынуждающая просиживать целыми днями у компьютера. В первом случае Федор Михайлович вполне вероятно посвятил бы свою жизнь не только перу и бумаге, но и электрогитаре и сочинению песен. А во втором, он бы взял отпуск за свой счет и отправился с гитарой, на велосипеде куда-нибудь на гастроли.
 
Я не преследовал целью привести громкие параллельные сравнения. Сегодня мы беседуем с обычным, но и весьма необычным парнем - Павлом Бакановым из Хабаровска. Песенное творчество, практически за 20 лет отданных ему, превратилось для музыканта в смысл жизни, при этом он старается меньше задаваться вопросом к чему оно может привести. Ответ может быть и неутешительным, но это не значит лишенным всяческого смысла.
 
В 60-70 гг. будущие мировые «рок-звезды» начинали играть просто для того, чтобы, к примеру, заработать миллион долларов, но продолжали заниматься все тем же, даже тогда, когда этот миллион был уже давно заработан, и даже не притрагиваясь к нему.
 
Целясь топором в Достоевского…
 
- Павел, действительно, для чего ты столько времени отдаешь рифмованию смыслов и слов, и обретению ими ритмов и мелодий?
 
- По профессии я программист, вряд ли спустя годы, кто-то вспомнит, что был такой программист… Творчество - это форма общения, я делюсь своими мыслями, переживаниями. Хочется верить, что они будут близки и другим людям.
 
- А что тебя волнует?
 
- Последнее время я перестал волноваться внешними событиями, такими как скажем политическая, социальная ситуация в стране. Я затрагиваю эти темы в песнях, но понимаю, что фактически повлиять мы можем только на самих себя. Поэтому меня волнуют внутренние процессы. Хотя и бесконечно писать про самого себя тоже становится скучным, поэтому мне хочется понять, описать чувства других людей, своих ближних.
 
- Когда и как ты начинал свой путь?
 
- Научиться играть на гитаре я захотел в 15 лет именно для того, чтобы сочинять песни. Это произошло под влиянием групп из плеяды Свердловского рока - НАУ, Агата Кристи и других. Позже я сменил обычную гитару на 12-струнную, и понизил общий музыкальный строй до «дроп-си». В «двенадцатиструнке» много тонких струн, поэтому преобладают высокие звуки, в связи с этим звучание становится более интересным, если понизить общий строй. Подобным образом делает, например, Александр Градский. В целом все это дает более объемное звучание, делающее инструмент до некоторой степени самодостаточным.
 
- Скажи, почему в твоих песнях, часто звучат пессимистические темы - Одиночества, Смерти…(Вот некоторые названия песен - «Мы выбираем свою смерть», «Всемирный потоп», «Мне больно», «Деревья поют», «Целясь топором»)
 
- Я считаю, что это главные темы… «Больные». Но если мы говорим о них, то делаем шаги к самим себе, в сторону их разрешения. Зачем люди ходят на концерты и слушают подобную музыку? Что заставляет слушать песню с названием «Карцер»… Значит, эти проблемы им близки, и люди хотят в них разобраться. Всемирно известные классики, я вам скажу, практически только об этом и писали. В «Бесах» Достоевского я насчитал 11 трупов, все герои или погибли или их посадили в тюрьму. Но суть произведения не в этом, главное в том, какие уроки мы извлекли, как изменились… Человека попадающего в трудную ситуацию жизни, неизбежно начинают волновать проблемы духовности.
 
- Павел, ты не первый раз приезжаешь с концертами в Комсомольск, кроме того, посещаешь и другие города…
 
- Активно выступать я начал года три назад. Обычно стараюсь ездить в те города, что находятся не более чем в одной ночи езды от Хабаровска - Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Артем. В этот раз параллельно с Комсомольском я посетил Амурск, а также планирую быть в Свободном, Тынде, Уссурийске, Находке. К сожалению, часто мои концерты напоминают авантюру, так как я не могу повлиять на число зрителей. Бывали и полные провалы, было, так что приходил всего один человек. Вынужден с этим смиряться, моя задача - писать песни.
 
- Наверное, бывают и удачные концерты?
 
- Я играю концертную программу с полной отдачей, не зависимо от количества слушателей. Больше всего пришло людей на мой концерт в Благовещенске, порядка 40 человек.
 
- Какие ты слышишь отзывы о своем творчестве?
 
- Наиболее отрицательное мнение дословно звучало так: «если я попаду в ад, то меня там будут пытать такой музыкой». Есть и такие люди, которым нравится все от первой до последней песни. Считаю, что даже отрицательный отзыв, лучше, чем равнодушие.
 
- Павел, ты записал альбом «Карцер» не в одиночку, а в рамках начинающегося развиваться проекта «Торосы» с участием трех вокалисток.
 
- Да, мне хочется привлекать к записям самых разных музыкантов, например этнической музыки. Одной из участниц стала комсомольчанка Таисия Тришина, участница группы «Этнозвук». Так же бэк-вокалом мне помогли хабаровчанки Мария Ивлева и Александра Антонова. Надеюсь, что в дальнейшем со мной сыграют и другие дальневосточные музыканты.
 
- Для облегчения восприятия своих песен ты начал использовать видео-сопровождение...
 
- Да, это помогает восприятию, создает дополнительные образы. Использую художественные изображения, отрывки из кинофильмов, съемки природы, космические пейзажи… В будущем хотел бы создавать клипы, но здесь нужна помощь художника-аниматора.
 
- Что помогает тебе в жизни и творчестве?
 
- Вера в то, что человек в любой жизненной ситуации может быть счастливым.
 
- Даже, если он инвалид, без рук и без ног?
 
- Конечно, ведь такие примеры есть.
 
- А как ты думаешь, человек, преступивший моральные законы, вор или предатель, может быть счастливым?
 
- По большому счету, нет. Как только он обретет веру в нечто большее, ему станут противны его поступки. По большому счету, вера в нечто большее, чем является человек, это вера в бога.
 
- А как ты понимаешь бога?
 
- Я пока что не пришел к однозначному пониманию, для меня это тоже вопрос. Стараюсь отвечать на него в песнях, хотя и затрагиваю эту тему очень осторожно, не используя прямых слов. Мировые религии дают ответы на многие вопросы, но, чтобы придти к пониманию даже прописной истины может понадобиться и целая жизнь. Мое творчество - это шаги навстречу пониманию.
 
Кода (финал)
 
Джон Леннон в своей песни «Бог» спел: «Я не верю в Иисуса, не верю в Битлз, я верю в себя и в Йоко». Он тоже отвечал на вопросы, которые люди начали задавать себе с момента своего появления на Земле. Поэты, барды, менестрели во все времена были на «острие атаки», самыми любопытными из обывателей.
 
Песни Павла Баканова притягивают к себе неравнодушных людей, склонных к анализу. Он не похож на бардовскую плеяду поэтов-песенников, не очень похож на рокеров. Не похож ни на кого. Это бывает не так часто. И это заслуга не только его таланта, но и трудолюбия.
 
С трудолюбием приходит и оттачивается - качество. Слов, нот и всего остального. Современные возможности искусства ограничены только безграничной фантазией. Надо сказать, что Баканову в заданной гитарной тональности последнее время стало несколько тесно и в его мечтах-планах освоить удивительный стик Чепмена. Это струнный инструмент, со звукоснимателями, состоящий из одного широкого грифа, дающий возможность извлекать разные звуки сразу двумя руками. Своеобразное электрогитарное пианино.
 
Антон Ермаков,
Комсомольск-на-Амуре
 
Плейлист