Н. Дудов
Н. Дудов

В конце весны магаданцы испытали настоящее потрясение, граничащее с шоком. К берегам Колымы подошла нерестовая селедка, треска, камбала, идет краб, а закинуть в морерыболовную снасть нельзя - запрещено. Жители прибрежных поселков, можно сказать, остались без средств к существованию, ведь рыбная ловля для многих из них являлась основным источником пропитания. Местные жители, которым только и осталось что браконьерствовать, сегодня не жалеют крепких слов в адрес всех властей подряд, хотя есть и конкретные виновники нынешнего «мертвого сезона» на рыбалке.

 

Прокурорской проверкой установлено

 

Согласно приказу № 151 Минсельхоза РФ «Об утверждении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», с 21 мая отменяется режим платного спортивного любительского лова рыбы и крабов в водоемах Магаданской области, утвержденный 11 января прошлого года руководителем ФГУ «Охотскрыбвод» Виталием Самойленко. Введение запрета практически совпало с выходом другого документа – представления заместителя генпрокурора по ДВФО Юрия Гулягина на имя губернатора Магаданской области Николая Дудова об устранении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. Как сказано в представлении, «нарушения были допущены органами государственной власти и федеральными госучреждениями». В последнем случае речь шла о ФГУ «Охотскрыбвод», которое «ненадлежащим образом исполняло возложенные на него функции и задачи, ввиду отсутствия должного контроля со стороны Росрыболовства». Кстати, вместе с Дудовым прокурорского уведомления об устранении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов удостоились также глава Росрыболовства Станислав Ильясов и руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт. Но если с Дудовым, по крайней мере, все ясно – он в очередной раз подтвердил свой имиджслабого губернатора, который не в состоянии держать в руках все нити управления территорией и заставить работать госучреждения, как надо, то на деятельности федеральной структуры «Охотскрыбвод» следовало бы остановиться подробнее. Еще в начале прошлого года депутат Магаданской областной думы Георгий Шамирян

Г. Шамирян
Г. Шамирян

направил в Магаданскую областную прокуроруписьмо, в котором просил провести проверку по многочисленным фактам незаконной деятельности ФГУ «Охотскрыбвод». Эта деятельность, по мнению депутата, «выражалась в превышении и злоупотреблении полномочиями, отсутствии предусмотренных законодательством РФ налоговых и арендных выплат в бюджеты различных уровней, незаконном взимании денежных средств с граждан». С них, например, незаконно взимали плату за пользование лицензионными участками для любительского лова и даже за... переезд лососевых водоемов. Также представители Охотскрыбвода продавали частным лицам лимитные карточки на вылов рыбы, тем самым организация незаконно получала финансовую выгоду. Однако более серьезные нарушения связаны с неуплатой налогов и сборов в бюджет за пользование водными ресурсами, что во многом было связано с предоставлением рыбопромысловых участков без оформления в соответствии с Земельным кодексом. По этой причине один только Ольский район в 2005 году недополучил в бюджет налоговых поступлений в размере 1млн рублей, в 2006-м – 1,6 млн рублей. Все эти нарушения и злоупотребления в работе ФГУ «Охотскрыбвод» были установлены в результате проверки, проведенной управлением Генпрокуратуры РФ по ДВФО.

 

Речной царек

 

Бывшего милиционера (когда-то заведовал отделом кадров в областном УВД) Виталия Самойленко можно назвать даже не руководителем вверенного ему (пока еще) Охотскрыбвода, а самым настоящим царьком на огромных просторах Колымы, где проистекают нерестовые реки и ручьи и стоят рыборазводные заводы в количестве пяти штук. Хозяйство, хотя и не малое, но хлопотное и безденежное, в том смысле, что требуемой государству отдачи не приносит. Впрочем, о какой отдаче можно говорить, если производственные планы не выполняются, задействована лишь пятая часть рыборазводных мощностей. Зато вовсю процветает браконьерство при «крышевании» некоторыми сотрудниками Охотскрыбвода. Причем браконьерство это как бы узаконенное. Каким же образом? Знающие люди утверждают, что буквально все самые лучшие участки на нерестовых реках, где разрешен лицензионный любительский лов того же лосося, заняты «своими» людьми, то есть своими для рыбоохранной госструктуры. Официально они покупают лицензию, допустим, на вылов пятирыбин, а вывозят потом – сто пять штук.

Всем другим вход на эти «особо охраняемые участки», естественно, запрещен. И получается, что жители поселков Балаганное или Талон, которые и живут только за счет рыбы, ее-то как раз и не видят. Говорят, Самойленко не раз выдавал разрешения «нужным людям» в период хода красной рыбы на проезд к заповедной реке Тауй, надо полагать, для проведения там «заготовок»... Надо ли удивляться, что потом в аэропорту Домодедово арестовывают самолеты, под завязку забитые лососевой икрой с «магаданской пропиской»? Говорят, что по одним и тем же документам икра на «законном основании» отправлялась в Москву по нескольку раз… Одно время предприниматели предлагали Охотскрыбводу внести свой вклад в воспроизводство лососей. То есть предполагалось, что бизнесмены будут вносить деньги для обеспечения рыборазводного процесса, а взамен им будут выданы лицензии на отлов определенного количества красной рыбы. Получилось, однако, так, что денежные средства ФГУ «Охотскрыбвод» принимал, но только в качестве... пожертвований, то есть ни в одной бумаге не было отмечено, что деньги от частных предпринимателей имели целевое направление – на обеспечение рыборазводного процесса и воспроизводства водных биоресурсов. Иначе говоря, оплатил появление малька на свет божий – получи взамен бумагу в виде фиги... Естественно, быть «жертвами» Охотскрыбвода местные предприниматели не захотели. А надменность федерального чиновника Самойленко стала уже притчей во языцех в Магадане. Несколько раз депутаты местной областной Думы приглашали руководителя Охотскрыбвода дать объяснения по поводу нарушений в деятельности возглавляемого им учреждения. И получали ответ: «Приходите в мой кабинет – там и поговорим»...Но, очевидно, безнаказанности Самойленко вскоре должен прийти конец. В связи с чем отметим, что практически сразу после представления Генпрокуратуры с должности главы Росрыболовства слетел г-н Ильясов. Новый руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, надо полагать, также в первую очередь займется кадровыми вопросами. Тем более что в подведомственном Росрыболовству ФГУ «Охотскрыбвод» оснований для чистки кадров - хоть отбавляй.

 

Иван Молотов,

«Любимый город Магадан», № 3.