Экономический рост национальной экономики среднегодовым темпом около 7 % в течение 8 лет означает, что Россия, в основном преодолев стадию восстановления, уверенно перешла к стадии развития. Это означает также, что в стране возникли предпосылки, когда наряду с дальнейшим экономическим ростом на повестку дня стал переход к реализации задач улучшения качества жизни населения. У нас появились предпосылки для реализации модели развития на основе расширения внутреннего спроса, а не только экспорта, и формирования среднего класса, о котором неоднократно говорил Президент страны В.В. Путин. Собственно в экономике эта модель должна базироваться на структурной перестройке с расширением обрабатывающего сектора и формированием инновационного сектора экономики. Это касается и экономики страны в целом и экономики ее регионов, в том числе, Дальнего Востока и Забайкалья.

 

В основе документов, разработанных и разрабатываемых относительно восточных регионов страны, лежит инициатива Президента страны по приданию Дальнему Востоку приоритета в развитии. Она реализована в новой редакции Программы развития Дальнего Востока и Забайкалья.

 

Федеральная целевая программа «Дальний Восток и Забайкалье на период до 2013 года», безусловно, является мощным инфраструктурным, инвестиционным и политическим импульсом для социально-экономического развития региона. Цель Программы - формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации. Понятно, что периодом до 2013 года мы решаем только часть задач по формированию динамичной экономики в регионе и создаем необходимые предпосылки для формирования в этот период и в последующем социально-привлекательной среды для населения региона. Вы уже знаете, что разработан проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которой некоторые восточные и дальневосточные регионы могут достичь более высоких темпов роста, чем средние по стране и в период до 2020 г. Чтобы эта возможность стала реальностью, необходимо сформулировать и реализовать стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, задача разработки которой уже поставлена Президентом и Правительством страны.

 

При этом следует отметить, что реализация программы начинается в достаточно сложных условиях, которые сложились в регионе в предшествующий период и которые необходимо учесть при разработке долгосрочной стратегии.

 

В своем выступлении я хочу остановиться на трех основных моментах:

• оценке текущего состояния, акцентируя выше внимание на нерешенных проблемах в экономике и социальной сфере региона;

• некоторых вопросах целеполагания долгосрочного развития;

• механизме решения задач долгосрочного устойчивого развития региона.

 

Экономический рост на Дальнем Востоке и в Забайкалье до сих пор значительно отстает от среднероссийских параметров. Хотя экономика региона и его сырьевой сектор получили  импульс в результате резкого снижения курса рубля в 1998 году, но все же, в силу структурных особенностей, значительно меньший, чем регионы, связанные прямо или косвенно с добычей нефти и газа. Разница в темпах нарастала и составила в 2006 г. 23 процентных пункта.

 

Слайд 1. Темпы роста ВВП РФ (сумма регионов) и ВРП региона.


Это отставание настолько сильное, что Дальний Восток и Забайкалье утратили хотя бы формальное преимущество в уровне производства ВРП на душу населения. В целом по Дальнему Востоку и Забайкалью данный показатель в 2005 г. снизился до 89,5 % (в 1998 г. – 117,5 %) от среднероссийского уровня.

 

Слайд 2. Динамика уровня ВРП региона на душу населения

(РФ = 100%).


При этом внутрирегиональная дифференциация этого показателя достигает 4-х раз, и колеблется от 50 % в Читинской области до 200 % в Чукотском автономном округе.

 

Слайд 3. Внутрирегиональная дифференциация ВРП на душу населения к среднероссийскому уровню в 1998 и 2005 гг. (РФ = 100 %).


Такое экономическое состояние региона является и причиной и следствием крайне негативной ситуацией в динамике постоянного населения и его уровня жизни.

 

Слайд 4. Сравнительная динамика темпов роста

ВРП и доходов населения, % к 2003 г.


Низкий по сравнению со средним по стране рост ВРП и, соответственно, доходов населения, снижает привлекательность региона не только для инвесторов, но и для самого населения, проживающего на территории.

 

Слайд 5.


На всей территории Дальнего Востока и Забайкалья нет субъекта, где потери населения были бы меньше среднероссийского уровня. Причиной выступает тот факт, что по России в целом происходит миграционный рост населения, а на Дальнем Востоке – миграционная убыль, которая в совокупности с естественным снижением населения вызывает угрозу сохранения территории. Причем на Дальнем Востоке начиная с 2000 г. фактор естественной убыли стал оказывать заметно большее влияние на динамику населения.

 

Слайд 6. Структура убыли населения Дальнего Востока, %


Демографический потенциал региона определяется действием таких факторов, как рождаемость, смертность  и миграция населения. Показатели  рождаемости на Дальнем Востоке и в Забайкалье существенно сократились. В 1990 г. на 1000 населения  было 16 новорожденных, в 2006 г. - 12,1. Коэффициент рождаемости уменьшился почти на 25 %.

 

Слайд 7. Проблемные узлы развития Дальнего Востока и Забайкалья.


Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь) в регионе составляет 1,21. В то же время, для замещения поколений родителей их детьми его уровень должен быть не ниже 2,15. Т.о., сегодня восполняется всего 56 % от необходимого числа рождений.

В период 2015-2025 гг. по пессимистическому прогнозу регион может попасть в «демографическую яму», когда численность населения региона должна катастрофически сократиться, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации.

 

Слайд 8. Проблемные узлы развития Дальнего Востока и Забайкалья.



Общее сокращение населения к 2025 г. может составить 2.2 млн. человек или 27-28 %. Если предположить, что выработка ВРП на душу населения останется на уровне 2005-2006 г., то регион ежегодно, за счет сокращения населения, будет терять дополнительно примерно 1.6 % ВРП. Напомню еще раз: разрыв от среднероссийского темпа роста ВРП для региона в 2006 г. составлял 22.9 процентных пункта. Следовательно, для того, чтобы преодолеть этот разрыв и не отставать в перспективе, Дальний Восток и Забайкалье должны развиваться темпом выше среднероссийского – и не ниже 8-10 % в год в среднем за период 2006-2025 гг. При этом рост ВРП высокими темпами нельзя откладывать на 20-е годы. Мы должны заранее быть готовыми к новой демографической ситуации и предупредить ее негативные последствия при разработке стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья.

 

Сравнение стоимости жизни населения Дальнего Востока и Забайкалья со среднероссийским уровнем также не в пользу местного населения. Несмотря на сокращение разрыва средней величины прожиточного минимума на Дальнем Востоке и в Забайкалье относительно среднероссийского уровня, он на треть выше среднероссийского уровня.

 

Слайд 9. Соотношение величины прожиточного минимума региона

к среднероссийскому уровню, %


Общий рост уровня доходов населения субрегиона позволил снизить удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума к 2005 г. до 26 % (при 46 % в 2000 г.), но, несмотря на это, значение данного показателя превышает среднероссийский уровень как минимум на 6 процентных пунктов.

 

Слайд 10. Сравнительная динамика уровня жизни работающего населения (количество прожиточных минимумов в средней заработной плате).


При этом неудовлетворительно решается проблема бедности работающего населения, которое на Дальнем Востоке и в Забайкалье в виде заработной платы получает менее 3-х прожиточных минимумов, что на 11,8 % ниже среднероссийского уровня.

Экономическое развитие регионов осуществляется двумя путями: либо люди идут к работе, либо работа идет к людям. Соответственно, возможны случаи концентрации деятельности и населения в одних регионах и «неразвитие», а в предельном случае, угроза деградации других регионов. Следовательно, учитывая, что экономическое развитие определяется социальными условиями и целями при разработке ее стратегии необходимо предусмотреть мероприятия по устранению «разрывов» в социальном развитии Дальнего Востока и Забайкалья, чтобы говорить о действительно эффективном перспективном развитии региона.

 

Еще одна потенциальная угроза может стать реальностью, если государство не пересмотрит свою внешнеэкономическую политику на Востоке страны. Мне неоднократно приходилось говорить о вероятности утраты экономической самостоятельности и даже физической утраты региона.

 

Современный расклад сил таков, что 6 государств, которые включены в регион Северо-восточной Азии и его экономические взаимодействия, все больше разделяются на две группы. Первая группа: Китай, Япония, Республика Корея – это лидеры в экономическом развитии. Остальные страны – Монголия, КНДР и Россия в лице Дальнего Востока и Забайкалья – все больше напоминают периферию этого региона.

 

Китай - безусловный лидер по темпам роста сейчас и на достаточно длительную перспективу, который уже в современных условиях начинает оказывать влияние на наше будущее.

 

Идея формирования на юге Дальнего Востока контактной зоны с предприятиями обрабатывающего сектора сформулирована достаточно давно, и, кажется, ее услышали – но кто? На северо-востоке Китая в последние годы сформировался и продолжает активно развиваться мощный комплекс деревообрабатывающих и нефтехимических предприятий, рассчитывающих на экспорт российского сырья.

 

Слайд 11.


КНР планомерно наращивает свой экспорт в Россию товаров с высокой добавленной стоимостью. В результате, по разным оценкам сальдо торгового баланса между Россией и Китаем стало отрицательным, либо станет таковым в ближайшее время. Мы говорили о необходимости сделать акцент в развитии на внутренний рынок: конкурент у нас уже есть.

 

Для усиления экономической роли России в СВА и реализации экономического потенциала Дальнего Востока и Забайкалья необходимо  от слов о необходимости начать реальную работу по формированию на его юге контактную зону, внешняя для России часть которой, уже формируется высокими темпами на северо-востоке Китая с расчетом на дальневосточный ресурсный сектор.

 

Для того чтобы не превратиться в сырьевой придаток стран СВА, необходимо стимулировать и развивать обрабатывающий сектор промышленности, в первую очередь, в лесной промышленности, металлургии, машиностроении, а также в ТЭК. Необходимо развивать и наращивать не экспорт топливных ресурсов, а электроэнергии, продуктов нефтепереработки и газохимии.

 

Сохраненный потенциал в обрабатывающей промышленности Дальнего Востока создает условия для прихода крупных компаний, ориентированных на переработку в южную зону региона. Несмотря на проблемы обрабатывающих отраслей, они являются базовым элементом формирования кластеров, ориентированных на законченный цикл – «добыча-переработка». Нерачительное использование ресурсов без форсированного развития переработки может привести к тому, что регион вообще лишится базы роста и развития. Это также необходимо предусмотреть при разработке стратегии.

 

Важнейшими для Дальнего Востока и страны в целом являются транспортно-транзитные коридоры, которые свяжут через наш регион страны АТР, центр России и Европу, а также экмпортоориентированные проекты. В этом контексте таможенные пошлины, которые формируются на границах Дальнего Востока, необходимо перераспределять в пользу региона, тем самым закономерно и справедливо увеличить доходную часть финансовых систем дальневосточных субъектов РФ.

 

До последнего времени интересы и проекты внерегиональных и иностранных инвесторов носили точечный характер. Сейчас ситуация меняется: востребованными, наконец, стали наработки сибирских и дальневосточных ученых по ТПК и ИПТЗ. Проекты, которые носят комплексный характер, разработаны для Республик Саха (Якутия) и Бурятия, Читинской, Амурской областей и ЕАО: «Комплексное развитие Южной Якутии», «Развитие горно-металлургического кластера в Приамурье», «Комплексное развитие Забайкалья». Для Восточной Сибири – Красноярского края и Иркутской области разработан инвестиционный проект «Комплексное развитие Приангарья».

 

Территориальная политика Хабаровского края предусматривает приоритетное развитие ряда промышленных комплексов и транспортных узлов,  определяющих экономику края в ближайшей перспективе.

 

Слайд 12.


Комсомольский территориально-производственный комплекс  представляет собой крупнейший в крае промышленный узел с предприятиями авиа- и судостроения, нефтепереработки, металлургического производства, добычи руд цветных металлов, производства боеприпасов, лесозаготовки и лесопереработки в гг. Комсомольске-на-Амуре, Амурске, р.п. Солнечном и прилегающих районах.

 

Важнейшее значение для экономики Комсомольского ТПК имеет сохранение и развитие мощностей оборонного машиностроения, обеспечение их государственными и экспортными заказами, развитие гражданских производств.

Развитие Хабаровского территориально-производственного комплекса планируется как формирование единого транспортно-логистического узла, промышленного и делового центра с развитой инфраструктурой услуг. На базе Хабаровского аэропорта планируется создание авиационного транспортного узла международного значения (ХАБа) с развитием пассажирских и грузовых терминалов, отвечающих международным нормам.

 

Планируется создание автомобильного пограничного перехода на острове Большой Уссурийский, реконструкция и развитие железнодорожного узла с завершением строительства второй очереди мостового перехода у Хабаровска. Планируется создание товарно-распределительного логистического центра, что позволит существенно повысить эффективность транспортных перевозок, оптимизировать использование транспортных средств и инфраструктуры.

 

Один из крупных  транспортно-промышленных комплексов в Хабаровском крае будет формироваться на базе Ванино-Советско-Гаванского транспортного узла с развитием портовых мощностей, припортовой инфраструктуры, расширением железнодорожной инфраструктуры, автомобильных дорог, созданием промышленных производств, энергетической, коммунальной  и социальной инфраструктур.

 

Основным определяющим фактором для обеспечения функционирования транспортного комплекса  является опережающее развитие Северного широтного пути для создания  необходимой провозной мощности и  пропускной способности  железной дороги – строительство Кузнецовского тоннеля, строительство вторых путей, реконструкция станций и разъездов БАМа.

 

Хорский производственный узел будет формироваться на базе организации крупных деревообрабатывающих производств, в том числе по глубокой переработке древесины.

 

В настоящее время проявляется заинтересованность в развитии портовых мощностей Де-Кастри. Намечается строительство продуктопровода от Комсомольского НПЗ до п. Де-Кастри производительностью до 5,0 млн. тонн нефтепродуктов в год. В перспективе до 2020 года рассматривается возможность строительства завода по сжижению природного газа в п. Де-Кастри.

 

Сохраненный потенциал в обрабатывающей промышленности Дальнего Востока создает условия для прихода крупных компаний, ориентированных на переработку в южную зону региона. Несмотря на проблемы обрабатывающих отраслей, они являются базовым элементом формирования кластеров, ориентированных на законченный цикл – «добыча-переработка».

 

Необходимым системным условием сокращения разрыва в территориальном развитии страны в целом, а также решения проблемы  динамичного экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, в частности, является обеспечение условий роста в регионах с непременным и значительным участием государства.

 

В основе стратегии долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья, исходя из установок Президента, которые были даны им в ежегодных президентских посланиях, решениях Совета Безопасности и анализа ситуации, можно сформулировать следующие генеральные цели социального и экономического развития:

 

Слайд 13. Генеральные цели долгосрочного развития региона


• улучшение уровня и качества жизни населения региона и формирование в его структуре значительной доли среднего класса;

• ориентация региональной экономики на расширение внутреннего национального и регионального спроса, ее диверсификация и форсированное развитие обрабатывающего сектора;

• продвижение экономики региона на мировые рынки, включение ее в глобальное разделение труда и обеспечение достойного места Дальнего Востока и Забайкалья в АТР.

 

Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья предопределяется реальным изменением баланса позитивных и негативных компонент формирования внутринациональных и глобальных сценариев. Эти сценарии определяются в свою очередь сочетанием вызовов и реальных возможностей ответа на эти вызовы.

 

В соответствии с вызовами, которые диктует современное развитие, и целями государства на Востоке России задачи долгосрочного развития региона в концентрированном виде можно сформулировать следующим образом.

 

Слайд 14. Задачи долгосрочного экономического

и социального развития региона.


Модернизация экономической стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья не является самоцелью. Действительные цели региональной политики намного шире. Это развитие социальной сферы, организация воспроизводства ресурсов и создание условий для предпринимательства. Необходимо создать такие общефедеральные институциональные условия, которые бы  способствовали эффективному развитию региональной инициативы в области  воспроизводственного, инфраструктурного и институционального строительства на базе использования абсолютных и относительных преимуществ и потенциальных и реальных возможностей каждого региона.

 

Все эти меры должны привести регионы к такому типу хозяйствования, когда по максимуму достигается самодостаточность, в первую очередь финансовая, когда регион, а точнее его население, реально сможет себя ощущать как социальную общность. В этой связи целесообразно   пересмотреть существующее закрепление доходов между бюджетами всех уровней. Необходимо максимально возможное территориальное совмещение источников возникновения налогооблагаемой базы и уплачиваемых налогов. Считаю возможным передачу в бюджеты субъектов доли налога на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет, а также НДС в размере не менее 10 %. Это позволит повысить уровень диверсификации доходов субъектов РФ, снизить дефицитность и повысить уровень устойчивости региональных бюджетов.

 

Конечными целями стратегии развития являются создание условий для комфортной жизнедеятельности и повышение жизненного уровня населения. Выступая на Госсовете в Ростове-на-Дону Президент страны В.В.Путин отметил, что, решая экономические проблемы, мы должны четко определять, улучшается ли при этом жизненный уровень населения, становится ли жизнь комфортнее. Для этого должны быть решены следующие важнейшие задачи социальной политики.

 

Слайд 15. Закрепление и привлечение населения.

  

• Стимулирование предложения на рынке жилья, преодоление ценовых барьеров для того, чтобы сделать его доступным для более широких масс населения;

• Эффективное решение проблем в ЖКХ и снятие затратного барьера в этом секторе на бюджеты малообеспеченных семей;

• Разработка более эффективных и льготных механизмов долгосрочного кредитования молодых семей для приобретения жилья. Учитывая высокие ставки кредита и невысокие доходы молодых семей в Хабаровском крае применяется механизм софинансирования 30 % из бюджета края + 10 % из федерального бюджета. Мы предлагаем преобразовать этот механизм по принципу 30 + 30 с полным, либо частичным погашением кредита при рождении третьего ребенка;

• Коррекция системы районных коэффициентов и надбавок к заработной плате и пенсиям;

• Обеспечение проезда в западные районы страны 1 раз в 2 года;

• Существенное увеличение объема государственного финансирования переселения северян,  согласно Федеральному закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям»;

• Стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест с высокой оплатой труда, позволяющей в полной мере компенсировать повышенный уровень затрат на воспроизводство рабочей силы в суровых природно-климатических условиях.

 

Население Дальнего Востока и Забайкалья должно ощутить реальные успехи в социальном развитии и повышении качества жизни. Для этого необходимо решить следующие задачи.

 

Слайд 16. Социальное развитие.


• Решение экологических проблем, и в первую очередь, оздоровление бассейна Амура;

• Развитие доступной и высококвалифицированной системы образования и здравоохранения, внедрение современных лечебно-диагностических технологий;

• Образование должно стать приоритетной сферой развития восточных районов страны. Здесь два направления: повышение престижа для местной молодежи получать образование в вузах Востока России; привлечение молодежи из стран Восточной Азии для получения профессионального образования России. Образовательные услуги должны удовлетворять спрос организаций в квалифицированных кадрах.

• Укрепление научного потенциала Сибири и Дальнего Востока, использование его для повышения инновационной составляющей регионального производства, позволяющей изменить структуру рабочих мест и сделать их более привлекательными как по уровню оплаты, так и по содержанию и условиям труда.

 

Наконец, разрабатывая стратегию развития Дальнего Востока и Забайкалья, мы, также, не можем «забыть» один из основных постулатов теории экономического роста, в соответствии с которым, он является результатом технического прогресса в экономике. Следовательно, необходимо озаботиться тем, чтобы поле технического прогресса, инновации расширялись, то есть, чтобы новые технологии использовались и в традиционном для Дальнего Востока и Забайкалья ресурсном секторе, и максимально использовался фактор диверсификации экономики. Еще раз напомню, какую важную роль в динамике экономики Хабаровского края сыграл  фактор «КНААПО», которое мы всячески поддерживали в период острейшего кризиса оборонного заказа, когда удалось не просто сохранить, но и развить научно-технологический потенциал объединения. Поэтому участие дальневосточных предприятий в формировании мощных государственных холдингов в авиа- и судостроении является важнейшим направлением совершенствования структуры экономики региона и его развития.

 

Предполагаемый Программой и разрабатываемой стратегией масштаб инвестиций позволит полностью обновить технологическую основу экономики регионов, снизить материалоемкость общественного производства, увеличить производительность общественного труда. Кроме прямых эффектов проекты дают эффекты дополнительные, обусловленные ростом экономической активности в ряде смежных отраслей, территориально или технологически близких к каждому из этих проектов. Прежде всего, предполагается, что они будут реализованы в сфере услуг, на транспорте, в торговле, строительстве, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности, малом бизнесе, то есть, реально будут способствовать становлению на Востоке страны более прогрессивной структуры экономики.

 

Таким образом, только комплексное, опережающими темпами при непременной государственной поддержке, развитие сможет обеспечить достойную жизнь в регионе и значительно увеличить его вклад в национальное экономическое и социальное развитие.

  

Развитие экономик регионов Дальнего Востока и Забайкалья невозможно рассматривать без учета взаимной связи друг с другом, без учета проблем и планов развития соседних территорий Сибири.

 

Слайд 17.


По мере дальнейшего развития регионов будет возрастать число точек соприкосновения экономик, где требуются согласованные действия: создание и развитие единой энергетической инфраструктуры, единой системы трубопроводов, добычи углеводородов и газификации, функционирование и развитие транспортных коридоров, транспортно-логистических центров, размещение крупных производств, демографическая политика, развитие здравоохранения, образования и другие проблемы.

В этой связи требуется выработка согласованной политики руководителей регионов, полномочных представителей Президента Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах по учету интересов и проблем регионов в планах развития Российской Федерации, реализации масштабных инфраструктурных, производственных, социальных, научных проектов.

 

Виктор Ишаев,

губернатор Хабаровского края,

член-корреспондент РАН.