Председатель Приамурского отдела Русского географического общества Борис Воронов не стал говорить о серьезных проблемах
Председатель Приамурского отдела Русского географического общества Борис Воронов не стал говорить о серьезных проблемах
В минувшую среду, 15 января, Хабаровское краевое отделение Русского географического общества (РГО, Приамурский отдел) собиралось раскрыть тайну века - кто владел и владеет Шантарскими островами. Вел конференцию авторитетный дальневосточный ученый, член-корреспондент Российской академии наук Борис Воронов, который является директором Института водных и экологических проблем  ДВО РАН, а еще председателем Приамурского отдела РГО. А посему, от острой темы отошел сразу и все свел к благостному отчету: мы такие молодцы, что сделали... А что же они сделали?
 
Личная работа губернатора
 
Напомним, национальный парк «Шантарские острова» учрежден на территории одноименных островов правительством РФ только 30 декабря 2013 года. Выяснилось, что этот статус они не могли получить почти 40 лет! И этим безстатусным положением пользовались браконьеры, и не только... Оказалось, Шантарские острова последние 10 лет сдавали в аренду. Причем, как возмущались некоторые в кулуарах конференции, никакого отношения Приамурский отдел РГО к появлению статуса национального парка «Шантарские острова» не имел. Да и сам Борис Воронов проговорился, что мол заповедник на островах хотели сделать еще в 1975 году, но с тех пор у ученых так ничего и не получилось. А уж в новое политическое время России, они бы еще сто лет могли ждать. Так кто же «продавил» решение по Шантарским островам?
 
- Личный разговор с президентом страны и председателем правительства России губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта сдвинул проблему Шантарских островов с мертвой точки. После этой встречи и было подписано постановление о статусе Шантарских островов, - откровенно сказал министр природных ресурсов Хабаровского края Василий Шихалев. - И просьба губернатора: не критиковать нас, не искать виновных, а продолжать кропотливо заниматься всем вместе развитием и сохранением этой территории.  
 
По словам министра, сейчас начинается самая сложная работа: инвентаризация территории и формирование коллектива национального парка.
 
- Важно понимать, что территория находится на удалении, и там будет не все так просто, - говорит чиновник. - Это не Анюйский парк и Болоньский заповедники, которые находятся под боком у Хабаровска. И то, сколько лет там все делается, и туристов мы там не видим. Нам надо работать всем сообща.
 
Взяли слово молчать
 
Но с чего вдруг он так забеспокоился о критике? Ах, да, конечно, это же в его министерстве работает Александр Ермолин. Год назад он занял пост начальника управления охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края. И... сложил коммерческие полномочия председатель той самой компании «Кречет», которая имела промысловые участки на Шантарах.
 
На годичной конференции Приамурского отдела РГО, год назад, уже звучали заявления, что на часть территории Шантарских островов, до 2 февраля 2013 года было наложено обременение, точнее, земля самого крупного острова архипелага была в аренде у частной структуры. На самом крупном острове архипелага - Большой Шантар - существовали два рыбопромысловых участка. Один - в северо-восточной части острова в районе озера Большое, соединенного с морем узким проливом. Второй - в районе реки Оленья, что впадает в это озеро. Правда, тот же доктор наук Борис Воронов уже на нынешней конференции вспомнив вскользь этот факт, назвал его «микроконфликтом».
 
Уже после конференции, краевед Геннадий Басюк (он же, председатель общественного совета по сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока), который еще в 2011 году написал три (!) письма Владимиру Путину, выражая в них тревогу за судьбу островов, признался, что с них «взяли слово, о браконьерах и охотниках теперь не говорить».
 
А ведь это браконьеры в районе видимости бухты Панкова и вдоль восточного побережья острова Большой Шантар, в одномильной прибрежной зоне, ставили ловушки для вылова краба, на реке Оленьей потрошили красноперку, а еще охотились на уток, медведей (отрубали им лапы, говорят, из них делают в Китае целебные настойки), били ларгу - пятнистого тюленя, занесенного в Международную Красную книгу. Об этом нам, помнится, писал молодой ученый, научный сотрудник лаборатории экологии животных Института водных и экологических проблем ДВО РАН Алексей Олейников. Но про все это на нынешней конференции никто не захотел говорить. Хотя уже в 2013 году туши медведей без лап опять находили на острове. Так что же происходит сегодня на Шантарах?
 
Шантарские острова. Фото Александра Ничикова.
Шантарские острова. Фото Александра Ничикова.

 
Заключения ученых
 
По словам заведующей лаборатории экологии растительности Института водных и экологических проблем ДВО РАН, доктора биологических наук Светланы Шлотгауэр, система Шантарских островов появились 16 тысяч лет назад.
 
- Это неотрегулированная система части суши среди морской стихии. Это твердь еще не устоялась. И всякое вмешательство человека в эту природу должно быть нормировано. А туда пришли браконьеры и погубители раньше, чем пришли ученые, - сдержанно говорит она. - В результате есть виды растений (хищническое уничтожение на острове Большой Шантар  уникального лекарственного растения-адаптогена родиолы розовой) и животных, которых мы можем не досчитаться. Ущерб растительному покрову был нанесен пожарами. А растения на Шантарах - это держатель всей экосистемы, они пришпиливают почву к скальному грунту. Без них, масса почвы смывается муссонными дождями. Шантарские острова можно расценивать как один из несчастных островов, где произошла катастрофа уже не регионального, а глобального плана...
 
Как рассказал председатель Приамурского отдела Русского географического общества Борис Воронов, впервые Шантарские острова были занесены в схему перспективных охраняемых природных территорий Хабаровского края в 1975 году.
 
- В это время стали централизованно готовиться документы по всему еще тогда Советскому союзу, - вспоминает ученый. - И тогда, в 1975 году к нам, в Хабаровский край приехал Феликс Штильмарк (1931-2005), который когда-то работал в наших заповедниках, в частности, в Комсомольском заповеднике, и был одним из главных участников становления заповедного дела в СССР, а еще писателем и популяризатором заповедного дела. И вот ему, а он работал в ВНИИ охраны природы и заповедного дела СССР, было поручено собрать предложения по перспективной схеме природных охраняемых территориях.
 
Было совещание в Хабаровском крайисполкоме КПСС под руководством председателя Григория Подгаева (1920-1990), и там Шантарские острова были включены в схему с предложением сделать охраняемую территорию. В 1977 году,  было еще одно совещание в крайисполкоме. И с тех пор, по всех официальных и неофициальных документах, Шантарские острова числились как перспективные для создания либо заповедника, либо национального парка, либо федерального заказника. Не более...
 
В конечном итоге, Географическое общество СССР, в 1986 году оправило на Шантары экспедицию во главе с исследователем, орнитологом Геннадием Росляковым (1942-1997), а заместителем его была как раз нынешний доктор наук Светлана Шлотгауэр. Эта экспедиция собрала сведения о Шантарских островах, и выпустила книжку «Шантарский архипелаг». Задача, с которой поехала экспедиция на острова - была  выполнена. Главное - это было сделано формализованное обоснование о создании охраняемой территории на этой земле.
 
Неисполненный документ Ишаева
 
Позднее, был принят ряд официальных документов, был создан коллектив, куда подключились различные научные организации, и в конечном итоге было подготовлено эколого-экономическое обоснование - о создании национального парка.
 
- Был длительный период, когда обсуждали, согласовывали, уточняли, утрясали, поскольку территория Шантар очень большая - около полумиллиона гектаров, к тому же на этой территории вели и до сих пор ведут природопользование различные пользователи, - продолжает Борис Воронов. - К примеру, забыли представителей министерства обороны, а оказывается земли на Шантарах были закреплены за ними...
 
Кстати, в 1999 году тогдашний губернатор Виктор Ишаев издал постановление №249 «Об организации государственного природного заказника федерального значения «Шантарские острова» на территории Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края». Оно, единственное, при его губернаторстве было не исполнено.
 
Как предположил краевой депутат Александр Фокин, «такого просто не могло быть, а если и было, то значит так и было нужно...»
 
Но заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Виктор Бардюк объяснил, что в те годы действительно были установлены границы заповедника, разработано даже положение, в том числе, и по охране территории, но оно так и не было утверждено. С одной стороны, это позволило, сдавать острова в аренду, с другой, это исключило возможность какого-либо финансирования охраны и исследования архипелага. Природный заказник «Шантарские острова» так и не был учрежден постановлением правительства РФ, хотя документы были направлены к представлению администрации Хабаровского края и государственного краевого комитета по охране окружающей среды.
 
«Это политический шаг»
 
Между тем, Александр Фокин на конференции предложил создать общественный фонд «Шантарские острова» и собирать деньги для восстановления природы, так как у государства на все средств не хватит. «Я готов отдать часть своей зарплаты на Шантарские острова», - заявил г-н Фокин.
 
А Виктор Бардюк пояснил, что деньги на содержание национального парка будут выделяться из федерального бюджета.
 
- Ежегодный объем затрат составит не менее 30 млн рублей, - сказал чиновник. - Финансирование, а также формирование штата сотрудников нацпарка начнется со второй половины 2014 года. Численность работников составит около 30 человек, включая административный персонал и инспекторский состав. В ближайшее время будет образовано федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Шантарские острова», создана дирекция.
 
По оценкам экспертов, руководство нацпарка целесообразнее всего расположить в Хабаровске. Это наиболее удобно с точки зрения развития туризма, получения необходимых разрешений, а также координации действий, связанных с доставкой ресурсов и финансированием.
 
У национальных парков ведь двойственная цель - это сохранение национального достояния и богатства, а еще - развития экологического туризма. Помимо этого, в структуре парка, должны быть созданы службы, которые будут заниматься просветительской, образовательной и научной деятельностью. И первое, с чего начнет новая администрация парка работу - это будет инвентаризация и уточнение схем расположения туристических объектов.
 
Правда, пыл собравшихся на конференции немного остудил начальник управления лесами правительства Хабаровского края Владимир Болтрушко.
 
- У нас небольшая эйфория от постановления правительства России, это конечно хорошо, но это политический шаг, - сказал он в завершении. - Нам же необходимо начинать работу не с инвентаризации, а с определения границ, постановки на кадастровый учет земли, определении статуса территории. Потому что национальный парк - это не заповедник, и не заказник, это парк с ведением в нем хозяйственной деятельности. У нас есть опыт создания в 2009 году Анюйского национального парка, и действительно, там много очень экзотических мест и интересных животных, а туристов так и нет...
 
Так давайте работать!
 
Константин Пронякин.
 
Кстати
История Шантарских островов насчитывает столетия. В 1640 году впервые люди русского землепроходца Ивана Москвитина (годы рождения и смерти неизвестны) увидели  эти земли. А через двести лет там побывал уже путешественник и ученый Александр Миддендорф (1815-1894). А потом там были поселения Российской-Американской компании (РАК), которые вели на островах промысел, в том числе и хищнический. Были и целые браконьерские села. Край этот был отдаленный, слабоконтролируемый. Остается он таким и теперь.