Д. Романченко
Д. Романченко
Приказом Генерального прокурора РФ освобожден от должности прокурор Владивостока Дмитрий Романченко. С формулировкой: трудовой договор может быть расторгнут «в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска». От своих обязанностей прокурор отстранен еще весной, после того как успел избраться депутатом одного из районов Приморья. Сейчас прокуратура оспаривает итоги выборов. Читателям «Новой» экс-прокурор Владивостока известен громким «делом о клевете», по которому тяжелобольного предпринимателя Алексея Сорокина уже почти три года мучают в СИЗО («Граждане - начальники?», № 18 от 20.02.2012 г.; «Показания мертвого свидетеля выросли в объеме», № 33 от 26.03.2012 г.; «Дело скроено из фальши», № 44 от 20.04.2012 г.). Прокурор уволен, но дело его живет. Жена бизнесмена обратилась с открытым письмом к президенту России.
 
Уважаемый Владимир Владимирович!
 
Все предприниматели внимательно наблюдают, как принимаются и внедряются базовые антикоррупционные законы. Это важно для страны. Мне, моей семье и сотням тысяч жителей Приморья хочется видеть честных и профессиональных сотрудников силовых ведомств. Людей, которые исполняют закон, а не используют его как дышло. События, происходящие в крае, вселили в нас пусть и маленькую, но надежду, что ситуация меняется в лучшую сторону. Что закон будет работать на благо страны, а не в чьих-то корыстных интересах.
 
Изложу суть нашей истории, которая началась в 2010 году. К нам пришел посредник с  «предложением, от которого не отказываются». Звучало оно лаконично: отдать определенный процент от стоимости построенного здания, а именно - 400 тысяч долларов, во избежание «проблем с законом». На случай отказа предупредили об уголовном преследовании. Мы посчитали,  что, раз законов не нарушаем, подобные угрозы - пустой звук. Мы еще не знали, кого представляет посредник. Так начался первый круг ада…  
 
После отказа платить приставы пришли закрывать предприятие. Радикальное требование «снести 8-этажное здание за счет застройщика» исходило от прокурора города. Обосновывалась акция устрашения заявлением… от несуществующего лица, которое правоохранительные органы так в итоге и не смогли найти. Персонаж был попросту вымышленный. Но инициатора - прокурора - это устраивало, а судью факт не смутил.
 
Вышестоящий суд признал, что решение районного суда вынесено с нарушением закона. Два года мы отбивались от исков прокурора города по объектам недвижимости. Суды были выиграны.
 
Когда стало понятно, что мы не сдаемся и заблокировать работу предприятия не получается, параллельно появилось уголовное дело «о клевете». Потерпевшим вдруг оказался сам прокурор. А далее уголовные дела посыпались как из рога изобилия. Причем их расследовало одно и то же должностное лицо.
 
По подозрению в клевете в СИЗО был отправлен один из директоров. Тут же были возбуждены уголовные дела в отношении всех крупных акционеров. Прошли обыски на предприятии, а также в квартирах собственников. Террор был страшен. Государственный силовой ресурс использовался без стеснения. В обысках участвовало более 30 человек, на крышах зданий сидели снайперы. По делу о клевете был изъят архив за 20 лет, особо интересовались финансовой документацией.
 
Занимательно, что, пока документы предприятия вдоль и поперек изучались следствием, «клеветник» был найден и тихо-мирно осужден штрафом в 105 тысяч рублей. После он и группа его подчиненных с весьма неоднозначной репутацией вдруг переквалифицировались в свидетелей. В результате несговорчивые акционеры отправились за решетку, а реальные исполнители гуляют на свободе и дают ложные показания, пытаясь урвать активы.
 
Но вот прокурор - уже с приставкой «бывший», наконец-то произошли перемены. Назначен новый прокурор Приморского края, который вскрыл «нарыв». Только почему-то уголовное дело не возбуждено. Это вопрос к руководителю СУ СК по Приморскому краю.
 
В нашем деле прокурор действовал вместе со следователем, «клеветником на прокурора» (он же «ценный свидетель»). На показаниях «клеветника» следователь и построил сразу несколько дел, фигурантами которых стали акционеры.
 
Причем, как следует из материалов дела, «клеветник» самостоятельно искал свидетелей совершенного им же самим преступления. Как нарочно, они оказались должниками предприятия. Их показания, без доказательств, легли в основу обвинения.
 
По делу о «клевете на прокурора» председатель совета директоров Алексей Маркович Сорокин, больной сахарным диабетом, был посажен в СИЗО. Первое, что сделал следователь, - арестовал недвижимость. А мне стали поступать звонки с угрозами: если я не буду «договариваться с людьми», моему супругу придется несладко.
 
О применяемых методах. При задержании следователь попросту вытащил Сорокина с приступом сахарного диабета из кареты скорой помощи и со словами «опаздываем в аэропорт» увез его в неизвестном направлении, поставив жизнь человека под угрозу. Более 10 часов сотрудник приморского СУ СК этапировал 60-летнего человека в полуобморочном состоянии из Москвы во Владивосток обычным рейсом. После Сорокин был отправлен в ШИЗО, откуда в критическом состоянии экстренно госпитализирован. К счастью, суд решился признать водворение в ШИЗО незаконным. Но в результате начался рецидив заболевания. Чем оправдано обращение, граничащее с лишением жизни?  
 
Есть заявления сокамерников о том, как администрация пыталась заставить их издеваться над Сорокиным, чтобы он пошел на сделку со следствием. Следователь лично не раз приходил прямо в камеру и угрожающе настаивал, чтобы суд состоялся без исследования доказательств вины, - склонял к досудебному соглашению. Все это озвучено в суде.  
 
В материалах уголовных дел поражает объем документов с видимыми, не требующими специальных исследований признаками фальсификации. В протоколах одни и те же понятые могут в одно и то же время находиться в разных местах, а ряд «подлинников» одних и тех же допросов в разных томах и делах отличаются друг от друга, имеют разный объем, форму и содержание.
 
С этим следователем уже случались скандалы, вмешивалась даже передача «Человек и Закон». Главный вопрос, который был задан в программе по одному из дел: «Как получилось, что видеозапись происшествия и показания свидетелей указывают на невиновность человека, но эти доказательства попросту игнорируются следователем?» Было вынесено определение суда в отношении рьяного сотрудника. Но кому-то нужны подобные исполнители. Наказания не последовало. То есть нарушение закона следователем не является основанием для привлечения его к ответственности. Результат - дальнейшие фабрикации дел.
 
По ложному заявлению следователь изъял автомобиль у законной владелицы и возбудил дело. Собственник дорогой машины стал… подозреваемым в «краже» своего же авто. Изымать приехал сам следователь. И все отнимал-описывал, пока суд не возвратил имущество обратно владельцу - акционеру. Это стоило двух лет мытарств и материального ущерба в виде испорченной машины. Суд де-факто установил: основанием дела послужили заведомо ложные заявления и поддельные документы от уже известного «клеветника на прокурора». Владелец подал заявление. Отказ поразил цинизмом: оказывается, «клеветник на прокурора» заблуждался, что автомобиль принадлежит ему... а потому основания для возбуждения УД отсутствуют». Подписали эту чушь два должностных лица ОП по Владивостоку.
 
Есть еще подозрительная смерть свидетеля, после которой протоколы его допросов многократно вырастают. Есть странные потерпевшие, которые не ходят на суды - нет никаких ущербов. И во всех эпизодах одни и те же «свидетели». Есть ничем не мотивированное представление следователя в налоговый департамент УВД о возбуждении дела по неуплате налогов в особо крупном размере. И так - семь раз, результат - семь отказов.
 
Местный судья всячески «прикрывает» следователя, игнорируя подтверждения фальсификаций. Или когда «назначенная» потерпевшая прямо в суде говорит, что ее попросили написать заявление на Сорокина! Судья упорно не хочет видеть любого сфабрикованного документа.
 
Господин президент! Когда же будет положен конец коррупции в органах? Сколько терпеть травлю в СИЗО больному сахарным диабетом человеку? Как долго прокуроры, следователи и судьи будут глумиться над законом, упиваясь безнаказанностью? Прошу считать этот материал заявлением о преступлениях и провести расследование в соответствии с требованиями законодательства РФ. Убедительно прошу не давать поручений для проведения любых следственных действий в СУ СК по Приморью в связи с изложенным выше. Там даже не Бермудский треугольник, там бездонное болото, которое засасывает эффективных представителей бизнеса. Другие не интересны - отобрать нечего. Мы не первые, но с Вашей помощью будем надеяться, что последние…
 
Кудрявцева Елена,
«Новая газета во Владивостоке», №218, 20.12.13
http://novayagazeta-vlad.ru/218/Obshchestvo/Taynisledstviya