В Находке парализована работа таможенного поста в порту Восточном. Начальник поста Валерий Петров объявлен в розыск, начальник отдела таможенного оформления (ОТО) Тарас Евдокименко арестован по подозрению во взяточничестве, а еще трое таможенников оказались после допросов в больницах и заявили о применении к ним насилия. Оставшиеся сотрудники ОТО после допросов коллег и ареста начальника ушли в отпуска.

Вчера Находкинская транспортная прокуратура обратилась в горсуд с ходатайством об аресте находящегося в розыске начальника таможенного поста «Морской порт Восточный» Валерия Петрова, который с 16 июля находится в отпуске.

Прокурорская зачистка на таможенном посту в порту Восточном началась 13 июля, когда был задержан замначальника отдела таможенного оформления Алексей Пашко. Как рассказали „Ъ“ на условиях анонимности сотрудники таможенного поста, сначала Алексея Пашко допросили сотрудники службы безопасности (СБ) Находкинской таможни, которые приковали его наручниками к радиатору и заперли на три дня. После чего он дал нужные показания, был отпущен и обратился с телесными повреждениями в местный военный госпиталь. Адвокат господина Пашко Сергей Якушкин подтвердить или опровергнуть „Ъ“ эти сведения отказался в интересах клиента. 16 июля, по рассказу таможенников, специалисты СБ увозили с работы и допрашивали по очереди инспекторов ОТО Михаила Редькина, Александра Мауна и Вадима Кочерещенко, после чего каждого передавали милиционерам из ЛОВДТ для продолжения допросов и оформления протоколов. В этот же день прокуратура возбудила уголовное дело и задержала начальника ОТО Тараса Евдокимова.

В понедельник Михаил Редькин, Александр Маун и Вадим Кочерещенко направили в Генпрокуратуру РФ и полпредство президента в ДФО обращение, в котором сообщили о применении к ним насилия и пыток специалистами отдела безопасности Находкинской таможни и оперативниками транспортной милиции. Как сообщила адвокат Лариса Горовая, к которой таможенники обратились за юридической помощью, во Владивостоке они прошли медицинское освидетельствование после допросов. Наиболее пострадал, по словам адвоката, Вадим Кочерещенко, получивший травму головы. Михаил Редькин с ушибами оказался в первой клинической больнице, Александр Маун также получил телесные повреждения.

В настоящий момент временно исполняющим обязанности начальника ОТО назначен Игорь Челмодеев. Он, как и и.о. начальника поста Виктор Наумов комментировать события отказался. «13 лет тут работаю, но такого беспредела не видела. Не пойму, чью безопасность защищает наша СБ. Из 30 сотрудников отдела оформления на работу выходят только семеро, переведенных сюда в последний месяц. Остальные ушли в отпуска и на больничные. Их заменили люди из других отделов, которые работать не могут»,— рассказала „Ъ“ главный таможенный инспектор пункта Светлана Ширяева. По ее мнению, коллеги ни в чем не виновны, а инициировал эту силовую акцию тот, кто заинтересован в том, чтобы поставить на таможенный пункт своих людей.

Между тем руководство Находкинской таможни в СМИ официально назвало акцию «плановой очисткой рядов от коррупции». Вчера транспортный прокурор Находки Денис Бабиков сообщил „Ъ“, что Тарасу Евдокимову предъявлены обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями (ст.285 ч.3 УК) и взяточничестве (ст.290 ч.4 УК). По версии следствия, с февраля 2006 года он внедрил в отделе систему дополнительного поощрения сотрудников из «черной кассы», которую формировал на средства, получаемые от участников внешнеэкономической деятельности за ускорение оформления документов и иные преференции. По словам прокурора, начальник запретил подчиненным брать деньги у декларантов и замкнул получение средств на себя, при этом месячная «черная касса» составляла $60–80 тыс.

Адвокат Тараса Евдокимова Анатолий Киселев сообщил „Ъ“, что его доверитель вину отрицает. По предъявленному обвинению таможеннику грозит до 12 лет заключения. Между тем прокуратура намерена добиваться ареста скрывающихся таможенников, в том числе и уже допрошенных по семи возбужденным уголовным делам. По словам Дениса Бабикова, всего фигурантами уголовных дел могут оказаться 25 сотрудников Находкинской таможни.

 

Эрнест Филипповский,

«Коммерсант», № 130.