29 июля истёк срок действия Распоряжения вр.и.о. губернатора №284-р от 24.06.2013 об «Установлении ограничительных мероприятий (карантина) по бешенству животных… на отдельных территориях городского округа». Безоглядное рвение, с которым муниципальные служащие города юности претворяли его в жизнь, уже анализируется в аппаратах В.В. Путина и В.И. Шпорта на фоне соответствующего федерального и регионального законодательства.
 

Дикая охота работником САХа
 
Без малого две тысячи комсомольчан в течение прошедшей недели подписались под «Прошением» (так названо послание), зарегистрированным приемной губернатора в минувшую пятницу. Жители города, получившего этим летом с подачи молодежного краевого СМИ шоковую характеристику «Живодерск-на-Амуре», обратились в Управление делами Президента РФ - непосредственно по московскому адресу на улице Ильинка, д. 23. Граждане настаивают на правовой оценке муниципальных живодеров в рамках статей УК РФ, предусматривающих жестокое обращение с животными, превышение полномочий и нецелевое расходование бюджетных средств.
 
Дальневосточники известили первое лицо государства и главу региона о предсмертных мучениях сотен животных, в которых в ходе варварской зачистки работники МУП «Спецавтохозяйство» (САХ) без разбору метали летающие шприцы с усиленными дозами медицинского препарата «Дитилин» - фактического аналога ветеринарного курареподобного яда «Адилин-супер», запрещенного к применению судом еще в апреле прошлого года.
 
Вот лишь некоторые тезисы официального обращения в высшую инстанцию власти, наглядно демонстрирующие масштаб вышеуказанного деяния в духе запредельной опричнины. «САХ убивает всех животных без соблюдения требований к отлову. На глазах у наших детей. Ведут себя нагло и безнаказанно. В воскресный полдень 12-летняя Ангелина Полей стала свидетелем убийства собаки, которую знали все во дворе дома». Ребенку, наблюдавшему все подробности расправы, стало плохо. Девочка от лица своих несовершеннолетних ровесников, испытавших нервное потрясение, делегирует Президенту России такие слова: «Не верю, что такое в нашей стране возможно по закону».
 
Жители индустриальной кузницы ДФО констатируют: «…28.06.2013 г. на глазах у 67-летней пенсионерки Егоровой Светланы Давыдовны, возвращавшейся с огорода, работники САХ застрелили очередную миролюбивую собаку. Пожилая женщина, пытаясь спасти страдающее животное, делала ей искусственное дыхание, вынула дротик из тела и отсасывала из раны яд. Собаку спасти не смогла, но сама едва не погибла, женщине вызывали бригаду скорой помощи. Собаку САХ бросило там же, где убило. Еще несколько трупов после отстрела пролежали рядом с продуктовыми рядами 15 суток. Ужас какой-то! Невозможно больше терпеть беспредел! Владимир Владимирович, помогите…».
 
В письме В.В. Путину шокированные комсомольчане перечислили лишь несколько эпизодов расправ, вспомнив и ужасную смерть другого пушистого любимца, на лечение которого собирали средства более 200 человек. «Плевком в душу» характеризовали заводчане и истребление нескольких ласковых псов, первыми встречавших и провожавших смены корабелов недалеко от проходной АСЗ. Работники предприятия «Амурская Эра» за свой счет стерилизовали собак. Узнав об объявлении карантина, вызвали ветеринаров для проведения вакцинации животных, которых в один день казнили САХовцы. 24 июня потеряли своих друзей - 13 ухоженных собак - предприниматели с центрального городского рынка. А 26 июня, неподалеку в кустах были обнаружены еще 2 трупа в брошенных второпях мешках.
 
Во дворах главного городского проспекта, где были убиты любимые дворовые собаки, малолетние дети со слезами на глазах теперь выкармливают семерых месячных щенков от растерзанной мамы, о которой еще несколько недель назад говорили: «Смотрите, как наша Альфа похожа на лобрадора Путина»!
 
- Президент РФ и глава региона по инициативе нескольких тысяч комсомольчан уже ознакомлены с целым рядом диких фактов, на которые местная прокуратура и полиция смотрят пока сквозь пальцы, ограничиваясь пространными отписками, - подтверждает председатель общественной организации «ЗООСПАС» Елена Асташова. - Часть обездвиженных четвероногих, все чувствующих и слышащих, уполномоченные органом местного самоуправления чистильщики бросали умирать и разлагаться после окончательного удушения на жилмассивах под палящим солнцем на глазах прохожих. Других полуживых друзей человека, как свидетельствуют очевидцы, муниципальные палачи отвозили на городской полигон бытовых отходов, испепеляя вперемешку с горящей авторезиной. Сколько там теперь очагов заражения?! И лишь небольшой процент собачьих трупов был доставлен на городскую станцию по борьбе с болезнями животных (СББЖ), где специалисты выдавали типовые заключения об отеках легких у жертв муниципальной расправы.
 
Необратимая «утилизация»
 
Тысячи подписантов «Прошения» нацелены «…пресечь грубейшие нарушения действующего законодательства, практикуемые местной администрацией при отлове безнадзорных животных». Юристы констатируют множество очевидных противоправных деяний со стороны муниципальных экзекуторов, которые, в свою очередь, полагают: право на метание в живых существ ядовитых шприцов без разбору, им, якобы, дал глава региона. Хотя, на самом деле, как обращают внимание Вячеслава Шпорта компетентные правозащитники, вполне актуальное и продуманное Распоряжение губернатора (№ 284-р от 24.06.2013) не содержит никаких противозаконных указаний. Просто оно недобросовестно используется властями Комсомольска-на-Амуре как прикрытие их противоправной деятельности…».
 
- При отлове, регламентированном постановлением Правительства Хабаровского края № 159, а также соответствующим нормативным актом градоначальника № 1718-па, прежде всего, требуется соблюдение норм гуманности, - напоминает активист «Единой России» Елена Асташова. - Обязательным является наличие пунктов содержания отловленных животных в течение не менее 6 месяцев, ветеринарный осмотр, карантин и вакцинация. Распоряжение животными иным способом запрещено. В Комсомольске проигнорированы, кроме прочего, нормы СанПиН «Профилактика бешенства среди людей», согласно которым 10 суток необходимо наблюдать изолированное животное, отслеживая характерные для бешенства признаки гидрофобии, светобоязни, агрессии, слюнотечения, паралича нижней челюсти. Эти симптомы могут проявляться только у живого, но не у мертвого существа! Лишь после подтверждения наличия признаков бешенства и соответствующего заключения специалиста, животное могут подвергнуть вынужденной гуманной эвтаназии, после чего голову больного животного направляют в Уссурийскую лабораторию на вирусологическое исследование. Здоровые безнадзорные животные согласно закону не могут быть лишены жизни. Вместо этого, без карантина, без наблюдения специалистов, животных уничтожают на месте отлова, трупы поступают тоннами на полигон. САХ, конечно, завозит некоторые трупы на освидетельствование в СББЖ, не ясно только для чего? Для «галочки», наверное… То, что причина смерти всех убитых животных - отек легких, и так ясно, их для этого и пытали Дитилином. А вот признаки бешенства, даже если убитая собака и была больна, у трупа уже ни один ветеринар без лабораторного исследования не обнаружит. Не связанные моралью и законом, с развязанными от безнаказанности руками, новые «опричники» добивают все живое.
 
Как известно, в Хабаровском крае укусы бешеных собак за последние годы не унесли ни одной человеческой жизни, если не считать летального исхода гражданина спустя несколько месяцев после его столкновения с зараженным лисом в районе имени Лазо. Но там местные власти после тревожного инцидента не стали истреблять всё без разбора лесное зверье.
 
Впрочем, и чиновники Комсомольска-на-Амуре прекрасно знали закон, согласно которому решение об эвтаназии каждого отдельного животного с применением наркоза принимается лишь специалистами городской СББЖ и только при наличии признаков заболевания. Но, метая в азарте «адские шприцы», работники муниципального предприятия Комсомольска-на-Амуре открыто проигнорировали не только федеральные и краевые нормы, но и грубо нарушили Постановление (№1718-па) своего же руководителя - мэра В.П. Михалева.
 
Однако самое страшное в этом управленческом беспределе то, что ни одну из сотен «заживо утилизированных» Спецавтохозяйством собак уже невозможно исследовать на наличие вируса бешенства. Комсомольские управленцы и уполномоченные ими «ловцы», устроив в конце июня неконтролируемую бойню, фактически лишили население возможности получить истинную картину распространения смертельной болезни по городу и его окрестностям.
 
«Можно быть законопослушным, если бы...»
 
Собкор «Приамурских ведомостей» вместе с городскими коллегами и юристами внимательно изучил широко распространенную в Сети аудиозапись так называемой пресс-конференции, организованной в середине июля администрацией города по проблеме «вынужденного истребления животных». Анализ этого «публичного мероприятия» послужил для ряда ведущих независимых журналистов Комсомольска-на-Амуре очередным поводом объявить бойкот муниципальной пресс-службе. Увы, все самые острые и неудобные для чиновников вопросы, как правило, прерывались нервическими безапелляционными репликами со стороны ответственных лиц, а представитель по связям с общественностью Ольга Зайкова буквально обрубала чересчур любопытных журналистов лукавым лингвистическим приемом: «Запишитесь на личный прием и поговорите об этом тэт-а-тэт».
 
Не случайно занервничал и обычно невозмутимый начальник отдела ЖКХ Центрального Округа Комсомольска-на-Амуре Алексей Разин. Он так и не ответил на вопрос о том, как будут подписываться акты о приеме работ по убийству животных и как чиновники собираются оплачивать из бюджетных средств труды САХ, дисциплинированно истребившего вопреки законам сотни здоровых собак.
 
Напомним, только прошлой осенью отдел ЖКХ Центрального Округа заключил с САХ контракты на отлов 323 особей. Чиновники знали, что условий для их содержания у муниципалитета нет. Стоимость отлова одного животного составила по их расчетам 2298 рублей. Лишь во втором полугодии, по подсчетам активиста партии «Единая Россия» Елены Асташовой, бюджет потратил на «отлов» 742 479 рублей. Всего с 2008 года, как уведомил правоохранительные органы председатель «ЗООСПАСА», в результате необоснованного уничтожения безнадзорных животных причинен ущерб городскому бюджету в сумме 3 413 668 рублей.
 
Зато директор МУП «Спецавтохозяйство» В. А. Шаповалов прямо признался, что в его питомнике из более чем 200 «отловленных» этим летом собак, сегодня обитают в вольере только две особи. Он же прямо заявил, что применение препарата Дитилин с помощью пневматического метательного механизма (по словам руководителя САХ он не является оружием) приводит почти всегда к летальному исходу, а эвтаназия проводится на месте отлова по двум причинам: в целях безопасности людей и отсутствия денег на содержание животных.
 
Между тем, к полному саморазоблачению администрации привели недобрые откровения и мысли вслух, прозвучавшие из уст начальника городского управления ЖКХ, носящего фамилию великого русского полководца. Чиновник Александр Суворов заявил (дословно): «Можно быть благотворительным, можно быть законопослушным, …если бы дело касалось людей, но это животные..». Как однозначно поняли все представители СМИ, муниципалитет умышленно не соблюдает в отношении животных законодательство РФ, края и нормативные акты родного города.
 
Более взвешенную информацию довела до приглашенных на «пресс-конференцию» руководитель городской СББЖ. Ольга Стародубова сообщила, что силами местных ветеринаров проведена вакцинация почти 8 тысяч владельческих животных. Однако в списке адресов, где побывали специалисты станции, значится 125 отказников, к которым, возможно, будут применены меры административного воздействия.
 
Однако немало вопросов появляется и при изучении ветеринарных бумаг, сопровождавших в Уссурийскую лабораторию фрагменты 6 убитых животных. Например, у двух четвероногих, без раздумий умерщвленных «ловцами» САХ по указанию пострадавшей комсомольчанки Наталии Щукиной спустя несколько дней после её покусов, головы отделяли, как гласит документ, не в условиях ветеринарного заведения, а на территории некого частного сектора под контролем начальника противоэпизоотического отдела А. В. Щеглюка.
 
«Частный сектор» предполагает городской микрорайон район сельского типа. А покус гражданки Н. В. Щукиной произошел в центре города. Причем здесь "частный сектор"? Если расчленение больного животного произошло среди подворий, значит, именно там теперь находится новый потенциальный очаг вируса. В каких условиях и где на самом деле проходила эта ответственная процедура, и почему подозрительных собак, как положено, не отправили на 10-суточное наблюдение, пока также непонятно.
 
Прощай, наш милый белый...
 
- Высокопоставленным чиновникам Комсомольска-на-Амуре все же стоит ответственней отнестись к федеральным Правилам СанПиНа, регламентирующим борьбу с бешенством, - убеждена председатель «ЗООСПАС» Едена Асташова. - Основные мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают благоустройство населенных пунктов, наличие площадок для выгула домашних животных, а мы видим во дворах переполненные помойки, в домах - сырые и грязные подвалы, вечно загаженные парки. Базовый документ главного санитарного врача РФ обязывает муниципалитет регулировать численность безнадзорных животных, проводить их иммунизацию. Ни того, ни другого в нашем городе не делается (эту фразу вырезать). Необходимо проводить профилактическую иммунизацию лиц, имеющих профессиональный риск заболевания бешенством. У нас  даже «ловцов» САХ привили только после наказания ответственных лиц по моим прошлогодним жалобам в прокуратуру. Вряд ли кто-то проводит и предписанную СанПиН просветительную работу с населением. Почти ничего из приведенного в Правилах муниципалитет не выполняет. Значит, он сам и есть причина возникновения бешенства на территории города?
 
Между тем, чересчур терпеливой общественности Комсомольска-на-Амуре до сих пор так и не ответили: на какие конкретно цели было потрачено около 1 миллиона 800 тысяч рублей, выделенных не так давно в виде краевой субвенции на борьбу с собачьей безнадзорностью? Неужели все эти казенные средства, как и другие деньги налогоплательщиков, пошли на техническую организацию варварских акций с применением смертельных доз Дитилина? Свое обращение к губернатору почти 2 тысячи комсомольчан не случайно подытоживают словами: «Помогите в наведении порядка в нашем городе, остановите бойню. Мы хотим, чтобы чиновники решали проблему безнадзорных животных законными способами».
 
Кстати, автор этого материала, хоть, мягко говоря, и не большой почитатель североамериканского образа жизни, но рекомендует, в свою очередь, организаторам проваленного в Комсомольске-на-Амуре «ликбеза по бешенству» для СМИ обязательно посмотреть на вседоступном сайте телеканала «Зоо ТВ» документальный фильм о совместной работе властей и ветеринарных служб США.
 
К примеру, в штате Оклахома двум специалистам, выехавшим на территорию крупного индейского поселения по просьбе населения, удалось при помощи местных жителей за пару недель профессиональной работы гуманно отловить, вакцинировать, стерилизовать в условиях временно переоборудованного помещения и вернуть в среду прежнего обитания более сотни безопасных для человека безнадзорных животных. Они уже не дадут потомства, кастрированные кобели не соберут стай, а сенат, выделивший для этого относительно небольшие целевые деньги, будет спать спокойно и честно рапортовать обществу и СМИ о мерах, принятых в строгом соответствии с законом штата и уставом индейского поселения.
 
А теперь перенесемся снова в Комсомольск-на-Амуре, где недавно очень дружелюбному и милому «дворянину» Белому горожане всем миром собирали деньги на лечение и операцию по удалению опухоли. С надеждой милосердные жители микрорайона ждали 27 июня. В этот день их любимца должны были оперировать в ветеринарной клинике «Фауна», а после реабилитации определить в приют для животных или в приемную семью. Субботним утром молодой комсомольчанин Сергей Цаплин и его девушка Ирина в приподнятом настроении торопились по лестнице в родной двор с лакомством для Белого. Его должны были везти в клинику. Вышли из подъезда и.. замерли от ужаса. У подъезда стоял зловещий саховский УАЗ с госномером 485. Из окна фургона выглядывал человек с винтовкой и целился в Белого.
 
- Выстрел опередил наши действия, дротик с ядом упруго вонзился в тело, - содрогаются очевидцы трагедии. - От боли и страха пес буквально закричал, как ребенок, и в панике побежал, не разбирая дороги. Мы кинулись вслед. Ноги наши подкашивались, сердце разрывалось, горло сдавило тисками в предчувствии беды. Белый, обмякая, бежал все медленнее по знакомому с детства двору, мимо детей и бабуль, спешащих на дачу. Лапы собаки с каждым мгновеньем слабели, воздуха ему не хватало, легкие ломали грудную клетку. Оглядываясь на людей, он словно вопрошал: «Почему так больно... За что? Как же так...». Нашли его на детской площадке. Раньше догхантеров, которые с мешком для трупов прочесывали двор. Белого занесли в личную машину, помчались в клинику. «Изверги какие», - вздыхали провожавшие его люди. Все надеялись. Очень надеялись, не может быть, что бы все вот так…
 
Ребята, сопровождавшие пса, прямо на автомобильном сиденье делали ему искусственное дыхание. Но Белый не дотянул до лечебницы. Ветеринар констатировал смерть. Журналист, услышав эту историю, почему-то сразу вспомнил строку поэта Николая Рубцова: «Да, собака - друг человеку. Одному. А другому - враг».
 
Юрий Ковалев,
«Приамурские ведомости», 29.07.13
Фото из архива «ЗООСПАС»
http://priamurka.ru