Корреспонденту предоставили возможность первому прослушать пленку переговоров, записанную на центральном пункте связи пожарной части города Владивостока 16 января 2005 года, при пожаре в здании  «ДВ Промстройниипроект» по адресу: проспект Красного Знамени, 59 (в динамике наращивания сил и средств, от получения сигнала до ликвидации пожара). Ранее была обнародована только расшифровка записи на бумаге.

Приводим часть записи – первое сообщение о пожаре, в точной хронологии по времени:

- 12.16. Слушаю вас, - говорит оператора…

- Алло, - слышен голос мужчины, он звонит по «01» в диспетчерскую. - Что-то дымит… Красного Знамени, 59. Дым черный из-под лестницы валит. Пожар какой-то.

- Какой подъезд?

- Там не подъезд. Ну, Красного Знамени, 59. Это офисное здание. Сбербанк, если быть точным…

- В этом здании Сбербанк находится?

- Да, да, да, да…

- Ну откуда дым?

- Дым с лестницы…

- С какой лестницы?

- Лестница. Восьмой этаж. Валит вообще черный дым, ничего не видно. Там вообще дышать нечем, народ уходит…

- Так это вообще не жилой дом?

- Я еще раз говорю, это офисное здание! Здоровенное, прямо на остановке…

- А как попасть, у вас там открыта дверь?

- Да все открыто. Уже народ задыхается.

- Телефон оставьте свой!

- Давайте я вам лучше сотовый оставлю… Фамилия Цыбулин.

- 12.18. Ваш вызов принят…

 

Комментирует действия приморских пожарных полковник внутренней службы Анатолий Кубарев, первый заместитель начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России по государственной противопожарной службе.

Кубарев (нажмите, чтобы увеличить)
Кубарев


Анатолий Сергеевич, сколько пожарными спасено людей?

Сто два человека, из них восемьдесят шесть человек по пожарным автолестницам и шестнадцать человек по внутренним лестницам звеньями ГЗДС (газодымозащитная служба), которые первыми прошли в задымленную зону и вывели людей под прикрытием водяных струй.

Где же все-таки в здании произошел пожар?

Пожар произошел на лестничной клетке между шестым и седьмым этажами. Там была устроена перегородка и сделан архив: хранились документы, буклеты, плакаты.

Почему так случилось, что когда приехал первый пожарный расчет, пламенем было объято несколько этажей? Неужели никто не позвонил по «01» и не вызвал пожарную команду раньше?

По предварительным данным расследования, которое проводит прокуратура Приморского края, пожар возник минут за сорок до того, как поступил первый звонок на диспетчерский пульт «01». Люди, которые были в здании, говорят, что чувствовался запах дыма, но в пожарную часть никто не позвонил…

Когда сообщение о пожаре все-таки поступило в «01», пути эвакуации для многих людей были уже отрезаны. Они даже не могли выйти на лестничную клетку. И самое главное: когда обсуживающий персонал охраны заметил пожар, то никто не сообщил об этом по телефону «01», не предупредил людей, чтобы они быстро покидали здание.

По нашим опросам, некоторые люди все же успели выскочить из помещений, а вот два крайних кабинета, принадлежащих отделению Сбербанка, где в это время продолжали работать девушки, о пожаре ничего не знали. Видно о них все забыли в этой суматохе, прежде всего охрана.

Получается, звонков о пожаре из горящего здания вообще не было?

Получается, что так. Мы прослушали все записи, звонков было три. Первый вы слышали, а два другие поступили, когда пожарные уже были в пути. Первая машина была на месте пожара через пять минут.

Причина возгорания уже известна? Почему загорелся архив?

Сегодня разрабатываются три версии: одна из них предполагает, что это был пожог, другая - неосторожное обращение с огнем, и третья – нарушения правил эксплуатации электрооборудования (в архиве было проведено освещение). Но больше всего мы склоняемся к версии, что пожар произошел, скорее всего, от «неосторожного обращения с огнем от малокалорийного источника», поскольку по объяснениям очевидцев развитие пожара в начальной его стадии продолжался значительное время.

Тогда как огонь мог так быстро распространиться по зданию?

Для развития любого пожара в динамике есть определенное время. Стремительному развитию пожара в здании «ДВ Промстройниипроект» послужило то, что пожарную охрану никто вовремя не вызвал, и когда температура на лестничной клетке сильно повысилась, лопнули оконные стекла, интенсивно стал поступать свежий воздух, и появился конвективный поток. После этого пожар горел как в аэродинамической трубе. Огонь моментально распространился в коридоры. А наличие горючей отделки позволила ему быстро распространиться по верхним этажам, коридорам и кабинетам.

Почему было недостаточно автолестниц, чтобы спасать людей?

Пятидесятиметровая пожарная лестница из спецчасти прибыла в 12.26, то есть через 8 минут после звонка на «01». В момент приезда, площадка около горящего здания была заставлена автомобилями. За счет козырька перед входов в здание, лестница не смогла достать до верхних этажей.

Когда пожарные стали выдвигать лестницу, с окон на нее стали прыгать люди и водитель фактически не смог довести ее до окон, откуда вырывалось пламя. На одном колене лестницы не должно быть более одного человека, а там уже выстроилась цепочка из людей. Водитель даже не мог раздвинуть упоры для устойчивости машины, так как впритык стояли легковые автомобили, не говоря уже о каких-то советах от прохожих, маневрировать. Водитель боялся, что лестница вообще может переломиться.

Сколько времени заняло тушение пожара?

Локализация пожара была объявлена в 13.55. Очагов пожара уже не было. Тушение заняло один час тридцать минут. Но полностью тушение пожара завершено в 18.00, когда пожарными были проверены все помещения.

Почему здание «ДВ Промстройниипроект» не проверялось пожарными инспекторами с 2001 года?

Законом «О защите прав юридических лиц и предпринимателей» определено, что проверки пожарных инспекторов могут быть не чаще одного раза в два года.

В 2001 году собственник здания «ДВ Промстройниипроект» стал интенсивно распродавать свои площади. Сейчас там 22 собственника, а хозяина здания как такового нет. Кого проверять? На чье имя выписывать предписания?

Именно в том году инспектором Госпожнадзора было выдано предписание о запрещении всяких перепланировок в здании. Однако самовольные перепланировки были. Мы взяли акты БТИ и проектные решения по этому зданию, и увидели, что в центральной его части должны быть световые карманы (холлы). Теперь их нет. Они были самовольно перегорожены и там сделаны кабинеты. Естественного освещения в коридорах уже не было.

Правила пожарной безопасности (ППБ) и федеральный закон «О пожарной безопасности» однозначно говорят о том, что ответственность за пожарную безопасность зданий и сооружений лежит непосредственно на их руководителях.  Поэтому когда в 2001 году «ДВ Промстройниипроекту» было выписано предписание, в том числе с требованием «отремонтировать пожарную сигнализацию» и «проверить внутренние пожарные краны», никто их не исполнил.

Почему для падающих из окон людей не натягивали тенты?

Пожарные приехали без брезентовых тентов (натяжных полотен), так как на вооружении таких устройств нет. Если бы они даже были, то чтобы натянуть его, необходимо не менее сорока человек. Его натягивают на высоте полуметра и представляете, если туда с девятого этажа бросается человек… Он просто напросто прогибает до земли брезент и погибает. На тент можно прыгать со здания не выше третьего этажей. И когда незнающие люди предлагали пожарным растягивать брезент, это была самая настоящая провокация к массовым прыжкам, тогда людей погибло бы гораздо больше…

Вывод московской комиссии, оценившей действия пожарных при пожаре 16 января во Владивостоке – лаконичен и справедлив: «в целом, личным составом Государственной противопожарной службы проведены все необходимые меры по спасению людей в сложившейся обстановке. Сотрудниками ГПС проявлены высокие морально-психологические качества, а также решительность, мужество и слаженность в действиях…».