Протест    

 

«Я, Кулагина Мария, участница муниципального этапа олимпиады школьников по технологии, протестую против нечестных итогов, выгодных для ведущего специалиста управления образования Елены Семеновны Пономаревой и начальника  управления образования Ванинского муниципального района Аркадия Евгеньевича Реутт. С протестом я обратилась в СМИ, так как осталась одна в борьбе за справедливость.

 

М. Кулагина
М. Кулагина

 

Каждый год участники олимпиады школьников по технологии создают свои новые проекты. 13 декабря 2011 года в п. Ванино состоялась очередная олимпиада и в ней приняли участие семь школьников. Пять из них показали свои проекты в электронном виде, печатном варианте, при этом представляя жюри модель своего проекта. Их видели все. А два участника олимпиады не представили защиту своих проектов, но в результате подведенных итогов один из них стал победителем.

 

Тогда зачем мы, школьники, каждый год создаем новые проекты для участия в муниципальном этапе олимпиады, если можно получить диплом победителя без проекта? Я считаю, что участница, не показавшая свой проект, не может быть победителем. Олимпиада должна проходить в равных условиях для всех участников, иначе она не имеет смысла.

 

На следующий день после олимпиады я обратилась к директору своей школы с просьбой разобраться по поводу несправедливого решения жюри, ведь засчитали баллы участнице за проект, уже ранее использованный и оцененный на олимпиаде в прошлом году.

 

Директор обратилась в управление образования к Е.С. Пономаревой, но получила отказ о каком-либо изменении, со ссылкой на сайт «Хабаровский краевой институт развития образования», на котором в форуме «Особенности организации муниципального этапа» было написано, что ранее представленные проекты можно представлять и оценивать повторно. В подтверждение своей правоты она отправила на электронную почту нашей школы распечатанную страницу с сайта. Я прочитала эту страницу, но там написано обратное: «Если был представлен законченный проект, который уже когда-то использовался при защите, то он не оценивается, если проект доработан, изменено содержание исследования, расширено, то это лонгэтюдный проект, имеющий новую исследовательскую ценность. Членами жюри принимается решение по итогам защиты представленных работ».

 

22 декабря я лично обратилась к Аркадию Евгеньевичу, а 26-го предоставила ему протест в письменной форме, на что он ответил, что результаты никто менять не собирается. Поэтому я вынуждена была 28 декабря обратиться к министру образования Хабаровского края А.А. Базилевскому.

 

12 января 2012 года я получила письменный ответ от Аркадия Евгеньевича Реутт, в котором было сказано, что результаты не могут быть пересмотрены. Считаю, что это не ответ, а отписка. На этом примере я и пришла к выводу, что подобные «итоги» почему-то выгодны для руководства управления образования, а от подобных действий и бездействий страдают и получают унижение школьники. Выходит, учителя, даже члены жюри, не в силах высказаться против мнения руководства и  школьник остается один на один со своей проблемой…».

Кулагина Мария

п.Токи Ванинский район

 

Объяснительная  на трех листах

 

Итак, после новогодних праздников Маше пришел подробный ответ, в заключительной части которого сказано, что были рассмотрены обстоятельства организации работы жюри и сделан вывод: «…Результаты олимпиады пересмотрены быть не могут. С уважением, начальник управления образования А.Е. Реутт»

 

То, что школьница, не поверив глубокоуважаемому Аркадию Евгеньевичу, проявит недетскую настойчивость и отправит свой протест дальше – министру, а потом и губернатору, возможно для районных управленцев и было большой неожиданностью, но, когда из края начинают требовать разъяснений, приходится отвечать. В том числе и начальству.  Разумеется, объяснительные потребовали и с членов жюри. Вот только в их рядах к этому времени уже произошел раскол, чему причиной стали противоположные точки зрения. Остановимся на одной из них - оказавшейся в меньшинстве.

 

На трех листах написала свое мнение о прошедшей олимпиаде учитель  технологии Надежда Ивановна Матушкина.   А в откровенном разговоре с корреспондентом объявила и о принятом решении: «После того, что произошло,  больше работать в жюри не хочу» (кстати, не она единственная).

 

Так что же заставило засомневаться? «За четыре года, что я в жюри, такого еще не было, - говорит Надежда Ивановна. -  Во-первых, заявили проект, который был победителем в прошлом году, якобы, как доработанный.  Во-вторых, все, в том числе и дети, видели, что проект не был представлен. А ведь раз он был доработанным, то, по сути дела, новым и его просто необходимо было представить…  Свою ошибку я поняла лишь потом... Нужно было сразу спросить, почему мы ставим баллы за то, чего не видим, но засомневалась, поскольку точно не знала, можно так или нельзя, а убедили, что можно…»  

 

Не высказались «против» и другие. Смалодушничали? Не захотели  портить отношение с руководством? Были не компетентны или, наоборот, понимали, что к чему? Впрочем, отвечать на неудобные вопросы не пришлось. Чиновники из министерства образования края, проведя свое «служебное расследование», полностью поддержали коллег из управления образования района.

 

Служебное расследование

 

«Уважаемая Мария!  Министерство образования и науки Хабаровского края в ответ на Ваше обращение о несогласии с результатами олимпиады по технологии поясняет. Администрацией, специалистами управления образования администрации Ванинского муниципального района по фактам, изложенным в Вашем обращении, было проведено служебное расследование.

 

Согласно п.30 Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 декабря 2009 года №695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников организаторами указанного этапа определяется состав оргкомитета и жюри. Состав жюри муниципального этапа олимпиады утвержден приказом начальника управления образования Ванинского муниципального района от 07.11.2011 №414 «О порядке проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году». В состав жюри входят квалифицированные педагоги, которые работают в одном составе в течение 4 лет, что не противоречит Положению о всероссийской олимпиаде школьников.

 

На основании методических рекомендаций центральной методической комиссии 2012 года (автор Кожина О.А.) на защиту учебных творческих проектов каждый участник олимпиады представлял выполненное изделие и пояснительную записку. Оценка творческих проектов осуществлялась по следующим критериям: - пояснительная записка – общее оформление, обоснование проекта и формулировка задачи, разработка опорной схемы размышления, анализ идей, описание технологии изготовления изделия, экономическая и экологическая оценка изделия, описание окончательного варианта проекта; - изделие - оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая и социальная значимость; - презентация проекта – формулировка проблемы, четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний и эрудиция, ответы на вопросы.

 

В ходе проведения олимпиадных испытаний  … был представлен доработанный проект в соответствии с требованиями всероссийской олимпиады школьников. Членами жюри было принято коллективное решение проект  … публично не заслушивать в связи с тем, что он был представлен в печатном и электронном вариантах. Во время принятия решения ни один из членов жюри не настаивал на заслушивании проекта, в том числе и Ваш учитель Матушкина Н.И. (в протоколе отсутствует особое мнение члена жюри).

 

Для пересмотра результатов олимпиады необходимо подавать апелляцию до подведения итогов муниципального этапа олимпиады по технологии. В связи с этим в настоящее время результаты олимпиады по технологии не могут быть пересмотрены или аннулироваться…

 

Руководителю управления образования администрации Ванинского муниципального района А.Е. Реутту указано на недостаточную работу по организации разъяснительной работы среди учащихся муниципального этапа олимпиады».

 

Сюрприз для Маши

 

Этот ответ из Хабаровска, под которым подписался не министр (а ведь именно к нему обращалась Маша Кулагина), и даже не его первый зам, а и.о. первого заместителя министра, пришел в поселок Токи после того, как Маша сама позвонила в министерство и спросила, когда же ей ответят, ведь прошел уже месяц?! А впрочем, теперь уже и неважно, кто поставил под  ответом подпись. Собрав скопившиеся за месяц отписки, Маша пришла в редакцию…

 

Звоню автору министерского ответа и.о. первого заместителя министра – начальника управления реализации государственной  образовательной политики В.Г. Хлебниковой, но она отвечает, что мне нужно вовсе не к ней. И советует позвонить Зеленковой (кто такая, я не успела спросить). В свою очередь, Зеленкова переадресовывает меня к Плотниковой: «…именно Валентина Ивановна  отвечает за олимпиады, и занималась этой жалобой, но она будет только завтра…».

 

На следующий день опять звоню в краевое управление: «Здравствуйте!  Как же так?..»

 

У Валентины Ивановны очень мягкий, но убедительный голос и она уверяет, что разбиралась по жалобе Маши тщательно… Но все равно решает записать мой телефон, чтобы созвониться, если завтра вдруг возникнут вопросы. При этом дважды советует мне обязательно поговорить с Аркадием Евгеньевичем!

 

А назавтра был …сюрприз. Валентина Ивановна  позвонила Машиной маме и со словами «мне стало известно, что Маша хорошо учится и творческий человек», заявила: «Я  считаю, что Маша должна ехать на эту олимпиаду и принять в ней участие!». «Но ведь отъезд уже сегодня, а до поезда осталось полтора часа?» - чуть не упала от удивления мама, но Валентина Ивановна была непреклонна и твердо пообещала все вопросы решить.  Вот только свершиться «чуду» помешала извечная российская нужда – в управлении образования на билет для Маши не нашли денег…

 

Мечта  о Хатико

 

- Маша, а что такое протест?

 

- Это возмущение, когда человек не согласен с чем-то и он против несправедливости.

 

- А ты понимаешь, что победила?

 

- Не совсем, осталась неопределенность, ведь взрослые так и не признали свои ошибки. Я добивалась не того, чтобы меня отправили на краевую олимпиаду, а чтобы было вынесено справедливое решение. Все произошедшее оставило негативный отпечаток в душе и полное разочарование во взрослых. Но для меня все это будет уроком.

 

- Ты была в одиночестве или все-таки ощутила поддержку?

 

- Большое спасибо Надежде Ивановне, подруге Насте и моей маме.

 

- Согласись, в жизни бывает всякое, и каждый человек может совершить ошибку, главное, суметь ее исправить. А как ты воспринимаешь неудачи – переживаешь, опускаешь руки, сердишься?

 

- Переживаю, но к неудачам стараюсь относиться с оптимизмом.

 

…На все вопросы Маша отвечает по-взрослому – серьезно. И тут же становится непосредственным ребенком, когда речь заходит о любимой игрушке – мягком розовом зайке, подарке от подружки Насти. Ну а о любимом фильме про Хатико, немногословная по натуре, она говорит, пока не остановишь. И я не останавливаю, хотя знаю историю Хатико почти наизусть:

 

- Хатико – это собака. Когда-то у Хатико  был очень добрый  друг – профессор. Каждое утро он садился в поезд и уезжал в университет, а Хатико его провожал. Вечером он приходил на станцию и встречал своего любимого хозяина. Но однажды хозяин не вернулся, потому что умер. А Хатико каждый день продолжал приходить на станцию к вечернему поезду и встречать его.  Люди были удивлены такому поведению собаки, они полюбили Хатико и приносили ему еду.  Прошло несколько лет и преданность собаки стала для всех образцом. Учителя и родители ставили Хатико в пример детям, а дети мечтали о собаке, которая никогда бы их не предала…

 

Татьяна Седых.

«Мое побережье»

п.Ванино

.