На минувшей неделе в Хабаровске завершилось расследование громкого уголовного дела в отношении заведующего отделением реанимации горбольницы № 11 и двух его подчиненных - врачей анестезиологов-реаниматологов. По версии следствия, они вымогали с пациента 200 тыс. руб. - за более качественное лечение. Скоро делом врачей займется суд. Однако своеобразные судебные прения по этому делу уже состоялись на одном из форумов в интернете.

 

Участники дискуссии разделились на два лагеря. Одни клеймили позором отступников от клятвы Гиппократа. Другие, наоборот, яростно защищали врачей. Среди первых были в основном пациенты. А в числе вторых угадывались исключительно врачи. И неудивительно. У них сейчас огромной популярностью пользуется «крамольная» публикация «Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа». Оказывается, великий древнегреческий эскулап никогда не призывал врачей оказывать помощь бескорыстно. Очевидно, что в российском здравоохранении вызревает революционная ситуация: когда верхи не могут, а низы - не хотят…

 

Китайский пациент

 

Напомним, в первую рабочую неделю 2010 года бригада реанимационного отделения хабаровской горбольницы №11 была поймана, как тогда сообщалось, на взятке в 200 тыс. руб. Такую крупную сумму реаниматологи намеревались получить с граждан Китая. Их 20-летний соотечественник пострадал в ходе бытовой ссоры с одним из своих соплеменников. Исчерпав словесные аргументы, тот схватился за нож. Неотложка доставила китайца в больницу с множественными ножевыми ранениями. Одно из них было в брюшную полость и представляло реальную угрозу для жизни пациента.

 

Как и положено, его прооперировали и поместили в реанимационное отделение, учитывая тяжесть состояния. Однако при этом руководство отделения потребовало от земляков раненого китайца 200 тыс. рублей. Мол, за более качественное лечение и индивидуальный уход. Подруга пострадавшего китайца, зная, что лечение у нас бесплатное, сообщила в милицию о вымогательстве. При передаче денег врачей и задержали.

 

В отношении завотделением реанимации и двух врачей-реаниматологов (их фамилии до сего дня не разглашают) поначалу возбудили дело по ч.4 ст.290 УК («Получение взятки»). Более того, прокуратура сразу обратилась в Индустриальный райсуд Хабаровска с ходатайством об аресте двоих из них. Однако суд отказал, поскольку руководство больницы охарактеризовало этих своих сотрудников исключительно с положительной стороны.

 

В первых своих комментариях пойманные за руку реаниматологи ссылались на то, что деньги - спонсорская помощь от коммерсантов. Раненый китаец работал на рынке «Выборгский». Правда, ранения он получил в общежитии на Пятой площадке, где проживал со своими соотечественниками.

 

Реанимационной бригадой, которой вначале инкриминировали мздоимство, занялись сотрудники специального милицейского подразделения по борьбе с коррупцией. Потом дело передали в следственное управление СКП по Хабаровскому краю. В итоге сейчас врачи обвиняются по ч.3 ст.30, ч.3 ст.159 УК («Покушение на мошенничество»). По версии предварительного следствия, врачи сообщили иностранцам ложные, не соответствующие действительности сведения относительно платности медицинских услуг.

 

К слову, пострадавший китаец поправился. Его здоровью уже ничто не угрожает. Зато врачам, которые вытащили китайца с того света, грозит тюрьма. На минувшей неделе их дело передано прокурору для утверждения обвинительного заключения и последующего направления в суд.

 

Тяжкий красный крест

 

В интернете на сайте «27-й регион» (http://www.27region.ru/forum/viewtopic.php) медиков судили не по закону, а по совести. Пациенты, которые участвовали в виртуальной дискуссии и поддерживали сторону обвинения, не раз вспомнили клятву Гиппократа. У далеких от медицины граждан давно сложилось мнение - коль врачи давали такую клятву, то обязаны всех лечить бесплатно и бескорыстно, не щадя своих сил и времени. И вообще ангелоподобным существам в белых халатах не нужны никакие материальные блага. Не случайно сами медики невесело шутят: «После принятия врачом клятвы Гиппократа на его шее затягивается стетоскоп, а на жизни ставится большой красный крест».

 

Один из хабаровчан, судя по всему, работник правоохранительных органов, обозначивший себя ником «Матроскин», заявил: «Врач обязан полностью выкладываться в размере должностных обязанностей».

 

В ответ 31-летний хабаровчанин, явно имеющий отношение к медицине, поинтересовался у Матроскина: «Ты кем работаешь, если не секрет? С чего ты взял, что врач чем-то отличается от любого менеджера среднего звена? Врачи что, люди второго сорта? У него такие же хотелки, как у тебя. На него также наплывает хандра и лень. Он так же злится на свое начальство и на маленькую зарплату. И ничем он тебе не обязан, он давал клятву не вредить, а не работать бесплатно. …Врач не в рабстве, он отвешивает пилюлек ровно на те три рубля, которые за тебя платит государство. Не согласен с этой суммой - пиши письмо Путину, может, добавит».

 

Матроскин парировал, мол, врач отличается от прочих тем, что его недоработки (или отлынивание от работы) приводят к смерти или другим проблемам со здоровьем. «Обязан ли мне врач-бюджетник? Обязан. Как и я обязан чем-то ему. Например, соблюдением УК РФ, - заявил он. - Иначе наступит хаос. Врачи работают не бесплатно. Я плачу, и другие платят налоги, которыми оплачиваются бюджетники. И одно дело, когда действительно в больнице нет лекарств либо операция требует официальной оплаты, но совсем другое дело, когда какой-то скот кладёт лекарства себе в карман и отказывается полноценно лечить».

 

Защитника медиков возмутила непонятливость оппонента-обвинителя: «Ну, опять двадцать пять! Да, врачи работают не бесплатно, а ровно столько, сколько им платят. У них в обязанностях не прописано - за эти деньги носить пациентов на руках и лично засовывать им пилюльки в желудок. Не нравится? Претензии к их работодателю, а не к работникам. И что значит «не полноценно лечить»? Если есть показания к определенному виду лечения, врач будет лечить больного этим способом. А если можно сделать для него нечто большее, то уже извините, придется врача чем-то заинтересовать».

 

А вот что пишет Матроскину один из хабаровских врачей:

 

«Хочешь побыть в шкуре врача? Давай попробуем. Представь, что у тебя пациентка, которой надо вырезать больной орган (матка, например). Для этого есть все показания - запущенная стадия рака, опасность смерти пациента и т.д. У тебя есть два возможных решения. Можно удалить за 10 минут и забыть. И никто за это тебя не осудит - это по правилам. А можно лечить человека неделю, другую, пытаясь спасти орган.

 

Но есть шанс, что будет хуже, что нужны дорогие лекарства, которых нет в больнице, и не ясно, достанет ли их пациент, а еще вдруг пациентка может случайно помереть ночью, когда ты спишь, от осложнения. И за это на тебя заведут дело, ведь ты мог отрезать, и она была бы жива, но не стал, будут разбираться почему, таскать на комиссии. А еще нет дорогого оборудования для безоперационного лечения. Да мало ли - куча головняков!

 

А у тебя, между прочим, в палатах еще 20 человек лежат с такими же диагнозами! И всем прописано удаление! И за всех них государство платит такие копейки, что даже на удаление еле хватает бинтов и перчаток. А еще у тебя подработка есть в частной клинике - там у тебя почасовая, платят за консультации. Ведь сыну тоже надо хорошие игрушки покупать. А еще по субботам у тебя прием в ведомственной поликлинике - там тоже немного платят. Ведь и жене надо иногда сапоги обновить. А еще ты пишешь диссертацию, чтобы степень получить. И на все это надо время, время, время... И вот ты пашешь с утра до вечера, а денег даже 20 000 р. в месяц не набирается, и это с дежурствами и двумя ставками!

 

А еще тебя обещала убить какая-то бешеная мамаша, дочка которой померла во время операции. Хотя в том нет твоей вины, больной уже ничем нельзя было помочь. Но попробуй это объяснить людям, которые ничего не соображают в медицине. В их глазах ты все равно будешь убийцей. Дальше продолжать?

 


В общем, если хочешь, чтобы твою матку спасали, заинтересуй врача! Потому что у государства нет денег на спасение твоей матки. Только оно официально об этом тебе не скажет, скрывая реальность за банальной, ни к чему не обязывающей фразой - «бесплатная медицинская помощь населению».

 

Примерно так Матроскин и его оппоненты пытались разрешить древнейшую дилемму: да, с одной стороны труд врача (как и всякий другой общественно полезный труд) должен быть справедливо оплачен, а с другой - гуманная природа медицинской профессии предполагает бесплатное и бескорыстное оказание согражданам медицинской помощи.

 

А о чем была клятва?

 

Вот что по этому поводу пишет доктор медицинских наук, врач-онколог, эксперт Международного комитета по защите прав человека Олег Бобров - автор уже упомянутой «крамольной» публикации «Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа» и термина «медразверстка»:

 

«Однажды создав миф о клятве Гиппократа, общество надежно законспирировало первоисточник (а был ли он вообще?) и стало настойчиво поддерживать в социуме иллюзорное представление о враче. Постепенно социум так поверил в этот миф и привык к лубочному образу бесправного врача-бессребреника, то ли юродивого, то ли монаха-отшельника, начисто лишенного материальных и духовных потребностей, что при любой попытке врачей изменить свое положение в обществе апологеты мифологии стали ссылаться на эту приснопамятную клятву - «Поклялись? Терпите!!!» А кто клялся? Кто из сегодняшних врачей давал клятву Гиппократа в ее первозданном виде? А кто из грозных и непримиримых общественных надзирателей ее читал и вообще знает, о чем она?»

 

По версии г-на Боброва, так называемая «клятва Гиппократа» ему, Гиппократу, не принадлежит. Когда древний грек умер (377 год до н. э.), такой клятвы не было и в помине. Как и многое другое, ему приписали эту клятву в позднейших компиляциях его трудов: «В действительности же сочинения Гиппократа, как и сочинения нашего дорогого Леонида Ильича Брежнева, представляют собой конгломерат из произведений различных авторов, и выделить из них подлинного Гиппократа практически невозможно. Наиболее распространенная сегодня версия клятвы - так называемая Врачебная заповедь, опубликованная в 1848 году в Женеве».

 

Он привел полный текст заповеди, которую у нас все называют клятвой Гиппократа (читатель может ознакомиться с этим текстом самостоятельно). «Ну и о чем, по вашему мнению, говорит клятва Гиппократа? Согласитесь, совсем не о том, чтобы, светя другим, сгореть самому и превратиться в огарок. Даже в этом «причесанном» тексте нигде не написано, что врач должен лечить бесплатно и бессловесно терпеть наплевательское отношение общества к себе», - констатировал г-н Бобров.

 

Кстати, в Древней Греции врачи безбедно жили за счет гонораров от пациентов. Хотя уже в те древние времена Гиппократ понимал важность благотворительности для саморекламы. В «Наставлениях» своему ученику он советует: «Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему. …Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании - быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности».

 

Выходит, отсутствие проявлений благодарности со стороны спасенных заслуживает упрека даже с точки зрения Гиппократа? Более того, в самых старинных версиях «клятвы» упоминается, что врач даже обязан не оказывать (!) помощь всем бедным людям - дабы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес…

 

Настоящих буйных мало

 

В чем же причина поразительной жизнестойкости мифа о клятве Гиппократа? Об этом автор нашумевшего «бестселлера» Олег Бобров рассудил так:

 

«Образ врача-бессребреника - чрезвычайно выгодная пропагандистская находка. Этим образом в сознание социума настойчиво закладывалась и закладывается мысль, что врач обязан быть нищим. Общество сегодня начисто забыло и никак не желает вспомнить, что труд врача чего-то стоит. ...Если врачу за его высококвалифицированный труд платят нищенскую зарплату, которая ниже вознаграждения уборщицы в офисе сомнительной фирмы, то это является разновидностью социальной несправедливости. ...Популистское требование бесплатного здравоохранения, столь популярное и среди политиков, и среди населения, привело фактически к «медразверстке» - насильственному отчуждению за бесценок того, что составляет собственность медработников - их труда, квалификации, знаний и талантов. Это форма вопиюще несправедливого общественного насилия над медиками».

 

Едва ли не каждый российский врач когда-то задавал себе риторический вопрос: а почему, собственно, смазливая певичка за кривляние «под фанеру» может заломить многотысячный гонорар, таксист не повезет бесплатно, нотариус без «уважения» не выдаст справку, гаишник за «спасибо» не пожелает счастливой дороги, адвокат не приступит к ведению дела, официант без чаевых не обслужит, парикмахер не пострижет, а он, врач, спасающий их жизни, по прихоти этого общества лишен права назвать цену своей работы?

 

Страшно, что загнанные в угол врачи вымещают проблемы на пациентах. Беда, что пациенты постоянно выражают недовольство врачами. Кто разорвет замкнутый круг? «Пока сами медики не вспомнят о своем профессиональном достоинстве, положение не изменится», - считает доктор Бобров.

 

Похоже, его услышали в хабаровской медицинской среде, где тезисы г-на Боброва в эти дни очень популярны - статья переходит из рук в руки, из халата в халат. Начиная с весны протестные настроения витали едва ли не во всех реанимационных отделениях клиник города. Например, в горбольнице № 10 специалисты открыто заявили, что «решили искать альтернативные источники доходов, устав от нищенского существования, в которое их ввергли федеральные и городские чиновники». К примеру, врач высшей категории с 20-летним стажем, работая за одну дневную ставку, в месяц не получает и 10 тыс. руб.

 

«По телевизору только и слышишь, какие у нас врачи недобросовестные - пациентов гробят, взятки берут, - заявил одной из местных газет анестезиолог-реаниматолог Алексей Изосимов. - А вы попробуйте нормально работать за такие деньги. У меня жена в декретном отпуске, она не работает, и старший ребенок еще есть, как я их должен кормить на 9 тыс. руб. в месяц?»

 

Однако другие хабаровские врачи не поддержали реаниматологов активно. «Настоящих буйных мало. Ведь при проведении всех этих реформ они даже не пикнули», - констатирует один из врачей. Действительно, рабочие сидели на рельсах, учителя голодали, а медики только ныли и работали.

 

«С одной стороны, это связано с тем, что советские врачи (а сейчас у нас работают в основном именно советские врачи) - народ ужасно корпоративный, несамостоятельный и полностью зависимый. Всю жизнь они «стараются соответствовать» жестким и сложным правилам системы. Дисциплина в медицине на самом деле гораздо круче, чем в армии, - потому что речь идет об очень большой ответственности. В результате при внешней важности врачи становятся удивительно бесхребетными», - замахивается на коллег доктор Бобров.

 

Однако сегодня некоторые врачи уже не боятся открыто высказывать совсем «крамольные» мысли. Экономической аксиомой является положение о том, что снижение размера зарплаты ниже прожиточного уровня неизбежно приводит к тому, что соображения выживания начинают преобладать над профессиональным долгом и обязательствами перед пациентами. Морально-этическими нормами не прокормишься и без денег не проживешь.

 

Одними из жертв современного мифотворчества на ниве медицины могут оказаться реаниматологи 11-й горбольницы. Да, у судебного процесса будет мощный фон негативного отношения общества - дескать, пытались обобрать зарубежных гостей… Так как же быть с нашей «бесплатной» медициной? Не пора ли развеять и этот миф? Право же, не так уж много от него осталось…

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», № 38

http://www.habex.ru/paper/116/1560/

 

Клятва российского врача

 

После распада Советского Союза «клятва Гиппократа» была заменена на клятву российского врача («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», ст.60). Лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения РФ, при получении диплома врача дают клятву врача следующего содержания:

 

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

 

Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.