Автор текста Сергей Феоктистов (в центре) и Григорий Буденный - музыкант ансамбля В.А. Рейтнардта (Румянцева) с песней «Шуми, Амур». Хабаровск, 1942 год.
Автор текста Сергей Феоктистов (в центре) и Григорий Буденный - музыкант ансамбля В.А. Рейтнардта (Румянцева) с песней «Шуми, Амур». Хабаровск, 1942 год.
«Я - поэт, и этим интересен...»
(В.В. Маяковский).
 
Дальневосточники помнят знаковое имя военного журналиста и поэта Феоктистова Сергея Георгиевича (14 июля 1913 - 1999), носят в сердце его песни и патриотические стихи боевых 40 - 50-х годов, острые басни и куплеты периода «Оттепели» 60-х, сказки для детей и взрослых из 70-х годов, сонеты и притчи о реформах 80-х, памфлеты и фельетоны лихого десятилетия паралича власти в конце века.
 
Медийный литератор подполковник Сергей Феоктистов работал и жил событиями Дальнего Востока, два десятилетия возглавлял поэтическую секцию Хабаровского отделения Союза писателей СССР, был вдохновителем «Литературных четвергов» в годы войны, руководителем поэтических вечеров и конференций в Литературном Доме на улице Комсомольской, активным организатором краевых семинаров работников печати, «Запевалой» важнейших культурных событий Приамурья.
 
Член Союза писателей СССР регулярно выезжал на встречи с читателями в воинские части, районные и областные центры дальневосточного региона, и всегда предметно, целенаправленно и тщательно готовил к выступлению поэтическую новинку.
 
Следуя принципу docendo discimus («уча-учусь» - лат.), наставник - фронтовик записывал вопросы, замечания и дополнения слушателей для домашней подготовки к следующей лекции или «авторскому концерту». Молодые пииты провокационно воспрошали патриарха дальневосточной поэзии: Как создать удачный текст песни? Как научить стихи звучать хором или соло?
 
Свои поэтические выступления Сергей Георгиевич любил заканчивать шуткой: «учау-чу»; так звучала его любимая поговорка по-китайски.
  
К 100-летнему юбилею «Приамурского Запевалы» проводились литературоведческие пробы анализа музыкальных дарований и песенных успехов дальневосточного Поэта, «солнечного и звонкого участника приамурских праздников и Ассамблей ХХ века».
 
Высказывались мнения, что «песня «Шуми, Амур, шуми, наш батюшка» (1942) - всегда была частью жизни,  службы и культуры Дальнего Востока», а Сергей Феоктистов лишь удачно стилизовал народную песню (С. Красноштанов, 2003; Б.В. Панков, 2003, 2007, 2009, 2012).
 
«Репины всегда приходят из Чугуева».
(П. Бажов, 1955).
 
Музыкально - поэтический талант подмосковного самородка раскрылся в песнях 30-х годов советской эпохи. Первые музыкальные впечатления Сергей получил на посиделках и гуляньях в беднейшей подмосковной деревне, где до сих пор сельчане помнят его частушки и припевки:
 
Ах, Бережки, Бережки! / На обед - с лебедой пирожки,
Самовар на сосновых шишках, / А зимою - дырявые крыши.
 
Заметив музыкальные способности пятого сына большой крестьянской семьи братья подарили «Мизинчику» нехитрую гармошку. Односельчане быстро оценили певческие способности, нарастающий набор наигрышей и задушевность Припевок подростка и одаривали гармониста пирогами со своих семейных праздников. Сергею не довелось учиться музыкальной грамоте.
 
Природный музыкальный слух впитывал разнообразие, запоминал переменчивость, благозвучие вокального слова. В общении с сельскими музыкантами Малец накапливал практические навыки коллективного пения и музицирования.
 
Пути поэта в музыку всегда тернисты. В маршевых куплетах школьного гармониста отчётливо слышны подражания взрослым песенникам.
 
На комсомольских и красноармейских песнях поэтического наставника Алексея Суркова росли и учились студенты Коломенского педагогического техникума 30-х годов. Музыкальный Сергей тщательно разбирал песни своего кумира Алексея Суркова, руководителя Студии рабочих поэтов в Коломне.
 
Столичный мэтр учил молодёжных поэтов слышать бурные ритмы общественных событий, а Песни - марши сочинять на популярные мотивы I пятилетки. На литературной практике будущие филологи постигали основы стихосложения. Пролетарские песни «поэтов - ударников пятилетки» московский воспитатель называл «изначальной поэзией от станка» (А. Сурков). Напевность и звучность песен студенческого театра определялись синтаксическим и ритмическим строем стихов заводских авторов.
 
Со времён авиа-джаза курсант - морлёт Сергей Феоктистов считался уже «заправским песенным поэтом», ведь его стихи в авторских выступлениях звучали в музыкальном сопровождении.
 
Он искал дружбы с самодеятельными и профессиональными композиторами Краснодара, старался «работать с ними у инструмента». Исполнители различных вокальных жанров были частыми его гостями и соучастниками создания концертных номеров.
 
Судьба песенной музыки загадочна, переменчива и трудно предсказуема. Времена меняют музыкальные стили, как моду. Сегодня многое забыто из ярких песенных удач ХХ века. Современные песенные жанры тяготеют к перформанс - яркому театрализованному представлению (шоу), синтезирующему в себе вокал и аккомпанемент, антураж света и декораций, пластику танца, акробатики и цирковых элементов, как в телевизионных представлениях «Достояние республики». Одновременно при присуждении музыкальной премии «Грамми-2010» поклонники группы «Мон джони» проголосовали за композицию альбома «1986».
 
Огромное песенное наследие Сергея Феоктистова достойно рассмотрения в разных аспектах:
 
- «Музыка поэтического слова» - объединила художественное богатство ритмики, приёмов и жанров автора. Народный язык и стилистика, образность, лиричность и эмоциональность Песен разных лет сохранили самостоятельную литературную ценность текстов, которые глубоко и богато звучат а сapella.
 
- «Поэзия в музыке»: патриотический дух и народный гуманизм стихов окрашены яркой красочностью, задушевностью и мелодичностью. Богатство актуальных тем, форм и сюжетов в стихах С. Феоктистова вдохновляло музыкантов нескольких поколений на создание массово-хоровых композиций, лирических и романтических песен разных стилей и жанров. Но об этом отдельный разговор.
 
На протяжении полувека дальневосточный поэт Сергей Феоктистов собирал и оттачивал секреты песенного мастерства. В дневниках, в многочисленных заметках к редакционным семинарам и литературным встречам Сергей Георгиевич подчеркивал, что «...художественное содержание, богатство и достоинства текста и музыки Песни передаётся комплексом выразительных средств, единством и гармонией формы и структуры песенной строфы. Музыкальность стиха заложена в ритме, в настроении, в открытой рифме, которая сама поётся, во взаимном обогащении певческих свойств» (1962).
  
«Чтобы песня ожила, зазвучала, недостаточно придать ей напевность, мало найти сюжет, яркий образ и даже неожиданную «изюминку». Главная тайна и цель песни - взволновать сердца гармонией поэзии с музыкой, затронуть души исполнителя и слушателей, подарить им полёт мечты», - писал Сергей Феоктистов в итоговом обзоре смотров солдатской самодеятельности. - «Нелегко создать сольную песню, отвечающую столь высокому стандарту, а требования к массовой песни еще выше. Ведь её поют большое число людей, порой встречающихся впервые или ненадолго - на отдыхе, праздниках, митингах. Чтобы песня «не угасала», нужен устойчивый текст, не допускающий замены или перестановки слов и оборотов. Только унифицированный припев с минимумом эпитетов и уточняющих слов поможет маршевой песне подтянуть бойцов и их ноги» (1944).
  
В песенном наследии С. Феоктистова легко и органично соседствуют тексты песен простой и двухчастной структуры. В позднем творчестве встречаются редкие формы сонета, периода, вариаций и даже рондо. Они раскрывают многообразие и проникновенную красоту амурской природы, духовные богатства дальневосточников и их «Солдатского Запевалы». Взаимно дополняющие конструкции военных поэм Сергея Георгиевича (экспозиция, реприза) еще ожидают внимания и вдохновения, нетленных творений продвинутых композиторов ХХI века.  
 
Ретроспективный обзор библиографии многогранного песенного наследия не окончен даже к 105-летию годовщине со дня рождения легендарного поэта. Проведенный анализ объективно свидетельствует, что каждая шестая песня Антологии «Дальневосточного Запевалы» достойно, закономерно и современно звучит в наши дни, мобилизует моральные и общественные силы соотечественников, украшает их напряженную жизнь на «Восточном пороге Отечества. Даже в малых поэтических формах можно достичь вершин мастерства, если постоянно учиться и много работать с полной отдачей творческих и душевных сил на благо своих земляков, родных и близких» (Сергей Феоктистов, 1962).
 
Продолжение архивных поисков поэтических и песенных шедевров дальневосточного военкора раскроет новые пласты его творчества для глубокого ответственного анализа профессиональными музыковедами и серьёзными музыкальными библиографами, поможет убедить краевых культурных генералов в целесообразности публикации «Избранного» поэтического наследия Полкового Запевалы.
 
Светлана Сергеевна Феоктистова,
дочь и пропагандист литературного наследия поэта.
Санкт-Петербург.
 
Скачать файл "Ретроспективный обзор библиографии С. Г. Феоктистова"Ретроспективный обзор библиографии С. Г. Феоктистова
(docx, 91Кб)