Сергей Рязанский расчувствовался, когда ему предложили котлеты из амурской косули. Фото автора
Что и говорить, приятно, когда к тебе столь высокое внимание. По земным меркам, внимание просто неизмеримое. Космонавт Сергей Рязанский опубликовал в соцсетях фото Благовещенска с высоты космического полета. Герой России, заслуженный летчик-космонавт, обладатель неофицильных титулов «главный космический фотограф» и «главный космический олимпиец» не обошел вниманием скромный по вселенским масштабам городок на самом краю страны. Разглядел свой счастливый талисман, открывший дорогу в космос.

Земной человек на Восточном

«Благовещенск — единственный административный центр России, расположенный на самой границе. При закладке Благовещенска Николай Муравьев (генерал-губернатор Восточной Сибири. — Прим. АП) взял за основу планировку военных городов Древнего Рима, где улицы спланированы строго по сторонам света — с севера на юг и с запада на восток», — подписал Рязанский свою, теперь уже знаменитую фотоработу. Что называется, не забыл, вспомнил полюбившиеся места. Судя по личным записям, сегодня он снова в Циолковском. Участвует в фестивале космического кино и, вероятно, напитывается новыми впечатлениями. Ему есть с чем сравнивать.

Семь лет назад он также не скрывал восхищенных отзывов от посещения Приамурья. Говорил, что здесь легко дышится, строил осторожные планы на будущее. Открыто не признавался, но, вероятно, загадывал наудачу. Ведь, по сути, его настоящая космическая карьера начала складываться именно здесь.

Космодром Восточный, будучи всего лишь проектом на бумаге, уже вписал его фамилию в историю мировой космонавтики. Они были словно два первопроходца — увлеченный человек и будущий космодром. Оба только начинали делать осторожные шаги по направлению к космосу.

Это сегодня Сергей Рязанский один из двух рекордсменов среди россиян по непрерывному пребыванию в открытом космосе. Однако ровно семь лет назад, в марте 2011 года, он был еще вполне земным человеком. В Амурскую область приехал в статусе космонавта-испытателя, космонавта-исследователя. В земных условиях испытывал то, что предстоит пережить космонавтам на орбите. За его плечами было участие в земной программе «Марс-500» и других масштабных научных проектах. Работа тяжелая как физически, так и морально, порой на грани человеческих возможностей. Однако не было самого главного — опыта реальных космических полетов.

Тоска по земному яблоку

На месте сегодняшнего стартового стола простиралась практически первозданная тайга, а голоса пессимистов звучали громче доводов авторов грандиозного проекта. На этом фоне фестиваль молодых ученых выглядел просто впечатляюще. Сотни студентов, преподавателей и разработчиков съехались в будущую космическую столицу России на первый космический конвент. Гости со всей страны презентовали, убеждали, демонстрировали и пробовали.

Помимо технических разработок, амурская экспозиция предлагала перспективный ассортимент космических продуктов. Известный профессор АГМА Валентин Фигурнов представил блюда и напитки на основе свиной крови. Они от лишней радиации защитят, иммунитет поддержат, опять же очень питательны. Если конкретнее, то гости дегустировали оладьи, питательный порошок, пасту, напоминающую повидло. Были в кровавом ассортименте даже вино и спирт. Гости мазали гематогенную пасту на оладьи и запивали гематогенным вином.

Естественно, все это великолепие вызвало неподдельный интерес среди тех, кто непосредственно связан с пилотируемой космонавтикой, пусть и в земном варианте. Сергей Рязанский в принципе и до дегустации излучал бесконечное счастье. Улыбка не сходила с его лица. Однако по‑настоящему он расчувствовался, когда команда ДальГАУ предложила отведать котлет из дикой косули.

— Только в космосе понимаешь всю ценность натуральной земной пищи. Там процесс питания — это не столько возможность подкрепить физические силы, сколько сильный психологический аспект. Космические продукты хороши в плане питательности и полезности, но очень специфичны. В изолированном пространстве тяжело осознавать недосягаемость простой домашней еды. Когда встречаешь новый экипаж с Земли, то радуешься даже привезенному яблоку, — откровенно поделился со мной тогда Сергей Рязанский.

Он уже в то время мыслил вполне космическими категориями. Сказывалась работа в программе «Марс-500», в ходе которой участники месяцами испытывали психологические нагрузки, сопоставимые с работой на реальной орбите. Труд исследователей — пусть искусственный, но все же космос.

Сергей очень понравился не только мне, но и всем окружающим. Абсолютно жизнерадостный и очень открытый. Тогда еще никто не предполагал, что очень скоро, затаив дыхание, за ним будет следить весь мир. Семь лет назад мы хорошо поговорили с ним, он признался, что впечатлен красотой амурской природы, отзывчивостью людей. Сказал, что именно в таких местах воплощают самые смелые начинания. Имел в виду космодром, но сам тоже не остался обделенным. Спустя каких‑то полгода Сергея включили в дублирующий экипаж реальной космической экспедиции. Грубо говоря, он получил право на полет в космос.

Орбитальные факелоносцы

Это Сергей Рязанский 9 ноября 2013 года вместе с Олегом Котовым вынес в открытый космос факел олимпийского огня. Таким образом, впервые состоялся космический этап всемирной факельной олимпийской эстафеты. Дело было в преддверии Сочинской олимпиады, и до этого момента олимпийский факел ни разу не был в космическом пространстве. Если точнее, то факел вынес Олег Котов, а Сергей снимал историческое событие на камеру. Потом космонавты передавали факел друг другу, символизируя эстафетное движение. Понятно, что событие транслировали все мировые телеканалы.

Спустя полтора месяца они же установили российский рекорд по пребыванию в открытом космосе. За пределами корабля Котов и Рязанский провели восемь часов семь минут. Его второй полет состоялся в прошлом году. Экспедиция длилась на протяжении полугода. Именно во время нее прославленный космонавт сделал нашумевший фотоснимок Благовещенска, который сейчас с космической скоростью тиражируется в социальных сетях.

Нет сомнений, что эта фоторабота займет достойное место во внушительной коллекции космонавта. Во всем мире Сергей Рязанский известен своим увлечением космической фотографией. В прошлом году под его авторством вышла уникальная книга

«Удивительная Земля». В ней более 100 уникальных фотографий нашей планеты, сделанных с борта МКС. Также Сергей автор первого панорамного космического видео на 360 градусов. Большая и яркая космическая летопись, которую Сергей Рязанский начал писать вместе с космодромом Восточным.

Андрей Анохин, Амурская правда, https://www.ampravda.ru/2018/03/15/080675.html

От редакции. Напомним, что недавно в фильме журналиста Андрея Кондрашова президент России Владимир Путин анонсировал в 2019 году полеты на Марс.