Когда крабы поступят на наши прилавки? Фото Сергея Балбашова
Когда крабы поступят на наши прилавки? Фото Сергея Балбашова
Напомним, что речь в «ноябрьском» письме шла о некоей «необходимости» внесения изменений в существующий порядок распределения квот на добычу краба. Неназванные авторы документа предложили российскому лидеру две идеи. Первая - перейти на распределение прав на добычу ресурса не по «историческому принципу», а на открытых аукционах. И вторая - отказаться от использования крабов в программе «инвестиционных квот», то есть не наделять компании крабовыми квотами в обмен на строительства современных судов-краболовов. Строительство подобных судов, считают авторы письма, «не создаст предпосылок для развития высокотехнологичного отечественного судостроения» - в силу их «низкой технической вооруженности».
 
Опасные аукционные игры
 
Естественно, что первыми против "антиисторического" лобби выступили представители добывающих предприятий и бизнес-объединений. Особенно активны были дальневосточники, ведь именно на Дальнем Востоке добывается львиная доля всего краба - около 85%. Согласно данным Комитета по рыболовству Хабаровского края, в 2017 году регион планировал выловить в Североохотоморской подзоне - 478,54 тонн камчатского краба и 101 тонну синего краба, а в подзоне Приморье (Японское море) - 233 тонны камчатского краба, 391,8 тонну колючего краба, 493,9 тонны синего и 73,2 тонны волосатого четырехугольного краба.
 
Напомним, что закрепленный законодательством «исторический принцип» предполагает, что действующие сейчас договоры, дающие право на вылов краба, при отсутствии нарушений со стороны рыбаков автоматически продлеваются. Основная масса таких договоров, к слову, была заключена в 2008 году, сроки их действия истекают 31 декабря 2018 года. В дальнейшем согласно новациям в законе "О рыболовстве" квоты на вылов должны закрепляться за компаниями уже не на 10, а на 15 лет.
 
- Для нас отказ со стороны государства продлять «квотные» договоры - просто уничтожение предприятия, - убеждена исполнительный директор СПК "Рыболовецкий колхоз "Восход" Анна Светловская. - Лишиться квот - значит лишиться для наших работников рабочих мест, для края - налоговых поступлений. Мы считаем, что аукционы - это может быть просто попытка освободить место для каких-то новых игроков. Мы в аукционах не сможем участвовать - у нас просто нет таких огромных свободных средств. Для участия в торгах потребуются миллиарды рублей. Для такой компании, как наша, такие средства просто недостижимы.
 
По оценке Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) разрушение «исторического принципа» именно сейчас, когда рыбопромышленный комплекс страны начал показывать устойчивый рос инвестиций в обновление флота и создание береговой инфраструктуры, приведет к катастрофическим последствиям.
 
- Мы считаем - безо всякого преувеличения - что это "экономическиое цунами" сметет все инвестиционные проекты, которые уже существуют сейчас в отрасли, - заявил президент ВАРПЭ Герман Зверев. - Когда мы говорим о негативных последствиях изменения действующего сейчас порядка распределения доступа к водным биоресурсам, это очень серьезно. Сегодня рыбопромышленные компании, уверенные в долгосрочном доступе к ресурсам, сделали заказы на строительство новых судов, которые предварительно оцениваются в 50 млрд рублей. Только НДС с этой суммы - 7,5 млрд рублей, кроме того, это рабочие места на предприятиях сферы судостроения. Руководители многих регионов, где есть рыбодобывающие или судостроительные предприятия, очень обеспокоены. Кроме того, если из "исторического принципа" изъять крабов, как минимум девять рыбопромышленных предприятий ждет дефолт и банкротство в силу невозможности выполнять кредитные обязательства перед банками. Также возвращение к практике аукционов – это однозначный отказ от крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, отказ от строительства рыбопромысловых судов. Бизнес, поставленный перед выбором — строить флот или же участвовать в аукционах - не сможет найти средства и на то, и на другое.
 
Крабы как инструмент развития
 
Вторая инициатива авторов письма президенту – то есть идея не использовать права на добычу крабов в программе инвестиционных квот – вызвала резко негативную оценку не только у рыбаков, но и у отечественных судостроителей и проектировщиков рыболовных судов.
 
Напомним, что согласно внесенным в 2016 году дополнениям в закон «О рыболовстве» инвестиционные квоты – то есть дополнительный ресурс - предоставляются компаниям, вложившим средства в строительство перерабатывающего завода в прибрежной зоне или нового судна на российских верфях. При этом для бизнеса, готового заказывать флот на дальневосточных верфях, постановлением правительства предусмотрен и специальный стимулирующий повышающий коэффициент 1,2.
 
По оценке участников рынка, «изъятие» даже отдельных промысловых видов из действия «исторического принципа» и программы инвестквот ставит в крайне неловкое положение добывающие компании и просто в ужасающее - судостроителей.
 
- Наша компания - инжиниринговая, созданная для того, чтобы обеспечить постройку судов. Если «правила игры» в рыбной отрасли будут изменены, то у нас просто не будет заказов и не будет работы, - рассказывает генеральный директор ООО "СК "Викинг" Андрей Басаргин. – Сегодня у нас есть контракт с Хабаровским судостроительным заводом на строительство семи краболовов на общую сумму 8,5 млрд рублей. Мы прорабатывали эту тему и здесь, в Хабаровском крае, и в Санкт-Петербурге. Но выбор сделали в пользу Хабаровского судостроительного завода. Все здесь рядом плюс льгота для тех, кто строит суда на Дальнем Востоке, - в виде квоты с повышающим коэффициентом 1,2, - рассказал Андрей Басаргин.
 
Строить суда без участия в программе инвестквот сами компании не смогут, уверен Басаргин, так как та прибыль, которую они нынче получают, не позволяет делать такие инвестиции.
 
- С точки зрения технической мне непонятны подозрения, что флот, строящийся под инвестквоты, будто бы не высокотехнологичный. Наши краболовы, к примеру, мы хотим снабдить самым современным оборудованием, которое есть на сегодня. И, наконец, если постоянно менять правила игры, то какой бизнес вообще что-то будет строить? - говорит гендиректор ООО "СК "Викинг".
 
Если рыбодобывающие компании вернут к аукционам, судостроительные заводы страны ждут как минимум тяжелые времена, считает генеральный директор Хабаровского судостроительного завода Игорь Васько.
 
- Например, отказ от контракта с "Викингом" на строительство судов, безусловно, негативно скажется на положении нашего завода. Будет проблема с загрузкой, поэтому мы очень на него рассчитываем. В любом случае длительная незагрузка мощностей завода приведет к банкротству. Желание строить есть у многих рыбаков, но они пока занимают выжидательную позицию, хотят посмотреть, чем закончится дело с нынешними «инициативами». Реально мы вышли пока на два корабля, которые как раз заказала компания из Приморья. В планах также значатся краболовы компании "Север", с которой у нас подписаны контракты, - рассказывает Игорь Васько.
 
По мнению гендиректора Хабаровского судостроительного завода, программа инвестиционных квот позволила отрасли перейти к развитию после почти полной разрухи 90-х годов прошлого века.
 
- Честное слово, вообще надо вновь начинать строить флот в России. Тогда будет развиваться отрасль, а значит, будут рабочие места, налоги и все остальное. А покупая подержанные импортные суда, мы не даем развиваться своей экономике, зато подпитываем чужую. А потом говорим, что у нас не могут строить суда! Так потому и не могут, что заказов нет! Ничего страшного, если у нас строительство на первых порах будет чуть дольше, чем у других. Потом научатся строить, наберутся опыта, - говорит Игорь Васько.
 
Как отметил генеральный директор ООО "СК "Викинг" Андрей Басаргин, компания уже вложила в совместный с хаборовским заводом проект порядка 70 млн рублей .
 
- Также мы заключили контракты с японскими компаниями на поставку оборудования - главных, вспомогательных двигателей, рефрижераторных установок - на сумму порядка $25 млн, - сообщил Андрей Басаргин. - Потребовалась большая работа, чтобы убедить японские компании перестраивать свою работу под российский регистр. Они пошли на этот шаг, понесли определенные затраты с учетом перспективы этого заказа. Поэтому из Японии нам сейчас тоже по этому поводу пишут, недоумевают, как такое может быть, что от квот могут отказаться. То есть мы говорим о развитии Дальнего Востока, а по факту - выходит иначе?
 
Что дальше?
 
За интересы хабаровских рыбаков и судостроителей, между прочим, успел поратовать и губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, который в ходе пресс-конференции на Днях Дальнего Востока в Москве сообщил, что позиция представителей бизнеса по поводу отказа от исторического принципа и инвестквотирования обсуждались на краевом совете по рыболовству и затем была направлена в Росрыболовство. Главное, подчеркнул губернатор, что мнение регионов, рыбаков и корабелов власти страны слышат - и принимают к сведению.
 
Нельзя не сказать и о том, что тема «исторического принципа» неожиданно вышла на самый высокий уровень власти - президентский.
 
Мнением Владимира Путина на этот счет на большой итоговой президентской пресс-конференции прямо поинтересовался председатель Совета директоров Мурманского рыбокомбината, который честно признался, что был вынужден проникнуть на встречу с главой государства по фальшивому журналистскому удостоверению.
 
При этом президент аккуратно поддержал рыбопромышленника, отметив, что в целом разделяет озабоченность рыбаков.
 
- Я совсем недавно практически по всем этим вопросам приглашал к себе для беседы Илью Васильевича Шестакова (глава Росрыболовства - Прим. авт.). Потому что, если мы не создадим условия для развития переработки, то тогда всё это будет уходить у нас за границу на переработку. Там будут создаваться рабочие места, там будет создаваться добавленная стоимость, и цена на рыбу у нас будет оставаться такой же высокой, как сегодня. Нам нужно обеспечить логистику и перераспределить эти возможности по квотам, - сказал Владимир Путин. - Единственное, что здесь прозвучало в ответ, это то, что резкое движение по этим процентам может подорвать добычу вообще. И так называемый «исторический принцип», который сложился в отрасли уже достаточно давно, что его нельзя резко менять, иначе мы просто подорвем саму добычу рыбы.