Н. Дудов
Н. Дудов

На сегодня в Магаданской области не осталось ни единой региональной авиакомпании. Не осталось и ни единого СМИ, неподконтрольного региональным властям. Может быть, именно потому местные газеты, телеканалы, Интернет - сайты (их даже сами местные журналисты порой ехидно именуют «дезинформационными») и нештатники ДВФО (все до единого-штатные отрудники тех же СМИ) неустанно подчеркивают, говоря словами губернатора Николая Дудова, «положительные тенденции» в социальном и экономическом развитии региона. Вот, во время визита в Магадан осенью прошлого года лично сам президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что- цитирую- «область в очень тяжелом положении». Но мы, знаете ли, такие оптимисты местного значения…

    

Тем конфузнее, когда на общем фоне упомянутого как бы повсеместного торжественного шествия Колымы в светлое будущее случаются досадные запинки, которые просто невозможно утаить от глаз другой-независимой- прессы Дальнего Востока. Тогда региональная, скажем так, контрпропаганда, прибегает к приему, хорошо знакомому еще со времен Макиавелли: полуправде. Так, полагаю, в очередной раз происходит и сейчас. Громадные долги по зарплате сотням сотрудников обанкротившейся федеральной авиакомпании  «Магаданские авиалинии», сегодня потянувшие область на одно из последних мест в ДВФО, -вовсе не следствие неожиданного кризиса предприятия, проблемы которого областные власти, цитируя те же подконтрольные СМИ, извините за каламбур, «держат под постоянным контролем».  Берусь доказать, что корни этого кризиса тянутся в глубину времени как минимум на…11 лет.

 

Именно тогда, по крайней мере, широкому кругу северян стало известно, что в небе Колымы грядет, так сказать, транспортная катастрофа. Такой вывод, в частности, сделали участники депутатских слушаний «О состоянии, проблемах сохранения и развития авиации Магаданской области», проведенные в Магаданской областной думе еще летом 1998 года. Во многом – по инициативе депутата и опытнейшего колымского авиатора Юрия Грехова. Кроме депутатов, в обсуждении вопроса участвовали представители областной администрации, руководители и сотрудники имевшихся тогда на территории области «местных» авиапредприятий, а также Северо-Восточного регионального управления федеральной авиаслужбы (СВУ РУ ФАС). Мне тоже удалось там поприсутствовать и хорошо помню «накал страстей» в большом зале совещаний нашего «Белого дома», буквально «забитом под завязку».      

 

Однако, в конце концов депутаты пришли к единому мнению. Вот что отмечалось в рекомендациях совещания: «Авиация Магаданской области находится в кризисном, критическом состоянии, обусловленном социально-экономической обстановкой реформирования экономики страны, взаимными неплатежами, снижением платежеспособности населения, отсутствием механизма компенсации стоимости потребляемых авиацией услуг, факторами, вызванными отдаленностью региона».

 

Факторы же эти были известно какие – северные. Что заранее поставило авиацию области в неравные условия по сравнению с конкурентами из ЦРС. К примеру, по официальным данным 1998 года, в себестоимости летного часа доля расходов на ГСМ в нашем регионе составляла 35 процентов, а «на материке»- всего 25, зато доля оплаты труда – соответственно 6,8 и 9,5 процента. Проще говоря, на Севере затраты были выше, а зарплаты авиаторов ниже.  

 

Во многом, возможно, именно поэтому к роковым последствиям привела на Колыме и бездумная, «под одну гребенку», приватизация авиапредприятий, прокатившаяся с подачи «реформаторов» по всей России (впрочем, может быть, это было и кому-то выгодно?).  К 1998 году было признано банкротом ОАО «Магаданаэрогруз», его имущество и самолеты были распроданы за бесценок. Затем процесс банкротства накрыл ОАО «Колыма-Авиа».

 

Странную позицию занял при этом начальник СВУ РУ ФАС Михаил Уманский. Впрочем, всё по порядку и со ссылками на документы.

 

Депутатский корпус и администрация Магаданской области во главе с тогдашним губернатором Валентином Цветковым ожесточенно сопротивлялись приватизации «по-материковски». Это было вполне оправдано: для дотационного Севера (каким он остается и поныне) прибыльные частные авиапредприятия попросту невозможны. Да и стратегическое положение Магадана диктует необходимость государственного регулирования воздушных сообщений. И объединенными усилиями северные власти добились уступки от федерального центра: распоряжением № 1116-р от 9 августа 1995 года правительство РФ определило, что лишь оно вправе решать вопрос о приватизации авиакомпании «Мавиал» и аэропорта «Магадан». Кроме того, сама ФАС России утвердило затем отраслевую программу «Структурная перестройка и экономический рост в гражданской авиации в 1997-2000 годах», которой для авиапредприятий Крайнего Севера предусматривалась организационно- правовая форма ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

 

Форма унитарного государственного предприятия на авиатранспорте также была установлена Центральным агентством воздушных сообщений. Добавлю еще один небольшой нюанс: на 1998 год федеральная программа приватизации  отсутствовала (!) Но…

 

Несмотря на все упомянутые федеральные директивы, Комитет по управлению госимуществом Магаданской области получает согласие М.А. Уманского на приватизацию всех пяти имевшихся еще на 1998 год авиапредприятий области и передает этот список на утверждение в областную думу.

 

Участники депутатских слушаний 1998 года высказались категорически против приватизации государственных авиапредприятий. Выступил против неё и трудовой коллектив компании «Мавиал».  Наверное, лишь слаженность действий и солидарность парламентариев и авиаторов и помогли  затормозить процесс, опасный для  всей Колымы. Вот только и помочь ей тогда никто в федеральном центре то ли не удосужился, то ли прямо не захотел. И что же вышло?

 

Вернемся к документу – рекомендациям депутатских слушаний. Тем более, что, несмотря на давность, он во многом продолжает оставаться актуальным.

 

Депутаты отмечали, что основным рычагом «невыживаемости» авиапредприятий стал рост тарифов, который при низкой платежеспособности населения привел к уменьшению спроса на авиаперевозки и падению их объемов. За 1991 – 1997 годы перевозка пассажиров снизилась на 84 процента, почты и грузов- на 93, пассажирооборот- на 82 процента. Практически произвольно росли цены за обслуживание воздушных судов в аэропортах ЦРС… Короче, все те же недостатки, что и сегодня.

 

Как бы там ни было, но вслед за причинами не замедлили серьезные следствия. Позакрывались аэропорты в нашей «глубинке». Без денег не стало возможностей обновлять парк воздушных судов. А тот, что был, из-за сокращения объемов перевозок (или- странной бесконтрольности со стороны федерального собственника) стали сдавать в аренду (нередко- вместе с экипажами). Так за пределами области в 1998 году летали шесть «мавиальских» самолетов Ту-154, пять - Ил-76, а еще шесть - Ан-26, Ан-24 и Ан-12. Немало крылатых магаданских машин вместе с пилотами северные отпускники встречали, кстати, далеко за пределами Колымы, вплоть до Северо-Кавказского федерального округа, вне России (к примеру, в Болгарии). Один из этих Ту-154 был даже захвачен… сепаратистами в Намибии (!)

 

«Сложившееся положение в дальнейшем может привести к тому, что Магаданская область останется без «своих» самолетов», - пророчески отмечали участники тех давних депутатских слушаний в Магадане. Как в воду глядели!

 

Видимо, исходя из всего этого восемь лет назад областные депутаты и рекомендовали начальнику Северо-Восточного регионального управления ФАС России принять все необходимые меры по реализации на территории нашего региона отраслевой программы структурной перестройки и экономического роста в гражданской авиации в 1997-2000 годах, а также - по сохранению и развитию авиации Магаданской области. Два, на мой взгляд,  важнейших пункта программы были выделены особо: «Подготовить обоснование по отнесению авиакомпании «Магаданские авиалинии», как основного авиаперевозчика, к особо важным социально значимым предприятиям области и присвоению её статуса государственного регионального перевозчика», а также – «подготовить социально-экономическое обоснование и план мероприятий по созданию единого унитарного государственного авиапредприятия местных воздушных линий Магаданской области, представить его на утверждение губернатору и в областную думу».

 

Ряд рекомендаций был принят и в адрес губернатора, самой региональной думы, но, как вы понимаете, без решения, так сказать, федеральной части проблемы, на местном уровне мало что могло  сдвинуться (удается, впрочем, замечу, сегодня местным властям САМИМ решать в Москве вопросы реконструкции аэропорта «Магадан»). Но никаких федеральных «мероприятий» по спасению «Мавиала» тогда не последовало. Местные же законодатели и вообще выполнение своих собственных решений контролировали крайне редко. И отвечать за это теперь уже некому: поменялись давно и чиновники, и депутаты, и сам губернатор. А Михаил Уманский нынче в Москве, он- Главный  федеральный инспектор на авиатранспорте(!).          

 

Считаю необходимым процитировать тут отрывок из  информационного письма прокурора области, государственного советника юстиции 3 класса (то есть генерала) Аркадия Умриха, направленного в областную думу: «Территориальное управление Росимущества по Магаданской области, осуществляющее полномочия собственника федерального имущества, согласовывало продление сроков договоров аренды воздушных судов, заключенных на крайне невыгодных для предприятия условиях, не принимало меры к поступлению в федеральный бюджет в полном объеме средств, вырученных от продажи воздушных судов. Проверки сохранности и целевого использования федерального имущества, закрепленного за авиакомпанией на праве хозяйственного ведения, проводились поверхностно, каких-либо нарушений в ходе проверки, проведенной по поручению прокурора области, не выявлено». «Ну, знаете ли, - ото всей души могу тут воскликнуть я, - полагаю, как они проверки проводили, так и нарушений «не выявили»!

 

Шесть лет «Мавиал» шел к своему краху! Два с половиной года назад (24 октября 2006 года) объявили голодовку 46 работников "Магаданских авиалиний". По данным предприятия, на тот момент долг по зарплате  составлял более 70 миллионов рублей. Авиаторам выдали малую часть денег. Областная власть опять же дело «взяла на контроль». И опять же было заседание областной думы, где некоторые местные законодатели под телекамеры региональных ТВ пафосно требовали навести порядок, а от виновников- «вернуть сворованное». Прокуратура же занялась историей по настойчивому требованию сотен «мавиальцев».

 

В начале февраля 2007 года Арбитражный суд Магаданской области принял решение о введении в авиакомпании процедуры наблюдения. Поводом для этого  стало заявление Северо-Восточного банка Сбербанка России, которому "Мавиал" задолжал 47 миллионов рублей в виде кредитов и процентов по ним. По данным Службы судебных приставов, остаток общей  задолженности "Мавиала" составлял 490 миллионов рублей.  Кончился первый этап трагедии  признанием авиакомпании банкротом. Конкурсным управляющим был назначен некий Виктор Радский из Хабаровска.

 

Высокопрофессиональное расследование деятельности «варяга» провела, полагаю, журналист Виктория Шадрина. Её статья была опубликована в газете «Северная надбавка» 17 декабря прошлого года. Вкратце процитирую некоторые особо любопытные места. Как известно, по федеральному законодательству на обанкроченном предприятии выплаты первой очереди – социальные: по больничным, за инвалидность и т.п. Второй- задержанная ЗАРАБОТНАЯ плата сотрудникам.  Далее – цитаты из статьи журналиста и её бесед с представителями пострадавших авиаторов: «Бывшие сотрудники "Мавиала" раздобыли ксерокопию кредитной истории расчетного счета авиакомпании №40502810600050000004, находящегося в филиале  "Магаданский" ООО "КБ "Адмиралтейский". В данном документе зафиксировано движение денежных средств через банк "Адмиралтейский" за период с октября прошлого года по май нынешнего…

 

… Со счета должника регулярно списываются  средства на вознаграждение самому Виктору Радскому, его сотрудникам, что работают у него сейчас по договорам, а  также на иные расходы, связанные с ведением конкурсного производства. Выяснилось и то, что в списке постоянных получателей фигурирует ООО "Юр-Сервис", представляющее интересы  "Мавиала" в суде при обжаловании наших же исков к  авиакомпании по выплате задолженностей по зарплате, при наличии  непогашенной задолженности перед кредиторами второй очереди, денежные средства регулярно шли в Налоговую службу, в Пенсионный фонд, в бюджеты.  Оплачивались услуги вышеупомянутой юр-фирмы и аренда жилого (!) помещения, а также получали очень даже   неплохую по нынешним временам зарплату от двадцати до пятидесяти человек - в общей сложности 700 тысяч рублей  ежемесячно.

 

Любопытным фактом лично мне показалось, то, что в  списке получателей, помимо Виктора Радского, числились сразу двое его однофамильцев - некие Константин Викторович Радский и Светлана Викторовна Радская. Интересное совпадение, правда? - говорит бывший   председатель профсоюзного комитета летного состава и  бортинженер "Магаданских авиалиний" Александр Вадимович  Абельмас…

 

Непонятно почему, оценку производила московская фирма,  взявшая за свои услуги 4,5 миллиона рублей, тогда как  наш местный Центр "Омэк" профессионально занимающийся   оценкой, менеджментом, экспертизой и консалтингом, брался оценить данную партию имущества авиакомпании всего за полтора миллиона рублей.

        

А кроме того, москвичи "накосячили" с самолетами, оценив  их не отдельно, как полагалось, а вместе с двигателями, что находятся в залоге у банков. Теперь требуется переоценка воздушных судов - со всеми вытекающими отсюда  финансовыми и временными затрат третьи благополучно устроились в местный филиал  "Аэрофлота", куда, перешла, по сути, почти вся база  "Магаданских авиалиний". – конец цитаты.

      

Может быть, именно по всему поэтому «мавиальцев» мало утешило даже то, что конкурсный управляющий В. Н. Радский письменно и через прессу заверил  губернатора  Магаданской области Н.Н. Дудова, что до конца 2008 года «все  долги по зарплате людям будут выплачены». Соврал, однако.

 

Я вам говорил, что магаданский губернатор – человек чрезвычайно добрый и доверчивый? После письменной клятвы Радского он успокоился аж на полгода. Между тем долги «Мавиала»  продолжали расти за счет кормежки арбитражной команды.

 

Замечу, что все эти долгие годы  на обывательском, так сказать, уровне магаданцы, массово имевшие серьезные претензии  к качеству пассажироперевозок «Мавиала», не раз отмечали исключительные симпатии федеральных и региональных властей к руководству компании. Без последствий для этого самого руководства осталось, к примеру, даже то, что оно на две новогодних недели «на своем» самолете отправилось отдыхать в Тайланд, полностью, по существу, парализовав воздушный пассажиропоток в Магадане.

 

В 2005 году увольняется генеральный директор ФГУП «Магаданские авиалинии» Александр Шуваев. По рекомендации губернатора Дудова на его место Москва назначает  своего протеже Константина Бударина, директора торгово-закупочной базы ООО «Алекон» и супермаркета «Магадан». К авиации Бударин ранее если и имел какое-либо отношение, то разве что перевозил «Мавиалом» грузы для  своей торговой сети. Чем и продолжил заниматься далее.

 

Все грузовые авиаперевозки ФГУП были отданы на откуп в ООО «Алекон», причем- по очень заниженным тарифам. ООО «Алекон» в 5-7 раз дороже перепродавало свои права другим коммерческим организациям  Магадана. Вместе с тем зарплата сотрудниками компании окончательно перестала выплачиваться. Кроме того, с ООО «Алекон» был заключен агентский договор на продажу авиабилетов на все рейсы авиакомпании с высоким процентом комиссионного вознаграждения. Само агентство по продаже билетов авиакомпании перевели в здание магазина «Центральный», которое также принадлежало ООО «Алекон».

 

Как я уже упоминал ранее, голодающие авиаторы обратились за помощью в прокуратуру Магаданской области, передав при этом работникам Фемиды немало интересной документации о деятельности своего как прежнего, так и нового руководства. И, так сказать, грянул гром, и два с половиной года тому назад была проведена проверка «Магаданских авиалиний», в ходе которой выявилось прямое расхищение государственных денег. Цитирую: «В 2001- 2002 годах ФГУП «Авиакомпания «Мавиал» были совершены две сделки по продаже воздушных судов.

 

Самолеты Ту-154 Б-2 № 85557 и № 85562 на основании договоров купли-продажи от 01.02.2001 г. № 1-К и от 25.12.2002 г. № 1521/66-2002 были проданы по цене 480 000 долларов США (13 536 000 рублей) и 150 000 долларов США (4 735 700 рублей) соответственно. В нарушение ст.43 Бюджетного кодекса РФ, остальные средства в сумме 3 781 024 руб., полученные от продажи самолетов, поступили не в федеральный бюджет, а в ФГУП «Авиакомпания «Мавиал». Из 11 самолетов по состоянию на 01.02.06 ФГУП «Авиакомпания «Мавиал» переданы в аренду четыре воздушных судна. Как установлено в ходе проверки, договоры аренды заключены с нарушением требований гражданского законодательства на невыгодных для ФГУП «Авиакомпания «Мавиал» и собственника федерального имущества условиях.

 

Выявлены факты неосуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области должного контроля за эффективным использованием переданного в аренду федерального имущества. В нарушение п. З постановления Правительства РФ от 30.06.98 № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» заключение договоров аренды воздушных судов, находящихся в федеральной собственности, осуществлялось не на конкурсной основе. Размер арендной платы определялся с учетом не рыночной, а балансовой стоимости»…

 

Если позволите, я переведу с юридического на русский. Вот, к примеру, сдает руководство «Мавиала» в аренду  отлетавший свой регламентный срок самолет Ту-154. И берет за это плату… 30 тысяч рублей в год (!). Это факт прокурорской проверки, ставший достоянием прессы. А также-  на то время -цена ОДНОГО проезда ОДНОГО единственного магаданца до Москвы и обратно. При этом, по условиям договора аренды, техническое обслуживание самолета «Мавиал» также берет на себя! И, разумеется, несет при этом убытки, а также –за несоблюдение договора- подвергается карательным мерам, вплоть до ареста и смены собственника крылатой машины. Вам это не напоминает механизм некоей АФЕРЫ?

 

Впрочем, я тоже бываю доверчив. И даже не подвергаю сомнению решение Магаданской областной прокуратуры, не усмотревшей во всей этой истории признаков уголовного деяния (хотя и чудится мне в ней чей-то властный окрик из Москвы).Тем более, что г-н Бударин все же понес чрезвычайно суровую административную кару: был оштрафован аж на 6 тысяч рублей!

 

Забавно, что уже в разгар скандала 2006 года администрация Магаданской области объявляет практически нелетающий «Мавиал» победителем конкурса на право перевозить работников бюджетной сферы региона к месту отдыха и обратно. Это решение обжалуется прокуратурой. Газета «Век» цитирует начальника отдела по надзору федерального законодательства прокуратуры Магаданской области Веронику Варварину: «Авиакомпания «Магаданские авиалинии» вообще не должна была быть допущена к участию в конкурсе, поскольку имеет задолженности в бюджет и внебюджетные фонды в сумме, превышающей все активы предприятия.

 

Кроме того, это не государственный заказ, и конкурс как таковой не нужен. В соответствии с трудовым законодательством работодатель должен выплатить работнику денежный аванс, и, когда он представит билеты, произвести окончательный расчет. Работник вправе сам выбрать и маршрут, и авиаперевозчика за выданные ему деньги. Ведь даже процедура конкурса была проведена с нарушениями федерального законодательства».

 

Также интересно, что куратором транспортных проблем в Магаданской областной администрации являлся заместитель губернатора Константин Чалов. Но он НИ РАЗУ за все эти годы не прокомментировал ситуацию областной прессе. Вместо него г-н Дудов откровенно подставлял журналистам своего заместителя по социальным вопросам Юрия Муморцева, отнюдь даже не экономиста, а вовсе даже врача по образованию, уж точно некомпетентного в авиапроблемах. В разгар скандала Чалов по-тихому ушел в отставку еще до перевыборов Дудова на второй губернаторский срок и, по слухам, обретается сейчас в Тайланде. А после перевыборов так же тихо «ушли» и Муморцева. Теперь в Магадане скандал разгорается уже вокруг Радского. Его скорее всего вот-вот отстранят от арбитражного управления (практически безнаказанно). Дудов, разумеется, всё «держит на контроле».

 

Да, чуть не забыл!   В  прошлом году наш президент твердо гарантировал: цена на авиабилет с Дальнего Востока до Москвы  в эконом-классе не превысит 15 тысяч рублей в одну сторону. Вот жалость-то какая: были ведь нынче такие билеты (и мы даже видели по ТВ людей, которые их приобрели), да вот давно закончились! Летают до Москвы три «чужих» авиакомпании. 30 тысяч  за билет- и просим, господа, в полет. Если, конечно, вам не повезет заарендовать собственный самолет   на ту же сумму …

 

Михаил Горбунов,

«Золотое перо Руси».