Сход жителей п. Высокогорный
Сход жителей п. Высокогорный
В Ванинском районе Хабаровского края назревает социальный бунт - в Высокогорном, поселке железнодорожников, где проживает 3800 человек, на грани закрытия местная больница и сокращение штата...
 
Вот уже несколько месяцев жители отдаленного таежного поселка безуспешно пытаются привлечь к своей проблеме внимание уполномоченного по правам человека, Минздрава, краевого правительства, прокуратуры, руководства Дальневосточной железной дороги... И если власти в ближайшее время не займутся решением актуальной проблемы, которую жители считают для своего поселка вопросом жизни и смерти, то народ намерен выйти на рельсы и перекрыть однопутку к порту Ванино.
 
Об этом громко было заявлено 12 мая на сходе жителей, где высокогорненцы говорили о том, что закрывать больницу - это преступление против народа. И дружно проголосовали за то, чтобы их больница продолжала жить...
 
2017-й год для поселковой больницы юбилейный - первая, и тогда деревянная больничка здесь была открыта 70 лет назад, когда всё вокруг еще только начинало строиться. Спустя годы ДВЖД не поскупилось и отстроило для многотысячного поселка 4-этажный кирпичный корпус, в котором в достатке было всё - и кадры, и оборудование, и медикаменты...
 
С начавшейся в стране перестройкой не только небольшие предприятия, но и такие монополисты, как железная дорога, стали скидывать с себя ставшую обременительной социалку в виде клубов, профилакториев и больниц. В итоге, со временем, больница поселка Высокогорный оказалась ...частной.
 
С этого и начался упадок для некогда образцового ЛПУ. Ведь одно дело полностью содержать такое учреждение за счет государства и совсем иное - самоокупаемость и надежда на спонсорскую поддержку от ведомства. Сменилось и название узловой больницы - она вошла в структуру отделенческой больницы станции Комсомольск. Впрочем, и сам Высокогорный из обычного поселка переименовали в городское поселение. Звучит, конечно, неплохо, вот только по-городскому здесь люди так и не зажили. А, как видим, даже пришли к тому, что их единственная больница вновь оказалась на грани закрытия...
 
Очень хочется верить, что этого не случится. В Высокогорном я бывала не раз по разным поводам, но семь лет назад причиной приезда было аналогичное обращение от жителей, как и сейчас.
 
После публикации в газете коллективной жалобы под названием «Письмо самому богатому железнодорожнику края от тех, кто является главной ценностью на железной дороге» ничего не изменилось. Его словно не заметили. Тем временем, под сокращение в больнице попали шестнадцать медработников и тринадцать были отправлены на пенсию.
 
Через месяц в редакцию газеты «Моё побережье» обратился уже местный Совет ветеранов. Перебои с медикаментами, сокращение штата и койко-мест, затянувшийся ремонт, грозивший перерасти в хронический… - заставили ветеранов написать жалобу.
 
Я выехала в поселок. На встречу с ветеранами, главой поселения и корреспондентом приехал из Комсомольска главврач больницы Александр Махлин, который объяснил: «…Идет тяжелая болезненная реорганизация. Мы - частные. А с деньгами что? Нас не берут ни в один федеральный проект. Огромную систему здравоохранения железнодорожной медицины выкинули почти из всех государственных проектов. А с ДВЖД мы работаем на договорных началах...».
 
Больница в п. Высокогорный
Больница в п. Высокогорный

 
Тем не менее, главный врач больницы был настроен оптимистично и даже пообещал, что никто больницу не закроет, а наступит время, когда здесь еще и сеть телемедицины заработает. Правда, тогда пациенты больницы вынуждены были сами покупать даже шприцы... Жалобы населения в разные инстанции, заинтересованность руководства больницы сохранить ЛПУ и выход репортажа «Идём в гору!
 
О сельском житье-бытье, которое не всегда видно из окон кабинетов губернаторов и полпредов» всё-таки сделали своё дело. Наконец окончательно был решен вопрос, выделять или не выделять деньги на Высокогорный - под конец года больнице дали 35 миллионов рублей, ремонт завершили, перестали поступать жалобы на перебои с медикаментами.
 
Прошло семь лет - до федеральных проектов и запуска телекоммуникаций дело так и не дошло, но больница работала, население получало медицинскую помощь. Пока …вновь не возник всё-тот же вопрос с финансами - содержать огромное здание теперь просто не на что. И своих средств поселковая больница больше не имеет, так как у нее забрали фактически единственный источник дохода - медицинские комиссии. Кому это выгодно?
 
Первая больница в Высокогорном
Первая больница в Высокогорном
Финансовые потоки - вообще отдельная тема, в которой надо разбираться специалистам. А вот население поселка от такого «перераспределения» явно не выиграло - теперь железнодорожники, пенсионеры, дети и все, кому потребуется пройти медкомиссию, вынуждены ездить в Совгавань-сортировочную ж/д поликлинику. Кто ездил, тот знает - это 7 часов поездом в одну сторону и также обратно плюс день-два надо побегать по кабинетам...
 
Узнав, что в больнице предстоят изменения не в лучшую сторону - очередное сокращение специалистов и койко-мест, часть здания вообще собираются отключить от коммуникаций и некоторое оборудование уже начали вывозить, обеспокоенное население стало стучаться в кабинеты чиновников.
 
Масла в огонь подлило и сообщение в одном из репортажей ДВТРК о том, что железнодорожников в Высокогорном теперь почти нет. «А куда же мы делись?» - возмутились работники ШЧ-10, ПЧ-18, ТЧ-10, ДС НОД-4, ВП-413 и так далее. Но коллективные жалобы и письма, как в Хабаровск, так и в Москву пока положительного результата не принесли.
 
Полное отсутствие достоверной информации и переживание за будущее поселка взбудоражило Высокогорный. Не в пользу сложившейся ситуации и сравнения, с которыми те же ветераны идут против чиновников, словно в бой: «Были тяжелые для страны времена, а больницу нам построили! Раньше было 100 койко-мест, а теперь до 10 дошло?!»
 
Что будет дальше, пока неизвестно. Но собравшись на сход, жители поселка проявили и свою гражданскую позицию, и любовь к своей малой Родине, которой они дорожат. Что не всегда можно сказать о власть имущих. Проще завлекать «гектарами» в наши края приезжих, чем местным создавать достойные условия для жизни?..
 
Татьяна Седых
Ванино-Высокогорный Хабаровский край