Полпред в ДФО Юрий Трутнев провел совещание о развитии Трансарктического транспортного коридора.
 
По итогам Международного арктического форума в марте 2025 года Президент России Владимир Владимирович Путин дал поручение Правительству разработать и утвердить финансово-экономическую и организационную модель формирования Трансарктического транспортного коридора. Ключевой участок транспортного коридора - это Северный морской путь.
 
«Мы много раз говорили о том, что Северный морской путь может и должен стать важнейшей транспортной артерией из Европы в Азию. Большая работа по развитию Северного морского пути проведена. Объем транзитных перевозок увеличился с 2,1 до 3,2 млн тонн, а общий объем перевозок в 2024 году возрос почти до 38 млн тонн. В то же время номенклатура наших грузов и собственно те точки, из которых мы их отправляем, достаточно локализованы. Чтобы поднять грузы к Северному морскому пути необходимо построить железные дороги, провести дноуглубление, а самое главное - разобраться с экономикой, определить грузовую базу: что мы можем везти и какие преимущества эти перевозки предоставят экономике нашей страны. Эта работа начиналась в ряде регионов. Еще одна необходимость, почему мы должны это сделать заключается в том, что Восточный полигон не обеспечит перевозки необходимого количества грузов. Работа очень большая, но она поможет нам «сшить» всю территорию России, создать новые условия для ее экономического развития», - открыл совещание Юрий Трутнев.
 
По итогам Международного арктического форума Президент России Владимир Путин поручил актуализовать положения Основ и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. Сейчас проект Указа дорабатывается по предложениям Администрации Президента России.
 
«Трансарктический транспортный коридор и его ключевая часть - Северный морской путь - является естественной транспортной артерией для перевозки добытого в Арктике сырья и произведенной продукции. Формирование и развитие транспортного коридора взаимоувязано с достижением национальных интересов в Арктике и включает развитие минерально-сырьевых центров, технологическое и промышленное развитие, обеспечение национальной безопасности, обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения», - отметил Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
 
Обсуждалось ресурсное обеспечение грузовой базы Трансарктического транспортного коридора. Полезные ископаемые и их производные являются основной развития северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора. За последние 10 лет (2014-2024) грузопоток по СМП увеличился с 4 до почти 38 млн тонн. В этом году он уже превысил 35 млн тонн. В структуре перевозимых грузов 86% составляют углеводороды: СПГ и газоконденсат, нефть и нефтепродукты. Совокупная доля железорудного концентрата, угля и прочих навалочных грузов не превышает 3%. Еще 11% приходится на генеральные и контейнеризированные грузы.
 
Было предложено с учетом сроков подготовки месторождений к вводу активизировать усилия в области геологоразведки. Также рассматривалось создание условий для развития глубокой переработки, чтобы транспортируемые по Трансарктическому транспортному коридору грузы имели большую добавленную стоимость.
 
Было предложено учесть мероприятия по развитию Трансарктического транспортного коридора отдельным разделом в составе единого плана реализации стратегии развития Арктической зоны РФ, взяв за основу актуализированные мероприятия, реализуемые в рамках плана Северного морского пути.
 
В повестку вошли вопросы развития судоходства и железных дорог в целях обеспечения перевозки грузов по Трансарктическому транспортному коридору. По информации Министра транспорта Российской Федерации Андрея Никитина, обеспечение работы Трансарктического транспортного коридора будет осуществляться в том числе через российские морские порты, расположенные к западу и к востоку от Северного морского пути. Основными портами Трансарктического транспортного коридора за пределами Севморпути являются Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Калининград, Мурманск, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Находка, Восточный, Владивосток.
 
Важным элементом развития Трансарктического транспортного коридора является наличие флота, способного осуществлять плавание в Арктических водах. Формирование потребностей в количестве судов, их типов будет зависеть от предполагаемого грузопотока Трансарктического транспортного коридора. С целью обеспечения надежных грузоперевозок по Трансарктическому транспортному коридору крайне важным является формирование долгосрочных контрактов фрахта судов под конкретные грузопотоки. Долгосрочные тайм-чартерные контракты позволят судовладельцам не только долгосрочное привлечение судов с рынка, но планирование строительства судов, в том числе на российских верфях. Определенность с грузовой базой для Трансарктического транспортного коридора позволит также сформировать долгосрочные планы по подводящей к морским портам Трансарктического транспортного коридора инфраструктуре, включая автомобильные дороги и железнодорожные пути.
 
«Каждое министерство и ведомство должно отработать вопросы в своей сфере компетенции. Компетенции разделены решениями Президента Российской Федерации, Правительства России. Также я прошу всех присутствующих губернаторов подготовить предложения о развитии приарктической зоны. Работа по развитию Трансарктического транспортного коридора большая, она значима для нашей страны и требует необходимости выйти за рамки и заглянуть в будущее, и мы должны ее выполнить», - подвел итоги совещания Юрий Трутнев.
 
Напомним, Камчатский край является восточными воротами Трансарктического транспортного коридора и уже использует его для доставки строительных материалов и рыбной продукции в кратчайшие сроки. Развитие этого коридора позволит создать уникальную транспортную инфраструктуру, значительно снизить транспортные издержки и обеспечить устойчивый экономический рост региона, превращая Камчатку в мощный экономический и транспортный форпост России на Дальнем Востоке.