«Распил»
«Распил»
«Распил» превратился в понятие политическое. Что лишний раз показал круглый стол, прошедший в Думе Владивостока. Напомним, если раньше и «конструкторы», и «каркасы», и собственно «распилы» (то есть автомобили, ввезенные из Японии по частям - в разных вариантах) спокойно ставились на учет, то с определенного момента ГИБДД стала аннулировать их регистрацию.
 
Владельцы таких авто - в основном «добросовестные приобретатели» - стали лишаться права их эксплуатировать. В народе это называется «перевалить с больной головы на здоровую»: сначала некие лица в милицейских погонах преспокойно оформляли распилы, а потом другие люди в таких же погонах сказали, что ездить на этих машинах нельзя.
 
Защитить не распилы даже как таковые, а их собственников пыталось Законодательное собрание Приморского края. Счет отменам регистрации уже идет на тысячи, а по дорогам ездят многие десятки тысяч машин, которые могут в любой момент оказаться вне закона.
 
Да и ввоз распилов продолжается, пусть не в тех количествах, что раньше (в 2010 году Дальневосточное таможенное управление открыло свою базу данных для ГИБДД, и теперь по поддельной грузовой таможенной декларации - ГТД - оформить машину вроде бы невозможно, но это в теории).
 
Один из главных защитников «распилов» в краевом парламенте - депутат Дмитрий Новиков - разослал массу запросов по инстанциям, но получил похожие «до степени смешения» отписки: аннулируем по закону, а кто недоволен - пусть идет в суд. В судах, правда, все заявления граждан (а их на начало 2014 года было 134) остаются без удовлетворения.
 
В ответе депутату Новикову от 25 февраля с. г. за красивой подписью начальника УМВД по Приморскому краю Николая Афанасьева говорится, что «конструкторскими» вопросами в Приморье ведали начальник регистрационного подразделения (по-старому - МРЭО) Петров - он уволен, начальник отдела технадзора Палатовский - тоже уволен, заместитель последнего Тихонов (сокращен), а также сам начальник краевой ГИБДД Лысенко (уволен) и его заместитель Ефименко (сокращен).
 
Практика вешать всех собак на уволенных известна; похоже, нам дается понять: все остальные не при делах. Но о вине кого-то из сотрудников ГИБДД или тем более о понесенном ими наказании за нарушения в оформлении конструкторов (а тем более за коррупцию) никто и нигде не говорит. Напротив, дальше в ответе говорится: «Степень участия сотрудников регистрационных подразделений… и их роль в легализации указанных выше автомашин органами дознания не установлена» (!).
 
Из ответа на имя председателя ЗС Виктора Горчакова из УМВД по Приморскому краю: аннулирование проводят в соответствии с законодательством, в действиях сотрудников ГИБДД нарушений «не усматривается» (хорошая формулировка: может, нарушения и есть, но - не усматриваются). То же - в ответах краевого прокурора Бессчасного от 21 февраля и первого зама главного гаишника страны Швецова от 1 апреля (кроме шуток).
 
Теперь к делу подключилась Дума Владивостока. «Запрет на пользование своим имуществом противоречит Конституции. Надо принять какие-то разумные решения, чтобы добросовестные приобретатели не страдали», - считает председатель комитета думы по местному самоуправлению, правопорядку и законности Михаил Веселов, выступивший в роли ведущего круглого стола.
 
«Истцов» было достаточно - помощник депутата Новикова Геннадий Комарницкий («Ответственность должна быть солидарной, вину должны признавать все ведомства, которые участвовали в процессе»), представитель группы добросовестных приобретателей распилов Евгений Недбаев («Человек покупает машину, приходит в ГИБДД с подлинным ПТС, машину ставят на учет, а через два года регистрацию аннулируют - в чем человек виноват?»)…
 
С «ответчиками» - хуже: и краевая госавтоинспекция, и органы прокуратуры приглашение на круглый стол почему-то проигнорировали. Зато пришедший человек из ГИБДД Владивостока подтвердил, что на распилах ездили и сами госавтоинспекторы. По словам г-на Комарницкого, и в УМВД по Приморскому краю такие машины уважают или, по крайней мере, уважали.
 
Интересно, что про безопасность распилов никто уже не говорит. Похоже, никого она на самом деле не волнует, как и случаи подделки ГТД сами по себе - мало ли кто и что у нас подделывает. Происходящее больше похоже на гнев государства по поводу хитроумности народа, нашедшего способ снизить таможенные платежи.
 
Способ этот, кстати, вполне законный - за исключением тех случаев, когда подделывается ГТД на ввоз кузова. Но это касается только легковых распилов.
 
А есть еще рамные внедорожники, кузов которых вообще не является номерным агрегатом. Есть «каркасы», когда кузов разбирается, но не режется (Комарницкий: «Технология сборки каркаса ничем не отличается от технологии, по которой работает Sollers»). Есть «честные» конструктора, когда за ввоз кузова платится пошлина в размере 5000 евро. Эти схемы, повторяем, легальны, но теперь под раздачу попали владельцы и таких машин.
 
Депутаты сошлись на том, что в «распильном» кризисе виноваты конкретные должностные лица из регистрационного органа краевой ГИБДД. Вот с ними и надо разбираться, а не с покупателями распилов. «Нам полтора года говорили, что ведутся проверки, ищутся виновные.
 
Но в последнем ответе, полученном от УМВД в мае, говорится: проверки закончены, нарушений со стороны ГИБДД не найдено, уголовных дел возбуждено не будет, никто не виноват», - говорит Комарницкий.
 
По словам депутата городской думы Станислава Примаченко, полумер в виде увольнения того или иного сотрудника недостаточно: «Этого мало, потому что именно эти люди занимались оформлением распилов. В Еврейской АО проверка выявила нарушения, подобные нашим, и там в отношении троих сотрудников возбуждены уголовные дела - уже что-то. А у нас все повесили на простого гражданина. Ситуация патовая, аннулирование продолжается, люди вынуждены идти в суды…
 
Надо оставить в покое тех, кто приобрел такие машины и ездит на них, но следить за тем, чтобы больше таких случаев не было».
 
По словам Михаила Веселова, комитет продолжит работу над решением этой проблемы. По нашим данным, комитет по региональной политике и законности краевого ЗС тоже намерен вернуться к данной теме уже 30 июля. Но пока, как видим, полицейские подразделения не слышат депутатов ни городского, ни краевого парламентов. Или делают вид, что не слышат.
 
Егор Кузьмичев,
«Новая газета во Владивостоке», №246, 17.07.14
http://novayagazeta-vlad.ru/246/Avto/Obednomraspilezamolviteslovo
* * *
 
Конституционному суду предъявят конструктор
Дума Владивостока обратится в высшую судебную инстанцию для оценки решений ГИБДД
 
Депутаты думы Владивостока решили обратиться в Конституционный суд с просьбой защитить права автомобилистов, транспортные средства которых ГИБДД запрещает эксплуатировать и продавать. В 2013 году принято решение об аннулировании регистрации 893 автомобилей. В целом под угрозой оказались 95 тыс. машин. Представители ГИБДД ссылаются на приказ МВД, который они обязаны выполнять.
 
Законодатели Владивостока с участием представителей ГИБДД и таможенных органов рассмотрели проблему добросовестных приобретателей транспортных средств, регистрация которых аннулирована УГИБДД по Приморью.
 
По итогам обсуждения было принято решение обратиться за защитой прав автомобилистов в Конституционный суд.
 
«Уже на этой неделе мы подготовим соответствующее обращение и направим его,- заверил „Ъ“ председатель комитета по местному самоуправлению думы Владивостока Михаил Веселов. - К нам массово обращаются приморские автомобилисты, которые не могут ни использовать, ни продать свои транспортные средства, хотя ни в чем не виноваты».
 
Кроме того, по его словам, депутаты намерены обратиться к руководству УГИБДД по краю, чтобы до рассмотрения дела в Конституционном суде не форсировать аннулирование регистрации транспортных средств, так как под акцию подпадают около 95 тыс. автомобилей, ввезенных, по данным таможенных органов, в страну в 2008-2013 годах.
 
Начальник ГИБДД Владивостока Вячеслав Косинский признал наличие проблемы, но отметил, что решить ее не в его полномочиях: «Я выполняю приказ, который ГИБДД должна отработать».
 
Управление ГИБДД по Приморскому краю стало в массовом порядке аннулировать регистрацию автомобилей, ввезенных в Россию в разобранном виде и перекомплектованных, после того, как ее сотрудники провели внутреннее расследование и пришли к выводу, что ряд организаций, выписывавших справки НАМИ на замену агрегатов, не имели права их выдавать.
 
В 2013 году была признана недействительной аккредитация одной организации, выдававшей справки НАМИ на замену агрегатов, в этом году та же участь постигла еще одну компанию. В результате все автомобили, получившие документы по справкам этих организаций, могут быть сняты с учета. Отменяют регистрацию автомобиля сотрудники ГИБДД по внутренним документам на основании пункта 51 приказа МВД №1001.
 
«Но ведь сама ГИБДД сначала признавала все документы законными. Автовладелец не мог знать, что та или иная организация не имеет права на какую-то деятельность. А теперь он должен расплачиваться за недосмотр государственных органов»,- возмущается депутат краевого заксобрания (ЗС) Дмитрий Новиков.
 
«Есть понятие - добросовестный приобретатель. Мне кажется, неправильно и несправедливо лишать транспортных средств людей, купивших за свои деньги, не нарушая закон, автомобили, которые сейчас называют «распилами», и отменять их регистрацию из-за того, что государственные структуры вовремя не разобрались с документами уполномоченных органов»,- считает депутат ЗС Константин Межонов.
 
Заксобрание Приморского края в марте 2014 года обратилось к премьеру Дмитрию Медведеву по данной проблеме. Депутаты предлагали хотя бы изменить порядок рассмотрения дел и передать их из МВД в ведение судебных органов. «Однако ответ из правительства мы до сих пор не получили»,- сообщил господин Новиков.
 
«Если будет аннулирована регистрация всех 95 тыс. автомобилей это вызовет социальный бунт! Это ведь касается нескольких сотен тысяч человек,- говорит директор «Гермес авто» Александр Никифоров.- Поэтому, думаю, регистрацию всех транспортных средств ГИБДД вряд ли решится аннулировать».
 
Андрей Костин, Владивосток,
Коммерсантъ (Хабаровск) №122 от 16.07.2014
http://www.kommersant.ru/doc/2525791