Социальный эксперимент, как известно, продолжался на отдельно взятой одной шестой части суши более семидесяти лет. О его результатах до сих пор продолжаются споры, однако один факт остается непреложным: эксперимент закончен. Но поскольку душа наша горит в исследовательском порыве, то совсем без экспериментов мы не можем. И сейчас на наших глазах ставится очередной естественно-научный опыт - куда, правда, менее масштабный, но от этого не менее интересный. Называется он «создание и функционирование федерального университета на отдельной взятой, однако свежеприсоединенной территории Владивостока - Русском острове».
 
Эксперимент - многофункциональный, и реализуется он сразу по нескольким направлениям. Взять, к примеру, одно из них, которое можно сформулировать следующим образом: попытка выживания нескольких тысяч человек в условиях обеспеченности водой сомнительного качества. Тут ведь, как и в любом ином научном исследовании, мы сталкиваемся с парадоксом.
 
С одной стороны, многочисленные официальные лица без устали твердят о едва ли не целебных качествах воды, поступающей из опреснительных установок, с другой - никто не забыл слова первого вице-премьера Игоря Шувалова и многолетнего полпреда президента в ДВФО Виктора Ишаева об острой необходимости строительства дюкера (пресного водовода) с материка на Русский. Но если вода из опреснителей действительно столь волшебная, то, может, высокопоставленные чиновники хотели просто «бабки распилить»? Во всяком случае, в последнее время о водоводе публично стараются как-то не говорить. Осталось дождаться результата эксперимента. Впрочем, «Новая газета во Владивостоке» полагает вернуться к этой теме в самом обозримом будущем.
 
Или другое направление, суть которого состоит в том, что едва ли не весь центр Владивостока выставлен на продажу. Напомним, что еще год назад, 14 декабря 2012-го, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства РФ № 2368-р, согласно которому 55 объектов недвижимости, закрепленных за Дальневосточным федеральным университетом, должны быть выставлены на продажу.
 
В том документе подчеркивалось, что аукцион должен быть открытым по составу участников и форме подачи предложений по цене, а стартовая цена должна быть определена на основании отчета независимого оценщика. Ну-с, год прошел - сильно хотелось бы знать, насколько далеко мы продвинулись в области предпродажной подготовки и собственно продажи. Однако информация на этот счет, в отличие от рапортов о чудесном освоении Русского, не спешит выплескиваться в публичное пространство.
 
И тут возникает целый ряд вопросов, связанных как с исполнительской дисциплиной, так и с эффективным хозяйствованием. С одной стороны, хотелось бы понять, с каким усердием выполняются в нашей стране распоряжения правительства (если это правительство хоть как-то управляет ситуацией); с другой - любой желающий без труда обнаружит сегодня в городе десятки (бывших?) университетских зданий, закрытых на замок, пустых, безжизненных. Кто, за чей счет оплачивает их содержание, сохранность, обогрев?..
 
Тут, кстати, возник еще один любопытный момент. Понятно, что Дмитрий Медведев не сам составлял «продажный» список; его готовили специалисты, уж не знаю, с привлечением университета или без оного. Но фактом остается то, что в список попал колледж корееведения, в который государство не вложило ни копейки; в середине 90-х его построил и подарил университету южнокорейский бизнес.
 
Неудивительно, что теперь представители Республики Корея открыто выражают свое недоумение, в том числе и в официальных письмах, тем более что аналогичного, отдельного колледжа на Русском нет. В свою очередь, представители российской стороны делают лицо «Маша съела мячик» и что-то неубедительно бормочут насчет того, что вот, дескать, продадим все на материке, на эти деньги построим вторую очередь на Русском и уж там-то точно будет колледж корееведения. Пока эта ситуация, скажем так, зависла в воздухе, однако особую пикантность ей придает тот факт, что на середину ноября, как известно, намечен визит президента РФ Владимира Путина в Сеул и вовсе не исключено, что кто-нибудь из южнокорейских журналистов задаст ему на этот счет прямой вопрос.
 
Впрочем, за развитием событий и в этой части означенного эксперимента «Новая во Владивостоке» также следит очень внимательно; надеемся еще не раз вернуться к теме, и, судя по тому, как развивается ситуация, поводов у нас будет предостаточно.
 
Еще одно направление текущего эксперимента - феерическая бюрократизация. Днями одна из преподавательниц ДВФУ, которой для прохождения углубленного медицинского обследования понадобилась абсолютно стандартная и тривиальная справка с места работы, явилась в департамент кадров и услышала: пишите заявление, что вам нужна справка, у нас теперь такие правила. …Когда сорок лет назад гениальный Жванецкий сочинил тут же ушедшую в народ репризу «Дайте справку, что вам нужна справка», он, конечно, не догадывался, что на Русском будет создан федеральный университет, где все его заветы постараются воплотить в жизнь. Которая, как известно, куда богаче всех наших самых неумных фантазий.
 
И, наконец, последнее на сегодня направление - соблюдение/несоблюдение федерального законодательства. На днях тысячи людей, имеющих к федеральному университету непосредственное отношение (студенты, сотрудники, преподаватели) с любопытством ознакомились с документом, который еще месяц назад,
 
9 октября, утвердил ректор ДВФУ Иванец и согласовал - именно так! - управляющий директор ЗАО УК «Фрагра» Мкртчян. Называется он «Правила нахождения автотранспорта на территории кампуса ДВФУ на о. Русский». В документе три страницы убористого текста, цитировать его здесь не будем, тем более что каждый желающий (в том числе и из правоохранительных органов) без труда найдет его на официальном сайте федерального университета (http://www.dvfu.ru/-/v-ezd-i-razmesenie-avtomobilej-v-kampuse-strogo-po-propuskam).
 
Уже неделю, с 1 ноября, документ действует, а суть его - в двух словах - состоит в том, что теперь каждый, кто по привычке приезжает на работу/учебу на автомобиле, должен ежемесячно платить за удовольствие въехать на территорию кампуса 500 рублей. В документе без стеснения приводится официальное количество машиномест, которыми располагает кампус; их около двух тысяч. Простое правило умножения показывает, что за месяц ДВФУ/ЗАО УК «Фрагра» полагают собирать аккурат один миллион рублей. Небольшие, конечно, деньги, судя по ректорским доходам (о них полгода назад не писал только ленивый), но, как говорится, мелочь, а приятно.
 
Тем не менее мы попросили посмотреть эти правила независимых юристов. Их анализ, переданный в редакцию, указывает на целый ряд нарушений. Процитируем: «В трудовых договорах работников ДВФУ рабочее место определено как Дальневосточный федеральный университет.
 
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом отдаленности кампуса от центра и спальных районов города, сложной транспортной доступности личные автомобили для многих являются единственным доступным видом транспорта для прибытия к месту работы. Таким образом, фактически вводится плата за пребывание на своем рабочем месте, т. е. плата за выполнение своей трудовой функции, трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Согласно ст. 3
 
Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. При этом для целого ряда должностных лиц ДВФУ, пользующихся служебным транспортом (включая самого ректора, утвердившего данный акт) подобная плата не предусмотрена, что носит явно дискриминационный характер. Не предусмотрена плата и для сотрудников управляющей компании. Не будут оплачивать парковку также и многочисленные посетители ДВФУ.
 
Указанные факты усиливают дискриминацию в отношении преподавателей и студентов. Таким образом, плата за парковку в 500 рублей без учета фактического нахождения в кампусе ДВФУ приобретает характер подати и сбора, незаконно возлагаемого на работника, который желает воспользоваться личным автотранспортом хотя бы один раз в месяц».
 
Одновременно юристы обнаружили нарушение целого ряда пунктов федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и, что особенно занятно, «О защите прав потребителей», ведь теперь, заставляя автовладельцев подписывать специальный договор, университет и управляющая компания переводят свои отношения с преподавателями, сотрудниками и студентами именно в эту плоскость.
 
…Не секрет, что в этом году в ДВФУ прошло серьезное сокращение фонда заработной платы. Как не секрет и то, что на первый курс объединенный федеральный университет набирает (в частности в этом году) значительно меньше студентов, чем прежде набирали совокупно четыре вуза, ныне сведенные в одну структуру. Но это-то, может, как раз и хорошо, возможно, упор будет сделан на блистательную качественную подготовку будущих бакалавров, специалистов и магистров. И вообще, что уж там скрывать: нам бы очень хотелось, чтобы у нового университета в новом кампусе все получилось; иначе, элементарно, будет жалко выброшенных на ветер миллиардов. Однако целый ряд первых шагов - с тем же пятисотрублевым въездом - заставляет, мягко говоря, насторожиться. Ужели и вправду любовь к денежным знакам столь неотделимо связана с современным образовательным процессом?..
 
…Ну а что касается правил нахождения автотранспорта на территории кампуса ДВФУ на острове Русском, то мы очень рассчитываем, что надзорные органы дадут соответствующую правовую оценку этому неординарному документу.
 
Островский Андрей,
«Новая газета во Владивостоке», №212, 07.11.13
http://novayagazeta-vlad.ru/212/Obrazovanie/500rubleviykampus