9 ноября 1912 года родился Ян Петрович (Абрам-Янкель Пейсахович) Мильчин - скульптор, член Союза художников СССР (1952), автор памятника первопроходца Е.П.Хабарову (1958).

 

Ян Петрович (Абрам-Янкель Пейсахович) Мильчин около памятника Хабарову, 1957 г.
Ян Петрович (Абрам-Янкель Пейсахович) Мильчин около памятника Хабарову, 1957 г.

С Абрамом Пейсаховичем Мильчиным я была знакома последние пять лет его жизни. Он обратился в Общество охраны памятников истории и архитектуры с просьбой установить табличку с его именем на постаменте Хабарову, что забыли сделать во время открытия памятника, и только после его смерти (11 октября 1994 года) - эта справедливость была восстановлена.

 

Сейчас странно об этом говорить, но с 1958 по 1995 год на памятнике не было указано имя автора, памятник был словно «безымянным». Самого Мильчина это сильно угнетало. Он щепетильно относился к вопросу соблюдения своих авторских прав. Когда в Хабаровске выходили различные красочные фотоальбомы, посвященные очередным юбилеям города, составители часто помещали фотографию памятника Хабарову без указания автора.

 

По сей день меня не оставляет чувство, что перед этим человеком город в большом долгу. Когда он был жив, о нем не вспоминали. Забыли сразу же после столетнего юбилея города, воспользовавшись плодами его труда и таланта, когда на привокзальной площади был установлен памятник землепроходцу Ерофею Хабарову. Правда, в 1998 году эту несправедливость пытались как-то исправить - посмертно присвоить звание «Почетный гражданин города Хабаровска», но оказывается, что такие почести воздаются только при жизни человека.

 

Среди незаконченных дневников А.П. Мильчина я встретила такую запись: «Мне нужны были нормальные условия для работы, а я попал в ад. Я не хотел интриг, взяток и всяких дискриминаций. Я лез из кожи, чтобы что-то создать, а результат уничтожался или сводился на нет. Я приходил в отчаяние и все же не терял надежды, что следующая работа подкрепит меня материально: получу квартиру, мастерскую, буду обеспечен заказами... Ради творческой работы, ставил на карту все, в том числе и благополучие семьи...»

 

Мне казалось, что создав памятник Хабарову, который стал символом нашего края, визитной карточкой города, этот скульптор и его семья должны были безбедно жить десятилетия. Но ничего подобного, читаю дальше: «...После каждой творческой работы у меня оказывались большие долги».

 

Абрам Пейсахович после завершения работы над памятником Хабарову долгое время вообще не имел заказов. А в 1960 году - новое несчастье. Возвратившись из Москвы после защиты проекта памятника Ленину, оказалось, что, с таким трудом добытая, мастерская разграблена, а работы расхищены.

 

Надо напомнить, что у Яна Петровича (его псевдоним) до памятника Хабарову был замечательный проект памятника Семену Дежневу, признанный на Всесоюзной выставке в Москве. Модель его была приобретена многими музеями страны. Кстати, в Хабаровске еще в 1908 году в Центральном парке закладывали памятник великому землепроходцу. Тогда работы эти были приостановлены строительством моста через Амур. И с тех пор попыток его создания больше не предпринималось.

 

Многим другим замыслам Мильчина также не суждено было реализоваться. Мне особенно непонятно, почему в 1960-1970-е годы, когда по всему краю устанавливались обелиски и памятники, посвященные Великой Отечественной войне, такие проекты Мильчина как «Последняя граната», «Победа», «Знамя над Рейхстагом», работы скульптора, который сам прошел войну от начала до конца, не были воплощены в жизнь.

 

Спустя годы воспоминания о боях не оставляли Яна Петровича Мильчина. Он снова и снова лепил невостребованные памятники войны... Известие о ее начале застали Мильчина в Ленинграде, куда он летом 1941 года выезжал на экскурсию с группой своих сокурсников по суриковскому институту. Экскурсанты срочно возвратились в Москву.

 

Вместе со всеми москвичами студенты занимались маскировкой особых точек, дежурили на крышах, рыли окопы. В связи с приближением фронта институту предписывалась эвакуация в Самарканд, но Мильчин просится на фронт и этих попыток он делает несколько. В своих воспоминаниях А.П. Мильчин пишет: «Наконец-то в мае 1942 года по моей убедительной просьбе меня берут на фронт, узнав, что я рисую, пристроили художником в клуб, но оттуда я улизнул»...

 

Мильчин попал в 921 артиллерийский полк. Первое крещение получил уже в сентябре 1942 года: «Меня похоронило авиабомбой. В последний миг увидел стены института... Я был сильно зажат, товарищи откопали, вылили воды на голову, дотащили до блиндажа. Проспал сутки, на следующие очнулся от команды: «По местам!»

 

«Бой был тяжелый, - пишет Абрам Пейсахович в своих воспоминаниях, - немцы на транспортерах и танках шли в контратаку, а сверху группы по 9 бомбардировщиков, строем аккуратно заходили полукругом и сбрасывали свой груз... Как только одни выходил из пике, уже другая такая же партия самолета заходила таким же манером... У взводного лицо было темно-серым, он,видимо, очень волновался. Каждой из нас бегал за снарядом и сам же заряжал пушку, это отнимало много сил. При всем этом надо было быстро бегать, стараясь не столкнуться с кем-то из встречных и обойти то место, куда вылетали стреляные гильзы. Территория огневых была перепахана бомбами и розовый от глины туман мешал видеть что-либо. Глиняная пыль и пот жгли острой болью глаза. Я напрягал все силы, мне казалось, что сердце, не знавшее приступов доселе, разорвется, не выдержав темпа боя»...

 

В составе действующей армии Мильчин дошел до Данцига. Имел ранения и тяжелую контузию. В декабре 1945 года был демобилизован и вернулся в институт.

 

Абрам Мильчин на открытии памятника Хабарову. 1958 г.
Абрам Мильчин на открытии памятника Хабарову. 1958 г.

Летом 1946 года возращается в Биробиджан. Первое время работает над эскизом памятника «Шолом-Алейхему», делает ряд барельефов писателей-классиков. А память его была там, на войне...

 

В 1948 году Мильчина приглашают в Хабаровск. Здесь он представил на выставку эскиз памятника «Последняя граната». Работа получила первую премию.

 

Самое страшное для художника - невостребованность его творчества работа на «корзину», для скульпторов - на «сарай». Вот и эта замечательная скульптура была сработана на «сарай». После выставки она долгое время стояла во дворе мастерских, а затем и вовсе пропала. Та же судьба постигла работу «Победа».

 

Тем не менее на тему Великой Отечественной войны было реализовано несколько проектов Мильчина: памятник в Троицком в честь 163 земляков, погибших в годы войны, обелиск в Найхине «Скорбящая мать», бюст Зои Космодемьянской в Уссурийске и скульптурный портрет Дикопольцева в фойе Хабаровского педуниверситета (ныне ДВГГУ).

 

Есть в городах и селах нашего края и другие работы скульптора: бюсты дальневосточных селекционеров Шуранова и Лукашова, героев Гражданской войны Лазо и Блюхера; вождей - Ленина, Сталина и Орджоникидзе, писателей Джанси Кимонко, Б. Миллера и Шолом-Алейхема.

 

А сколько идей остались нереализованными: «Паганини», «Семен Дежнев», «Рыбак», «Рыбачка», «Сталевар», «Гайдар», «Последняя граната», «Знамя над Рейхстагом», «В космос» и многие другие.

 

Из хабаровских скульпторов, А.П. Мильчин, единственный, кто прошел профессиональную школу известного скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Она называла его «скульптором от Бога».

 

Не стало Абрама Пейсаховича 11 октября 1994 г. Похоронен на центральном кладбище. На памятнике высечены слова из его записной книжки: «...Ничего я в землю не унес, что на земле живым принадлежало...»

 

После смерти Абрама Пейсаховича Мильчина мне довелось заниматься сбором средств для памятника на его могилу. Деньги были собраны быстро, так как главный труд его жизни - памятник Хабарову - знают все и считают одним из лучших памятников краевого центра.

 

Документы и фотографии А.П. Мильчина на хранение в ГАХК передала его вдова Нина Лазаревна Герцвольф в 1996 году.

 

Тамара Бессолицына,

ответственный секретарь Хабаровского отделения

Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК)

.