К истокам русской духовности


К 110-летию о дня рождения и 80-летия со дня смерти С.Есенина*

 

О, электрический восход,

Ремней и труб глухая хватка.

С.Есенин. Сорокоуст


 

«...И шея, оказывается, относится к... ноге! «Шея ноги». Вот так бред!

 

А. Яни
А. Яни

А.Яни** озаглавил письмо «Самоубийство бродяги? (Записки одесского филолога о стихах, жизни и смерти Сергея Есенина)».

 

Он пишет: «Я очень рад и сердечно благодарен редакции еженедельника «Ветеран», врачу и философу Евгению Черносвитову за то, что в №4 за 1990 г. опубликованы его размышления о гибели Сергея Есенина.

 

К предложению Евгения Черносвитова об эксгумации трупа хотел бы присовокупить и «эксгумацию» рукописей любимого поэта. Изучение их, надеюсь, очистит личность замечательного лирика от многочисленных навешенных на него ярлыков».

 

«Самоубийство бродяги» - именно так о С.А. Есенине написал некий неизвестный мне Б.Л.Розенфельд через 5 лет после трагической гибели поэта, рассуждая в обширной статье в «Литературной энциклопедии» (т.4, с.82) о «мотивах бродяжничества и хулиганства». «Перед нами оказывается бродяга и вор», - пишет Б.Л.Розенфельд.

 

Но что же Есенин украл и у кого? Какие есть доказательства?

 

Во-первых, поэтические образы в стихах, лирических героев и персонажи в произведениях нельзя грубо отождествлять с самим поэтом. Во-вторых, образ так называемого хулиганства можно понимать в стихах Есенина как метафору, как его сомнение в счастливой ломке дореволюционной Руси при наступлении на нее «железного врага». Хулиганство - это неравнодушие, небезразличие к меняющейся судьбе страны, свое собственное, особенное, нешаблонное понимание революции. Вероятно, это инакомыслие и давало право говорить о психической болезни Есенина. Но скандалил он отнюдь не как сумасшедший. На скандалы сумасшедшего никто не обращал бы внимания - в крайнем случае поместили бы надолго в психушку.

 

С. Есенин в 1924 г.
С. Есенин в 1924 г.

Мне кажется, чтобы понять настроения С.А. Есенина в послереволюционный период, нужно сравнить их с послереволюционными настроениями И.А. Бунина, описанными в его «Окаянных днях». Бунин враждебно встретил Октябрьскую революцию. Не в силах восторгаться ею был и Есенин. У него болела душа, но это вовсе не значит, что был он душевнобольным. Почему не убежал за границу? На это есть ответ в стихах: «Не вылечить души пустыней и отколом». Без Родины жизнь - пустыня, хотя и на Родине она - «обман с чарующей тоской». Писать «агитки», как это делал Ефим Алексеевич Придворов (Демьян Бедный), Есенин технически мог бы, но он не желал создавать строки по велению ума, а не сердца. Не то он, Есенин, к своему 40-летию был бы награжден орденом Трудового Красного Знамени и «жил бы долго и счастливо», но тогда не был бы Есениным.

 

Что с попом, что с кулаком -

Вся беседа:

В брюхо толстое штыком

Мироеда!

 

Не сдаешься? Помирай,

Шут с тобою!

Будет нам милее рай,

Взятый с бою...


 

Автора приведенных выше строк никто никогда не называл и не называет ни хулиганом, ни скандалистом, хотя Д. Бедный пропагандирует злодейское убийство. Что же это за странное понимание задач поэзии? Басни и частушки вошли в прижизненный 19-томник Д. Бедного, но любит ли кто-нибудь стихи этого агитатора так же, как стихи Есенина? Да, было время, когда распевали «агитки Бедного Демьяна», а стихи подлинного поэта никому не нужны были. Что оставалось делать Есенину? Нет, не вспарывать сытые брюшные полости штыком, а желать молодому поколению здоровья:

 

Цветите, юные. И здоровейте телом.

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.


 

Есенин хотел разобраться в самом себе, ощущая себя иностранцем в родной стране. И как только ни называли поэта: идеологом упадничества, деклассированным представителем кулачества и циничного апофеоза разврата, завсегдатаем «удушливой мути кабаков и притонов». Что ж, если стихи его не принимались тогда «благородным» обществом, он их читал проституткам.

 

В 1916 году журнал «Вестник Европы» называл Есенина «народным златоцветом», а при Советах даже после смерти он остался неугодным. Для чего он уехал из Москвы в Ленинград? Видимо, в Москве сложились серьезные обстоятельства, сделавшие его жизнь и творческую работу невозможной. А он собирался жить и работать - ведь для самоубийства в другие города не уезжают. Тончайший лирик, обращаясь к своему сердцу, писал:

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.


 

Преждевременно уходить из жизни он не собирался:

 

Видно, так заведено навеки -

К тридцати годам перебесясь,

Все сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.


 

«Счастья нет, но горевать не буду...», - обещает поэт.

 

У него болела нога, и в связи с этой травмой он лежал в больнице. Именно из московской клиники он решил ехать в Ленинград. И тут я хочу коснуться поэтических строк Есенина, в которых появилась «нога», а вернее, «ноги». Есть такое народное выражение: «Откуда растут ноги?»

 

Речь пойдет всего лишь об одной-единственной букве, но на примере ее подмены я попытаюсь показать, как идеал психического здоровья можно превратить кривотолками о том, был ли Есенин умалишенным, в порядке ли был, как говорит фольклор, его «чердак». Иначе не возникала бы версия изощренного, умышленного убийства поэта, физической расправы над ним.

 

Кампания по психопатологизации русских писателей и поэтов началась задолго до революции. В 1916 году некая Т. Розенталь написала статью «Эпилептик Ф.М. Достоевский: обусловленность творчества болезнью». Чтобы защитить Пушкина, Гоголя и Достоевского, русский психиатр В.Ф. Чиж пишет статьи «Пушкин как идеал психического здоровья», «Гоголь как психопатолог», «Достоевский как психопатолог» (все опубликовано в Юрьеве в сборниках статей в 1896-1899 гг.).

 

Что же это за буква, о которой я хотел рассказать? Я обращался к рукописям Есенина, изучал его почерк. Буквы «г» и «ч» он писал почти одинаково, идентично. В одном из стихотворений о любви Есенин пишет:

 

Ночи теплые - не в воле я, не в силах,

Не могу не прославлять, не петь их.


 

Он любил ночи. Не раз описывал месяц, луну:

 

Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность.


 

В этом же стихотворении встречаю и слово «ноги»:

 

Любить лишь можно только раз,

Вот отчего ты мне чужая,

Что липы тщетно манят нас,

В сугробы ноги погружая.


 

Вы заметили: ночи и ноги. Меняется одна буква. Много раз в стихах Есенина фигурирует и то, и другое слово. Читаются в рукописях слова эти формально (по почерку) одинаково, и только по смыслу возможно понять, где «ноги», а где «ночи». Вчитаемся же в известные строчки поэта:

 

Голова моя машет ушами,

как крыльями птица.

Ей на шее ноги маячить больше невмочь...


 

Себя поэт сравнил с птицей, у которой, естественно, есть шея и голова. Голова на шее. И вдруг, откуда ни возьмись, возникает «нога»...

 

А есениноведы пишут о «наивно-образном реализме» Есенина, о «примитивном субъективизме, не знающем абстрактного понятия», о том, что есенинскому мышлению свойственна конкретность, лежащая в основе его «поэтической гносеологии». Что же это за «предметный реализм», маячащий «на шее ноги»? Мыслимо ли такое вообразить?

 

А что если весь «фокус» - в букве: на шее не какой-то там «ноги» и не какие-то «ноги», а «ночи»? Начертания этих двух букв у Есенина очень похожи... Тогда все становится понятным: заумь исчезает вместе с «ногой» и возникает совершенно естественный в данном контексте образ ночи. Невмочь, невмоготу, совсем нет возможности, нет сил терпеть целые ночи. По ночам бедной голове надоело виднеться вдали.

 

Будучи студентом-филологом университета, я предложил эту версию своим педагогам. Ученые-литературоведы всполошились, но вместо того чтобы обоснованно и объективно доказать, прав я или нет, кто-то из них заявил: какая, дескать, разница, «ноги» там или «ночи», «шея ноги» или «шея ночи». Конечно, вырванная из контекста «шея ночи» - тоже чепуха, ибо у ночи тоже нет шеи. Как и у ноги. Но дело здесь совершенно в другом: слово «ночи» автор употребил в именительном падеже множественного числа, а не в родительном единственного.

 

Вероятно, когда-то кому-то было угодно и выгодно хоть этой «шеей ноги» подчеркнуть, что у Есенина случались «заскоки». Нам, читателям, внушали, что Есенин повесился в гостинице «Англетер», будучи «в болезненном состоянии», т.е. имея серьезную психическую болезнь?

 

Больше полустолетия прошло с того трагического дня, когда жизнь поэта оборвалась. Но почему-то за все эти годы не появилось ни одного фундаментального исследования причин гибели Сергея Есенина? Не потому ли, что поиск истины, как это нередко бывает, запрещен? Можно говорить все, что угодно, лишь вокруг да около, но только не по существу - со всеми соответствующими подробностями и фактами.

 

Характер Есенина, как мне представляется, сродни характеру Владимира Высоцкого: оба по натуре - врожденные оптимисты... Володя Высоцкий в детстве был большим озорником. Есенин вспоминает, что был «большим драчуном и ходил всегда в царапинах». Роднят их и бесшабашная удаль, смелость, непринужденность, раскованность, да еще увлечение поэзией и собственное яркое творчество. У обоих было некоторое пристрастие к алкоголю и даже схожие сердечные увлечения известными зарубежными актрисами: Есенин был влюблен в Айседору Дункан, а Высоцкий обожал Марину Влади.

 

Но можно ли хоть на секунду представить себе, чтобы Высоцкий, как и Есенин, повесился? Неслыханно глупая версия. Можно ли говорить об «упаднических настроениях» поэта, кровь которого кипит, бурлит, горит? Между тем ярлык «упадничества» не раз привязывали к шее Есенина, как галстук.

 

В «Литературной энциклопедии» 1930 года вышеупомянутый Б. Розенфельд неизвестно на основании каких данных и источников сообщает: «Богема и принимавший все более острые формы наследственный алкоголизм привели Есенина к гибели: под влиянием тяжелых психических переживаний он покончил жизнь самоубийством».

 

Как же мог неизлечимый алкоголик и шизофреник одновременно быть обладателем вдохновенного пера, тружеником, который четким аккуратным почерком выписывал каждую отдельную буковку своей замечательной лирики? За какие качества человека с тяжелым психическим заболеванием да еще с острой формой наследственного алкоголизма смогла полюбить прославленная танцовщица? Только ли за «золотую голову»? Известны ли до конца биография и творческий путь Есенина? О какой «пассивности» и «практической бездеятельности» Есенина (терминология того же Б. Розенфельда) можно рассуждать? На основании каких бесспорных фактов? Неужто лишь на основании того, что 18-летним юношей он смело отправился в Петербург «побивать» свою поэзию? Пассивность ли это? Бездеятельность ли?

 

Скорее, совсем наоборот - целеустремленность и полет духа! Автор энциклопедической статьи иронически называет эту есенинскую целеустремленность «охотой к перемене мест». По этой же причине, видно, и директор вечерней школы Василий Шукшин поменял Алтайский край на Москву, где окончил режиссерский факультет ВГИКа, а потом снял героическую эпопею «Они сражались за Родину»? Значит, можно какие угодно ярлыки приклеивать, какие угодно уничтожающие формулировки выдумывать?

 

Лирическое «я» в стихах и песнях, как говорил о себе Высоцкий, часто не совпадает с жизнью самого автора. Следует отнести это и к Есенину. Если в стихах можно найти желание лирического персонажа быть «бродягою и вором», то это не значит, что Есенин - бродяга и вор.

 

Философ и врач-психиатр с 20-летним стажем Е.В. Черносвитов заканчивает работу над большой и серьезной рукописью, основанной на скрупулезном изучении и анализе документальных материалов, - «С.А. Есенин как идеал психического здоровья». Полагаю, что этот научно медицинский очерк высветит многие психологические аспекты личности поэта, чтобы все раз и навсегда поняли, что никакой психической болезнью Есенин не страдал. А затем можно будет подойти ближе к тайне, которую хранит его могила».

 

Анатолий Яни, литератор.

 

Я привел все письмо А. Яни потому, что автор по воле логики своего повествования о С.А. Есенине (подчеркиваю, именно повествования) коснулся многих моментов, сопричастных и моему исследованию. Думаю, что Высоцкий и Шукшин появились у Яни не случайно, особенно если учесть, что это в русле размышлений о гибели Есенина. Вернусь я и к этому странному есенинскому написанию букв г и ч, когда речь пойдет о наших академиках-есениноведах.

 

Е.В. Черносвитов.

Журнал «Современное право» №11,12 (2005).

 

-------------------

*Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма.

------------------

** Анатолий Иванович Яни родился 10 апреля 1941 года в CCCР (в Одессе). Перевел на русский язык все поэтические книги Федерико Гарсиа Лорки. Член НСЖУ. Призер Московского фестиваля гражданской поэзии («Часовые памяти», 2006). Лауреат международного пушкинского конкурса в Нью-Йорке. За книгу поэтических переводов всех 154-х сонетов Шекспира «И образ твой переживёт века!» («Астропринт», 2006, с.216) удостоен звания академика Международной Славянской Академии наук, образования, культуры и искусства Великобритании и Ирландии. Автор объемного и многогранного тома поэтических пародий и эпиграмм «Карманы в черепе» (Одесса, 2006, с.434).

----------------

 

Поэзия

 

В защиту Есенина


 

«Поэт, который написал о том, что Есенин удавился,

оказался сам задушенным!» (Анатолий Яни).

 

«Кто такой, мол, Есенин Серёга,

Сам суди: удавился с тоски

Потому, что он пьянствовал много» (Николай Рубцов [1936-1971]).

---

Не приемлю дурацкой строки.

Ну какой для тебя он Серёга?

Пишешь ты: «Удавился с тоски

Потому, что лишь пьянствовал много»?

 

Ну а сам-то ты кто, Николай?

Помолчи! О Серёже – ни слова!

Прекрати же собачий свой лай!

Рубцевать тебя надо, Рубцова!

 

Не мели ты, пожалуйста, вздор!

Не Есенин, а ты был пьянчужкой.

Ходят слухи кругом до сих пор,

Что задушен ты, Коля, подушкой.

 

О, Рубцов! Ты - вампир! Ты - злодей!

Не одну загубил ты судьбину.

Из-за пьянки несносной твоей

Осудили Людмилу Дербину*.

 

Ах, Рубцов, алкогольная муть,

Допивался ты часто до колик.

Хоть читателей не баламуть:

Не Есенин, а ты - алкоголик!

 

Обнаглел ты, как видно, совсем:

Жизнь Сергея считаешь игрушкой?

Ну а сам ведь прославился тем,

Что жена удавила подушкой.

 

Пусть тебе будет пухом земля,

Но абсурд обнаружил в строке я.

Воспевай себе звёзды Кремля,

Но не трогай судьбины Сергея!

 

Не умеешь писать ты, скорбя.

«Много пьянствовал он»? Ах, ты, сука!

Сам ты пьян! И за это тебя

Удавила подушкой супруга.

 

Анатолий Яни.


----------------

*В ночь с 18 на 19 января 1971 года Николай Рубцов скончался от инфаркта, случившегося после очередного запоя (выпил 18 бутылок вина),после чего находившуюся с ним рядом его гражданскую жену - поэтессу Людмилу Александровну Дербину осудили и заключили в тюрьму за то, что она якобы задушила его двумя своими дамскими пальчиками.

* * *

 

 

Есенин курит трубку


 

Красив он очень, безусловно.

Смотрю на фото. Что за лик!

Фарфоровая кукла словно.

И сколько выпущено книг!

 

Болтают есениноведы,

Мол, он хотел лежать в гробу,

Себя во все толкая беды,

С петлёй связав свою судьбу.

 

Стремился ли к тому поступку

Иль смерть нашли ему враги?

Сергей Есенин курит трубку.

Глаза горят, как светляки.

 

Сумел оставить это фото

Нам Наппельбаум Моисей.

Но веситься была ль охота?

Не дорожил судьбой своей?

 

Как Бах, Марк Твен и Пётр Первый,

О жизни он мечтал, куря.

Стальные у Сергея нервы.

Повесился? Судачат зря.

 

Витийствовал мудрец один,

Мол, изучил он всё, как сыщик:

Влияет, дескать, никотин

На то, чтоб в петлю лез курильщик.

 

Ах, сплетники! Болтать негоже

О том, каким он был, финал.

Курил и Пушкин трубку тоже,

Но сам себя не убивал.

 

Анатолий Яни.

* * *


 

 

Новость про С. Есенина. Пародия на стихи Людмилы Шарги


 

«Стала чернильницей вскрытая вена»

Людмила Шарга (Из сайта «Стихи. ру»)

---

На сайт стихов наткнувшись в Интернете,

Я новость про Есенина открыл:

Шарга Людмила пишет о поэте

Как об изобретателе чернил.

 

Гулять не нужно с мыслями по роще.

В гостиницу прийдя, решил поэт:

Изобрести чернила даже проще,

Чем выдумать простой велосипед.

 

И сразу же спросил «изобретатель»

Так, что вопрос сдавил, будто хомут:

«Чернила не как реки на закате ль

По венам и артериам текут?»

 

Нож взрезал вены - как укус комарика -

Поэт от боли даже не заныл.

Есенинские вены стали фабрикой

По производству пурпурных чернил.

 

Такое вот культурное явление

Возникло вдруг во всей своей красе:

Налажено чернил изготовление,

Чтоб мы о том стихи читали все.

 

Никем поэта жизнь, мол, не нарушена,

Мол, у поэта не было врага.

И эксгумаций никаких не нужно:

Всё знает наша Людочка Шарга.

 

Строчи, Шарга! Есенин не обидится,

Хоть и весьма кощунственна строка...

Нет, вена у Сергея - не чернильница.

Чернильницею стих твой стал, Шарга!

 

Анатолий Яни.

* * *


 

 

Письмо Есенина (Пародия)


 

«Рязань родную слыша близко,

в холодный вечер, без чернил,

писал Есенин мне записку,

а я её не получил» (Алексей Корнеев).

---

Мне снова вспомнился с любовью

неизгладимый эпизод:

Есенин мне записку кровью

писал весь вечер напролёт.

 

Серёга жил тогда в Рязани

и написал от всей души:

«Чтоб ты не влез в чужие сани,

Стихов, Корнеев, не пиши!»

 

Свалиться мог бы я со стула

от этих жгучих новостей.

Писалось на конверте: «Тула.

Вручить Корнееву. Сергей».

 

Конечно же, писал он круто:

ведь голова была светла.

Но почтальонша почему-то

письма вручить мне не смогла.

 

«Писать не стоит и стараться», -

Есенин мне в письме строчил.

И хорошо, что я, признаться,

письма того не получил.

 

Анатолий Яни.

* * *


 

 

Позор убийцам

 

Хоть исложна затея эта,

Криминалист опять готов

Сорвать с великого поэта

Сусальной лжи густой покров.

 

В борьбе за истину неистов!

Слежу за мимикой лица:

Мой друг Евгений Черносвитов

Стоит за Правду до конца!

 

- Не все ль поэты убиенны? -

Спросил Евгений горячо. -

Ах, Пушкин… Лермонтов… Есенин…

Шукшин… Высоцкий… Кто ещё?..

 

Хочу и я, чтоб цепь такая

Навек - совсем! - оборвалась.

И я кричу, убийц ругая:

«Пусть киллерство теряет власть!»

 

Сумеет этого добиться

Мой друг: он – Человек-скала!

И я кричу: «Позор убийцам,

А Черносвитову - хвала!»

 

Анатолий Яни.

30.12.2005 г.


(Опубликовано на «Литературной странице»

московского информационно-практического журнала

«Современное право». 2006 г., №1. стр. 92).


* * *

 

 

Была ль петля сварганена Есениным?


 

(Открытое письмо московскому профессору Александру Маслову)


 

Есенина Серёжу не обидели?!

Я ненавижу Ваш истошный вой!

Как будто Вы и в самом деле видели,

Как в петлю влез Есенин головой.

 

Профессор! Расскажите, в чём же дело?

Кто ж черепок Есенину разбил?

Избить само себя сумело тело?

Такое ляпнет разве что дебил.

 

Такого не найдёте даже в мифах -

Как эту чушь вместить смогла башка?

Что толку – в изысканиях фальшивых,

Торчащих,будто шило из мешка?

 

Профессор, поклянитесь хоть на Библии,

Что не ханжа Вы и не лицемер!

Мешало ли кому-то место гибели?

Так почему взорвали «Англетер»?

 

Перед враньём Вы хоть молились Богу?

Смотрели ль, как мерцают свеч огни?

Ни пуля, ни петля сказать не могут,

Кто их придумал в роковые дни.

 

Самоубийству учинив овацию,

Враньё, как из ведра, льёт Сатана.

А почему б не сделать эксгумацию?

Каким властям не выгодна она?!

 

Когда ж Ваш миф окажется развеянным:

Поэты, дескать, мрут, себя губя?..

Была ль петля сварганена Есениным?

Стрелял ли Маяковский сам в себя?

 

Анатолий Яни.

* * *


 

 

Смерть Сергея Есенина


 

Вновь, кусающий губы, я

Сам себя вопрошал:

«Полный сил, жизнелюбия,

Он о смерти мечтал?»

 

Шёл декабрь к финалу,

Новый год – на носу.

Что же кровью писал он?

Мысль о смерти - в мозгу?

 

Жаль, не видел те вены я.

Что-то там - от пиратства.

Кто навесил на гения

Ярлыки хулиганства?

 

Был одним он из пьяниц?

Алкоголикам брат?

Наркоман, тунеядец,

Погружённый в разврат?

 

Было это зимою.

Это тайны пример.

В ночь на двадцать восьмое

Что узнал «Англетер»?

 

Мне спросить Музой велено,

Ржут мои все пегасы:

Кто ж повесил Есенина

На трубе теплотрассы?

 

Кто тянул виски с содовой?

Кто пил молча коньяк?

Кто лицо изуродовал?

Кто поставил синяк?

 

Стих кому-то не нравился?

Кто ж сдружился с бедой?

Кто ж так подло расправился

С головой золотой?

 

Поединок с эпохой?

Что за чёртов секрет?

Гибель стала далёкой -

Близким стал нам Поэт!

 

Анатолий Яни.


(Опубликовано на «Литературной странице»

московского информационно-практического журнала

«Современное право». 2006 г., №3, стр. 96).


* * *

 

 

Несколько поворотов колес к славе


 

(На смерть Айседоры Дункан)


 

Это в Ницце случилось. Кому же вечерний асфальт

в сентябре раскалённым казался от позднего солнца?

Пишет Шнейдер Илюша, что после трагедии шаль,

дабы голову освободить, разрезать лишь придётся.

 

Коль хотите, судите меня, но ведь это враньё -

может, кто-то петлю Айседоре на шею накинул?

Кто ж охоту при помощи шали открыл на неё?

Кто и с целью какой информацию эту подкинул?

 

С распластавшейся птицей, читал я, багряная шаль

с голубыми китайскими астрами тихо скользнула

по плечу Айседоры – о, боже, какая печаль! -

и, за горло схватив, к колесу её вдруг потянула.

 

Айседора погибла в открытом спортивном авто?

Кто ж сидел за рулём в тот трагический миг, любопытно.

Эту страшную смерть, знать хотелось бы, видел ли кто?

Или это легенда придумана кем-то, как видно?

 

Айседора Дункан… Ей хотелось, я думаю, жить.

А не вздумал ли кто-то коварно расправиться с нею?

Мог ли шарф проскользнуть к колесу и её задушить,

резко дёрнув известную эту плясунью за шею?

 

Не расскажут и дикой, нелепой фантазии сны,

как внезапно погибнуть могла Айседора в машине.

И какой же, представьте, был шёлковый шарфик длины,

чтобы голову мог притянуть вдруг к резиновой шине?

 

Пишут в книгах: Дункан, отправляясь на вечный покой,

шарф накинув на плечи, уселась в авто, как в карету,

улыбаясь, прощально кому-то махнула рукой

и сказала: «Адью, о друзья мои, к славе я еду!»

 

Анатолий Яни.


(Опубликовано на «Литературной странице»

московского информационно-практического журнала

«Современное право». 2006 г., №3, стр. 95).


* * *

 

 

Мазохист?


 

В те дни, когда поэта убивали,

В Москве работал съезд ВКП(б).

Но чтоб не знать подробностей печали,

Молчать должны архивы КГБ.

 

Состава преступления не видно.

Эксперты все и слепы, и глухи.

Коль ничего не видно, то не стыдно,

Но Путину я посвящу стихи.

 

Летят к нему мои слова, как птицы,

И в небе раздаётся крыльев свист:

«Удар по лбу – клеймо самоубийцы?

Сергей Есенин, значит, – мазохист?!»

Вопросом никого я не обидел?

Вновь Путина ответить я молю:

«Погибшего в петле никто не видел,

Но кто ж засунул голову в петлю?»

 

Анатолий Яни.

* * *


 

 

Ликер лжи


 

Смерть пришла по какому методу?

Кто сварил из побасенок суп?

В пятом номере «Англетера» тут

Обнаружен Есенина труп.

 

Не иначе, с поэтом расправились

Хитроумных смертей мастера.

Смерть пришла? По какому правилу?

Кто ж решил, что прийти ей пора?

 

Почему-то никто не всхлипывал?

«Нет поэта на нашей земле».

Было самоубийство липовым,

Хоть висел он как будто в петле.

 

Подплыла к «Англетеру» пиранья.

Это значит, что быть беде.

Кто там кровью писал: «До свиданья»?..

До какого свиданья и где?..

 

Врут, что бледен он был, как пугало.

Врут про выцветший лён волос.

Врут, что будто лицо опухло

И краснел, как у пьяницы, нос.

 

Ах, как часто мы верим пиратам,

Для поэта плетущим лассо!

И когда же откроется правда?!

Льётся ложь, как ликёр кюрасо*.

 

Анатолий Яни.


---------------------

*Наиболее известным среди ликёров является голубой кюрасо.

Обладает нежным ароматом и вкусом тропического апельсина.

* * *

 

 

Секретный Есенин


 

Кто мерял? Не было сноровки?

Какой была длина верёвки

Или ремня от чемодана?

Всё так загадочно и странно.

 

Два метра? Больше или меньше?

Не знает этого и леший.

Куда ж исчезла данных база?

Верёвка - не длинней туаза?

 

Хочу спросить я, удивлён:

Есенин - Франсуа Вийон?

Ах, как он пел! И что за голос!

А цвет волос - как спелый колос…

 

Какие же бандиты-черти

Певца приговорили к смерти?

И вновь терзает сердце боль:

Казнён поэзии король.

 

Его казнили в «Англетере»?

В ту казнь закрыты были двери.

Блестит поэзии корона.

Исчезли и следы Вийона.

 

Как это мерзостно и гадко,

Когда и жизнь, и смерть – загадка.

Путь к истине зарыт в могиле.

Искать нам правду запретили.

 

И вот - тупик, где нет закона.

В Есенине - судьба Вийона.

 

Анатолий Яни.

* * *


 

 

Посмертное письмо в Париж


 

Письмо пишу я. Здравствуй, Айседора!

Прошу принять посмертные слова.

Я знаю, что про нас немало вздора

Вновь мелет, словно мельница, молва.

 

Любимая моя Айседорася!

Все наши дни развеялись, как дым.

Ты извини, что я тобой ругался,

Меня ж дразнили мужем молодым.

 

Прекрасно знаешь ты: меня убили,

Но разглашать нам тайну ни к чему.

Меня – петлёй, тебя – автомобилем.

Кому-то ж мы мешали. Почему?

 

Куда ни глянь, по-ленински грызётся

За власть Советов каждый, как шакал.

За что меня не любит Лейба Троцкий?

Дорог ему я не перебегал.

 

Ты знаешь, так судьба меня пинала,

Что выхода, казалось, просто нет.

А всё же нас любовь соединяла,

Хоть я моложе на пятнадцать лет.

 

Пусть я на белом свете жил недолго,

Но счастлив, что любила ты меня.

Надеюсь, что не будет кривотолков

По поводу взаимного огня.

 

Всю жизнь мечтая про тебя, колдунью,

С тобой по свету мысленно кружу.

Люблю тебя, великую плясунью!

Я нынче на Ваганьковском лежу.

 

Письмо пишу тебе я, Айседрора,

Зачем ты отказалась от пальто?

Ты сбрось свой красный шарф, смени шофёра

Иль отмени поездку на авто!

 

О, Айседора, ты достойна гимна!

Ах, как же так? Тебе не повезло.

Недавно я узнал, что ты погибла

Нелепо так, нечаянно и зло.

 

Искала не меня ль в багряном шарфе?

Ты обманула лучше бы судьбу!

Тебе бы танцевать, играть на арфе!

Не верю я, что ты лежишь в гробу.

 

От горьких мыслей никуда не деться.

Злесь, на Ваганьковском, идёт молва,

Будто на край автомобильной дверцы

Твоя упала резко голова.

 

Смеркается. Зажёг здесь кто-то свечи.

В ось колеса твой алый шарф попал

И, затянувшись, шею изувечил?

Неужто смерть теперь справляет бал?

 

Письмо тебе пишу я, Айседора.

Хоть это фантастично, но пишу.

Какая нас разнять сумела ссора,

Я, кажется, ума не приложу.

 

Московский ветер задувает свечи.

И хоть талант уже давно исчез,

Туда, где обрела покой ты вечный,

Пишу тебе. В Париж. На Пер-Лашез.

 

Анатолий Яни.

* * *


 

 

Открытое письмо Галине Иосифовне Бык-Серебряковой

 

«Как изменился Сергей Есенин!.. Поэт, пришедший к нам в квартиру в 1925 году, был измождённым, с лицом испитым, землистым, без возраста. Особенно тягостное впечатление произвела на меня его тощая шея, которую он пытался прикрыть белым кашне. Нарядный иноземный костюм олько подчёркивал его чрезмерную худобу.

 

Воронский заговорил о том, что у Есенина подозревают горловую чахотку, и Есенин обратился ко мне сиплым, сорванным голосом с просьбой прочесть его стихи.»Я уже не могу», – хрипло добавил он. И Вронский пояснил всем, что это, видно, из-за болезни гортани.

 

Чувство жалости к Есенину нарастало во мне, и, желая доставить ему удовольствие. я прочла несколько его стихов. За ужином Есенин выпил немного, но сразу же сильно охмелел…

 

В этот вечер Есенин показался мне умным, сложным, надломленным и душевно неустроенным. Несомненно, уже тогда больные мысли о самоубийстве, о неизбежной скорой смерти терзали его. Несколько раз он повторил в разговоре: «Сколько ещё мне осталось ходить на этой неспокойной, взбаламученной земле?»

 

Долго не могла я отделаться от ощущения, что встретилась со страдающим, запутавшимся человеком. Ничего примечательного он не говорил, зябко покашливал. А когда я узнала о его смерти, вспомнила и не могла отринуть мысль об очень истощённой шее, с двигающимся кадыком. Я пришла в Дом печати, к его гробу. Он лежал загримированный. Несколькими годами позже я прочла, что трагически погибла также и Айседора Дункан, вторая жена Есенина. Её удушила шаль. Я вспомнила тогда, что в гробу поэта лежала телеграмма…

 

…Это была тучная, немолодая женщина. Мне не понравился её танец. Раздражали пыльные широкие пятки и раскачивающаяся большая грудь…

 

Несомненно, каждому самоубийству предшествует чудовищная душевная агония, более страшная, чем телесная. Мне довелось познакомиться с великим поэтом, когда он, тяжело больной, мучительно терзался мыслью о смерти. Он нёс в себе трагедию».

Галина Серебрякова.

Сергей Есенин. («Собр. соч»., т. 6, 1980, с.55).


---

Я не знал таких осатанений -

Книга это иль собачий лай?

Синий том ужасных сочинений

Мне попался в руки невзначай.

 

Не хотелось мне читать такого -

Кто навесил на уши лапшу?

Прикуси язык, Серебрякова,

Не позорь Есенина, прошу!

 

Это приступ лжи, и ты - в припадке?

Взгляд уж больно у тебя косой.

Пишешь ты, мол, раздражают пятки

Балерины тучной и босой.

 

Что ты мелешь? Что за разговоры?

Ведь слова замешаны на лжи.

Ты не стоишь пятки Айсендоры!

Пятки лучше Брежневу лижи!

 

Можно только удивиться вздору.

Жаль, что издают такую шваль!

Видела ли ты, как Айседору

Удушила гибельная шаль?

 

На плетень опять наводишь тени.

Нет, не очерк это, а провал!

Врёшь, Серебрякова! Нет, Есенин

Горловой чахоткой не страдал!

 

Речь твоя на правду не похожа.

Твой рассказ - узоры клеветы.

Врёшь: ведь не просил тебя Сережа,

Чтоб стихи его читала ты!

 

Извини, но врать я не умею.

Так что очень непонятно мне,

Как ты умудрилась видеть шею,

Что была обёрнута кашне?

 

Где твоих воспоминаний грани?

Ведь они не стоят ни гроша.

Если у него - болезнь гортани,

То давно больна твоя душа.

 

Врёшь, Галина, врёшь ты, несомненно,

Потому что знаешь ведь сама:

Не страдал агонией Есенин -

У тебя агония ума.

 

Знаешь, как Есенина не стало?

Ты - одна ведь из его врагов!

Наглая! Не лезь под одеяло

Искренних есенинских стихов!

 

Анатолий Яни.

Москва, 1980 г.

* * *


 

 

Кто убил Есенина?


 

«Учитывая политические особенности 20-30-х годов прошлого

столетия в СССР, есть все основания утверждать о том, что

Есенин был «обезврежен» именно по заказу Сталина».

Владимир Дорошкевич, Алла Дубенюк

(«Кто заказал убийство Сергея Есенина»?

Киев. «Гриновская гостиная», 2012, с.47).

 

«Превращать каждый раз низвергнутого тирана в козла

отпущения уж как-то слишком элементарно. Даже доверчивый

телезритель и тот не поверит».

Наталья Сидоркина

(«Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина».

М., 1995, с. 228).

---

Что? Сталин и Есенина убил?

Подумайте об этом хорошенько!

Кто был свидетелем? Какой дебил?

Есенина ж убила Тимошенко!

 

Зашла она однажды в «Англетер»,

Дверь отворив своей отмычкой ловко,

И говорит: «Прощайся с жизнью, сэр!

Скорей готовь-ка шею! Вот верёвка!

 

Верёвку буду мылить я пока,

Нащупай и разрежь себе ты вену,

Чтоб получилась красная строка!

Потом мы смерти разыграем сцену.

 

Прощанье с жизнью кровью напиши,

Огонь чернил из вены извлекая!

Пиши, что хочешь, только от души.

Ведь жизнь у нас короткая такая!

 

Ты знаешь, друг, не по своей вине

Тебя пришлось мне в «Англетере» встретить:

Дал порученье Сталин лично мне

Тебя, Сергей Есенин, «обезвредить»...

 

Чернела за окошком ночи мгла.

Учёные нашли в архиве справку:

За чуб Серёгу Юлечка взяла

И мастерски накинула удавку.

 

Повесила Сергея на трубе

Под самым потолком кромешной ночью.

И - чёрт возьмии! - вот результат тебе:

Болит теперь у Юли позвоночник.

 

Она ж в ковёр закатывала труп,

Спустить его хотелось ей с балкона.

Однако план тот оказался глуп.

Не улизнула Юля от закона.

 

Пора бы тут нам сделать резюме.

Во всём пусть торжествует правды сила!

Сидит законно Юлечка в тюрьме.

Доказано: Есенина убила.

 

Анатолий Яни.

* * *

 

Кто присобачил Есенину шизофрению?

 

Моему другу – московскому профессору Евгению Васильевичу Черносвитову,

не согласному с Иваном Борисовичем Галантом,

назвавшим Сергея Есенина шизофреником.

 

Я – Галант! Я – учёный, известный на Дальнем Востоке!

Не рычу и не лаю собакой: ведь я – Человек!

Сочиняю о жизни писателей чёрные строки,

Чтоб прославиться как психиатр великий навек!

 

Все писатели – шизики, психи, безумцы, придурки.

Сходит Горький с ума, и Есенин – сплошной деградант.

Достоевский, Андреев и Пушкин – дебильные чурки,

Да и Лермонтов, я вам скажу, никакой не талант.

 

Ведь душа у писателя каждого – та ещё штучка!

Извивается, как в организме болезненном глист.

Ну, а кто такой Фрейд? Шарлатанище и недоучка.

Может, даже, скорее всего, гомосексуалист.

 

Баснописца Ивана Крылова могу обесславить:

Он с животным любым обращаться любил, как с женой.

Только я как профессор могу всем диагнозы ставить.

Я Есенина знаю: он – страшно душевно больной!

 

Я нашёл в его венах комки паранойного бреда!

Лучше всех я как медик с такими больными знаком.

От удавки могла бы Сергея избавить карета,

От верёвки спасти его мог бы один лишь дурдом.

 

Очень жаль мне Галанта, научных мышлений уродца.

Жаль, что грязным объектом его стал чистейший поэт.

Нет, посмертному вскрытию психика не поддаётся!

Да, Есенин – поющего солнца немеркнущий свет!

 

Я прошу вас, учёные, совести хоть не теряйте!

Надо ль делать писателя солнечной жизни врагом?

Ярлыками Галанта писателей не засоряйте!

Ах, ужель и Галанта украсить нельзя ярлыком?

 

Эй, Галант! Ты зачем о каких-то болезнях судачил?

От какой твои опусы эти исходят любви?

Что ж ты шизофрению Есенину вдруг присобачил?

Шизофреником лучше себя самого назови!

 

От кого получил ты заказ опорочить поэта?

Кто задание дал тебе, о сифилитик ума?!

Засекречен ты весь? Не дождусь от тебя я ответа.

И нужна ли кому-нибудь мыслей циничных чума?!Анатолий Яни.

 

Анатолий Яни.

* * *

 

Кто убил Сергея Есенина?


Вместо рецензии на книгу В.Дорошкевича и А.Дубенюк

 

«Певцу и бойцу этой революции, несравненному народному поэту, любимцу массы, творящей чудеса, жмём мы мужественную руку, которая мобилизовала тысячи наших друзей и славно стучала по черепам наших врагов». (Редакция «Правды» Демьяну. –  «Правда», 24 апреля 1924 г.).

«Похоже на то, что рука Демьяна решила постучать по черепу Сергея Есенина».

(Владимир Дорошкевич, Алла Дубенюк «Кто заказал убийство Сергея Есенина?». Киев, «Гриновская гостиная», 2012, стр. 36).

---

Не знал я до сих пор таких «наук» –

О что за уникальный дар витийства!

Мэтр Дорошкевич с Аллой Дубенюк

Раскрыли тайну жуткого убийства.

 

Звонит Демьяну Сталин из Кремля:

– Тебе – задание! Смотри, не дрогни!

Скучает по Есенину земля.

Так что его ты поскорее грохни!

 

Во имя наших будущих карьер –

Плевать нам на декабрьскую порошу! –

Сходи сейчас с кувалдой в «Англетер»

И долбани по черепу Серёжу!..

 

Профессор Дорошкевич – как он мил!

Он объяснил нам, кто такой Придворов:

Поэт Демьян Есенина убил,

По черепу кувалдой пришпандорив!

 

Быть может, Дорошкевич в стельку пьян?

Мутит нас всех от этих разговоров:

«Есенина убил поэт Демьян,

По черепу кувалдой пришпандорив.»

 

Строчить всю эту чушь не мудрено –

Так дурни буквы пишут на заборе.

Жаль, нет Демьяна Бедного давно,

Чтоб этих двух писак он пришпандорил.

 

Убит Сергей. Чьих это дело рук?

Завидует ли кто такому «дару»?

Мэтр Дорошкевич с Аллой Дубенюк

Есенина смогли убить на пару.

 

Анатолий Яни.



.