На острове Кунашир Сахалинской области районный власти запретили военнослужащим, дислоцирующимся в этих местах, проводить учения. Дело в том, что почти весь остров – это заповедник «Курильский», а значит, там не только стрелять, но и ездить на гусеничном ходу, нельзя. Известно, что воинская часть, дислоцирующаяся на острове с 1978 года, все эти годы препонов со стороны чиновников не встречала, и в заповедные места не вторгалась. Как могло случиться, что воинская часть перешла границу заповедника?

 

Скандал между военным командованием и местными чиновниками начался еще три года назад, когда главного специалиста управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Сахалинской области Евгения Герта не пропустили на полигон, чтобы провести экологическую экспертизу почвы. Ему объяснили, что согласно закону, на землях минобороны он может появляться только в сопровождении военных. Чиновник тогда пообещал разобраться, кому все-таки принадлежат земли на острове.

В администрацию района стали поступать жалобы, что учения, которые проводятся на Кунашире, подрывают экосистему заповедника, и в частности: «при проведении огневых стрельб повреждается реликтовый лес совхоза «Дальний» и заповедника «Курильский».

Тут же появилось предписание главного государственного инспектора по охране вышеобозначенного заповедника Евгения Григорьева, в котором он указал, что «во время учений существует большая вероятность возгорания лесного фонда и дальнейшего распространения пожара». «Снаряды с воинского полигона летят прямо в лесной массив заповедника», - писал он. Григорьев предписал командиру воинской части «незамедлительно прекратить артиллерийскую стрельбу».

Командир части Александр Зражевский, такое предписание выполнить не смог. Но доложил вышестоящему начальству, что планирование мероприятий боевой подготовки на новый учебный год, невозможно.

- Мы не можем проводить занятия по огневой подготовке, вождению автомобильной и гусеничной техники, ротных и батальонных тактических учений с боевой стрельбой, - говорит полковник Александр Зражевский. – Чиновники нас связали по рукам и ногам нелепыми документами.

Между тем, Росприроднадзор подал на командование дивизии в суд. Им вменили ущерб государственному лесному фонду в крупном размере, который оценили в 1,5 миллиона рублей. Арбитражный суд 30 января сего года иск экологов удовлетворил и  постановил возместить в полном объеме ущерб ФГУ ГПЗ «Курильский».

Одновременно выяснилось, что на Кунашире за воинской частью никакого полигона не числиться. Дело в том, что только на старой карте земель, имеющихся в распоряжении воинской части - территория войскового стрельбища «Дубовое» действительно продолжает числиться за минобороны. Однако когда проходило повторное размежевание участков земли на острове, леса первой категории, которые имеются на большей части артиллерийского полигона, приписали к заповеднику на правах собственности и на новой карте именно за ним и закрепили.

Такие вольности с землей, по мнению военных юристов, возникли после пожара на кунаширской КЭЧ, произошедшего в 1992 году. Именно тогда сгорели правоустанавливающие документы минобороны на эти земли. Военнослужащие не могли восстановить документы, а значит и доказать свое право. Карты для этого мало оказалось. Земли отошли заповеднику. Получилось, что участок, где стоят казармы и склады воинской части, принадлежат министерству обороны, а все что за забором – земли гослесфонда.

Военные получили очередное предписание: «во-первых, незамедлительно прекратить все(!) огневые стрельбы на территории Южно-Курильского района, во-вторых, вывести незаконно размещенные подразделения к местам постоянной дислокации, и в-третьих, обеспечить беспрепятственный допуск государственных инспекторов всех надзорных ведомств на самостоятельно захваченных земельных участках».

Правда, чиновники тут перегнули палку. Помимо требований прекратить боевую подготовку, они потребовали «предоставить всю документацию, имеющую отношение к проводимым стрельбам…». А она ведь секретная.

Позиция штаба Дальневосточного военного округа, которую озвучил полковник Леонид Кожан, понятна: «положение заповедника таково, что не позволяет в полной мере проводить боевую подготовку соединения на острове Кунашир, а значит - подрывает боеготовность частей и подразделений, расположенных вблизи госграницы…».

Впрочем, министерство обороны РФ готово отказаться от спорных земель, но тогда необходимо выделить другой участок, который можно будет оборудовать под полигон, и использовать для проведения артиллерийских стрельб. Попытка такая была, но военным предоставили такой район, который досягаем разве что с космоса: кругом горы и нет ни одной дороги.

Впрочем, чиновники на компромисс с военными идти упорно не хотят. Напомним, что мэр Южно-Курильска Игорь Коваль совсем недавно отправил министру обороны письмо, в котором просить «оградить горожан от бесчинств солдат расквартированной пулеметно-артиллерийской дивизии и вывезти ее за пределы острова».

В письме, в частности, говорится, что на острове в воинских частях складывается чрезвычайная ситуация, «участились случаи правонарушений и преступлений со стороны необузданного воинства», расквартированного в поселке Лагунное и селе Дубовом. Только в прошлом году бойцами совершено около тридцати правонарушений против жителей этих населенных пунктов. «Военнослужащие совершают набеги на дачные поселки, устраивают кражи и грабежи. Переполнил чашу терпения беспрецедентный инцидент, случившийся в минувший Новый год: по сути - бунт полутора сотен солдат, главным образом выходцев с Северного Кавказа…», - пишет мэр.

Правда, по версии командования ДВО, «используя ложную информацию, направленную против военнослужащих», местная администрация решила отвлечь внимание общественности от накопившихся проблем, в том числе от выделения участка под полигон.

 

Мнения

Сергей Котельников, начальник управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Сахалинской области:

- Представители воинской части сгущают краски и полного запрета для проведения стрельб на острове Кунашир со стороны местной администрации не существует.

 

Игорь Коваль, председатель районного собрания, глава муниципального образования «Южно-курильский городской округ»:

-  Никакой холодной войны у нас с командованием воинской части нет. То, что они просят меня отвести им землю под стрельбище, то я им заявлял и заявляю еще: это не в моей компетенции. Глава города не наделен правами по землеотводу. Эти вопросы надо решать в Москве, так как земли гослесфонда – федерального значения.  

Что касается порядка на территории воинской части, то могу сказать: по этому поводу я написал два письма министру обороны, в которых указал, что военнослужащие конфликтуют с населением, дело доходит до поножовщины и перестрелок. Надо наводить порядок вместе, а не выяснять отношения, кто по чьей земле ходит.

 

Справка

На основании директивы Генштаба Вооруженных Сил СССР и директивы командующего войсками КДВО в 1978 года была сформирована пулеметно-артиллерийская дивизия. В том же году соединение было передислоцировано на Курильские острова. С 1995 года дивизия размещается на двух самых южных островах Курильской гряды - Итурупе и Кунашире.