С чего возник сыр-бор в доме на Яшина, 29? С повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в начале 2010 года. Естественно, не все проживающие в этом панельном доме на 225 квартир без возмущения восприняли очередной тарифный скачок. Масла в огонь подлило разъяснение управляющей компании «Северный округ», что рост стоимости услуг одобрен жильцами, которые участвовали в заочном голосовании.

 

- Когда я пошел в управляющую компанию и добился предоставления итогового протокола, у меня возникло подозрение, что подписи сделаны одной рукой, - рассказывает Александр Лымарь.

 

Он взялся на поквартирный обход. В рабочие дни поднимался по лестничным маршам вечерами, в выходные дни и 23 февраля - едва ли не с утра. Два месяца неустанных хождений подтвердили: жильцы дома в протоколе заочного собрания не расписывались. Значит, бумага, которую показывали в управкомпании, - фальшивка. И оснований для увеличения тарифов упомянутый «Северный округ» не имел.

 

Хотя тайное стало явным лишь после судебного разбирательства. Возможно, тогда граждане, воодушевленные раскрытием аферы управкомпании, увидели в Лымаре человека, который способен защитить их интересы. Для самого Александра Федоровича, длительное время возглавлявшего социально-экономический отдел краевого объединения профсоюзов, непривычно близкое знакомство с ЖКХ, причем, на правах рядового собственника, было не в тягость. Напротив, оно мобилизовывало правовые навыки и душевные силы.

 

Как отреагировало на подлог в компании «Северный округ» городское управление ЖКХ? Может, ее отстранили от работы на жилмассиве, который превосходит такие города края как Амурск и Совгавань? Или же сняли Владимира Крахина, возглавившего ООО «Северный округ» после руководства муниципальным предприятием?

 

Похоже, в мэрии не первый раз закрывают глаза на то, что заочное голосование, разрешенное Жилищным кодексом, трансформируется в плутовство. Мария Глухова и Анна Медведева, живущие в доме №31Г по улице профессора Даниловского, говорили мне, что их дом не голосовал за управкомпанию «Сервис Центр». Активисты дома №21 по улице Демьяна Бедного обошли все этажи своей многоэтажки и убедились, что никто не подписывал бумаг в поддержку управкомпании «Бруслит Сервис». Правда, те и другие не потребовали протокола заочного голосования, как это сделал Лымарь, не обратились в судебные инстанции. Но означает ли это, что короли хабаровского жилкомхоза безупречны, а жильцы возводят на них напраслину?..

 

Неизвестный «Комфорт плюс»

 

Проживающие в девятиэтажке на Яшина, 29 решительно не хотели жить по-старому, когда «Северный округ» как управляющая компания и «Восток Сервис» как обслуживающая организация функционировали бесконтрольно. Лымарь согласился возглавить товарищество собственников жилья (ТСЖ), поставив в известность сподвижников, что оставлять работу не намерен, однако приложит максимум усилий, чтобы в доме не протекала крыша, было чисто в подъездах и во дворе.

 

Хотя свой первый визит в качестве председателя ТСЖ Александр Федорович нанес в ООО «Северный округ», предложив управкомпании исполнять те же обязанности, но под контролем товарищества. «Контролеры нам не нужны», - примерно так было сказано ему. Тогда он направился в «Восток Сервис», но и там быть товариществу партнером отказались.

 

Как он вышел на управкомпанию «Комфорт Плюс», которая обслуживает одну-единственную панельку на Малиновского, 27?.. Услышал, что ее директор - не из числа приближенных к городской администрации кадров вроде Крахина, что без проблем получили в управление десятки, а то и сотни многоквартирных домов. И действительно, Татьяна Казарина, возглавляющая «Комфорт Плюс», в Хабаровске недавно. Всю жизнь работала в Магадане, где руководила передвижной механизированной колонной, управлением капитального строительства горисполкома.

 

После разговора с ней в Южном микрорайоне и осмотра многоэтажки, которую обслуживает «Комфорт Плюс», у Лымаря не осталось сомнений, что перед ним человек опытный, требовательный, инициативный. Приятно удивила новация: жильцам, которые своевременно рассчитываются за услуги, управкомпания предоставляет 5-процентную скидку. На вопрос о контроле Татьяна Александровна отреагировала дружелюбно: «Да хоть каждый день контролируете, когда создадим у вас свой участок…»

 

Вероятно, не все поверят, что «Комфорт плюс» не отмахивается от жильцов, как от назойливых мух. Ожидаем и такой вопрос: не принял ли Лымарь желаемое за действительное?

 

- Я живу в доме на Малиновского, 27 с того времени, как он был заселен. За тридцать с лишним лет нам первый раз повезло с обслуживающей организацией, - говорит Марина Алексеевна Курбатова. - Крыша всегда текла так, что спасения не было. «Конфорт Плюс» сразу сделал ремонт, теперь живем и радуемся. А что было в подвале? Там фекалии плавали: вонь была страшная и в доме, и у дома. «Комфорт плюс» восстановил канализационную систему, но прежде все нечистоты были собраны в пластиковые мешки и вывезены. Восемь раз машину загружали, я сама видела…

 

Не товарищество, а уполномоченный

 

Пока Лымарь был озадачен подбором управкомпании, пока шла передача документов от ООО «Северный округ» к ООО «Комфорт Плюс», оказалось, что деятельные новации поддерживают не все. Александр Федорович и члены правления товарищества не подозревали, что состоялось собрание, проведенное заочно, которое ликвидировало ТСЖ и выбрало уполномоченного по дому. Кардинальным образом изменилась форма управления многоквартирным домом, что вписывается в правовое поле, хотя и представляет собой, как выражаются некоторые законодатели, новеллу.

 

Уполномоченным по дому была утверждена Татьяна Борисова, работавшая в системе ЖКХ и прописанная на Яшина, 29. С ней Лымарь встретился в Кировском райсуде, куда переместилось разбирательство между сторонниками товарищества и его ниспровергателями. Там же Александру Федоровичу попался на глаза юрист, который отстаивал интересы ООО «Северный округ», уличенного в подлоге. Было очевидно, что юрист в одной связке с Борисовой и ее сподвижниками.

 

- Вопрос не только в том, что управляющая компания, как и обслуживающая организации, потеряли доходы, поскольку «Комфорт Плюс» приступил к исполнению обязанностей и платежи за услуги стали поступать ему, - говорит Лымарь. - Предстояло разбирательство с помещениями общего пользования, где жили гастарбайтеры, еще какие-то люди. Как я понимаю, незаконно. Вряд ли эти помещения оборудованы счетчиками. Выходит, за электроэнергию и отопление, горячую и холодную воду - в общем, за все услуги, которыми годами пользовались нелегалы, которых поселили то ли «Северный округ», то ли «Восток Сервис», расплачиваются жильцы дома. Как говорится, за себя и за того парня. Мы намеревались положить этому конец…

 

Не успели. Активность нежданно появившихся оппонентов отодвинуло планы как ТСЖ, так и привлеченной им управкомпании. Но чем руководствовались ниспровергатели товарищества, почему они приняли юридическую поддержку ООО «Северный округ», которое дискредитировало себя липой?

 

- Вам известно, что Кировский райсуд признал правомерным наше собрание? - спросила Татьяна Николаевна Борисова, которой я позвонил, чтобы задать эти вопросы, но она сразу поставила точку в разговоре. - Если вы в курсе решения суда, то мне добавить нечего…

 

Действительно, Кировский райсуд посчитал законным собрание, которое заочно провели Борисова и ее сторонники. Из этого следует, что ликвидация товарищества, как и выборы уполномоченного по дому, соответствуют законодательству. Не желая вступать в спор с Фемидой, я все же замечу: в ответе районной прокуратуры на обращение жильцов, а также в разъяснении краевого министерства ЖКХ на их же запрос приведены иные доводы. В том числе такие: ликвидация товарищества неправомерна, как и попытка заменить его уполномоченным по дому.

 

Лымаря поддерживают одни жильцы дома, в котором разгорелся конфликт, Борисову - другие, в принципе можно понять тех и других. Как и желание Борисовой разорвать отношения с ООО «Комфорт Плюс», приглашенным Лымарем. Заключение договора на обслуживание дома с другой организацией тоже объяснимо, однако то, что предприняла новоявленная домоправительница, вызывает по меньшей мере удивление. Борисова доверила дом ООО «Восток Сервис» - той самой обслуживающей организации, которая функционировала в связке с ООО «Северный округ». Не эта ли «сладкая парочка» годами изматывала нервы жильцов упомянутой многоэтажки необязательностью и халтурой?..

 

Потоп на 9-м этаже

 

Можно ли сравнить работу ООО «Комфорт Плюс» и ООО «Восток Сервис»?

 

- Конечно, можно, - соглашается Вера Ивановна Позынич, проживающая на Яшина, 29. - «Комфорт Плюс» выполнял влажную уборку лифтов, «Восток Сервис» этого не делает. «Комфорт плюс» содержал в чистоте подъезды - «Восток Сервис» не выметает мусор с лестничных маршей неделями. «Комфорт плюс» убирал двор - на «Восток Сервис» весной я вынуждена была писать жалобу, потому что дворник ничего не делал…

 

В непогожие майские дни квартиру Позынич на последнем, девятом этаже в очередной раз затопило. Она отнесла заявление в диспетчерскую ООО «Восток Сервис», однако там отказались его принять. Пытаясь остановить потоп в квартире, Вера Ивановна дозвонилась до единой дежурно-диспетчерской службы правительства края, где обещали повлиять на «Восток Сервис». Некоторое время спустя ее представитель позвонил Позынич, чтобы сообщить: «Восток Сервис» игнорирует все указания и просьбы правительственной службы. Похоже, получив поддержку г-жи Борисовой, обслуживающая организация посчитала, что ей можно ничего не делать, пренебрегая жалобами собственников и обращениями уполномоченных органов.

 

- «Восток Сервис» ремонтирует крышу почти каждый год, - продолжает Позынич. - Однако после каждого ремонта она протекает еще больше. Потому что рубероид укладывают не в три слоя, как положено, и не в разных направлениях, - объясняет она, вынужденная изучить технологию ремонта. - Я уверена, это воровство, наверное, уже не один миллион в карман положили…

 

Итак, незачем чинить крыши, убирать дворы и подъезды. Даже если возмущенные жильцы создают ТСЖ с намерением навести порядок, на всякое действие есть противодействие. «Голова, котелок - он ведь варит, кумекает! Шарики бегают. Мозги шевелятся», - витийствовал незабвенный Райкин, но чего больше в этом монологе - смеха или горечи?

 

Михаил Карпач,

«Приамурские ведомости», 18.06.12

.